Выдающимся живописцем, современником Ивана Никитина, был Андрей Матвеевич (или Меркурьевич) Матвеев (1701 —1739). В предложенных Матвееву в 1730 году поверочных испытаниях в связи со службой в архитектурном ведомстве (в Канцелярии от строений) он с честью доказал свое право работать над портретами и сложными композициями. «Как в рисунках, так и в письме красками гисторий и персон силу знает совершенно, модели гисторические
и евангелические с которых писали... в Петропавловскую церковь картины, он издавал. И тако по его искусству в пиктуре (живописи. — Ред.) он, действительно, именоватися мастером достойно — таков был отзыв о Матвееве архитекторов Земцова и Трезини. Крупные работы Матвеева (росписи дворцов, церквей и декоративное убранство ряда сооружений) не сохранились. Из нескольких известных теперь его портретов наиболее выразительным является «Автопортрет с женой» (1729, Русский музей). В портрете передано
теплое чувство, связывающее между собой молодых людей.
А.М. Матвеев. Автопортрет с женой (1729г.)
Единство произведения достигнуто не внешними композиционными средствами (фигуры поставлены рядом даже несколько наивно), но раскрытием внутренней близости обоих персонажей, их дружелюбием и ласковой внимательностью друг к другу. Лирическая одухотворенность «Автопортрета с женой» отличает его от до некоторой степени суровых произведений Никитина. Он близок им, однако, ярко проявляющимся в нем тяготением Матвеева к изучению и изображению конкретных, живых черт реального
лица. Художник показал себя в портрете человеком с простым и оживленным лицом, немного скуластым, со смелым выражением черных глаз. В 1727—1728 годах Матвеев написал парные портреты супругов Голицыных (частное собрание). Изображенная в одном из них А. П. Голицына происходила из старинного боярского рода, была княгиней и статс-дамой и вместе с тем «князь-игуменьей» петровского «Всешутейшего собора» и «шутихой» Екатерины I. Матвеев охарактеризовал ее метко и резко, реалистически передав
болезненно-одутловатое лицо, имеющее злое и обиженное выражение. Матвеев завоевал в 30-х годах положение одного из ведущих мастеров русского искусства. Он работал над крупными и ответственными заказами, выступая экспертом при оценке художественных работ, был руководителем Живописной команды Канцелярии от строений, Никитин и Матвеев были далеко не единственными русскими живописцами начала XVIII века. Портретной живописью занимался Роман Никитин, брат Ивана.
Известны его портреты Г. Д. Строганова (Одесская картинная галерея) и его жены М. Я. («Вассы») Строгановой (Русский музей). Видным представителем портретной живописи был Иван Адольский-Большой (портрет Петра I—«Азовский» и Екатерины I с арапом, "Русский музей); интересен Григорий Адольский (портрет воеводы Власова в Горьковском художественном музее). В документах XVIII века имеются указания на живописцев Александра и Михаилу Захаровых, Логина
Гаврилова и других. Их произведения не дошли до нас или пока еще не определены. Среди имеющихся работ «неизвестных авторов» могут быть произведения, принадлежащие этим художникам. В первой половине XVIII века в России работали многочисленные иностранные художники. Некоторые из них играли определенную роль в художественной жизни России. К ним в первую очередь относятся, конечно, те, кто связал свою жизнь с русской художественной культурой на много лет.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.
Сайт gogol.ru открылся для посетителей. Делайте сайт вместе с нами!