Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как написать песню

  Все выпуски  

Как написать песню Текст


Давайте помусолим тему Текстов песен.

Что важнее – текст или исполнение?

Практика показывает, что исполнение – это 70-95% успеха (или НЕуспеха!). Доказать тезис очень просто. От англоязычных песен кайф получали? Получали. Смысл понимали? Не понимали. Теорема доказана.

Если кто возразит: «Но для русского слушателя русские исполнители – это другое» - ради Бога. Включите Муз-ТВ и послушайте нашу попсу. Раз она там – значит, цепляет большинство? Цепляет. Поднимите руку, кто нашёл в этих текстах смысл?

Из этого можно сделать ужасающий вывод: «Плевать на текст – можно написать произвольный набор слов, потом правильно исполнить – и успех в кармане!». Вывод верный, успех в кармане будет. Правда, недолго и сомнительный – такой же, как у нашей попсы. Поднимите руку, кто хочет быть как наша попса?

Собсна, суть рассылки и весь наш подробный разбор, казалось бы, далёких от музыки вещей зиждется на принципе слабого звена: если каждая часть целого совершенна – целое совершенно. Если хотя бы одна часть несовершенна – целое несовершенно.

Ну и если не строить из себя умного, а сказать мысль проще, то всё очевидно: лучше отличное исполнение и отличный текст, чем отличное исполнение и обычный текст.

Отличный текст будут цитировать, вставлять в подписи на форумах, плагиатить, перепевать и выдавать за собственные мысли. Всё это работает на автора. Текст сам будет размножаться, он расползётся по компам юзеров, как вирус. У песни будет шанс стать вечной.

Обычный текст не будут цитировать, вставлять в подписи и перепевать. Максимум, что можно сделать с обычным текстом, это привести его в одном из следующих выпусков как пример обычного текста, и на этом его жизнь закончится. :)

Что писать сначала - текст или музыку?

Ответ на этот вопрос логически вытекает из предыдущих рассуждений (В этом месте лектор поправляет очки, перелистывает страницу учебника и строгим взглядом обводит зал).

Смотрите, раз исполнение важнее, значит, нужно придумать мелодию, исполняя которую автор тащится (автор, а следовательно, и слушатель), а на неё уже надеть слова. Либо не от мелодии отталкиваться, а от ритма, особенно, если речь идёт о рэпе или о ритмичном участке песни. Или отталкиваться от энергетики – вдруг автор посчитает, что после 2-го припева нужно резко совершать контраст и перейти на шёпот?

Я лично придумываю сначала исполнение с музыкой (мелодия, либо ритм, либо энергетика), потом текст. Кстати, Линкин Парк, о которых я говорил пару выпусков назад, делают так же. Не верите мне – верьте им :)

Что важнее – форма или содержание текста?

Сначала давайте разберёмся, что есть что. Форма – это рифмы, ритмические конструкции, паузы в неожиданных местах, диалоговая форма исполнения (мужчина – женщина) и ещё стопицот приёмов.

Содержание – это смысл текста, основные идеи, мысли и эмоции, выраженные автором.

Содержание я лично считаю первичным, т.к. Песня начинается с желания автора что-то донести людям, а не с желания «изобразить какую-нибудь хреновину». Следовательно, форма подчинена содержанию и назначение её – усилить содержание. Это я выделил для тех, кто до сих пор пишет строчки для рифмы или «потому что интересно звучит».

Теперь давайте прервёмся на музыкальную паузу и внимательно послушаем песню группы Марки – «Давай спасём искусство», обращая внимание на текст.

http://www.realmusic.ru/songs/696158/ (можно слушать, не скачивая)

Текст.

Марки – Давай спасём искусство.

Нам не повезло - почти
Никто не слушает нормальное музло. Учти,
Им нужно, чтобы тело растрясло,
И ум не напрягало.
Ла-ла-ла-ла
Вся доступность нот
В минимализме - его кушает народ,
И будь отборным калом полон рот -
Его б не волновало.
Ла-ла-ла-ла

Припев
Без усилий, без излишней мощи
Давай спасём искусство!
И споём последнюю песню попроще,
И нам не будет грустно!

Всё у нас не так -
Над нами новая угроза, новый враг.
Давай сегодня вечером чувак,
С тобою выпьем водки,
И так нон-стопом!
Русская душа..
Я променял её на годы кутежа
И не заметил, как за гранью рубежа
Застрял на перемотке...

Знаете, как я анализирую новую песню? Во-первых, я слушаю только её. В это время я не делаю больше ничего. Разве что дышу. :) Всё внимание – в слух. Во-вторых, все ощущения запоминаю (поначалу записывал) по ходу песни, т.е. хронологически. Что бросилось в глаза сначала, что потом, что дальше и так до конца. Что осталось после прослушивания – тоже отдельный пункт. Хочу ли переслушать? Если да – то ради каких моментов? Если нет – почему?

Это помогает понять как своё восприятие, так и законы воздействия музыки на человека (которые работают независимо от того, знают о них или нет).

