Недавно я писал о том, представляет ли умный подчиненный опасность для начальника. Сегодня хочу посмотреть на проблему с другой стороны. Зададимся вопросами, представляет ли начальник ценность для подчиненного и что с этим делать.
Для начала пара примеров из жизни. Работая молодым клерком, начальником отдела я имел близкого друга двух начальников рангом повыше. Академический ученый, блестящий математик, обаятельный мужик – руководитель он был никакой, это понимал даже такой теленок, как я в те годы. И вот он переманил главным специалистом настоящего профессионала, человека, владеющего вопросом, знающего методики, с профильным образованием и опытом работы, автора статей в журналах.
В отсутствие реального руководства я поступал просто – шел к начальникам рангом выше и решал все свои вопросы. Общался с внутренними клиентами напрямую. Все были довольны, работа шла как-то сама собой. Со своим начальником я общался только в курилке. Но новый специалист так не смог. Пару месяцев он осваивался, потом предложил свой план работы. Естественно, его продинамили, причем несколько раз. Он прекрасно понимал как улучшить качество работы, давал предложения, но начальник его не слушал. Хвалил, соглашался, но ничего не делал. Подсиживать начальника новичок не стал. Он взбунтовался и пошел на конфликт. Открыто заявил, что начальник – бездарь и предложил боссам свой план работы. Исход был очевиден. Скандал спустили на тормозах, бездарного начальника спасла дружба с боссами.
Еще пример. Моим начальником был сильный лидер. Опытный и амбициозный, он не признавал слова "нет". Он спрашивал очень строго и жестко и не принимал никаких оправданий. Но он достойно платил. И с каждым повышением в должности тянул меня за собой. Работать с ним было очень некомфортно. Подсиживать его мне даже не приходило в голову.
У меня были и другие начальники, но эти двое – предельные случаи. Были подчиненные, которые метили на мое место, пытались подсиживать. Изложу свой опыт системно. Подчиненный имеет четыре варианта взаимодействия с начальником.
Высокая лояльность – работать с максимальной эффективностью, делать все, чтобы улучшить отношения с начальником, поддерживать все интересы, пиарить его и продвигать наверх.
Нейтралитет – исполнять обязанности в соответствии с должностной инструкцией и нормами деловой этики, не предпринимать враждебных действий, но и не поддерживать чужие интриги и отношения.
Использование как ресурс – работать по минимуму, лишь бы не уволили, все силы бросить на рост собственной ценности (наработка связей, обучение, участие в интригах, формирование клиентской базы, создание начального капитала и пр.). Потом поменять работу или должность.
Конфронтация – вступить в борьбу за кресло начальника, подсиживать его всеми возможными методами (подставы, самопиар, выход на следующего начальника и т. д.).
Поскольку любыми отношениями надо управлять, вариант надо выбирать как можно раньше и максимально его придерживаться. А выбирать очень просто, надо оценить справедливость организации и силу начальника.
В справедливой организации у вас есть уверенность, что хорошая работа будет системно вознаграждена. Оценка "справедливости" очень субъективна, это как корпоративный дух, измеряется в ощущениях. Основной критерий – большая часть работников достойна своих должностей, нет блатных, клоунов и руководящих идиотов. Выбор очевиден, надо эффективно работать.
Сильный начальник обязательно пробьется вверх и потянет за собой лучших подчиненных. Из несправедливой организации начальник может уйти с повышением. В обоих случаях надо впрягаться в команду и эффективно работать.
В несправедливой организации или со слабым начальником шансы достойной оценки работы резко падают. Выбор тоже очевиден – организацию надо использовать в своих целях. Если есть силы, можно побороться за кресло начальника.
Нейтралитет обладает свойством, что от него нет ни хорошего, ни плохого. Это просто перекладывание ответственности за свою жизнь на других.