Сегодня
мы познакомим вас с гофрированием — интересной разновидностью гибки.
Гофрированные материалы издавна широко применяются в технике. Ведь они
обладают значительно большей жесткостью и прочностью по сравнению с
гладкими листами из того же материала. Правда, повышается их прочность и
жесткость только при определенных направлениях приложения сил, а в
других направлениях они, наоборот, более гибкие. Это их свойство тоже
используется — для защиты подвижных частей механизмов и конструкций.
Например, их применяют в оптических приборах (мехи фотоаппаратов), на
транспорте (при сочленении вагонов поезда).
Особенно широко применяются гофрированные материалы в строительных
конструкциях. Например, гофрированная листовая сталь, гофрированные
асбоцементные листы идут на кровли зданий. Благодаря легкости и в то же
время повышенной прочность их можно укладывать в довольно больших
пролетах. Гофрированной сталью или пластиком обшивают стены и кровли
неотапливаемых помещений — гаражей, ангаров, складов, торговых палаток.
Гофрированные листы из дюралюминия незаменимы в самолетостроении. Они
служат конструкционными элементами крыльев самолета, прочными и легкими,
поддерживающими наружную обшивку крыла.
Гофрированный картон применяется для изготовления легкой и прочной тары.
Широко применяются гофрированные формы и для декоративного оформления
интерьеров — стен, потолков, перегородок...
Новогодняя
елка, украшенная фабричными игрушками, несомненно, выглядит очень
эффектно. Но особую теплоту и неповторимое своеобразие ей все же придают
выполненные со вкусом самодельные игрушки. Приятно получить такую
игрушку и в подарок на память о веселом новогоднем празднике. Хотим
рассказать вам о том, как сделать игрушки из довольно необычного
природного материала — засохших стеблей травянистых растений.
Зимой над сугробами возвышаются раскидистые ветви репейника, длинные
стебли крапивы, пустырника, донника, пустотелые трубчатые стволы дягиля,
борщевика, купыря и дудника, верхушки которых увенчаны зонтиками. Их мы
и советуем использовать для изготовления игрушек.
Одеревеневшие стволы травянистых растений почти всю зиму сохраняют
высокую прочность. А некоторые из них настолько тверды, что срезать их
ножом почти невозможно. Поэтому, отправляясь на заготовку материала,
возьмите с собой не только острый перочинный нож, но и небольшую пилку с
тонким полотном и мелкими зубьями. Стволы растений распилите на отрезки
длиной 20—25 см. Боковые стебли у стволов нужно оставить длиной примерно
7—10 см. Вместе со стволом они будут использованы как конструктивные
элементы при разработке формы игрушки. Нужно заготавливать не только
самые толстые стебли, но и мельчайшие ветки...
В
архиве общества французских фотографов хранится позитив,
сделанный... более двухсот лет назад! «Не может быть?! — удивится
читатель. — Ведь тогда и фотоаппарата не существовало!» Все так и
все-таки... Химикам в ту пору уже было известно свойство некоторых солей
изменять цвет под действием яркого света. Этот «химический фокус» и лег
в основу изготовления позитива. Луч света вырисовал на нем ажурные,
будто кружевные листья с просвечивающими прожилками...
В то время подобная техника широкого применения не нашла. Но в 20-е
годы прошлого века профессиональные фотографы как бы открыли ее вновь,
назвав фотограммой, подчеркнув тем самым особый вид фотоискусства.
Принцип получения фотограмм остался тем же — последовательное
засвечивание черно-белой бумаги, на которую положены те или иные
предметы. Но сказать так — значит, посчитать, что и рисунок получается
лишь от прикосновения карандаша к бумаге. Между тем произведение
искусства рождает фантазия, чувство композиции, наконец, вкус. Как
добиться графического эффекта, построенного на резких контрастах черного
и белого?..
Как-то
мне довелось побывать на одной из московских выставок «Природа и
фантазия». Среди многочисленных фигурок зверей и птиц, сделанных из
сучков и веток, я сразу обратил внимание на две большие деревянные вазы.
И привлекли они мое внимание отнюдь не размерами, а прежде всего
искусной работой, красотой форм. Мне захотелось встретиться с автором
сказочных ваз, узнать, как он работает, где находит материал для своих
поделок.
И вот я в деревне Полушино у Дениса Ивановича Огарева, рабочего одного
из подмосковных предприятий.
В просторной светлой горнице Огаревых было, как на выставке: на дощатых
полках, на гардеробе, буфете, даже на полу — фигурки животных и людей,
деревянные композиции из сказок и вазы, всевозможные чаши, конфетницы,
хлебницы, шкатулки.
— Последние работы, — заметив мою заинтересованность, сказал Денис
Иванович. — Остальные раздал ребятишкам, знакомым...
Уверены,
мало кто поймет, какое угощение его ожидает. Слово это забыто сегодня. А
ведь так в старину называли пряники.
Издавна на Руси козули изготавливали в виде фигурок животных, птиц,
грибов... Иногда это были целые скульптурные группы. Секреты мастерства
выпечки печенья и пряников копились веками и передавались из поколения в
поколение. Сейчас лишь в некоторых уголках нашей страны сохранилось это
ремесло. Один из таких уголков — Архангельская область. По старинным
рецептам там катают козули, похожие на те, что изображены на рисунке 1.
Почему катают? Давайте познакомимся.
Из пшеничной муки без дрожжей делают тесто. Это особенность технологии —
ведь бездрожжевое изделие не теряет своих вкусовых качеств несколько
лет. Тесто круто замешивают на черной патоке, которую приготавливают из
жженого сахара. Сахарный песок разводят водой, полученный сироп доводят
до кипения и на медленном огне держат до тех пор, пока сироп не примет
темно-коричневый цвет. Затем в охлажденную до 70 патоку добавляют муку,
мед, молотую корицу, гвоздику... Все тщательно перемешивают. Есть
возможность — в смесь для аромата добавляют еще немного кедрового масла.
Потом приступают к разделке теста. Куски крутого, но пластичного месива
прокатывают ладонями, обсыпанными мукой, и получают круглые катыши или
жгуты. Из них на противне и выкладывают фигурки или узоры. Выпечку
производят в духовом шкафу в течение 7—12 минут при температуре
210—220...