Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Metallica. Набивая шишки



Metallica. Набивая шишки
2016-12-31 19:30 Dimon

[Статья из журнала "Total Guitar" за декабрь 2016 года | Последняя статья о Металлике и новом альбоме "Hardwired... To Self-Destruct" в уходящем году. Эксклюзив для читателей Метбаша!]

Новый альбом Metallica доказывает, что в ближайшее время величайшая металлическая группа в мире не собирается уступать свой трон. Джеймс Хэтфилд и Кирк Хэмметт вырвались из оков прошлого и прекрасно себя чувствуют.

У каждого об этой группе своё мнение – Lulu, Ларс, Load, «квакушка» Кирка, Some Kind Of Monster…, барабаны на St. Anger. Постоянные споры о том, какой альбом является их лучшим и определяющим. И здесь кроется величайший дар и качество, благодаря которому они стали уникальным явлением для нас, гитаристов – сразу хочется взять гитару и сыграть ‘Fade To Black’, трясти башкой под тот самый рифф ‘Enter Sandman’ и гримасничать в спальне, пытаясь сыграть эти требующие немалых усилий риффовые партии в ‘Master Of Puppets’.

Как музыканты, композиторы и «живые» артисты Джеймс Хэтфилд и Кирк Хэмметт помогли поднять планку в хэви-метале на такую вершину, куда ещё пока никто не забирался. Они вышли за рамки жанра; они выступили хэдлайнерами на фестивале Glastonbury, и даже ваша бабушка слышала о Metallica. И по-прежнему многих волнует вопрос, кто же придёт им на замену. Оказывается, они пока сами никуда не собираются. Через восемь лет после ‘Death Magnetic’ они выпустили альбом, который удивит многих. Если вы всегда верили в эту группу или чувствовали предательство и разочарование или же считаете, что они уже и так более чем достаточно сделали для тяжёлой музыки – альбом ‘Hardwired… To Self-Destruct’ – для вас.
И это не преувеличение – на бесспорно лучшей пластинке со времён «Чёрного Альбома» Metallica вернула свой фирменный грув 90-х. И несмотря на то, что этот 80-минутный музыкальный пласт создан в первую очередь Хэтфилдом и Ларсом Ульрихом, Кирк Хэмметт, похоже, также изменил направление. «Metallica – это коллективный процесс, – говорит нам Кирк, – и даже несмотря на то, что львиная доля работы проделана Джеймсом и Ларсом, вместе мы приложили все усилия, чтобы альбом получился достойным и лучшим на данный момент».

Ладно, господин Хэмметт и Хэтфилд… поговорим о гитарах.

Похоже, альбом создавался долгое время, но звучит очень целостно. Единая картина начала формироваться на финальных стадиях записи?

Джеймс Хэтфилд: Обычно так и бывает. Так сказать, дорожка сужается. Начинаешь с 800 риффов и кромсаешь их до 50 с помощью остальных участников группы. Затем работаешь с теми, которые оставил. Началось всё в 2014 году, когда мы выпустили сингл ‘The Lords Of Summer’ и отыграли на куче европейских фестивалей. Это стало своего рода трамплином, поскольку стоило нам откупорить ящик с риффами, останавливаться уже не хотелось. Начинаешь выбирать… Кстати говоря, в фильм «Сквозь Невозможное» кое-что не вошло. Был рифф, и мы думали, из него получится песня, но этому так и не суждено было случиться. Ты говоришь, что песни «целостные», и это хорошо, но через некоторое время для меня все они начинают звучать одинаково. Нужно было разнообразие, медленные темы, очень быстрые, поэтому потребовалось некоторое время. В основном, из-за того, что за 6-8 лет накопилось куча материала и риффов. Но в то же время мне хотелось сказать: «Да похуй! Давайте уже сочинять!».

Похоже, песню ‘Hardwired’ вы написали довольно быстро.

Джеймс: Да, два года сочиняя альбом, мы вдруг поняли, что открывать нам его, в общем-то, нечем. Поэтому решили попробовать написать такую быструю агрессивную песню, было очень просто и легко. И мы подумали, что надо нам такого дерьма побольше сочинять.

