На вопрос «О чём писать песню?» даю однозначный ответ: «О
том, что для тебя важно». На этом выпуск можно закончить и пойти попить чаю, но
так как чаю я заварил и принёс к компу, продолжу :)
Начинающие обычно испытывают неясное щемящее чувство «Хочу
спеть, да не знаю, о чём». Душа – поёт, а как это выразить – непонятно! И хоть
на стену лезь – результата ноль. Так вот не лезь на стену. Сядь и спокойно
ответь себе на вопрос, что для тебя сейчас
важно?
Любовь? – Значит, любовь. Дружба? – Значит, дружба. Желание
уничтожить человечество? – Соответственно. Не сдал экзамен? С кем-то
поссорился? Заела пенсия, работа, учёба, школа, детский сад? Что бы ни
случилось – если именно это тебя сейчас волнует, об этом лучше и пиши. Потому
что тогда песня будет честная и личная. Кому нужен Киркоров, поющий про
абстрактную сферическую любовь в вакууме идеального мужчины к идеальной
женщине? Это кому-нибудь интересно?
Зато послушайте какую-нибудь песенку NoizeMC, современного
полурэппера-полуальтернативщика. Там нет высокопарных строк о родине или любви
к матери. Он читает и поёт, что на районе кончился план, или что хочет стать
мегазвездой и ничего не делать, а только бухать и выступать. Полёт мысли
отсутствует, конечно, но - честно? Да, честно. Лично? Да, лично. И потому интересно.
Принцип простой: лучше
писать для себя и потерять слушателя, чем писать для слушателя и потерять себя.
Это стратегический подход. Первое время у вас будет мало слушателей. Но когда
научитесь и когда вас «распробуют» - будете ходить в очках на всё лицо,
скрываясь от папарацци.))
Ходит мнение, что чтобы стать популярным, нужно «учитывать
настроения масс», т.е. проводить маркетинговые исследования. Хотят люди слушать
про сиськи – поют им про сиськи. Хотят про гомиков – поют про гомиков. Это
может дать артисту тактическую выгоду (первое время его слушают, покупают и
продают), но что в перспективе?
Так как я исхожу из убеждения, что музыка должна приносить удовлетворение, - то в перспективе
однозначно я вижу скурившегося бухого артиста со спутанными грязными волосами,
склонившегося над столиком с недопитой бутылкой. И на сцену он выходит с тем же
чувством, с каким отучившаяся 5 лет на экономфаке красивая девушка идёт в 7
утра в Сбербанк и садится у кассового окошка, чтобы снова весь день принимать
коммунальные платежи у пенсионеров. Ты уверен, что ты именно так хочешь?
Не предавайте себя, ребята. Эпатаж и прочий допинг дают
только тактический выигрыш. Стратегически это поражение.
Следующий момент. Так называемые проходные песни «ни о чём».
Т.е. «лишь бы было», «для количества». Я против этого категорически. Причины.
Вы
понижаете свой рейтинг (авторитет) как автора. Мастер – это не тот, кто умеет делать хорошо. Мастер – кто не
умеет делать плохо.
Каждая
новая песня – как новый рекорд для спортсмена. Вы пишете о новом, находите
неизведанные грани себя, переступаете через свои недостатки. Каждая новая
песня – это работа над собой (как каждая новая роль для актёра), это
самосовершенствование. Если вы пишете проходную песню, всего этого вы себя
лишаете и остаётесь там, где были. Вы
тормозите своё развитие.
Будут
лислушать проходную песню на
репите? В наушниках по дороге на остановку? Будут ли слушатели искать её
текст в Интернете и рекомендовать друзьям? No. А значит, ваше действие не
принесло никакого результата. Значит, его не нужно было делать. А значит,
- Вы просто тратите время.
Следующий момент, я надеюсь, для
многих очень спорный и возмутительный :) Итак: исполнять песни должен тот, кто их пишет. Потому что если я напишу
песню «просто так», «на продажу», «для кого-то» - разве может она быть честной
и личной? Нет. Но если я напишу специально честную и личную – будет ли честным
и личным исполнение того, кто её поёт? Нет. Это будет просто исполнение. Даже
если он «чувствует так же». Но ведь если он чувствовал так же – почему он сам
не написал? Не умел, скажете? Передайте ему, чтоб подписался на рассылку, я тут
его быстро научу. :)
Исключения, конечно, есть. В
смысле, должны быть. :)))))) Но я не встречал. Примеры типа «Пушкина пишет для
Кипелова», «Константин Меладзе пишет для брата» не в кассу, потому что где вы
там услышали что-нибудь искреннее или личное? Это абстрактно-обобщённые тексты
«чтобы чё-нибудь попеть», которые любой школьник может написать. Ни о чём. Это
как теорема в математике. Дан общий каркас – а какие значения подставлять –
зависит от того, кто применяет.
Если вы хотите быть узнаваемыми и
иметь индивидуальность, стиль, - пишите только для себя и исполняйте сами то,
что написали.
На примере этого выпуска хочу
заодно показать, что мастерство написания песни – это на 90% правильное
мировоззрение и только на 10% техника, способность придумывать «фишки»,
находить неожиданные рифмы, сплетать ритмические рисунки или придумывать
невероятные интервалы из 33-х инструментов.