Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записки предпринимателя

  Все выпуски  

Влияние кризиса и конкуренция


Влияние кризиса и конкуренция
2009-09-26 07:22 Justsoblogger <mail@justsoblogger.com>

влияние кризиса, конкуренция
Вокруг все говорят о трудностях ведения бизнеса и высокой конкуренции. Казалось бы мне как потребителю или закупщику для бизнеса сейчас раздолье. Можно вить веревки из желающих мне что-либо продать. Ничего подобного! Разберемся, почему.

Например, супермаркет возле дома. Не представляю, что нужно сделать, чтобы я перестал туда ходить. Разве что повысить цены процентов на 20 или увеличить очереди на кассе. Только тогда я пойду в магазин за 800 метров или буду ездить раз в неделю в Ашан.

Автосервис. Сейчас меня все устраивает, за несколько лет проблем не было. Я в жизни не буду рисковать машиной и гнаться за копейками в попытках найти что-нибудь получше.

Турфирма. Я редко летаю по путевке, но некоторый опыт есть. За несколько лет я познакомился с директором и менеджерами. Уверен, если будут срывы, они не будут кидать и динамить, как это часто бывает.

Банк. Как выбирать банк – это отдельная тема. Здесь огромное значение имеют связи и я этим активно пользуюсь.

А что в бизнесе? Топливо и энергоресурсы дорожают, рубль падает. Растут ставки по кредитам, причем сами кредиты дают не всем. Единственные, кого влияние кризиса заставило сильно снизить цены – это владельцы офисов. Из всех постоянных издержек уменьшились только зарплаты. Больше экономить не на чем.

Немного общих слов. Возьмем для примера какой-нибудь узкий региональный рынок типа ремонта автобусов или обслуживания оборудования для парковок. Все игроки тщательно выбирают поставщиков. Строят отношения, выбивают скидки, узнают все сильные и слабые стороны продукта. И незначительные ухудшения условий работы (например, повышение цены или разовый сбой) никак не подтолкнут к смене поставщика.

Что получается в результате. За несколько лет я провел работу по выбору партнеров, оброс связями и знакомствами, получил скидки и внутреннюю информацию. А некоторые поставщики вообще являются монополистами. И я не одинок в этом мнении. У меня полно знакомых, несущих все издержки влияния кризиса – уменьшение объемов и снижение доходов и продажных цен. А плюсами ситуации воспользоваться не получается, никого не заставишь снизить цены – либо долгосрочные отношения, либо монополия.

Читать в Яндекс.Ленте или Friendfeed, подписаться на фид, RSSe-mail, или Twitter.

Пользователи Livejournal имеют возможность оставлять комментарии в этом блоге под своим именем в ЖЖ (в подписи комментария выбрать профиль "LiveJournal"). Зафрендить меня можно здесь. Отслеживать комментарии можно через RSS (справа вверху) или e-mail (ссылка под формой ввода комметария).

Система мотивации персонала – что выбрать?
2009-09-26 14:54 Justsoblogger <mail@justsoblogger.com>


Я уже писал о том, что размер оплаты труда – вещь очень субъективная. В дополнение скажу, что значение имеет и форма оплаты, обычно называемая системой мотивации персонала в части материального стимулирования. Для того, чтобы оплата труда максимально влияла на мотивацию, необходимо наличие двух видов связи – между деятельностью и результатом и между результатом и оплатой. Мне встречались следующие системы оплаты труда. В жизни их гораздо больше, но эти – самые популярные.
  • окладная – отсутствует оба вида связи
  • окладно-премиальная – добавляется премия за отсутствие срывов или нарушений; присутствует слабый второй вид связи
  • штрафная – законодательно запрещена, но вопрос решается через лишение гарантированной премии или зарплатные схемы
  • сдельная – стимулирует приписки и сокрытие брака, работают оба вида связи; не защищает доходы работника в случае вынужденного простоя
  • управление по целям (MBO) – малая гибкость, люди работают только на оплачиваемые цели, вспомогательные задачи и помощь коллегам игнорируются; задействованы оба вида связи
  • оплата по показателям деятельности (KPI) – то же самое, но показателей гораздо больше, чем целей и гибкость отсутствует напрочь; недостатки те же, но их гораздо меньше; задействованы оба вида связи
  • оклады и календарные выплаты (квартальные премии или годовые бонусы) – как правило, связаны с прибылью; второй вид связи обычно слабый, есть проблемы со справедливостью распределения бонусов между работниками
  • оклады и периодические субъективные премии – оба вида связи очень сильные, но есть те же проблемы со справедливостью.

