Кто-нибудь знает, что такое корпоративные ценности? По-моему, никто. Хотя понятие используют все кому не лень. Я не имею в виду обычный пафос пиарщиков и эйчаров, которым по должности положено играть в эти игры. И не находя ответ, предлагаю свой взгляд. Итак, что же такое корпоративные ценности компании?
Я выделяю три группы корпоративных ценностей. Они не связаны друг с другом и имеют место в любой компании независимо от размера и направления бизнеса.
Главенство личности или результата. Очень часто компании требуют от работников безупречного исполнения своих функций. Все бизнес-процессы описаны, а критерии эффективности обозначены. И работник становится винтиком в огромной машине. Его личные проблемы никого не волнуют, любой винтик легко заменить, кадровый резерв уже сформирован. Возможна ситуация, когда в организации просто царит культ результата и статус работника зависит от его достижений. А возможен другой подход – бизнес подстраивается под личность, чтобы максимально раскрыть ее потенциал.
Консерватизм или креативность. Есть бизнесы, жизнеспособность которых зависит от строгого соблюдения правил. В первую очередь это финансы. И работа бухгалтера или банкира отфильтровывает людей подобного типа – точных, последовательных, внимательных. На другом конце шкалы находится творческая лаборатория – стартап или рекламное агентство. Здесь ситуация обратная, будешь как все – проиграешь. И этот тип корпоративных ценностей проявляется в компании во всем – в стиле принятия решений, в интерьере офиса, в поведении и одежде персонала.
Важность формы или содержания. В любой компании всегда есть дефицит ресурсов. И распределяться они могут двумя принципиально разными способами. Можно отдавать ресурсы туда, где они принесут максимальную пользу бизнесу. А можно делать это в соответствии со статусом работников. Или по другим формальным признакам. Например, наличие служебных машин и личных секретарей в 90% случаев никак не связаны со служебной необходимостью.
Этими ценностями можно управлять. Правда, медленно и болезненно, но можно. Подбором людей определенного типа, внутренним пиаром идей и методов управления. И конечно, системой поощрений и наказаний.
Я всегда ненавидел бюрократов. Даже когда сам был таковым. Был у меня период в жизни, когда приходилось быстро принимать много решений по вопросам, в которых я не петрил. Этот опыт здорово помог мне понять причины бюрократии. А причины следующие.
1. Ответственность за принятие решения. В 99% случаев ответственность за неправильный отказ отсутствует. А дав согласие, берешь на себя ответственность за результат. Очень хороший пример – кредитный скоринг (оценка клиента). Ни в одном банке, ни один специалист не несет ответственности за ошибочный отказ в выдаче кредита. То же относится и к эйчарам, которые не берут на работу хорошего кандидата. Вот и отказывают при малейшем сомнении.
Еще один пример. Однажды начальник спросил мое мнение по поводу входа в проект. Я предложил собрать еще информацию, и даже сказал, какую. На что мне было сказано, что я бюрократ и полной информации не будет никогда. В проект мы зашли, кончилось все очень плохо, несмотря на героические усилия. Но совесть у меня была чиста, играть в рулетку я не хотел изначально.
Именно это и есть одна из основных корпоративных ценностей бюрократии. Только одни уклоняются от принятия решения, а другие стараются принять его осмысленно и собрать больше информации. А со стороны подготовка дополнительных документов ничем не отличается от следования принципу "чем больше бумаги, тем чище жопа".
2. Загруженность принимающего решение. Обычно на обработку документа дается несколько дней. Умножив на количество инстанций, получим 2-3 месяца. А есть еще срочные документы, которые обрабатываются вне очереди. У меня был знакомый, который принципиально не приступал к обработке документа, пока его не пинали сверху. Отмечу, что метод суперэффективный – 50% документов оставались в ящиках его стола. Верно и обратное, чтобы документы двигались, им нужно "приделать ноги". То есть лично или по телефону контролировать их движение.
3. Отлаженность бизнес-процессов. В больших структурах все процессы строго регламентированы. Иногда законодательно. А просто так нарушать писаные инструкции, а тем более законы, никто не любит. Причем развитие системы часто отстает от времени. Некоторые вещи давно потеряли смысл, а регламент никто не изменил. Вот и собираем миллион никому не нужных справок.
4. Боязнь за свое кресло. Все хотят справедливости, но почему-то никто не хочет страдать за правду. Все становится еще хуже, если решение принимать нельзя ни под каким видом. Например, есть два сильных игрока, каждый со своим мнением, причем диаметрально противоположным. И любым решением автоматически наживаешь себе врага. С этим ничего не сделать, любой нормальный человек не будет становиться между молотом и наковальней.
5. Наличие мошенников и дураков. Их очень мало, но они есть. А у нас принято предъявлять начальству козла отпущения. Получается, чем меньше принимаешь решений, тем труднее привлечь к ответственности.
Все эти причины делают бюрократа полностью зависимым от функции. Очень редкие руководители имеют иммунитет к этому яду. Они не превращаются в функционеров и способны генерировать новые идеи для бизнеса.
Вот и все. Бюрократы – это обычные люди, такие же, как мы с вами. И попав на должность, где нужно нести ответственность, все люди меняются. Это как вампир укусил человека и тот стал вампиром. Да, он теперь пьет кровь и боится света. Но ведь он же вампир, это в его природе! А стоит бюрократу потерять кресло, он тут же становится нормальным человеком. Откудо-то появляются здравый смысл, логика и решительность. Похоже, кусать бюрократа надо постоянно, иначе излечится…