‘Here Comes Revenge’ по звучанию напоминает «Чёрный Альбом». Вы намеренно это сделали?

Джеймс: Вряд ли. Мы сели и подумали: «Так, что будем делать после ‘Death Magnetic’?». Я предпочитаю более короткие, мощные «мясистые» песни, а Ларс любит более органичный подход [смеётся], где нет никаких ограничений. Сочинять и сочинять. Поэтому получается всего понемногу. Я хотел простоты ‘Kill ‘Еm All’, больше наложений в стиле «Чёрного Альбома» и качественное звучание, потому что ‘Death Magnetic’ в этом плане слишком резкий – звучание давит на уши. Но да, временами на новой пластинке очень простые партии, и этим он напоминает «Чёрный».

Кирк Хэмметт: Мне нравится качовый ритм, грув и развязность. Больше всего мне нравится играть соляки поверх качовых ритмов. Я как гитарист люблю эти темы. Мне так гораздо легче, чем играть поверх супернавороченных ритмов. В этом есть своя прелесть, своего рода искусство.

Какой подход ты использовал при записи соло?

Кирк: Я до сих пор немного в шоке от своих соло. Давненько я просто не приезжал в студию, играя что-нибудь от балды. Процентов восемь, наверное, я проработал заранее, если не меньше, и то это касается различных гамм и тональности, в которой я собирался играть. Всё остальное – полнейшая импровизация. Может быть, я сыграл несколько арпеджио поверх какой-нибудь последовательности аккордов. И всё. Я просто приезжал и играл. Агрессивно, гневно, мелодично душевно или «мягко» – я делал, что мне подсказывало нутро. Я понятия не имел, каким получится результат, но своей работой я доволен, потому что в кои-то веки мои соляки звучат непредсказуемо для МЕНЯ. Раньше я всегда за полгода, если не за год до записи знал, как будут звучать мои соло и какими они вообще будут. Для меня всегда всё было предсказуемо, но в этот раз я слушал и понимал, что такое можно было сыграть только без подготовки. На мой взгляд, каждая нота на своём месте. Всё получилось спонтанно.

Приятно заметить, что ты снова играешь сдвоенные гармонии, особенно на ‘Atlas, Rise!’. Ты сам этого хотел?

Джеймс: Ещё как. Знаешь, была бы моя воля, на альбоме было бы куча мелодий и сдвоенных гармоний! Просто Грег и Ларс считают их слишком милыми. Они говорили, что мелодии слишком много. Я их понимаю. Но я люблю гармонии, они остались у меня в наследство от Клиффа Бёртона, он посеял во мне эту любовь к гармониям и мелодии, и она по-прежнему растёт во мне. И мне это нравится. Мне всегда нравились Thin Lizzy и команды, которые выдают очень крутые гармонии. Поверх этих гармоний можно по-разному спеть, что представляет для меня большой интерес. Кирк на альбоме сыграл только соло, поэтому все мелодии, как и ритм, придумывал и записывал я. Когда играешь в две гитары, рождается полно идей. Всё было очень просто.

На средних частотах звучание гитары очень мощное и чистое. Тяжело ли было найти баланс и не потерять при этом нужный тебе «хруст» и тяжесть риффов?

Джеймс: Да… вечный поиск нужного гитарного звучания, как Святого Грааля. Звучание должно быть мощным и плотным. Воздух должно сотрясать. Гитара должна чуть ли не лаять. Но я не хочу, чтобы саунд был слишком резким, поскольку лишний фуз искажает звучание. И это непросто, потому что когда делаешь звук тише, слышишь как должна звучать гитара, но стоит врубить на всю мощность и звучит уже по-другому. И мы пытаемся найти этот баланс, чтобы звучало внятно и чётко, но при этом мощно и плотно. Я заметил, чем объёмнее и мощнее пытаешься сделать звучание, тем в нём меньше глубины. Нужно найти своё пространство. Протолкнуться и дать себе немного пространства. И на протяжении некоторых песен оно варьируется. Допустим, в одной песне гитара играет основную роль, но при этом кое-где нужен мощный грув. Думаю, мы учимся проще относиться к звучанию каждого инструмента [смеётся] и стараемся увидеть общую картину. Но мне приятно, что ты затронул тему звучания гитары, потому что мы работаем над ним со времён ‘Kill ‘Em All’. Мы используем усилитель Crunch Berries со времён если не ‘Ride The Lightning’, то уж ‘Master Of Puppets’ точно. Без Mesa/Boogie C++ [Simul-Class] мы по-прежнему своей жизни не представляем.

