← Октябрь 2015 → | ||||||
4
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
11
|
|||||
17
|
||||||
19
|
25
|
|||||
За последние 60 дней 40 выпусков (4-5 раз в неделю)
Сайт рассылки:
http://metbash.ru/
Открыта:
22-10-2000
Адрес
автора: culture.music.rock.metallica-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Клифф Бёртон. Легенда трэша
Клифф Бёртон. Легенда трэша 2015-10-06 03:41 Dimon [Статья из специального выпуска журнала "Metal Hammer" - "30 Years Of Thrash 2014"]
Кирк Хэмметт словно вернулся на несколько десятков лет назад, когда рассказывал о своих воспоминаниях о павшем солдате, вложившим хэви-метал в душу Metallica. «Клифф был очень честным парнем, – спокойно говорит Кирк, – честность его выражалась в единственном предложении, которое я использую до сих пор: «Мне по*уй!». Его действительно волновала только музыка и её честность. Он сам был настоящим и искренним». Безусловно, был. Достаточно было лишь взглянуть на него, чтобы это увидеть. Длинные, прямые волосы. Потёртая жилетка и джинсы клёш; забавные юношеские усики и футболка с какой-нибудь малоизвестной группой. Во времена, когда пышная шевелюра, лосины и макияж были в роке обычным делом, Клифф заметно отличался от остальных. Все эти новшества он совершенно не принимал и не умел идти на компромиссы. Ему действительно было по*уй. «Не знаю, чувствовал он или нет, что век его будет недолгим, – с тоской вспоминает Кирк, – но он действительно жил одним днём, потому что признавал только то, во что верил сам. И я у него многому научился. По сей день бывают ситуации, когда трудно сделать выбор или принять решение, и я представляю, как рядом стоит Клифф и говорит: «А что для тебя действительно важно? Что имеет значение?». И он начинал перечислять пункты, и оказывалось, что всё это действительно полная чушь. В конце каждого пункта он говорил: «На*уй оно тебе не сдалось!». У него был очень-очень сильный характер. Иногда он упирался, из-за чего, бывало, мы с ним сталкивались лбами. Но мы были как братья, и он на всех нас оказал огромное влияние». Таким он остаётся и по сей день. Легенда о Клиффе Бёртоне объединила не одно поколение музыкантов и фэнов хэви-метала. Основным убеждением в роке и хэви-метале, наверное, было всегда оставаться искренним с самим собой, но к тому моменту как в 80-х появилась Metallica, хэви-метал стал придерживаться свода правил, которые словно надели на раскованный и свободный дух музыки смирительную рубашку. Клифф решил, что его цель в жизни – разрушить эти правила. Каждый музыкант, который пытался пойти по его стопам, многим ему обязан. Клифф был бесстрашным, он отстаивал свои убеждения, показывая средний палец со словами: «Действительно ли это так важно для тебя? На*уй оно тебе не сдалось!». Клиффорд Ли Бёртон родился 10 февраля 1962 года. Его отец Рэй родом из Теннесси, работал в Районе Залива Сан-Франциско помощником инженера-дорожника. Жена Рэя Джен была учителем по организации детей со специальными потребностями. В семье было трое детей – Клифф, Скотт Дэвид и Конни. Клифф был самым младшим. Когда Скотт умер из-за аневризмы сосудов головного мозга, Клиффу было 13 лет. Смерть брата произвела на Клиффа сильнейший эффект, и Клифф понял, не стоит размениваться по мелочам и пытаться кому-то угодить.
В 1987 году в разговоре со старым другом Клиффа Харальдом Ойменом Джен назвала Клиффа «тихоней» и «простым», не считая его желания ещё с очень раннего возраста быть «самим собой». Ещё Клифф был очень упёртым. Играть с детьми во дворе ему было «скучно». Клифф любил проводить время один, читая книги и играя музыку. «Он был очень способным мальчиком; в третьем классе он прошёл тест, и результаты у него были как у одиннадцатиклассника». Выступая за бейcбольную команду Auto House в Кастро-Вэлли в Малой Лиге, Клифф слыл хорошим подающим. Будучи подростком, он устроился на работу по выходным – в магазин аренды производственного оборудования в Кастро-Вэлли, и коллеги постарше прозвали его Ковбоем, потому что он всегда ходил на работу в дешевой соломенной шляпе. В 14 лет Клифф начал играть в своей первой группе, EZ-Street. Названа она так была в честь стриптиз бара в Сан-Матео. Позже Клифф старался не вспоминать об этой группе, потому что называл музыку EZ-Street «довольно глупой, в общем-то… играли много каверов, короче, всякую херню». Но благодаря группе EZ-Street Клифф впервые смог выступить на настоящей сцене, это было Международное Кафе в Беркли. В группе EZ-Street также играл гитарист Джим Мартин, единомышленник Клиффа, который потом сколотил команду Faith No More. Джим как-то заметил: «В основном, всё, что ты видишь на трэш или рок-концерте в каком-нибудь клубе, лишь сплошная показуха. А Клифф был настоящим. Он не вёл себя как участник группы, он был обычным парнем. Он никогда не считал себя суперзвездой. Он был простым парнем с улицы». К тому моменту, как в 1980 году Клифф окончил среднюю школу, личность Бёртона уже полностью сформировалась: читающий Лавкрафта, играющий на пианино домосед, любитель пивка, мексиканской еды, травки и кислоты. Свободомыслящий паренёк ездил на полуразваливающемся микроавтобусе «Фольксваген» 1972 года – он называл его «Кузнечиком» – в котором слушал пластинки Lynyrd Skynyrd и Брандебургские концерты Баха. Больше всего он любил зависать со своими друзьями Джимом Мартином и Дейвом ДиДонато, ловить рыбу и охотиться либо играть в «Драконы и Подземелья» [настольная ролевая игра в жанре фэнтази, появилась в 1974 году]. «Он сидел допоздна и спал до обеда, – говорит Джен, – но он очень редко нас будил. Он всегда думал о других, был исключительно тактичным и заботливым». «Иногда я думала: «Клифф, слишком уж ты честный», – добавляет она, – он никогда не лгал, и иногда было даже как-то неловко. Мы с ним как-то поговорили на эту тему, и он сказал: «А почему я должен кому-то врать? Я не хочу врать». Вот так он считал. Боже, наверное, он ненавидел ложь больше всего на свете». Поступив в Колледж Чабот в Хэйворде, Клифф стал изучать классическую музыку и теорию. Он снова встретился с Джимом Мартином и ребята сформировали инструментальное трио – Agents Of Misfortune («Зачинщики Неприятностей») – кратковременный ансамбль, в котором Клифф впервые попробовал использовать в своей игре гармонию и начал импровизировать с дисторшном. Джим Мартин взял у кого-то смычок и пилил им по гитаре. В 1981 году ребята приняли участие в ежегодном соревновании «Битва Команд» на базе отдыха колледжа. Прослушивание снимали на видео и сегодня оно доступно в YouTube. На видео можно услышать основу для двух композиций, которые позже станут, прежде всего, ассоциироваться с его работами в Metallica: самое первое соло на басу ‘(Anesthesia) Pulling Teeth’ и пронзительное интро к песне, которая позже получит название ‘For Whom The Bell Tolls’. В 1982 году Клифф пришёл в группу Trauma, хорошо известную команду из Бэй-Эриа. Известны они были тем, что копировали образ Iron Maiden. Опять же, в интернете есть замечательное видео их выступления. Среди вздымающегося сухого льда можно увидеть нелепую фигуру 19-летнего Клиффа Бёртона, который неестественно трясёт головой, а выдаёт на басу ненужные, но впечатляюще необычные джазовые пассажи и психоделические обертоны. Клифф уделял игре на басу каждый день от четырёх до шести часов, и всегда говорил: «Какой-нибудь парень в гараже играет лучше тебя, но о нём пока ещё не знают». Когда Клифф решил уйти из колледжа, чтобы всерьёз заняться музыкой, его родители были не в восторге от такого решения: «Мы сказали ему: «Хорошо, мы даём тебе четыре года, – говорит Джен, – будем платить за жильё и еду. Но если через четыре года мы не увидим изменений и будет очевидно, что музыка не приносит тебе дохода, тебе придётся найти нормальную работу и заняться чем-то другим». На что он сказал: «Хорошо»».
