Дары зимнего леса (из записок грибника). Занимательные квадратики. Химическое окрашивание металлов. Из истории оловянного литья. Телескоп без единого стекла.
Это интересно!
Это
совершенно неважно. Вот почему это так интересно.
(Агата Кристи)
Где-то
далеко позади ласковое лето, уже отцветает осень и первые метели обеляют
российскую землю. Настает пора зимних походов за...
грибами. Безусловно, такое предложение удивит многих из нас, но
только не страстного приверженца «тихой охоты» литератора Вениамина
Анциферова, живущего в подмосковном академгородке Пущине.
Часть его
записок, сделанных прошлой зимой, мы и предлагаем вашему вниманию.
Началась эта история в вестибюле одного из наших пущинских институтов,
где я однажды под вечер ожидал своего приятеля. Тут же, покойно
расположившись за своим столом, почтенная тетушка-вахтерша мирно беседовала
со своей не менее солидной подругой. Приятель что-то задерживался, и я едва
не задремал, сидя на диване, как вдруг донеслась до меня фраза вахтерши...
Эту
головоломку можно назвать универсальной, настолько разнообразны игры, в
которые она позволяет играть. Игрушка представляет собой квадратную рамку, в
плоскости которой свободно передвигаются 16 квадратиков. В одном из углов
рамки имеется свободный участок игрового поля, он и дает возможность менять
взаимное расположение квадратиков.
Конструкция квадратиков и рамки
показана на рисунке. Материал —
оргстекло, гетинакс, текстолит или листовой алюминий
толщиной 0,8—1,5 мм. Изготовление игрушки начнем с квадратиков. Вырежем 48
одинаковых квадратных заготовок (наиболее удобны размеры 15х15 мм).
Аккуратно склеим их по три — так, чтобы проекции двух внешних квадратиков
совпадали, а внутренний выступал по диагонали на 1/4 длины. Удалим лишний
клей и заусенцы, отшлифуем надфилем и шкуркой. Квадратики следует подогнать
друг к другу так, чтобы каждый из них, двигаясь, свободно входил выступом в
паз другого...
Перепечатываем
из старинных журналов некоторые рецепты окрашивания металлов.
Предупреждаем тех, кто пожелает
воспользоваться этими рецептами: при работе с такими едкими
и ядовитыми веществами, как азотная и серная кислота, едкий натр, медный
купорос, хлорная сурьма, необходимо соблюдать предельную осторожность!
Приводим современные названия веществ в приводимых рецептах: сурьмяное
масло — треххлористая сурьма; серноедтисто-натровая соль —
серноватистокислый натрий; свинцовый сахар — уксуснокислый свинец;
углекислая окись меди (она же углемедная соль) — основной карбонат меди;
молочный сахар — лактоза; уксусномедная соль (она же ярь-медянка) — основная
уксуснокислая медь; винно-каменно-медная соль — медное производное
винно-каменной кислоты...
Художественное
литье из олова достигло своего наивысшего расцвета в эпоху
господства стиля барокко, относящегося к концу XVI, XVII и большей части
XVIII века. Мастера-литейщики объединялись в союзы-дворы. На Украине и в
Польше они получили название цехов. Нередко этот союз объединял ювелиров,
живописцев и литейщиков из олова. Такой союз способствовал высокому
художественному уровню ремесла. С середины XVI столетия изделия из олова
обязаны были иметь «тавро» — клеймо. А в 1576 году стало обязательным
ставить пробу на изделиях и слитках олова. Качество продукции контролировала
городская и королевская власть. Было постановлено, например, отливать посуду
— миски и фляги из чистого пищевого олова, а ларцы — из сплава четвертой
пробы (3/4 свинца и 1/4 олова)...
Устройство
телескопа теперь в школе серьезно не изучается, а
многие хотели бы его сделать. Вот мы и решили в этом вам помочь. Но сначала
проведем несколько опытов.
Посмотрите сквозь увеличительное стекло на
удаленные предметы — ничего, кроме туманных образов. Поставьте теперь позади
увеличительного стекла матовый экран, и вы увидите отчетливое, но
перевернутое и сильно уменьшенное изображение. Попробуйте рассмотреть его
через другое увеличительное стекло (рис. 1), а затем... уберите экран.
Немного подправив положение второй линзы, вы получите хорошее, резкое
изображение. В принципе это и есть оптический прибор, работающий по схеме
телескопа. Его увеличение равно отношению фокусного расстояния первой линзы
(ее называют объектив) к фокусному расстоянию второй (окуляра). Фокусное
расстояние объектива должно быть больше, чем у окуляра, только тогда
телескоп будет «приближать» удаленные предметы...