Кирк: Длинное название для усилителя. Разработчики сделали всего несколько экземпляров, и нам повезло, что мы себе пару штук отхватили. Благодаря этим усилителям вместе со звукоснимателями EMG мы добились нужного звучания. Если бы не усилители Mesa/Boogie и звукосниматели EMG, не знаю, куда бы мы ушли с Marshall. C Boogie звучание было другое. У Slmul-Class было три уровня усиления и встроенный параметрический эквалайзер. Ты можешь сам распределить уровни, чтобы добиться определённого звучания. Что нам и нравилось. Но когда появились двойные ректификаторы Mesa/Boogie, мне понравилось, потому что переключателей там было гораздо меньше, а звучание было похожим. Я люблю, когда всё предельно просто, и мне больше нравились ректификаторы. Было здорово, что звучание Джеймса мы пропускали через Simul-Class, и я мог спокойно копаться в двойном ректификаторе, исследуя своё звучание, при этом не повторять за Джеймсом.

Какие у вас были «дежурные» усилители во время записи альбома?

Кирк: Мой именной усилитель Randall Kirk Hammett Meathead, Mesa/Boogie и ещё у меня есть модифицированная «голова» Marshall 1979 года – я в ней души не чаю. Её я тоже использовал. Я всегда дико пёрся от саунда Marshall, пусть даже он до ужаса банальный. Раньше в 70-х все гитаристы звучали одинаково, потому что использовали одно и то же оборудование. Но должен сказать, Marshall идеально подходит для агрессивного гитарного звучания. Мне этот саунд нравится и всегда будет нравиться. Даже несмотря на то, что я каждый раз стремлюсь придумать что-нибудь оригинальное, мне безумно нравится звучание Marshall.

А «чистое» звучание в песнях вроде ‘Halo On Fire’? Специальную гитару используешь для записи?

Джеймс: Комната с микшерным пультом, где я сейчас сижу, напоминает магазин музыкальных инструментов. Ты входишь, на стенах висит порядка 20 гитар, и я в любой момент могу снять одну из гитар и сказать: «Играть на ней очень легко, но как она звучит?», так что мы выдерживаем хороший баланс. Гитара Ken Lawrence Explorer всегда ЛУЧШЕ всего подходила под «чистое» звучание, хотя с тех пор, как я разработал примочки Het Set [именной EMG] звукосниматель грифа и так очень «чистый». И с ним любая моя гитара будет звучать хорошо. Но моим «дежурным» усилителем всегда был [Roland] JC-120. Мой любимый «чистый» усилитель, приправленный ещё кое-какими фишками. Грег ещё свои усилители привёз. В общем, там смесь всего подряд. Но «чистое» звучание так же важно, как тяжелое – во всяком случае, на моём оборудовании.

На ‘Death Magnetic’ ты много играл на своей старой «килэмоловской» белой «ласточке» Electra?

Джеймс: Да. Она отлично подходит для быстрых песен. Глупо звучит фраза: «гитара очень быстрая», но так и есть. Она очень быстрая и на ней легко играть, потому что я играю на ней уже 35 лет! Это как старая пара кроссовок. Надеваешь их и тебе комфортно. На новом альбоме я играл на ней и основной своей гитаре, которую мы называем «Щитомордником». Snakebite с примочками Het Set. Билл Нэш её покрасил, он многие мои старые гитары приводит в потрясающий вид. Звукосниматели тоже покрашены, и можно подумать, что звучание от этого становится ужасным, но всё прекрасно работает. Так что основной гитарой была она, а также «ласточка» и моя старая ESP Eet Fuk.

