Подъем культуры и искусства начинается только в середине XVII века, когда вновь укрепившемуся Русскому государству удалось преодолеть последствия польско-шведской интервенции. Основным художественным центром не только Москвы, но и всего русского государства становится в эти годы Оружейная палата, во главе которой был поставлен один из наиболее образованных людей XVII века боярин Б. М. Хитрово. Здесь были сосредоточены лучшие художественные силы. Мастерам Оружейной палаты поручали подновлять
и расписывать заново дворцовые палаты и церкви, здесь писались иконы и миниатюры. При Оружейной палате состоял целый цех «знаменщиков», то есть рисовальщиков, которые создавали рисунки для икон, церковных хоругвей, полковых знамен, шитья, ювелирных изделий (об Оружейной палате как центре декоративно-прикладного искусства). Кроме того, Оружейная палата служила чем-то вроде высшей художественной школы. Сюда приходили художники для усовершенствования своего мастерства. Все живописные работы возглавлял «жалованный»
царский изограф Симон Ушаков. Кроме Ушакова наиболее значительными из иконописцев Оружейной палаты были Кондратьев, Безмин, Иосиф Владимиров, Зиновьев, Никита Павловец, Филатов, Федор Зубов, Уланов. Кроме русских мастеров работали здесь и приезжие иностранцы, во многом обогащавшие творческий опыт русских художников новой техникой, новыми живописными приемами. Здесь впервые русские мастера овладели техникой масляной живописи, живописи по тафте и другими видами искусства. Здесь же
впервые сначала приглашенными иностранцами, а потом и русскими мастерами писались портреты царя, патриарха, приближенных к царю бояр. Иностранные мастера за многие годы жизни в России настолько сжились с русской культурой, что творчество их трудно отделить от истории русской живописи XVII века. Оружейная палата сыграла большую роль в развитии русской живописи и графики второй половины XVII века, хотя созданные ее мастерами произведения порою неровны по своему художественному достоинству и не всегда могут быть
признаны удачными. Широкое применение нашел в Оружейной палате метод совместной работы. Так, композиция во многих иконах сочинялась одним художником, «знаменовавшим», то есть рисовавшим иконы; лики иконы или «личное», как наиболее ответственная ее часть, писались другим; «доличное», то есть одежды и фон, — третьим; «трава и деревья» — четвертым. При этом случалось, что в одной работе объединялись мастера различных художественных взглядов и вкусов. Зачастую Это приводило к неорганичным, эклектичным решениям.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.