Во многих отраслях фирмы объединяются в некоммерческие организации (НКО). Ассоциации риэлтеров, объединения перевозчиков, партнерства торговцев, список можно долго продолжать. Все их объединет одно – они состоят из нескольких крупных и большого числа мелких фирм, контролирующих большую часть своего рынка. Декларируют они следующие цели.
Сокращение издержек за счет масштаба – централизованные закупки техники, сырья, топлива, финансовых услуг.
Контроль качества – за счет проверки собственными силами всех участников объединения и введения дополнительных стандартов качества.
Централизованное лоббирование интересов всех участников в государственных органах.
Однако по здравому размышлению, эти цели вызывают некоторые сомнения. Вопросы вызывает следующее.
Почему-то практически никто из некоммерческих организаций не использует эффект масштаба. Да он им и не нужен, ведь у крупных игроков и так есть все возможные скидки. А ради мелких никто не будет напрягаться.
Почему-то при выявлении проблем официальными органами принадлежность виновника к некоммерческой организации не афишируется. А если журналисты прижмут к стенке, ответ будет в стиле "он самостоятельный хозяйствующий субъект, виноват, пусть ответит по закону".
Вхождение в состав партнерства или ассоциации активно используется в рекламе. Причем рекламируются не качество работы или низкие цены. А сомнения в надежности фирм, не участвующих в партнерстве. То есть "только мы хорошие, остальные плохие".
Возьмем к примеру агентство недвижимости. Больше всего люди боятся, что их оставят без квартиры и без денег, вопрос доверия играет первостепенную роль. И членство в ассоциации агенств недвижимости города или региона дает людям иллюзию дополнительной надежности. Картину дополняют всякие сертификаты и грамоты, висящие на стенах. Мало кто понимает, что в случае проблем агество ни за что не отвечает, независимо от членства в любых партнерствах.
А объясняется все очень просто. Компании объединяются в НКО, чтобы ограничить конкуренцию на рынке. Чтобы новым игрокам было трудно зайти. Чтобы получить дополнительную имиджевую рекламу и ввести в заблуждение клиентов. Особенно ясно это видно, если такие объединения имеют официальное влияние. Например, саморегулирующиеся организации (СРО).
К чему все это? К тому, что кризис изменил весь ландшафт бизнеса. И сейчас смотреть надо на суть вещей, а не на красивую обертку. Главной ценностью в бизнесе стало соотношение цены, качества и надежности, а не упаковка как раньше.