Звучание стало менее насыщенным. Как это отразилось на риффовой подаче? Пришлось ещё мощнее играть «даунпикингом»?

Джеймс: Да. И как только начинаешь играть мощно, портятся струны и медиатор. Я уже давно играю медиатором «Чёрный Клык» компании Dunlop, они за эти годы несколько раз его улучшали. Материал, из которого они его производят, гораздо прочнее и выносливее. Я бы сказал, что мощь и агрессия в игре медиатором – дело хорошее. Получается немного больше динамики, а не сжатое и насыщенное звучание, при этом никакой динамики нет. Хотелось рвать струны, играть мощно. Иногда я чувствую, что звучит слишком «чисто», и я начинаю играть ещё сильнее и мощнее. Иногда получается слишком насыщенно, и я не слышу сами ноты – они сливаются с вокалом. Когда я играю быстрые песни, я иногда не слышу нот, и хочется добиться более чёткого звучания.

Безусловно, в некоторых песнях есть партии, играть которые и одновременно петь довольно непросто. Ты заранее придумываешь вокальные идеи, чтобы было легче или же сначала работаешь над идеями для гитары?

Джеймс: Второе, но здесь есть свои плюсы и минусы. Бывает, я играю риффы и получается крутое звучание, но при этом получается нагромождение риффов, и я думаю: «Твою мать! Мне же ещё под это петь». Да, я пытаюсь упростить, и мне это не нравится. Ставлю себе сложную задачу – упростить, замедлить ритм и спеть, но спеть настолько близко к окончательной версии, насколько это возможно. Через некоторое время мы начинаем репетировать, и да, вокал немного меняется, потому что иногда акцент делается на гитарное звучание либо наоборот, так что это всё равно, что блюдо тушить – бросаешь все ингредиенты и думаешь, что будет один вкус, а получается другой. Здесь целая наука.

Вы всегда играли в стандартном строе, но многие металлические команды его понижают. Считаешь ли ты, что нужно тщательно отбирать риффы, когда сочиняешь в стандарте, но при этом, чтобы они были ещё и тяжёлыми?

Джеймс: В пониженном строе легко звучать мрачно и зловеще. Безусловно, некоторые команды в этом строе играют постоянно, и они тоже по-своему ограничены. Но песня, на мой взгляд, становится менее живой. Я знаю, некоторые команды прекрасно звучат в пониженном строе. На альбоме есть одна песня, где опущена не только шестая струна, но и вообще понижен строй. Опять же, раз на раз не приходится.
Некоторые песни требуют пониженного строя, некоторые – нет. Но это не сложно, потому что когда струны плотно натянуты, играть быстрее или добиться более чёткого звучания немного легче.

Некоторые люди не осознают, насколько важную роль Ларс играет в творческом процессе Metallica. Сильно ли он повлиял на вашу игру?

Кирк: Он смотрит объективно, потому что сам я судить о своей игре не могу. Конечно же, как и любому гитаристу, мне нравится всё, что я играю – в противном случае, зачем тогда играть, верно? [смеётся]. Ларс умеет отсеивать ненужное и давать полезные советы.

Джеймс: Очень важную. Если у меня 800 риффов и мне все они нравятся, Ларс отберёт самые лучшие и профильтрует. У него отлично это получается. Мы с ним слышим по-своему. Он мыслит нестандартно, мы по-разному воспринимаем риффы. Но это приятная проблема. Это творческий процесс и иногда всё может пойти не понятно в каком направлении, но, как правило, оно того стоит, потому что получается реально крутой материал. И мы идём и репетируем. Что дальше? Мы следуем своей интуиции и создаём атмосферу. Он играет на барабанах, или же я играю рифф, мы друг другу сильно помогаем. Он хочет быть вокалистом или гитаристом, а я хочу быть барабанщиком, так что все это очень странно, но круто, что таким образом мы можем принять решения, которые другим бы даже в голову не пришли.