«Неплохая группа была, – вспоминает он, – но басист у них был феноменальный». Брайн знал, что ребята из Metallica хотели найти замену своему оригинальному басисту Рону МакГовни, и когда пару недель спустя Trauma выступали в клубе Troubadour в Лос-Анджелесе, Брайан взял с собой на концерт Ларса с Джеймсом. После концерта «Ларс подошёл ко мне и сказал: «Этот парень будет нашим басистом!»». Но всё было не так просто. Джеймсу с Ларсом потребовалось несколько месяцев, чтобы уговорить Клиффа хотя бы поиграть с ними. Клифф жил в Сан-Франциско, культурном и чистом городе и вдали от грязного и шумного Лос-Андлежеса, в котором всё ещё жили Джеймс с Ларсом. Как позже сказал Джеймс, Клифф не только подсадил их с Ларсом на группы вроде ZZ Top и Yes, Кейт Буш и Питера Гэбриэла, он ещё и «был самым образованным из всех нас; он ходил в техникум и обучался там музыке, и нас кое-чему научил. У этого парня был сильный характер. Он на всех нас оказал огромное влияние». Ларс добавил: «Клифф очень сильно отличался от нас с Джеймсом. В нём интересно сочетался упоротый хиппи с бунтарской аурой, которой так славился Сан-Франциско. Он как бы находился в своём собственном мирке. И, конечно же, что-то в нём было от деревенщины – он пил пиво, был весёлым, слушал ZZ Top и Lynyrd Skynyrd. Так что в нём очень необычно сочетались различные типы личности. Он поражал меня своей уникальностью, ему было плевать на мнение других. Он гнул свою линию. Иногда даже перебарщивал».
В полном объеме личность Клиффа Бёртона начала проявляться именно на сцене с Metallica, когда он крутил своим басом “Rickenbacker” 1973 года как топором, выбивая из него то яростные искаженные звуки, то громкие мелодичные трели. Не все в толпе понимали, что он делает, но это было не важно. Во время первого выступления Клиффа с Metallica, один его друг снимал происходящее на плёнку. Клифф подошёл, посмотрел в камеру и с безразличным выражением на лице сказал: «Мы делаем то, что хотим. Нам плевать, что думают другие». Безусловно, Клифф с первых же минут покорил Джеймса с Ларсом, но ближе всего к Бёртону был участник Metallica, который пришел в группу после Клиффа – Кирк Хэмметт. Кирк, как и Клифф, обучался классической музыке и исполнял Гайдна и Баха в школьном трио. Он, как и Клифф, ежедневно играл на гитаре. Кирк брал уроки у Джо Сатриани. Когда во время первых нескольких гастролей группа селилась в маленьком мотеле, Джеймс с Ларсом жили в одном номере, а Кирк с Клиффом – в другом. «Первые несколько лет мы с Клиффом были невероятно близки, – говорит Кирк, – жили в одном номере и много времени проводили вместе». Поздно вечером после концерта Кирк с Клиффом шли в номер и играли на акустических гитарах. «Клифф редко играл на басу вне сцены, он постоянно играл на гитаре. И мы с ним сидели и бренчали. У нас были схожие интересы. Ему, как и мне, нравились ужастики и Г.Ф. Лавкрафт. Ещё мы любили пожрать грибов. Он мне говорил: «Чувак, у меня тут есть немного кислоты, ты только ни в коем случае не рассказывай ребятам». А я отвечал: «Конечно, бро. Могила!» В рабочей обстановке я кислотой никогда не баловался, но его это совершенно не беспокоило». ЛСД, грибы, травка и план… в руках Клиффа все это превращалось в креативные инструменты, а не просто в билеты на аттракцион. Или как говорил Клифф: «Перегораешь не от того, что слишком быстро догоняешься. Перегораешь от того, что догоняешься слишком медленно и тебя это заё*ывает».
