Как написать песню - Интервью с тренером Школы Природного Голоса
Сейчас я работаю над выпуском, посвящённому такому страшному
явлению как вдохновение. Пока что изучение инета и интервью разных артистов
вызвали во мне больше вопросов, чем ответов, и понял я, что ни хрена не
понимаю. И нормально. Вы же не думаете, что я веду рассылку, потому что
понимаю?! :)
Итак, сегодня мы познакомимся с мыслями по поводу написания
песен одного творческого человека.
Знакомимся – Кирилл
Плешаков-Качалин, главарьШколы Природного Голоса (http://goloslogos.ru/), автор нескольких песен
(послушать и посмотреть можно на сайте).
Вопросы (курсивом)
задавал я. Жирным шрифтом – мои
рассылочные комменты.
1. Вдохновение.
Необходимо ли оно тебе для творчества или пишешь без него?
Конечно необходимо! Как же без него! :)) во
"вдохновенном" состоянии
все быстрее идет и гармоничней. :)) например, текст к песням
"Полночь" и
"Весна-Роса" я написал примерно за полтора часа, при этом, никаких
мучений насчет рифм и т.д. - все как-то само вышло.
Запомним
мысль, друзья: вдохновение нужно, чтобы писать быстро и легко. Гармоничность я
подразумеваю.
Как ты вызываешь
вдохновение?
Ну иногда само находит. :))) Мне проще насчет
музыки рассказывать,
т.к. здесь опыта больше. Для сочинения музыки вдохновение обычно
приходит во время импровизаций. То есть, я сажусь за фоно или беру в
руки гитару, начинаю что-то наигрывать, вдохновения особого нет..
Потом глядишь, какой-то прикольный мотив или ритм получается, и сразу
вдохновение появляется, доделываешь сразу быстро форму и т.д. -
получается готовое муз произведение за полчаса. :)))
Запомним метод вызова
вдохновения: импровизация.
Если не вызываешь, а
"само приходит" :) - то в каких ситуациях?
Скорее всего, в результате какого-то яркого
эмоционального
переживания. :)
Я затронул этот момент
в начальных выпусках: если пишете о том, что волнует лично вас, - за
вдохновением далеко ходить не придётся.
Как считаешь, можно ли
жить в состоянии вдохновения постоянно?
Конечно! :)) Но для этого следует до конца
принимать и переживать все,
что дарит жизнь. :) это конечно хорошо, но я не уверен, что это будет
очень полезно для эмоционального здоровья. :))) хотя как знать. :))
Я лично воспринимаю
вдохновение как психическое явление. Например, как оргазм. Начинается всё с
психики – а потом распространяется на физиологию. Ну и как вы понимаете,
невозможно жить в состоянии оргазма постоянно. :)
Психика переливается,
постоянно переходит из одного состояния в другое, поэтому любое состояние
проходит 5 стадий: отсутствие, нарастание, кульминация, спад, отсутствие. Всё,
что имеет начало, имеет и конец, как говорил агент Смит.
А то, о чём говорит
Кирилл – я бы назвал состоянием общего психического здоровья человека. Когда
есть смысл в жизни, цели, удовлетворение от того, что делаешь, когда есть
близкие ценные люди и т.п. – тогда и энергии полно. Но даже в этом случае
вдохновение – это временно усиление, что-то вроде естественного допинга. Со
всеми вытекающими.
2. Песни.
Зачем ты их пишешь?
Для самовыражения скорее всего. :)) ну вообще
музыка - сама идет
как-то. Но поскольку, инструментальные композиции не особо ценятся, то
примерно полтора года назад я подумал, что было бы здорово начать
сочинять тексты к своим инструменталкам. :)) Первый текст сочинился в
мае 2009, потом еще два на сегодняшний день, и куча инструментальных
композиций в голове. :))
Как говорила моя
школьная учительница по математике, «Вот это то, Эльдар, о чём я всё время
говорила!». О чём говорила? О том, что песни «для самовыражения», когда музыка
«сама идёт как-то», - обречены быть прослушанными «просто так» и отправленными
в папку «ничо вроде».
Однако Кирилл
присоединился к нашим немногочисленным читателям, и теперь он просто обречён
писать песни правильно. :)
Пишешь ли ты их для
конкретных людей, или это бросок букета
подружкам невесты: кто поймал - тот молодец? :)
Точно! :) Ни для кого специально не пишу. Хотя
вроде как это считается
неправильным с точки зрения маркетинга. :) Но я пишу так, чтобы мне
было приятно исполнять, точнее, чтобы самому нравилось. :)))
И не только
маркетинга, но и здравого смысла! Ведь песня – это вид общения. А где вы видели
общение, чтобы человек говорил что-либо другому, не обращая внимания на
личность этого другого?