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук


Dimon

Copyright © Metbash.ru. Копирование материалов ленты разрешается только в случае указания на "Metbash.ru", как на источник получения данных, при этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса сайта Metbash.ru

Metallica. Набивая шишки
2016-12-31 19:30 Dimon

[Статья из журнала "Total Guitar" за декабрь 2016 года | Последняя статья о Металлике и новом альбоме "Hardwired... To Self-Destruct" в уходящем году. Эксклюзив для читателей Метбаша!]

Новый альбом Metallica доказывает, что в ближайшее время величайшая металлическая группа в мире не собирается уступать свой трон. Джеймс Хэтфилд и Кирк Хэмметт вырвались из оков прошлого и прекрасно себя чувствуют.

У каждого об этой группе своё мнение – Lulu, Ларс, Load, «квакушка» Кирка, Some Kind Of Monster…, барабаны на St. Anger. Постоянные споры о том, какой альбом является их лучшим и определяющим. И здесь кроется величайший дар и качество, благодаря которому они стали уникальным явлением для нас, гитаристов – сразу хочется взять гитару и сыграть ‘Fade To Black’, трясти башкой под тот самый рифф ‘Enter Sandman’ и гримасничать в спальне, пытаясь сыграть эти требующие немалых усилий риффовые партии в ‘Master Of Puppets’.

Как музыканты, композиторы и «живые» артисты Джеймс Хэтфилд и Кирк Хэмметт помогли поднять планку в хэви-метале на такую вершину, куда ещё пока никто не забирался. Они вышли за рамки жанра; они выступили хэдлайнерами на фестивале Glastonbury, и даже ваша бабушка слышала о Metallica. И по-прежнему многих волнует вопрос, кто же придёт им на замену. Оказывается, они пока сами никуда не собираются. Через восемь лет после ‘Death Magnetic’ они выпустили альбом, который удивит многих. Если вы всегда верили в эту группу или чувствовали предательство и разочарование или же считаете, что они уже и так более чем достаточно сделали для тяжёлой музыки – альбом ‘Hardwired… To Self-Destruct’ – для вас.
И это не преувеличение – на бесспорно лучшей пластинке со времён «Чёрного Альбома» Metallica вернула свой фирменный грув 90-х. И несмотря на то, что этот 80-минутный музыкальный пласт создан в первую очередь Хэтфилдом и Ларсом Ульрихом, Кирк Хэмметт, похоже, также изменил направление. «Metallica – это коллективный процесс, – говорит нам Кирк, – и даже несмотря на то, что львиная доля работы проделана Джеймсом и Ларсом, вместе мы приложили все усилия, чтобы альбом получился достойным и лучшим на данный момент».

Ладно, господин Хэмметт и Хэтфилд… поговорим о гитарах.

Похоже, альбом создавался долгое время, но звучит очень целостно. Единая картина начала формироваться на финальных стадиях записи?

Джеймс Хэтфилд: Обычно так и бывает. Так сказать, дорожка сужается. Начинаешь с 800 риффов и кромсаешь их до 50 с помощью остальных участников группы. Затем работаешь с теми, которые оставил. Началось всё в 2014 году, когда мы выпустили сингл ‘The Lords Of Summer’ и отыграли на куче европейских фестивалей. Это стало своего рода трамплином, поскольку стоило нам откупорить ящик с риффами, останавливаться уже не хотелось. Начинаешь выбирать… Кстати говоря, в фильм «Сквозь Невозможное» кое-что не вошло. Был рифф, и мы думали, из него получится песня, но этому так и не суждено было случиться. Ты говоришь, что песни «целостные», и это хорошо, но через некоторое время для меня все они начинают звучать одинаково. Нужно было разнообразие, медленные темы, очень быстрые, поэтому потребовалось некоторое время. В основном, из-за того, что за 6-8 лет накопилось куча материала и риффов. Но в то же время мне хотелось сказать: «Да похуй! Давайте уже сочинять!».

Похоже, песню ‘Hardwired’ вы написали довольно быстро.

Джеймс: Да, два года сочиняя альбом, мы вдруг поняли, что открывать нам его, в общем-то, нечем. Поэтому решили попробовать написать такую быструю агрессивную песню, было очень просто и легко. И мы подумали, что надо нам такого дерьма побольше сочинять.