Прирождённый лидер. Когда первый менеджер группы Джонни Зи сказал ребятам, что дистрибьюторы попросили сменить название дебютного альбома ‘Metal Up Your Ass’ («Металл Тебе в Задницу»), Клифф «реально разозлился» и наорал на Джонни: «Убить их всех! Всех их замочить!». Джонни смеётся, вспоминая тот случай: «Ну, и как всем нам известно, альбом в итоге назвали ‘Kill ‘Em All’ («Убить Их Всех!) Поскольку в дороге главным по музыке был Клифф, остальные ребята словно сидели на уроке по истории рока. Бывший тур-менеджер Джем Ховард вспоминает: «Все группы, с которыми я тогда работал, старались слушать в машине музыку, которую играли сами. Но ребята из Metallica крутили записи The Misfits и, пока ехали, устраивали в микроавтобусе полный хаос. Потом они включали Simon & Garfunkel, потом Эннио Морриконе. Клифф обычно включал самую странную музыку». Опять же, именно Клиффу приучил музыкантов из Metallica после концертов встречаться со своими поклонниками, и не важно, сколько их там человек. Как говорит друг Билл Хейл: «Клифф первым выходил к фэнам и каждому пожимал руку, потому что сам был таким же как они. Я видел, что он всегда больше других общался с поклонниками». Но и паинькой он не был. Клифф умел отрываться. «Мы бухали круглые сутки и редко когда делали перерыв, – вспоминает Кирк, – люди вокруг нас просто падали как мухи, но мы были стойкими ребятами». Во время самого первого американского тура в 1983 году «мы начинали пить в 3 или 4 часа дня». Как только Metallica стала более-менее знаменитой группой, начали появляться девушки-поклонницы. «Ларс очаровывал их и мог заболтать так, что они сами лезли к нему в штаны, – вспоминает Джеймс, – у Кирка была милая мордашка, и он нравился девушкам, а у Клиффа был большой член. Я думаю, слух об этом распространился довольно быстро».
Это проявилось не только в монументальной финальной композиции ‘The Call Of Ktulu’, написанной под влиянием Г.Ф. Лавкрафта, но и в поддержке и вдохновении, которых так не хватало ребятам из Metallica при написании акустической баллады ‘Fade To Black’. Клифф сам играл на акустике и регулярно слушал REM и The Velvet Underground, поэтому басист решил, что группа сделала шаг вперёд. Как говорит Ларс, с Клиффом Бёртоном альбом ‘Ride The Lightning’ стал «гигантским шагом вперёд с точки зрения музыкального разнообразия и способностей». Клифф привнёс в их музыку «огромную музыкальную палитру». Кирк вспоминает, как во время записи альбома Клифф произнёс: «Бах просто Бог». Кирк думал, Клифф шутит. «Потом я понял, что ни хрена он не шутит». Клифф вспоминал, как «помешался» на Бахе, когда впервые услышал его музыку. «Я брал уроки, вникал в теорию музыки, и, безусловно, всё это оказывает на тебя огромное влияние. Есть много музыки, которая в одно ухо влетает, а через другое вылетает, но ты слушаешь эту херню месяц и она производит на тебя огромное впечатление. Она как бы оставляет на тебе свою отметину». Именно Клиффу пришла в голову идея для названия одной из самых бессмертных «классических» песен группы. Как-то вечером ребята смотрели по телевизору эпичное кино Сесила Демиля «Десять Заповедей» (фильм основан на библейской истории об Ангеле Смерти, которого Бог послал в Древний Египет, чтобы он убил всех новорожденных детей), и вдруг Клифф, в облаке кумара, произнёс: «Ух ты, прямо как ползучая смерть!». Ребята так сильно рассмеялись, что решили написать об этом песню. Даже музыканты групп, выступавших на разогреве у Metallica, обращали внимание на их басиста. Басиста Armored Saint Джои Веру особенно тянуло к Клиффу. «У нас с Клиффом были схожие интересы, потому что мы с ним оба слушали немного джаза. Ещё у Клиффа была сильная панковская эстетика… идти против общепринятых норм. Вот таким я его видел. У него было своё твёрдое мнение и ему было плевать, кто что по этому поводу думает. В то время было весьма очевидно, что остальные участники группы придерживались того же мнения» Джои говорит, Клиффа «общался практически на своём собственном языке. Это проявлялось в том, как он строил предожения и фразы. Однажды мы выступали в Эль-Пасо. И вот мы сидим и ждём своего выхода на сцену. Клифф открывает дверь, заглядывает и говорит: «Слабость исходит от толпы». И закрывает дверь, – усмехается Джои, – и мы подумали: «Ага, ясно, значит надо выйти и пробудить этих говнюков. Великий Магистр пришёл и поделился своим мнением…»
Спустя две недели на фестивале Day On The Green («День На Зелёной Травке») в Сан-Франциско Джеймс съехал с катушек после Jagermeister и разнёс раздевалку. Клифф успокоил его одним взглядом. «Клифф был самым матёрым из нас, – говорит Кирк, – когда кто-нибудь из нас делал какую-нибудь глупость, Клифф говорил: «Ты о чём, мать твою, в тот момент вообще думал?». Он нам всегда делал выговор». Бобби Шнайдер стал тур-менеджером Metallica в 1985 году, и он говорит, было очевидно, что «Клифф был главным. С него все брали пример и его уважали. Если Клиффу что-то не нравилось, этого обычно не было. Никто не хотел иметь дело с этим парнем». Но никто, даже сам Клифф Бёртон, не может обмануть смерть. Клифф это знал. Но он не знал, что смерть сыграет с ним в такую жестокую игру, забрав его у нас именно тогда, когда, казалось бы, всё у него в жизни начало складывалось идеально – как в музыкальном, так и в личном плане. Третий альбом Metallica ‘Master Of Puppets’, вышедший в марте 1986 лишь за полгода до смерти Клиффа, был не просто новой вершиной для группы; он стал переломным моментом в истории рока и хэви-метала. Он стал плацдармом для ошеломительного успеха Metallica, которым они насладятся в полной мере, и казалось, что это было начало самой шедевральной череды альбомов со времён Led Zeppelin в период их рассвета. Оказалось, что это был чуть ли не конец, и группа едва не развалилась. Это было одновременно начало и конец целой эпохи. Несмотря на то, что Клифф упоминался в соавторстве лишь трёх песен из восьми, Кирк считает, что «люди не до конца осознают, какой вклад Клифф сделал в этот альбом. Я помню, в туре ‘Ride The Lightning’ он сыграл мне интро к ‘Damage Inc’ . Со всеми этими басовыми крещендо-диминуэндо и многочисленными гармониями. Помню, он сказал: «Ага, эта тема основана на композиции Баха». Я спросил, что за композиция, и, кажется, он сказал, что это была ‘Come Sweetly Death’ или как-то так». Композиция ‘Come, Sweet Death’ была взята из Sacred Songs And Arias («Священные Песни и Арии), которую Иоганн Себастьян Бах включил в «Музыкальный Песенник» Георга Кристиана Шемелли, где были написаны ноты почти для 1000 композиций и указаны интервалы, аккорды и неаккордовые звуки для баса, а также гармоничные структуры. В общем, вёсё как любил Клифф. Вне студии, когда Клифф с Кирком не напивались в своём номере отеля, «шли и играли в покер часов 8 подряд после того как сутки не спали. Находили какой-нибудь открытый ресторанчик морепродуктов, ели сырых устриц и пили пиво, орали на местных жителей, когда были пьяные. Это одни из самых лучших моих воспоминаний о том времени».