Нет, я-то понимаю,
что мы это видим везде, но я спрашиваю – разве это правильно? Общение – оно
потому и общение, что корень «общ». Т.е. когда говорят об общем. А не каждый о
своём. В огороде – бузина, в Киеве – выборы. И логично, чтобы автор понимал,
кому он поёт и почему именно им. Иначе не общение, а самовыражовывание,
простите за мой Албанский.
Что ты чувствуешь,
когда пишешь?
Приятные ощущения! :))
Так и должно быть.
Мастер получает от своего дела удовольствие.
Для тебя песня - это в
первую очередь текст? Или музыка? Или их сочетание?
Музыка. :)) Потому что я вначале ее сочиняю. :))) Но я бы хотел, чтобы мои
тексты гармонично вписывались в музыку и в результате, слились бы в одно целое
и были бы неотделимы друг от друга! :))
Есть
такой метод, записываем! Сначала сочинили музыку, прониклись её настроением, -
под это настроение пишем текст.
3. Начало.
Как ты написал свою первую песню - легко? Или в муках? Случайно? Или много
думал прежде, чем?
Музыку первую написал так. Я занимался джазовой
импровизацией на рояле, и у меня было задание - импровизировать на заданную
последовательность аккордов. И вот в ходе
такой импровизации - родилась очень приятная мне мелодия. :)) Хотя
специально я не собирался ничего сочинять. :)
Именно
об этом мы выше говорили – импровизация как способ натворить.
Потом, прошло 9 лет. :))) И я ехал в поезде из Новосибирска в Иркутск.
К тому времени, я уже успел подумать о том, что было бы здорово к моим
инструменталкам сочинить тексты, то есть, превратить их в песни. :) И
вот в поезде на меня нашло ОНО, и сочинился первый, самый наивный
текст - "Капли дождя". :))
Этому событию правда предшествовала встреча с
одним профессиональным
автором текстов к песням. :)) Он рассказал мне, что следует в песнях
использовать простые образы, понятные всем и каждому, но при этом,
чтобы при минимуме слов было максимум образности. То есть, 2-3 слова,
но таких, чтобы в сознании слушателей получилась картинка со звуками,
запахами, яркими красками и т.д. :))) Это у меня просто отложилось
где-то в подсознании :))) и наверное, как-то влияет сейчас на мои
тексты. :)) хотя специально я слова и рифмы не подбираю.
Записываем:
«Следует
в песнях использовать простые образы, понятные всем и каждому, но при этом, чтобы
при минимуме слов было максимум образности. То есть, 2-3 слова,
но таких, чтобы в сознании слушателей получилась картинка со звуками,
запахами, яркими красками и т.д.»
Какую
цель достигает автор, использующий простые образы, и в каких случаях нужно использовать
образы сложные мы выясним в следующих выпусках на тему «Язык. Вода.
Лаконичность. Образы».
До того, как написал
её - были ли неудачные попытки? Если да - то как это было, расскажи.
Неудачные попытки продолжаются до сих пор - я
все хочу сочинить
русский текст на песню "love you", но никак не поймаю соответствующее
вдохновение. :))) У меня есть куча вариантов текста к этой песне, в
том числе, и парочка от профессиональных поэтов :)) , но ни один вариант
меня лично не трогает пока.. :))
Посоветую
от себя. Если нет вдохновения – возможно, музыка уже для тебя отцвела, либо
никогда не зацветала, так что как вариант – сесть и переписать/изменить партию
какого-нибудь инструмента, гармонию, соло и т.п. После этого может появиться
вдохновение и придумаешь пару ключевых образов, на которые намотаешь остальной
текст.
Что
касается «профессиональных поэтов», я советую тебе писать Свой текст.
Обращаться к Своему слушателю и говорить с ним. А к кому обращаются
«профессиональные поэты» и что они говорят? У них свои клопы в голове и свои
слушатели. Какое это имеет отношение к тебе и твоей песне?
И ещё
одна мысль. Зачем тебе русский вариант песни? Наверное, затем, что тебе надоело
просто петь английские звуки, которые никто не понимает и не принимает на свой
счёт. И ты хочешь что-то сказать
Своим слушателям, да? Вот отсюда я бы и начал распутывать узлы. Подумай, кому и
что ты хочешь сказать. Как только увидишь образ слушателя – сразу напишешь
текст.
4. Исполнение.
Что чувствуешь, когда поёшь людям (со сцены или где угодно)?
Иногда получается войти в состояние пения -
тогда ощущения неописумые.
:)))) Но такое не всегда случается пока что. :)
Ради таких ощущений и
нужно писать песни. :)
Какая реакция
слушателей самая лучшая для тебя?
