История, достопримечательности Крыма Кизил-кобинская культура - этническая принадлежность
Этническая принадлежность | Древний Крым
Кизил-кобинская культура - этническая принадлежность
Этническая принадлежность кизил-кобинской культуры давно обсуждается
археологами. Первое осмысление недавно открытых памятников привело Г.А.Бонч-Осмоловского
к мысли об их принадлежноститаврам.
Позднее эта идея нашла поддержку у многих исследователей, оперировавших гораздо
более значительным археологическим материалом. Однако уже в 1930-е гг. В.Н.Дьяков,
отметив противоречия между данными археологии и сведениями письменных источников,
предположил, что кизил-кобинская культура таврам не принадлежала. Эта точка
зрения также имеет сторонников, предложивших в ее поддержку новые аргументы.
Дискуссия об этнической принадлежности кизил-кобинской культуры подробно освещалась
в печати, поэтому ограничимся лишь конспективным изложением аргументов сторонников
обеих гипотез.
Авторы, признающие кизил-кобинскую культуру таврской, обычно опираются на следующие
факты:
1. Безусловно таврские могильники из каменных ящиков, расположенные на Главной
гряде крымских гор и на Южном берегу Крыма, датируются VI - V вв. до н.э., кизил-кобинские
памятники в предгорьях- VIII-III вв. до н.э. Следовательно, хронологически культура,
представленная каменными ящиками, соответствует одному из этапов кизил-кобинской
культуры.
2. В письменных источниках, относящихся ко времени более раннему, чем II в.
до н.э., не содержится упоминания об ином, кроме тавров, народе, населяющем
Крымские горы и предгорья.
3. Практически все типы вещей, обнаруженные в таврских каменных ящиках, найдены
также при раскопках кизил-кобинских поселений и могильников.
Те исследователи, которые считают, что кизил-кобинская культура оставлена иным
народом, этноним которого не сохранился в письменных источниках, обычно приводят
следующие аргументы:
1. Данные археологии, согласно которым кизил-кобинцы были земледельцами и скотоводами,
не соответствуют свидетельствам письменных источников, где тавры представлены
как грабители и пираты.
2. Существуют различия в конструкции погребальных сооружений и в погребальном
обряде населения предгорий, с одной стороны, и населения Главной гряды и Южного
берега Крыма, с другой. Материалы из раскопок кизил-кобинских поселений сравнить
практически не с чем, так как исследовано только одно всеми признанное таврское
поселение - на горе Кошка.