‘Here Comes Revenge’ по звучанию напоминает «Чёрный Альбом». Вы намеренно это сделали?

Джеймс: Вряд ли. Мы сели и подумали: «Так, что будем делать после ‘Death Magnetic’?». Я предпочитаю более короткие, мощные «мясистые» песни, а Ларс любит более органичный подход [смеётся], где нет никаких ограничений. Сочинять и сочинять. Поэтому получается всего понемногу. Я хотел простоты ‘Kill ‘Еm All’, больше наложений в стиле «Чёрного Альбома» и качественное звучание, потому что ‘Death Magnetic’ в этом плане слишком резкий – звучание давит на уши. Но да, временами на новой пластинке очень простые партии, и этим он напоминает «Чёрный».

Кирк Хэмметт: Мне нравится качовый ритм, грув и развязность. Больше всего мне нравится играть соляки поверх качовых ритмов. Я как гитарист люблю эти темы. Мне так гораздо легче, чем играть поверх супернавороченных ритмов. В этом есть своя прелесть, своего рода искусство.

Какой подход ты использовал при записи соло?

Кирк: Я до сих пор немного в шоке от своих соло. Давненько я просто не приезжал в студию, играя что-нибудь от балды. Процентов восемь, наверное, я проработал заранее, если не меньше, и то это касается различных гамм и тональности, в которой я собирался играть. Всё остальное – полнейшая импровизация. Может быть, я сыграл несколько арпеджио поверх какой-нибудь последовательности аккордов. И всё. Я просто приезжал и играл. Агрессивно, гневно, мелодично душевно или «мягко» – я делал, что мне подсказывало нутро. Я понятия не имел, каким получится результат, но своей работой я доволен, потому что в кои-то веки мои соляки звучат непредсказуемо для МЕНЯ. Раньше я всегда за полгода, если не за год до записи знал, как будут звучать мои соло и какими они вообще будут. Для меня всегда всё было предсказуемо, но в этот раз я слушал и понимал, что такое можно было сыграть только без подготовки. На мой взгляд, каждая нота на своём месте. Всё получилось спонтанно.

Приятно заметить, что ты снова играешь сдвоенные гармонии, особенно на ‘Atlas, Rise!’. Ты сам этого хотел?

Джеймс: Ещё как. Знаешь, была бы моя воля, на альбоме было бы куча мелодий и сдвоенных гармоний! Просто Грег и Ларс считают их слишком милыми. Они говорили, что мелодии слишком много. Я их понимаю. Но я люблю гармонии, они остались у меня в наследство от Клиффа Бёртона, он посеял во мне эту любовь к гармониям и мелодии, и она по-прежнему растёт во мне. И мне это нравится. Мне всегда нравились Thin Lizzy и команды, которые выдают очень крутые гармонии. Поверх этих гармоний можно по-разному спеть, что представляет для меня большой интерес. Кирк на альбоме сыграл только соло, поэтому все мелодии, как и ритм, придумывал и записывал я. Когда играешь в две гитары, рождается полно идей. Всё было очень просто.

На средних частотах звучание гитары очень мощное и чистое. Тяжело ли было найти баланс и не потерять при этом нужный тебе «хруст» и тяжесть риффов?

Джеймс: Да… вечный поиск нужного гитарного звучания, как Святого Грааля. Звучание должно быть мощным и плотным. Воздух должно сотрясать. Гитара должна чуть ли не лаять. Но я не хочу, чтобы саунд был слишком резким, поскольку лишний фуз искажает звучание. И это непросто, потому что когда делаешь звук тише, слышишь как должна звучать гитара, но стоит врубить на всю мощность и звучит уже по-другому. И мы пытаемся найти этот баланс, чтобы звучало внятно и чётко, но при этом мощно и плотно. Я заметил, чем объёмнее и мощнее пытаешься сделать звучание, тем в нём меньше глубины. Нужно найти своё пространство. Протолкнуться и дать себе немного пространства. И на протяжении некоторых песен оно варьируется. Допустим, в одной песне гитара играет основную роль, но при этом кое-где нужен мощный грув. Думаю, мы учимся проще относиться к звучанию каждого инструмента [смеётся] и стараемся увидеть общую картину. Но мне приятно, что ты затронул тему звучания гитары, потому что мы работаем над ним со времён ‘Kill ‘Em All’. Мы используем усилитель Crunch Berries со времён если не ‘Ride The Lightning’, то уж ‘Master Of Puppets’ точно. Без Mesa/Boogie C++ [Simul-Class] мы по-прежнему своей жизни не представляем.