Но успех для Клиффа не означал конец. Это было только начало. После концерта в бирмингемском Odeon один молодой музыкальный журналист по имени Гарри Шарп-Янг спросил Клиффа, чтобы группа делала, если бы кто-нибудь из них умер. «Мы с ним обсуждали, что теоретически это мог бы быть Ларс, – вспоминает Шарп-Янг, – Клифф сказал, что они бы устроили большую попойку в его память, а затем нашли бы нового барабанщика. Сразу же…» После последнего потрясающего концерта в Лондоне группа отправилась в Европу. Третий концерт проходил в клубе Solnahallen в Стокгольме, и Джеймс – три месяца назад, катаясь на скейте, он сломал руку, и всё это время не мог играть на гитаре – впервые после долгого перерыва играл сам и отыграл он просто блестяще. Группа, наконец-то, снова стала «классическим» квартетом. Metallica выступила выше всяких похвал, а Клифф, помимо своего басового соло, выдал невероятное исполнение гимна Америки «Усеянное Звёздами Знамя», тряся хаером как сумасшедший, а вращая правой рукой словно мельницей. Он в последнее время снова начал жаловаться на боли в спине. Но не в тот вечер. После концерта музыканты сели в свой гастрольный автобус и отправились на следующий концерт в Копенгаген. Путь предстоял недлинный, и автобус был набит битком. Клифф с Кирком решили с помощью карт решить, кому достанется удобная койка возле окна. Клифф выиграл, вытянув туза пик. Они с Джеймсом легли спать позже остальных. Джеймс пил водку, а Клифф курил косяк. Их койки были в конце автобуса, друг напротив друга. Через некоторое время оба пошли спать, в автобусе воцарилась тишина, и вдруг машина начала съезжать с дороги…
О трагедии узнали буквально через несколько часов. Гитарист Exodus Гэри Холт «выносил 100-литровый аквариум» из дома родителей, когда услышал эту печальную новость. «Обычно когда слышишь, что какой-нибудь музыкант умер, думаешь, что виноват он сам – либо у него передоз, либо захлебнулся в своей же блевотне, и этим дерьмом мало кого удивишь. Но погибнуть в автомобильной катастрофе? О таком я слышал впервые». Джои Вера тоже был дома, когда раздался телефонный звонок. «Я был поражён и опустошён, просто шокирован… Сразу думаешь: «Не может этого быть, это неправда. Ведь я видел Клиффа всего несколько недель назад»». Джим Мартин узнал о смерти друга от матери Клиффа Джен. «У меня душа в пятки ушла. Клифф же был частью «мозгового центра» Metallica». На следующий день Джим должен был отправиться обратно на гастроли, но «мне пришлось прилететь домой в перерыве между концертами, чтобы проститься с Клиффом. Тяжелое было время. Особенно, для его родителей». Дейв Мастейн тут же схватился за наркотики. «Я сразу же пошёл и догнался, принял какое-то дерьмо и начал что-то петь и плакать, и так я написал песню ‘In My Darkest Hour’». Песня эта стала главным хитом следующего альбома Megadeth ‘So Far, So Good… So What!’ Панихида прошла дома в Сан-Франциско в первую неделю октября. На похоронах играла композиция ‘Orion’. Похороны Клиффа прошли во вторник 7 октября в местечке Chapel Of The Valley в Кастро-Вэлли, где он прожил с родителями большую часть своей жизни. С Клиффом пришли проститься близкие родственники, его девушка Коринна и лучшие друзья Джим Мартин и Дэвид ДиДонато, остальные музыканты Metallica, Бобби Шнайдер и Питер Менш. Также проститься с Клиффом пришли все музыканты группы Exodus, Trauma и барабанщик Faith No More Майк Болдин. Прах Клиффа был развеян над ранчо Максвелл. Как вспоминал позднее Дэвид, «мы встали в большой круг, а в центре лежал прах Клиффа. Каждый подошёл и взял в руку частичку Клиффа, сказав слова прощания… Затем урну с прахом закопали в землю. Клиффа похоронили в местечке, которое он очень любил». Гэри Холт вспоминает: «Мрачная была церемония, если не сказать больше. Но потом мы собрались у кого-то дома, напились и начали ржать и дружно вспоминать Клиффа». Возвели могильную плиту с надписью: «СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ», а внизу было изображение Клиффа, сделанное незадолго до трагедии. Отголоски смерти Клиффа Бёртона будут всю жизнь преследовать Ларса Ульриха, Джеймса Хэтфилда и Кирка Хэмметта. Кирк сказал: «Когда я впервые пришёл в группу, чувствовалась невероятная энергия, и пока Клифф не умер, мы были просто в экстазе от всего и от самой жизни. Но когда Клиффа не стало, мы утратили это чувство, – он сделал паузу и продолжил, – я до сих пор каждый день думаю о нём… о том, что он говорил, что делал… просто… постоянно думаю». За несколько месяцев до смерти Клиффа спросили, какой совет он бы дал начинающим молодым музыкантам. Он ответил: «Когда я начинал, я решил, что посвящу этому всю свою жизнь». Клифф говорил, что главное быть преданным своему делу. «Ты должен полностью посвятить себя этому, чуть ли не заключить брак с любимым делом и не отвлекаться на постороннее дерьмо в жизни». Почти сразу же музыканты Metallica начали поиски нового басиста – буквально через несколько недель этим человеком стал Джейсон Ньюстед. Однако Клиффа Бёртона невозможно заменить. Дух его живёт в Metallica. Джеймс говорит, «каждый раз, когда мы работаем над каким-нибудь интересным проектом, в голове всегда пробегает мысль: «Вау! А Клиффу бы понравилось»». Клифф Бёртон – бескомпромиссная душа и сознание Metallica, как в жизни, так и в смерти. Ты навеки в наших сердцах. Таких металхэдов ещё не было. И никогда не будет. Клиффорд Ли Бёртон 10.02.1962 - 27.09.1986 Перевод: Станислав «ThRaSheR» ТкачукDimonCopyright © Metbash.ru. Копирование материалов ленты разрешается только в случае указания на "Metbash.ru", как на источник получения данных, при этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса сайта Metbash.ru |
Клифф Бёртон. Легенда трэша 2015-10-06 03:41 Dimon [Статья из специального выпуска журнала "Metal Hammer" - "30 Years Of Thrash 2014"]
