Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Живописьи графика начала XVIII века

Портретная живопись XVIII века. Андрей Матвеев.

 Выдающимся живописцем, современником Ивана Никитина, был Андрей Матвеевич (или Меркурьевич)   Матвеев (1701 —1739).
    В предложенных Матвееву в 1730 году поверочных испытаниях в связи со службой в архитектурном ведомстве (в Канцелярии от строений) он с честью доказал свое право работать над портретами и сложными композициями. «Как в рисунках, так и в письме красками гисторий и персон силу знает совершенно, модели гисторические и евангелические с которых писали... в Петропавловскую церковь картины, он издавал. И тако по его искусству в пиктуре (живописи. — Ред.) он, действительно, именоватися мастером достойно — таков был отзыв о Матвееве архитекторов Земцова и Трезини.
    Крупные работы Матвеева (росписи дворцов, церквей и декоративное убранство ряда сооружений) не сохранились. Из нескольких известных теперь его портретов наиболее выразительным является «Автопортрет с женой» (1729, Русский музей). В портрете передано теплое чувство, связывающее между собой молодых людей.

А.М. Матвеев. Автопортрет с женой (1729г.)

    Единство произведения достигнуто не внешними композиционными средствами (фигуры поставлены рядом даже несколько наивно), но раскрытием внутренней близости обоих персонажей, их дружелюбием и ласковой внимательностью друг к другу. Лирическая одухотворенность «Автопортрета с женой» отличает его от до некоторой степени суровых произведений Никитина. Он близок им, однако, ярко проявляющимся в нем тяготением Матвеева к изучению и изображению конкретных, живых черт реального лица. Художник показал себя в портрете человеком с простым и оживленным лицом, немного скуластым, со смелым выражением черных глаз. 
    В 1727—1728 годах Матвеев написал парные портреты супругов Голицыных (частное собрание). Изображенная в одном из них А. П. Голицына происходила из старинного боярского рода, была княгиней и статс-дамой и вместе с тем «князь-игуменьей» петровского «Всешутейшего собора» и «шутихой» Екатерины I. Матвеев охарактеризовал ее метко и резко, реалистически передав болезненно-одутловатое лицо, имеющее злое и обиженное выражение.
    Матвеев завоевал в 30-х годах положение одного из ведущих мастеров русского искусства. Он работал над крупными и ответственными заказами, выступая экспертом при оценке художественных работ, был руководителем Живописной команды Канцелярии от строений,
    Никитин и Матвеев были далеко не единственными русскими живописцами начала XVIII века.
Портретной живописью занимался Роман Никитин, брат Ивана. Известны его портреты Г. Д. Строганова (Одесская картинная галерея) и его жены М. Я. («Вассы») Строгановой (Русский музей).
    Видным представителем портретной живописи был Иван Адольский-Большой (портрет Петра I—«Азовский» и Екатерины I с  арапом, "Русский музей); интересен Григорий Адольский (портрет воеводы Власова в Горьковском художественном музее).
    В документах XVIII века имеются указания на живописцев Александра и Михаилу Захаровых,  Логина   Гаврилова  и других.   Их  произведения  не дошли до нас  или пока еще не определены. Среди имеющихся работ «неизвестных авторов» могут быть произведения, принадлежащие этим художникам.
В первой половине XVIII века в России работали многочисленные иностранные художники. Некоторые из них играли определенную роль в художественной жизни России. К ним в первую очередь относятся, конечно, те, кто связал свою жизнь с русской художественной культурой на много лет.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.

Сайт gogol.ru открылся для посетителей. Делайте сайт вместе с нами!


В избранное