История, достопримечательности Крыма Пещерные города Крыма
Церкви городища | Пещерные города Крыма
Тепе-Кермен - церкви городища
Подавляющее число внутрискальных сооружений здесь (около 85%) использовалось
для хозяйственных нужд. Из них около 88%, или 170-180 помещений, являлись хлевами
для животных. Остальная часть хозяйственных помещений представляла подвалы усадеб,
цистерны для хранения воды. Нехозяйственные пещеры использовались для жилья
и захоронения.
Среди пещер Тепе-кермена особый интерес вызывают две церкви. Одна — «церковь
с ризницей» (данные названия пещерных церквей в научный оборот введены Н.
Боровко (1913) находится в северо-западном обрыве городища. Попасть в нее можно
не поднимаясь на плато. Вторая, «церковь
с баптистерием», расположена на самом плато, на его северо-восточном краю.
Непосредственная близость Тепе-кермена от Бахчисарая и обилие искусственных
пещер уже с начала XIX в. сделали его одним из наиболее популярных объектов
посещения. Отметим самые интересные сообщения о церквах городища, встречающиеся
в литературе.
П. Сумароков в начале XIX в. составил первое небольшое описание «церкви с баптистерием»
и опубликовал ее глазомерный план.
Краткие сведения о церкви встречаются в «Крымском сборнике» П. Кеппена. Интересно
замечание ученого: «Каких трудов стоило изсечь этот дом божий? Каким терпением
должны были обладать те, которые оставив по себе этот памятник сами погружены
в мрак забвения».
Оставил нам описание и рисунки церкви Дюбуа де Монпере. Упоминает о ней В.Кондараки.
В 1890г. житель Бахчисарая И. Пузатов расчистил храм от мусора, проделал в
нем окна и двери, пригласил священника и отслужил молебен. Он же заметил замазанную
известью надпись на стене напротив входа, скопировал ее и передал в Одесское
общество истории древностей. В. Латышев опубликовал следующий перевод: «Выкопана
могила сия по собственному моему желанию Полит...ом. Расширение (сделано) от
раба Божия, благочестивейшего Мануила ...». Полностью текст восстановить не
удалось, не было сделано и точной копии, поэтому ученый не счел возможным ее
датировать.
В.Юргевич и А.Попандопуло-Керамевс на основании этой же копии, по палеографическим
данным, все же попытались установить хронологию надписи, но их мнения разошлись:
первый считал ее позднейшей, а второй счел возможным отнести к IX— Х вв.
В 1927 г. краткий обзор пещерных церквей Тепе-кермена был составлен И. Никольским.
Касаясь «церкви с баптистерием», он сообщал: «Справа от жертвенника, под известкой
можно различить контуры Христа, изсеченного прямо на стене». Это кажется странным,
так как ни в более ранних работах, ни в более поздних об этом не упоминается.
Скорее всего, «изображение Христа» является не более чем плодом фантазии Н.
Никольского. Подробные сведения о рассматриваемых памятниках можно найти в неопубликованной
«Археологической карте ...» Н. Репникова.
Касаясь упомянутой датировки надписи, предложенной Попандопуло-Керамевсом,
он замечал: «Столь ранняя датировка по общему характеру пещерного храма, нам
представляется невероятной».