По логике этот выпуск должен быть первым. Потому что цель
определяет дальнейшую деятельность. Если цели нет или она неизвестна –
деятельность не имеет смысла и превращается в Броуновское движение: человек
суетится, бегает, потеет, а завтра всё переделывает.
Итак, зачем мы пишем песню? Логично задать вопрос: а зачем
люди слушают музыку? Несколько месяцев назад я бегал по Интернету с граблями,
выпалывая мельчайшие частички Истины, пытаясь ответить на этот вопрос. Составил
текстовик из 30-ти страниц с цитатами и мнениями. Открывая его день за днём,
думая и переваривая, я упрощал и в результате пришёл к простому ответу.
Люди слушают музыку,
чтобы получить энергию.
Можно это называть по-разному, но суть не меняется. Поднять
настроение, вдохновиться, расслабиться, войти в тонус, взбодриться – это всё
проявления одного явления, которое состоит в том, что человек получает энергию,
«заряжается» (я не люблю слово «энергия», т.к. оно ассоциируется у меня с
сектами, но ничего лучше придумать не сумел).
Вот именно повышать энергию слушателя и должна ваша песня.
Восстанавливать ману, если хотите :) Она может расслаблять, бодрить, злить или
толкать на подвиги, вызывать слёзы или заставлять смеяться. И при этом -
Внимание! – автор должен осознавать,
какой результат он хочет достичь песней!
Если же вы пишете песню «просто так» - слушатель будет
чувствовать «хрен знает что». Послушает один раз, выделит и нажмёт delete. Вы этого результата
хотели?
Вообще, я обращаю ваше внимание на то, что чем больше
деталей осознаёт человек, тем более совершенным, цельным и осмысленным получается
его творение. Так что когда вы слышите «да не знаю я, какая разница? Как
получится – так получится» - перед вами явно не Мастер своего дела.
Чтобы понять, что почувствует слушатель, – вспомните, что
чувствовали вы, когда придумывали. Именно это почувствует слушатель (плюс-минус
погрешность). Поэтому вывод: если ты
придумал строчку или мелодический ход и не почувствовал ничего, либо не понял,
что почувствовал, - строчка неудачная, переписывай! Переписывай, пока не
почувствуешь, что тебя самого торкает!
Этот совет я могу сказать практически по поводу любой
мелочи. Рифма не цепляет, банальная? Придумай другую! Мелодия «что-то
напоминает»? Придумай другую! (хотя бы подними её на 2 ступени. Может, ещё
лучше зазвучит.– Маленькая хитрость :)
Не хватает драйва? Всю песню – на терцию вверх. Ну, это уже радикальный метод в
духе «У вас болит живот? Скальпель!», но подход, надеюсь, понятен.
Итак, логика такова: песню вы пишете, чтобы зарядить
слушателя энергией, чтобы он почувствовал.
А чтобы слушатель чувствовал при
прослушивании, нужно чтобы автор чувствовал
при написании.
Я слышал много русских рэпперов, записывающихся «от нечего
делать». Я слышал много русских рок-панк-групп, записывающих песни «потому что
собрались вместе». Именно от неосознанности и непонимания цели творчества у них
всех такой низкий КПД (из 1000 групп дай Бог, чтоб хоть 1 пробилась на уровень,
когда можно жить только творчеством).
Встречается точка зрения «А я пишу для себя, мне по фиг на
слушателей». Если человек говорит это искренне, то ради бога. Я, например, сам
часто сажусь с гитарой и пою для себя – мне нравятся физиологические ощущения
от пения, поэтому слушатель мне не нужен в этих случаях, как не нужен для того,
чтобы получить удовольствие от чашки чая. :)
Но что делать с ребятами, которые врут сами себе и за
враньём скрывают своё неумение или нежелание признать свои ошибки и начать
учиться? Если есть соображения по этому поводу – пишите, разберёмся! Распознать
таких легко: он говорит, что «пишет для себя», но выкладывает песни в Интернет
или поёт её хотя бы своей кошке, - значит, пишет не для себя, и значит, врёт.
В любом случае – для себя вы пишете или для других – в
следующих выпусках я освещу множество нюансов и технических деталей написания
песни, которые не помешает знать каждому, втянутому в наше творческое дело.
А пока, как вы видите, у нас - теоретически-идеологическая
часть. И она подъехала к концу. :)