Кирк Хэмметт словно вернулся на несколько десятков лет назад, когда рассказывал о своих воспоминаниях о павшем солдате, вложившим хэви-метал в душу Metallica. «Клифф был очень честным парнем, – спокойно говорит Кирк, – честность его выражалась в единственном предложении, которое я использую до сих пор: «Мне по*уй!». Его действительно волновала только музыка и её честность. Он сам был настоящим и искренним». Безусловно, был. Достаточно было лишь взглянуть на него, чтобы это увидеть. Длинные, прямые волосы. Потёртая жилетка и джинсы клёш; забавные юношеские усики и футболка с какой-нибудь малоизвестной группой. Во времена, когда пышная шевелюра, лосины и макияж были в роке обычным делом, Клифф заметно отличался от остальных. Все эти новшества он совершенно не принимал и не умел идти на компромиссы. Ему действительно было по*уй. «Не знаю, чувствовал он или нет, что век его будет недолгим, – с тоской вспоминает Кирк, – но он действительно жил одним днём, потому что признавал только то, во что верил сам. И я у него многому научился. По сей день бывают ситуации, когда трудно сделать выбор или принять решение, и я представляю, как рядом стоит Клифф и говорит: «А что для тебя действительно важно? Что имеет значение?». И он начинал перечислять пункты, и оказывалось, что всё это действительно полная чушь. В конце каждого пункта он говорил: «На*уй оно тебе не сдалось!». У него был очень-очень сильный характер. Иногда он упирался, из-за чего, бывало, мы с ним сталкивались лбами. Но мы были как братья, и он на всех нас оказал огромное влияние». Таким он остаётся и по сей день. Легенда о Клиффе Бёртоне объединила не одно поколение музыкантов и фэнов хэви-метала. Основным убеждением в роке и хэви-метале, наверное, было всегда оставаться искренним с самим собой, но к тому моменту как в 80-х появилась Metallica, хэви-метал стал придерживаться свода правил, которые словно надели на раскованный и свободный дух музыки смирительную рубашку. Клифф решил, что его цель в жизни – разрушить эти правила. Каждый музыкант, который пытался пойти по его стопам, многим ему обязан. Клифф был бесстрашным, он отстаивал свои убеждения, показывая средний палец со словами: «Действительно ли это так важно для тебя? На*уй оно тебе не сдалось!». Клиффорд Ли Бёртон родился 10 февраля 1962 года. Его отец Рэй родом из Теннесси, работал в Районе Залива Сан-Франциско помощником инженера-дорожника. Жена Рэя Джен была учителем по организации детей со специальными потребностями. В семье было трое детей – Клифф, Скотт Дэвид и Конни. Клифф был самым младшим. Когда Скотт умер из-за аневризмы сосудов головного мозга, Клиффу было 13 лет. Смерть брата произвела на Клиффа сильнейший эффект, и Клифф понял, не стоит размениваться по мелочам и пытаться кому-то угодить.
В 1987 году в разговоре со старым другом Клиффа Харальдом Ойменом Джен назвала Клиффа «тихоней» и «простым», не считая его желания ещё с очень раннего возраста быть «самим собой». Ещё Клифф был очень упёртым. Играть с детьми во дворе ему было «скучно». Клифф любил проводить время один, читая книги и играя музыку. «Он был очень способным мальчиком; в третьем классе он прошёл тест, и результаты у него были как у одиннадцатиклассника». Выступая за бейcбольную команду Auto House в Кастро-Вэлли в Малой Лиге, Клифф слыл хорошим подающим. Будучи подростком, он устроился на работу по выходным – в магазин аренды производственного оборудования в Кастро-Вэлли, и коллеги постарше прозвали его Ковбоем, потому что он всегда ходил на работу в дешевой соломенной шляпе. В 14 лет Клифф начал играть в своей первой группе, EZ-Street. Названа она так была в честь стриптиз бара в Сан-Матео. Позже Клифф старался не вспоминать об этой группе, потому что называл музыку EZ-Street «довольно глупой, в общем-то… играли много каверов, короче, всякую херню». Но благодаря группе EZ-Street Клифф впервые смог выступить на настоящей сцене, это было Международное Кафе в Беркли. В группе EZ-Street также играл гитарист Джим Мартин, единомышленник Клиффа, который потом сколотил команду Faith No More. Джим как-то заметил: «В основном, всё, что ты видишь на трэш или рок-концерте в каком-нибудь клубе, лишь сплошная показуха. А Клифф был настоящим. Он не вёл себя как участник группы, он был обычным парнем. Он никогда не считал себя суперзвездой. Он был простым парнем с улицы». К тому моменту, как в 1980 году Клифф окончил среднюю школу, личность Бёртона уже полностью сформировалась: читающий Лавкрафта, играющий на пианино домосед, любитель пивка, мексиканской еды, травки и кислоты. Свободомыслящий паренёк ездил на полуразваливающемся микроавтобусе «Фольксваген» 1972 года – он называл его «Кузнечиком» – в котором слушал пластинки Lynyrd Skynyrd и Брандебургские концерты Баха. Больше всего он любил зависать со своими друзьями Джимом Мартином и Дейвом ДиДонато, ловить рыбу и охотиться либо играть в «Драконы и Подземелья» [настольная ролевая игра в жанре фэнтази, появилась в 1974 году]. «Он сидел допоздна и спал до обеда, – говорит Джен, – но он очень редко нас будил. Он всегда думал о других, был исключительно тактичным и заботливым». «Иногда я думала: «Клифф, слишком уж ты честный», – добавляет она, – он никогда не лгал, и иногда было даже как-то неловко. Мы с ним как-то поговорили на эту тему, и он сказал: «А почему я должен кому-то врать? Я не хочу врать». Вот так он считал. Боже, наверное, он ненавидел ложь больше всего на свете». Поступив в Колледж Чабот в Хэйворде, Клифф стал изучать классическую музыку и теорию. Он снова встретился с Джимом Мартином и ребята сформировали инструментальное трио – Agents Of Misfortune («Зачинщики Неприятностей») – кратковременный ансамбль, в котором Клифф впервые попробовал использовать в своей игре гармонию и начал импровизировать с дисторшном. Джим Мартин взял у кого-то смычок и пилил им по гитаре. В 1981 году ребята приняли участие в ежегодном соревновании «Битва Команд» на базе отдыха колледжа. Прослушивание снимали на видео и сегодня оно доступно в YouTube. На видео можно услышать основу для двух композиций, которые позже станут, прежде всего, ассоциироваться с его работами в Metallica: самое первое соло на басу ‘(Anesthesia) Pulling Teeth’ и пронзительное интро к песне, которая позже получит название ‘For Whom The Bell Tolls’. В 1982 году Клифф пришёл в группу Trauma, хорошо известную команду из Бэй-Эриа. Известны они были тем, что копировали образ Iron Maiden. Опять же, в интернете есть замечательное видео их выступления. Среди вздымающегося сухого льда можно увидеть нелепую фигуру 19-летнего Клиффа Бёртона, который неестественно трясёт головой, а выдаёт на басу ненужные, но впечатляюще необычные джазовые пассажи и психоделические обертоны. Клифф уделял игре на басу каждый день от четырёх до шести часов, и всегда говорил: «Какой-нибудь парень в гараже играет лучше тебя, но о нём пока ещё не знают». Когда Клифф решил уйти из колледжа, чтобы всерьёз заняться музыкой, его родители были не в восторге от такого решения: «Мы сказали ему: «Хорошо, мы даём тебе четыре года, – говорит Джен, – будем платить за жильё и еду. Но если через четыре года мы не увидим изменений и будет очевидно, что музыка не приносит тебе дохода, тебе придётся найти нормальную работу и заняться чем-то другим». На что он сказал: «Хорошо»».