горящие глаза. :))
А мне нравится, когда
ты забываешь слова припева, а зал подпевает (где и когда они выучили текст –
без понятия, т.к. песне было месяц-два) и думает, что ты специально дал ему
такую возможность. )))))
Это к теме о
вдохновении и к теме Своих слушателей. Я некоторые куски песен писал, просто
случайно вспомнив одно из выступлений или представив одно из будущих.
Подумайте, что вы хотите от слушателей в плане поведения. Они должны плакать?
Подпевать? Прыгать? Слэмиться? Уходить из зала? Стрелять по нему из арбалетов?
:)
Не сталкивался с
проблемой, когда n раз исполнил песню и в n+1-й
раз уже ничего не чувствуешь, эмоционально перегорел? Что тогда делать?
да. :) пару дней не петь ее. :))) или придумать
какую-то новую фишку,
может быть. :)) Вообще, не знаю, у меня исполнительский опыт тоже не
особо большой.
Да,
решение верное. Просто отдохнуть. После отдыха (когда ничем не занимаешься,
просто существуешь) повышается энергетика, обостряется восприятие, легко может
нахлынуть вдохновение.
Второе
решение тоже верное, я его выше же и предложил Кириллу :) – придумать новую
фишку, которая, как свежий кетчуп вчерашним макаронам, придаст новый вкус всему
блюду.
Ну а
если совсем ноль эмоций – пора писать новую песню, а эту поцеловать и закопать.
5. Запись.
В студии тебя не сбивают все эти микрофоны, пульты, бегающий звукорежиссёр и
прочее? :)
Нет. Наоборот, мне все это нравится. :))) В
какой-то такой творческий
процесс входишь от всего этого! Особенно, когда ты видишь, что звукорежиссеру
нравится твоя песня и он работает с удовольствием. :))
Меня в своё время всё
это сбивало и напрягало. И записи были зажатые и тусклые.
Что бы посоветовал
тем, кому всё это мешает и сбивает творческий настрой?
Поменять студию на более комфортную. :)))
Вариант. Но я
постепенно ко всему привык, в том числе, что звукач бубнит через зубы «Опять
этот пришёл». Спасибо таким людям, они закаляют.
И спасибо песням,
которые «не пишутся». Они тоже закаляют. Ведь если не пишутся, значит, автор
ещё что-то не умеет.
Вариантов два:
учиться или не учиться. Если учиться (я за этот вариант) – каждая следующая
песня будет чем-то вроде более высокой планки для спортсмена. Каждая песня –
способ преодолеть себя, прыгнуть ещё выше. И так, по мелким шажкам, постепенно
автор растёт и вот уже собирает Олимпийский и не обращает на это внимания –
настолько естественно это для него было.
А если каждый раз
использовать только те навыки, которые есть, и никакие другие – вряд ли в
творчестве появится что-то новое, согласитесь.
По сколько дублей в
среднем делаешь на песню?
Когда записывал первую песню, я сделал штук 50
дублей. :))) Но потом
понял, что особого смысла в этом нет. Поэтому, все остальные песни я
делал 3-4, максимум, 6 дублей на основной трек. И 2-3 дубля на бэки.
Но я правда не распеваюсь перед записью, и на студию обычно прихожу с
поезда (т.к. записываюсь в Москве, а живу - в Питере), поэтому, первые два
дубля -
это типа распевки. :))) Это наверное не совсем верный подход. :))
6 дублей на трек и
2-3 на бэки – отлично! Это то, Эльдар, о чём я всё время говорила! И после этих
10 дублей в общей сложности человек выходит со студии довольный и
жизнерадостный. А не убитый 500 дублями, злой и готовый разрушить Эйфелеву
башню.
И дело не только в
скорости, но и в свежести голоса. Первые 10 дублей он свежий и эмоциональный.
После 50-ти – фигня, но это ещё нужно услышать. А то может показаться, что чем
больше дублей делаете, тем лучше получается. Обычно наоборот.
А распеваться я бы
посоветовал заранее, конечно. На запись это влияет благотворно. Но - не мне
учить тренера Школы Природного Голоса тому, что ему делать с своим голосом. :)
Что посоветуешь, чтобы
уменьшить число дублей и записывать с первого-второго?
Репетировать дома! :) и желательно с кем-нибудь, кто может со стороны
оценить исполнение и что-то подсказать. :))
О, да! Подготовка –
80% успеха. О том, как готовиться к записи, ещё поговорим, т.к. тема
актуальная, я сам видел исполнителей, приходящих с боевым настроем «Записать
мегахит», а уходящих спустя 4 часа и 500 дублей с опущенными плечами и севшим
голосом.
Обратная связь, естественно,
важна, особенно от вменяемого человека. В самом лучшем случае это препод (по
вокалу, гитаре – в зависимости от того, что записываете), который показывает
ошибки и говорит как исправить. Нет препода – пусть контролирует разбирающийся
человек. Если и его нет – пусть хотя бы родственники. :)