Кирк: Длинное название для усилителя. Разработчики сделали всего несколько экземпляров, и нам повезло, что мы себе пару штук отхватили. Благодаря этим усилителям вместе со звукоснимателями EMG мы добились нужного звучания. Если бы не усилители Mesa/Boogie и звукосниматели EMG, не знаю, куда бы мы ушли с Marshall. C Boogie звучание было другое. У Slmul-Class было три уровня усиления и встроенный параметрический эквалайзер. Ты можешь сам распределить уровни, чтобы добиться определённого звучания. Что нам и нравилось. Но когда появились двойные ректификаторы Mesa/Boogie, мне понравилось, потому что переключателей там было гораздо меньше, а звучание было похожим. Я люблю, когда всё предельно просто, и мне больше нравились ректификаторы. Было здорово, что звучание Джеймса мы пропускали через Simul-Class, и я мог спокойно копаться в двойном ректификаторе, исследуя своё звучание, при этом не повторять за Джеймсом.

Какие у вас были «дежурные» усилители во время записи альбома?

Кирк: Мой именной усилитель Randall Kirk Hammett Meathead, Mesa/Boogie и ещё у меня есть модифицированная «голова» Marshall 1979 года – я в ней души не чаю. Её я тоже использовал. Я всегда дико пёрся от саунда Marshall, пусть даже он до ужаса банальный. Раньше в 70-х все гитаристы звучали одинаково, потому что использовали одно и то же оборудование. Но должен сказать, Marshall идеально подходит для агрессивного гитарного звучания. Мне этот саунд нравится и всегда будет нравиться. Даже несмотря на то, что я каждый раз стремлюсь придумать что-нибудь оригинальное, мне безумно нравится звучание Marshall.

А «чистое» звучание в песнях вроде ‘Halo On Fire’? Специальную гитару используешь для записи?

Джеймс: Комната с микшерным пультом, где я сейчас сижу, напоминает магазин музыкальных инструментов. Ты входишь, на стенах висит порядка 20 гитар, и я в любой момент могу снять одну из гитар и сказать: «Играть на ней очень легко, но как она звучит?», так что мы выдерживаем хороший баланс. Гитара Ken Lawrence Explorer всегда ЛУЧШЕ всего подходила под «чистое» звучание, хотя с тех пор, как я разработал примочки Het Set [именной EMG] звукосниматель грифа и так очень «чистый». И с ним любая моя гитара будет звучать хорошо. Но моим «дежурным» усилителем всегда был [Roland] JC-120. Мой любимый «чистый» усилитель, приправленный ещё кое-какими фишками. Грег ещё свои усилители привёз. В общем, там смесь всего подряд. Но «чистое» звучание так же важно, как тяжелое – во всяком случае, на моём оборудовании.

На ‘Death Magnetic’ ты много играл на своей старой «килэмоловской» белой «ласточке» Electra?

Джеймс: Да. Она отлично подходит для быстрых песен. Глупо звучит фраза: «гитара очень быстрая», но так и есть. Она очень быстрая и на ней легко играть, потому что я играю на ней уже 35 лет! Это как старая пара кроссовок. Надеваешь их и тебе комфортно. На новом альбоме я играл на ней и основной своей гитаре, которую мы называем «Щитомордником». Snakebite с примочками Het Set. Билл Нэш её покрасил, он многие мои старые гитары приводит в потрясающий вид. Звукосниматели тоже покрашены, и можно подумать, что звучание от этого становится ужасным, но всё прекрасно работает. Так что основной гитарой была она, а также «ласточка» и моя старая ESP Eet Fuk.