«Неплохая группа была, – вспоминает он, – но басист у них был феноменальный». Брайн знал, что ребята из Metallica хотели найти замену своему оригинальному басисту Рону МакГовни, и когда пару недель спустя Trauma выступали в клубе Troubadour в Лос-Анджелесе, Брайан взял с собой на концерт Ларса с Джеймсом. После концерта «Ларс подошёл ко мне и сказал: «Этот парень будет нашим басистом!»». Но всё было не так просто. Джеймсу с Ларсом потребовалось несколько месяцев, чтобы уговорить Клиффа хотя бы поиграть с ними. Клифф жил в Сан-Франциско, культурном и чистом городе и вдали от грязного и шумного Лос-Андлежеса, в котором всё ещё жили Джеймс с Ларсом. Как позже сказал Джеймс, Клифф не только подсадил их с Ларсом на группы вроде ZZ Top и Yes, Кейт Буш и Питера Гэбриэла, он ещё и «был самым образованным из всех нас; он ходил в техникум и обучался там музыке, и нас кое-чему научил. У этого парня был сильный характер. Он на всех нас оказал огромное влияние». Ларс добавил: «Клифф очень сильно отличался от нас с Джеймсом. В нём интересно сочетался упоротый хиппи с бунтарской аурой, которой так славился Сан-Франциско. Он как бы находился в своём собственном мирке. И, конечно же, что-то в нём было от деревенщины – он пил пиво, был весёлым, слушал ZZ Top и Lynyrd Skynyrd. Так что в нём очень необычно сочетались различные типы личности. Он поражал меня своей уникальностью, ему было плевать на мнение других. Он гнул свою линию. Иногда даже перебарщивал».
В полном объеме личность Клиффа Бёртона начала проявляться именно на сцене с Metallica, когда он крутил своим басом “Rickenbacker” 1973 года как топором, выбивая из него то яростные искаженные звуки, то громкие мелодичные трели. Не все в толпе понимали, что он делает, но это было не важно. Во время первого выступления Клиффа с Metallica, один его друг снимал происходящее на плёнку. Клифф подошёл, посмотрел в камеру и с безразличным выражением на лице сказал: «Мы делаем то, что хотим. Нам плевать, что думают другие». Безусловно, Клифф с первых же минут покорил Джеймса с Ларсом, но ближе всего к Бёртону был участник Metallica, который пришел в группу после Клиффа – Кирк Хэмметт. Кирк, как и Клифф, обучался классической музыке и исполнял Гайдна и Баха в школьном трио. Он, как и Клифф, ежедневно играл на гитаре. Кирк брал уроки у Джо Сатриани. Когда во время первых нескольких гастролей группа селилась в маленьком мотеле, Джеймс с Ларсом жили в одном номере, а Кирк с Клиффом – в другом. «Первые несколько лет мы с Клиффом были невероятно близки, – говорит Кирк, – жили в одном номере и много времени проводили вместе». Поздно вечером после концерта Кирк с Клиффом шли в номер и играли на акустических гитарах. «Клифф редко играл на басу вне сцены, он постоянно играл на гитаре. И мы с ним сидели и бренчали. У нас были схожие интересы. Ему, как и мне, нравились ужастики и Г.Ф. Лавкрафт. Ещё мы любили пожрать грибов. Он мне говорил: «Чувак, у меня тут есть немного кислоты, ты только ни в коем случае не рассказывай ребятам». А я отвечал: «Конечно, бро. Могила!» В рабочей обстановке я кислотой никогда не баловался, но его это совершенно не беспокоило». ЛСД, грибы, травка и план… в руках Клиффа все это превращалось в креативные инструменты, а не просто в билеты на аттракцион. Или как говорил Клифф: «Перегораешь не от того, что слишком быстро догоняешься. Перегораешь от того, что догоняешься слишком медленно и тебя это заё*ывает».