Ладно, берёмся за текст «Искусства». О чём песня? В чём основная идея? В том, что искусство умирает и ребята призывают его спасти. Идея не самая новая для человечества (искусство «умирает», начиная с Древней Греции, по-моему :), но на фоне идей «Бухаем, пацаны!» - она оригинальна.

Кстати, это очень хороший признак, если послушав вашу песню, слушатель может членораздельно ответить на вопрос «О чём песня?». В этом случае за содержание автор получает 5. :)

Рифмы – не шокируют оригинальностью, но здесь действует такое интересное правило… Когда слушатель представляет то, о чём поётся, на рифмы внимание практически не остаётся. Т.е. если смысл цепляет, берёт за душу – слушатель пропустит даже кровь-любовь. Но при переслушке, естественно, плюнет в автора, так что халявы не ждите :)

Кроме того, рифмовка по строкам необычна: 1-3 строки между собой, 4-я с 8-й, а 5-7 между собой. Эта нешаблонность тоже тянет на себя внимание и в результате песня забирает у слушателя всю доступную оперативную память и он сидит и хлопает ушами.

На припеве ребята явно схалтурили. Рифмы простые-очевидные, да ещё и подогнаны друг к другу в ущерб смыслу. Но исполнили (на мой вкус) прилично, так что волей-неволей сижу и подпеваю :)

Образы (должен ли быть текст понятным).

Я не знаю, что делать с этой бедой русских «поэтов» интернета. Беда такая: напишет чёрт знает что и гордится. Спрашиваю у него – «а что значит «волосатая любовь», что ты имел в виду?» Отвечает – «каждый понимает поэзию по-своему, это образы, их нельзя объяснять, ты дурак что ли?»

Тут позиция у меня чёткая. То, что вы пишете, должно быть понятно всем (большинству). В крайнем случае – если большинству непонятно, - вы должны быть в состоянии объяснить свою писанину. Этот подход даёт страшное преимущество.

Смотрите. Если вы написали текст, прочитали его n друзьям и знакомым, - вы можете собрать их вопросы и непонятки, доработать текст и улучшить его. А уж если давать на критику тем, кто в этом смыслит - !!! Можно научиться писать такие тексты за 2 месяца, какие Макаревич всю жизнь учился :)

А если на каждую непонятку и вопрос вы отвечаете «Каждый может иметь своё мнение, это поэзия!» - вы отрезаете себе путь к развитию. Ведь теперь не существует вариантов сильных и слабых – все одинаковы. И что самое печальное – те, кто разбираются в вопросе, увидят вашу твердолобость и не станут говорить ни слова, потому что это бессмысленная трата энергии. Если человек не готов учиться – учитель не нужен.

Друзья, пишите понятно :)

Как придумывать рифмы?

Т.к. рифма – это элемент формы, то она подчиняется содержанию. Значит, сначала вы должны придумать мысль, которую хотите выразить. Запишите её в любом виде любыми словами. Даже если по ритмике вам нужно заполнить 3 слога, а мысль вы выразили в 3-х абзацах. :)

В следующих выпусках я буду говорить о лаконичности слога и упругости речи. Там мы будем нещадно сокращать и вырезать. В результате вы научитесь сокращать абзацы до аббревиатур из двух букв. :)

Итак, сначала мысль – потом рифма.

Технически я лично рифмы подбираю по двухбуквенному сходству. В каждом слове есть ударный слог. Возьмём слово «слог». К нему можно подобрать рифмы по следующим «двухбуквиям»: «ло», «ок», ну и «сло» (трёхбуквие).

Ищите слова, где ударный слог содержит «ло». Облом, клоп, лоб, лорд, назло и пр.
«ок»: гудок, молоток, рок, рог, зрачок и прочие слова с суффиксом «-ок».
«сло»: зло, слом, веслом и т.п.

Больше половины уйдут в корзину, но среди оставшихся вполне могут найтись совершенно неожиданные рифмы из разных частей речи. Рифмы могут подсказать, куда дальше направить содержание (если ещё не до конца понимаешь, о чём пишешь :).

Метод очень простой, не нужно составлять словари или запоминать миллионы рифм – достаточно знать русский язык.

И кстати, если брать не первую попавшуюся рифму, а слегка подумать – находятся рифмы просто невероятные (самые невероятные – это имена собственные, их никто никогда не ждёт, даже если вся песня состоит из имён собственных. Они непредсказуемы в большинстве случаев).

Были ли американцы на Луне?

Ответ на этот вопрос я бы хотел узнать. Пишите мне на емейл. :)


Может, кто-то ищет здесь «30 самых правильных слов для написания песни» или ищет ответ на вопрос «С какого слова лучше начать первый куплет?» (начни со слова «я» :) – но я даю в основном подход, суть которого в том, чтобы разбираться в деталях, думать и пытаться понять, за счёт чего одни песни становятся вечными, а другие скорее удаляют.

Хотя идея, конечно, заманчивая. :) Рано или поздно напишу, как Остап Бендер, «Памятку поэту-песеннику» с перечислением самых распространённых образов, идей, тем и рифм. :)

Понятно, что любая из поднимаемых тем – просто огромная и тянет не на один том, но мы будем продолжать и рано или поздно доберёмся до истины.

Владимир aut.nihil@yandex.ru


В избранное