По моему опыту, почти все старые советские предприятия в системе мотивации персонала используют первые 4 пункта, современные и западные – последние 4 пункта. Плюсы и минусы очевидны. У нас все держится на отношениях и способности быстро мобилизовать резервы. У них – на справедливой оплате результатов труда за счет политики и отказа от личных отношений.

Я обычно применяю комбинацию второго и последнего пункта. Ежемесячная премия не дает работнику расслабиться, а разовые выплаты (например, за крупного клиента или завершение проекта), дают работнику очень сильную обратную связь от руководства. Причем для уменьшения субъективности этот способ применяется всеми руководителями для поощрения своих подчиненных. Это влияет и на мотивацию, и на внутренний PR, и на сплоченность, и на лояльность персонала.

Читать в Яндекс.Ленте или Friendfeed, подписаться на фид, RSSe-mail, или Twitter.

Пользователи Livejournal имеют возможность оставлять комментарии в этом блоге под своим именем в ЖЖ (в подписи комментария выбрать профиль "LiveJournal"). Зафрендить меня можно здесь. Отслеживать комментарии можно через RSS (справа вверху) или e-mail (ссылка под формой ввода комметария).

Как разрушить власть авторитета?
2009-10-12 10:54 Justsoblogger <mail@justsoblogger.com>

Все мы часто сталкиваемся со словесными штампами. Особенно это заметно в споре, когда нам говорят "ты должен" или "так принято". Иногда даже ссылаются на какой-нибудь древний авторитет или устоявшиеся традиции. Власть авторитета настолько сильна, что в такой ситуации логичный вопрос "почему?" часто остается без ответа, а иногда даже вызывает сильный негатив. Потому что разумный ответ в этом случае возможен очень редко. По следующим причинам.
  • Жизнь меняется, поэтому некоторые традиции устаревают. Причем те, которые раньше были незыблемыми. Их нарушение просто подрывало основы культуры. Например, мини-юбки. 100 лет назад никто не мог предположить, что они станут повседневной одеждой. 50 лет назад носить мини было просто смело. Сейчас на эту тему никто даже не заморачивается. Еще один пример - запрет на употребление свинины в некоторых культурах. Корни этого запрета растут из жарких стран, когда не было нормальной возможности хранить мясо. А свинина портилась быстрее всего. Сейчас, когда почти везде доступны холодильники, отказ от свинины выглядит просто пережитком прошлого.

  • Авторитеты могут ошибаться. Даже гении, опережающие свое время. Многие из них были потом опровергнуты или оспорены. А в некоторых объемных источниках мудрости, например в библии или пословицах, всегда можно найти противоположные по смыслу идеи. Например, "без труда не вытащишь и рыбку из пруда" и "работа не волк, в лес не убежит".

  • Люди часто думают за других. Для многих смысл жизни состоит в следовании традициям, чтобы "все как у людей". Иногда мы слышим "а что люди скажут?". Хотя на самом деле люди могут не сказать ничего. Или не заметить. Или разделить наше мнение. И самое главное, мнением других людей иногда можно просто пренебречь.

  • Многие проблемы не имеют единственного решения на все случаи жизни. В действительности большая часть проблем имеет несколько вариантов решения со своими плюсами и минусами.

  • Люди не любят принимать решений. Особенно если есть возможность подчиниться власти авторитета. И переложить на нее ответственность. Очень показательны в этом отношении эксперименты Милгрэма, когда испытуемые спокойно "истязали" подставных актеров, думая, что причиняют им боль. Свой дискомфорт от "пыток" они подчинили власти авторитета сидящего рядом "ученого", требующего продолжения эксперимента.
Получается, что в такой ситуации критерием истины будут внутренние ценности. Достаточно увидеть суть вещей и решить, что для нас важнее, собственный комфорт или следование традициям или авторитетам. Хотя иногда комфортнее подчиниться власти авторитета и просто отказаться от спора...


Читать в ЖЖ,   Friendfeed,  e-mail,   RSS или   Twitter.


В избранное