Прирождённый лидер. Когда первый менеджер группы Джонни Зи сказал ребятам, что дистрибьюторы попросили сменить название дебютного альбома ‘Metal Up Your Ass’ («Металл Тебе в Задницу»), Клифф «реально разозлился» и наорал на Джонни: «Убить их всех! Всех их замочить!». Джонни смеётся, вспоминая тот случай: «Ну, и как всем нам известно, альбом в итоге назвали ‘Kill ‘Em All’ («Убить Их Всех!) Поскольку в дороге главным по музыке был Клифф, остальные ребята словно сидели на уроке по истории рока. Бывший тур-менеджер Джем Ховард вспоминает: «Все группы, с которыми я тогда работал, старались слушать в машине музыку, которую играли сами. Но ребята из Metallica крутили записи The Misfits и, пока ехали, устраивали в микроавтобусе полный хаос. Потом они включали Simon & Garfunkel, потом Эннио Морриконе. Клифф обычно включал самую странную музыку». Опять же, именно Клиффу приучил музыкантов из Metallica после концертов встречаться со своими поклонниками, и не важно, сколько их там человек. Как говорит друг Билл Хейл: «Клифф первым выходил к фэнам и каждому пожимал руку, потому что сам был таким же как они. Я видел, что он всегда больше других общался с поклонниками». Но и паинькой он не был. Клифф умел отрываться. «Мы бухали круглые сутки и редко когда делали перерыв, – вспоминает Кирк, – люди вокруг нас просто падали как мухи, но мы были стойкими ребятами». Во время самого первого американского тура в 1983 году «мы начинали пить в 3 или 4 часа дня». Как только Metallica стала более-менее знаменитой группой, начали появляться девушки-поклонницы. «Ларс очаровывал их и мог заболтать так, что они сами лезли к нему в штаны, – вспоминает Джеймс, – у Кирка была милая мордашка, и он нравился девушкам, а у Клиффа был большой член. Я думаю, слух об этом распространился довольно быстро».
Это проявилось не только в монументальной финальной композиции ‘The Call Of Ktulu’, написанной под влиянием Г.Ф. Лавкрафта, но и в поддержке и вдохновении, которых так не хватало ребятам из Metallica при написании акустической баллады ‘Fade To Black’. Клифф сам играл на акустике и регулярно слушал REM и The Velvet Underground, поэтому басист решил, что группа сделала шаг вперёд. Как говорит Ларс, с Клиффом Бёртоном альбом ‘Ride The Lightning’ стал «гигантским шагом вперёд с точки зрения музыкального разнообразия и способностей». Клифф привнёс в их музыку «огромную музыкальную палитру». Кирк вспоминает, как во время записи альбома Клифф произнёс: «Бах просто Бог». Кирк думал, Клифф шутит. «Потом я понял, что ни хрена он не шутит». Клифф вспоминал, как «помешался» на Бахе, когда впервые услышал его музыку. «Я брал уроки, вникал в теорию музыки, и, безусловно, всё это оказывает на тебя огромное влияние. Есть много музыки, которая в одно ухо влетает, а через другое вылетает, но ты слушаешь эту херню месяц и она производит на тебя огромное впечатление. Она как бы оставляет на тебе свою отметину». Именно Клиффу пришла в голову идея для названия одной из самых бессмертных «классических» песен группы. Как-то вечером ребята смотрели по телевизору эпичное кино Сесила Демиля «Десять Заповедей» (фильм основан на библейской истории об Ангеле Смерти, которого Бог послал в Древний Египет, чтобы он убил всех новорожденных детей), и вдруг Клифф, в облаке кумара, произнёс: «Ух ты, прямо как ползучая смерть!». Ребята так сильно рассмеялись, что решили написать об этом песню. Даже музыканты групп, выступавших на разогреве у Metallica, обращали внимание на их басиста. Басиста Armored Saint Джои Веру особенно тянуло к Клиффу. «У нас с Клиффом были схожие интересы, потому что мы с ним оба слушали немного джаза. Ещё у Клиффа была сильная панковская эстетика… идти против общепринятых норм. Вот таким я его видел. У него было своё твёрдое мнение и ему было плевать, кто что по этому поводу думает. В то время было весьма очевидно, что остальные участники группы придерживались того же мнения» Джои говорит, Клиффа «общался практически на своём собственном языке. Это проявлялось в том, как он строил предожения и фразы. Однажды мы выступали в Эль-Пасо. И вот мы сидим и ждём своего выхода на сцену. Клифф открывает дверь, заглядывает и говорит: «Слабость исходит от толпы». И закрывает дверь, – усмехается Джои, – и мы подумали: «Ага, ясно, значит надо выйти и пробудить этих говнюков. Великий Магистр пришёл и поделился своим мнением…»
Спустя две недели на фестивале Day On The Green («День На Зелёной Травке») в Сан-Франциско Джеймс съехал с катушек после Jagermeister и разнёс раздевалку. Клифф успокоил его одним взглядом. «Клифф был самым матёрым из нас, – говорит Кирк, – когда кто-нибудь из нас делал какую-нибудь глупость, Клифф говорил: «Ты о чём, мать твою, в тот момент вообще думал?». Он нам всегда делал выговор». Бобби Шнайдер стал тур-менеджером Metallica в 1985 году, и он говорит, было очевидно, что «Клифф был главным. С него все брали пример и его уважали. Если Клиффу что-то не нравилось, этого обычно не было. Никто не хотел иметь дело с этим парнем». Но никто, даже сам Клифф Бёртон, не может обмануть смерть. Клифф это знал. Но он не знал, что смерть сыграет с ним в такую жестокую игру, забрав его у нас именно тогда, когда, казалось бы, всё у него в жизни начало складывалось идеально – как в музыкальном, так и в личном плане. Третий альбом Metallica ‘Master Of Puppets’, вышедший в марте 1986 лишь за полгода до смерти Клиффа, был не просто новой вершиной для группы; он стал переломным моментом в истории рока и хэви-метала. Он стал плацдармом для ошеломительного успеха Metallica, которым они насладятся в полной мере, и казалось, что это было начало самой шедевральной череды альбомов со времён Led Zeppelin в период их рассвета. Оказалось, что это был чуть ли не конец, и группа едва не развалилась. Это было одновременно начало и конец целой эпохи. Несмотря на то, что Клифф упоминался в соавторстве лишь трёх песен из восьми, Кирк считает, что «люди не до конца осознают, какой вклад Клифф сделал в этот альбом. Я помню, в туре ‘Ride The Lightning’ он сыграл мне интро к ‘Damage Inc’ . Со всеми этими басовыми крещендо-диминуэндо и многочисленными гармониями. Помню, он сказал: «Ага, эта тема основана на композиции Баха». Я спросил, что за композиция, и, кажется, он сказал, что это была ‘Come Sweetly Death’ или как-то так». Композиция ‘Come, Sweet Death’ была взята из Sacred Songs And Arias («Священные Песни и Арии), которую Иоганн Себастьян Бах включил в «Музыкальный Песенник» Георга Кристиана Шемелли, где были написаны ноты почти для 1000 композиций и указаны интервалы, аккорды и неаккордовые звуки для баса, а также гармоничные структуры. В общем, вёсё как любил Клифф. Вне студии, когда Клифф с Кирком не напивались в своём номере отеля, «шли и играли в покер часов 8 подряд после того как сутки не спали. Находили какой-нибудь открытый ресторанчик морепродуктов, ели сырых устриц и пили пиво, орали на местных жителей, когда были пьяные. Это одни из самых лучших моих воспоминаний о том времени».