Звучание стало менее насыщенным. Как это отразилось на риффовой подаче? Пришлось ещё мощнее играть «даунпикингом»?

Джеймс: Да. И как только начинаешь играть мощно, портятся струны и медиатор. Я уже давно играю медиатором «Чёрный Клык» компании Dunlop, они за эти годы несколько раз его улучшали. Материал, из которого они его производят, гораздо прочнее и выносливее. Я бы сказал, что мощь и агрессия в игре медиатором – дело хорошее. Получается немного больше динамики, а не сжатое и насыщенное звучание, при этом никакой динамики нет. Хотелось рвать струны, играть мощно. Иногда я чувствую, что звучит слишком «чисто», и я начинаю играть ещё сильнее и мощнее. Иногда получается слишком насыщенно, и я не слышу сами ноты – они сливаются с вокалом. Когда я играю быстрые песни, я иногда не слышу нот, и хочется добиться более чёткого звучания.

Безусловно, в некоторых песнях есть партии, играть которые и одновременно петь довольно непросто. Ты заранее придумываешь вокальные идеи, чтобы было легче или же сначала работаешь над идеями для гитары?

Джеймс: Второе, но здесь есть свои плюсы и минусы. Бывает, я играю риффы и получается крутое звучание, но при этом получается нагромождение риффов, и я думаю: «Твою мать! Мне же ещё под это петь». Да, я пытаюсь упростить, и мне это не нравится. Ставлю себе сложную задачу – упростить, замедлить ритм и спеть, но спеть настолько близко к окончательной версии, насколько это возможно. Через некоторое время мы начинаем репетировать, и да, вокал немного меняется, потому что иногда акцент делается на гитарное звучание либо наоборот, так что это всё равно, что блюдо тушить – бросаешь все ингредиенты и думаешь, что будет один вкус, а получается другой. Здесь целая наука.

Вы всегда играли в стандартном строе, но многие металлические команды его понижают. Считаешь ли ты, что нужно тщательно отбирать риффы, когда сочиняешь в стандарте, но при этом, чтобы они были ещё и тяжёлыми?

Джеймс: В пониженном строе легко звучать мрачно и зловеще. Безусловно, некоторые команды в этом строе играют постоянно, и они тоже по-своему ограничены. Но песня, на мой взгляд, становится менее живой. Я знаю, некоторые команды прекрасно звучат в пониженном строе. На альбоме есть одна песня, где опущена не только шестая струна, но и вообще понижен строй. Опять же, раз на раз не приходится.
Некоторые песни требуют пониженного строя, некоторые – нет. Но это не сложно, потому что когда струны плотно натянуты, играть быстрее или добиться более чёткого звучания немного легче.

Некоторые люди не осознают, насколько важную роль Ларс играет в творческом процессе Metallica. Сильно ли он повлиял на вашу игру?

Кирк: Он смотрит объективно, потому что сам я судить о своей игре не могу. Конечно же, как и любому гитаристу, мне нравится всё, что я играю – в противном случае, зачем тогда играть, верно? [смеётся]. Ларс умеет отсеивать ненужное и давать полезные советы.

Джеймс: Очень важную. Если у меня 800 риффов и мне все они нравятся, Ларс отберёт самые лучшие и профильтрует. У него отлично это получается. Мы с ним слышим по-своему. Он мыслит нестандартно, мы по-разному воспринимаем риффы. Но это приятная проблема. Это творческий процесс и иногда всё может пойти не понятно в каком направлении, но, как правило, оно того стоит, потому что получается реально крутой материал. И мы идём и репетируем. Что дальше? Мы следуем своей интуиции и создаём атмосферу. Он играет на барабанах, или же я играю рифф, мы друг другу сильно помогаем. Он хочет быть вокалистом или гитаристом, а я хочу быть барабанщиком, так что все это очень странно, но круто, что таким образом мы можем принять решения, которые другим бы даже в голову не пришли.

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук


Dimon

Copyright © Metbash.ru. Копирование материалов ленты разрешается только в случае указания на "Metbash.ru", как на источник получения данных, при этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса сайта Metbash.ru

В избранное