Но успех для Клиффа не означал конец. Это было только начало. После концерта в бирмингемском Odeon один молодой музыкальный журналист по имени Гарри Шарп-Янг спросил Клиффа, чтобы группа делала, если бы кто-нибудь из них умер. «Мы с ним обсуждали, что теоретически это мог бы быть Ларс, – вспоминает Шарп-Янг, – Клифф сказал, что они бы устроили большую попойку в его память, а затем нашли бы нового барабанщика. Сразу же…» После последнего потрясающего концерта в Лондоне группа отправилась в Европу. Третий концерт проходил в клубе Solnahallen в Стокгольме, и Джеймс – три месяца назад, катаясь на скейте, он сломал руку, и всё это время не мог играть на гитаре – впервые после долгого перерыва играл сам и отыграл он просто блестяще. Группа, наконец-то, снова стала «классическим» квартетом. Metallica выступила выше всяких похвал, а Клифф, помимо своего басового соло, выдал невероятное исполнение гимна Америки «Усеянное Звёздами Знамя», тряся хаером как сумасшедший, а вращая правой рукой словно мельницей. Он в последнее время снова начал жаловаться на боли в спине. Но не в тот вечер. После концерта музыканты сели в свой гастрольный автобус и отправились на следующий концерт в Копенгаген. Путь предстоял недлинный, и автобус был набит битком. Клифф с Кирком решили с помощью карт решить, кому достанется удобная койка возле окна. Клифф выиграл, вытянув туза пик. Они с Джеймсом легли спать позже остальных. Джеймс пил водку, а Клифф курил косяк. Их койки были в конце автобуса, друг напротив друга. Через некоторое время оба пошли спать, в автобусе воцарилась тишина, и вдруг машина начала съезжать с дороги…
О трагедии узнали буквально через несколько часов. Гитарист Exodus Гэри Холт «выносил 100-литровый аквариум» из дома родителей, когда услышал эту печальную новость. «Обычно когда слышишь, что какой-нибудь музыкант умер, думаешь, что виноват он сам – либо у него передоз, либо захлебнулся в своей же блевотне, и этим дерьмом мало кого удивишь. Но погибнуть в автомобильной катастрофе? О таком я слышал впервые». Джои Вера тоже был дома, когда раздался телефонный звонок. «Я был поражён и опустошён, просто шокирован… Сразу думаешь: «Не может этого быть, это неправда. Ведь я видел Клиффа всего несколько недель назад»». Джим Мартин узнал о смерти друга от матери Клиффа Джен. «У меня душа в пятки ушла. Клифф же был частью «мозгового центра» Metallica». На следующий день Джим должен был отправиться обратно на гастроли, но «мне пришлось прилететь домой в перерыве между концертами, чтобы проститься с Клиффом. Тяжелое было время. Особенно, для его родителей». Дейв Мастейн тут же схватился за наркотики. «Я сразу же пошёл и догнался, принял какое-то дерьмо и начал что-то петь и плакать, и так я написал песню ‘In My Darkest Hour’». Песня эта стала главным хитом следующего альбома Megadeth ‘So Far, So Good… So What!’ Панихида прошла дома в Сан-Франциско в первую неделю октября. На похоронах играла композиция ‘Orion’. Похороны Клиффа прошли во вторник 7 октября в местечке Chapel Of The Valley в Кастро-Вэлли, где он прожил с родителями большую часть своей жизни. С Клиффом пришли проститься близкие родственники, его девушка Коринна и лучшие друзья Джим Мартин и Дэвид ДиДонато, остальные музыканты Metallica, Бобби Шнайдер и Питер Менш. Также проститься с Клиффом пришли все музыканты группы Exodus, Trauma и барабанщик Faith No More Майк Болдин. Прах Клиффа был развеян над ранчо Максвелл. Как вспоминал позднее Дэвид, «мы встали в большой круг, а в центре лежал прах Клиффа. Каждый подошёл и взял в руку частичку Клиффа, сказав слова прощания… Затем урну с прахом закопали в землю. Клиффа похоронили в местечке, которое он очень любил». Гэри Холт вспоминает: «Мрачная была церемония, если не сказать больше. Но потом мы собрались у кого-то дома, напились и начали ржать и дружно вспоминать Клиффа». Возвели могильную плиту с надписью: «СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ», а внизу было изображение Клиффа, сделанное незадолго до трагедии. Отголоски смерти Клиффа Бёртона будут всю жизнь преследовать Ларса Ульриха, Джеймса Хэтфилда и Кирка Хэмметта. Кирк сказал: «Когда я впервые пришёл в группу, чувствовалась невероятная энергия, и пока Клифф не умер, мы были просто в экстазе от всего и от самой жизни. Но когда Клиффа не стало, мы утратили это чувство, – он сделал паузу и продолжил, – я до сих пор каждый день думаю о нём… о том, что он говорил, что делал… просто… постоянно думаю». За несколько месяцев до смерти Клиффа спросили, какой совет он бы дал начинающим молодым музыкантам. Он ответил: «Когда я начинал, я решил, что посвящу этому всю свою жизнь». Клифф говорил, что главное быть преданным своему делу. «Ты должен полностью посвятить себя этому, чуть ли не заключить брак с любимым делом и не отвлекаться на постороннее дерьмо в жизни». Почти сразу же музыканты Metallica начали поиски нового басиста – буквально через несколько недель этим человеком стал Джейсон Ньюстед. Однако Клиффа Бёртона невозможно заменить. Дух его живёт в Metallica. Джеймс говорит, «каждый раз, когда мы работаем над каким-нибудь интересным проектом, в голове всегда пробегает мысль: «Вау! А Клиффу бы понравилось»». Клифф Бёртон – бескомпромиссная душа и сознание Metallica, как в жизни, так и в смерти. Ты навеки в наших сердцах. Таких металхэдов ещё не было. И никогда не будет. Клиффорд Ли Бёртон 10.02.1962 - 27.09.1986 Перевод: Станислав «ThRaSheR» ТкачукDimonCopyright © Metbash.ru. Копирование материалов ленты разрешается только в случае указания на "Metbash.ru", как на источник получения данных, при этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса сайта Metbash.ru |
В избранное | ||