В первой четверти ХVIII века получили наибольшие возможности для выражения реалистические тенденции русского искусства, проявлявшиеся уже в XVII веке. С началом нового столетия значительно изменились отношения между человеком и окружающей действительностью. Широкий круг людей был втянут в политическое и культурное строительство и стал или свидетелем, или участником ломки и созидания.
Множество новых явлений в самой действительности должно было быть осмыслено, познано. Следствием этого в искусстве было развитие познавательных реалистических начал, которые позволяли с наибольшей ясностью и выразительностью передать действительность, столь живо открывшуюся для русского общества и имевшую самое непосредственное отношение к каждому дню его жизни. Показная пышность и парадность произведений, насаждавшаяся в России некоторыми из иностранных мастеров, не имели большого значения и не характеризуют
собой основного направления в развитии русского искусства начала XVIII века. Для его передовых деятелей показательно создание произведений, передававших образ современников или события той эпохи и служивших существенным потребностям развития страны. Живым примером тесной связи искусства с окружающей действительностью уже в первом десятилетии нового века служат гравюры. Не случайно в этих гравюрах преобладали батальные сюжеты и городской пейзаж; военные события эпохи, а затем и интенсивное
строительство Петербурга давали богатый материал для многочисленных произведений искусства начала века. Петр I вызвал в Россию ряд граверов (преимущественно из Голландии). В их числе были Адриан Шхонебек (работал в Москве с 1698 по 1705 г.) и Питер Пикарт, даже сопровождавший Петра в походах (работал в Москве и Петербурге с 1702 по 1717 г.). Крупнейшим гравером начала XVIII века был воспитанник Оружейной палаты Алексей Федорович Зубов (род. 1682 — ум.
после 1744 г.), работавший главным образом в смешанной технике (офорт с резцом). В 1716—1717 годах Алексей Зубов награвировал необычайный по сложности и величине (на восьми листах) вид Петербурга, удачно передав в нем как обширность молодой столицы, так и ее оживленность. В другой гравюре Зубов показал триумфальное возвращение в Петербург русского флота, ведущего плененные в сражении шведские корабли. Увеселениям петровского времени посвящены гравюры А. Зубова, изображающие
свадьбу шута Шанского и др. Своих современников (прежде всего Петра I и его жену) Зубов изобразил в портретных гравюрах.
В произведениях А. Зубова обращает на себя внимание живая заинтересованность художника окружающими его явлениями, стремление показать новое, появляющееся и утверждающееся, свидетельствующее, об изменениях в общественной и частной жизни России. Зубов хотел быть документально точным. Владея средствами линейного перспективного построения, он внимательно передавал особенности зданий и садов, конструкции и оснастки кораблей; он умело развернул широкую панораму пустынного
Васильевского острова и северных окраин Петербурга позади нарядного здания Меншиковых палат. Гравюры А. Зубова просты, четки и очень содержательны. В них воплощено стремление художника к наибольшей наглядности и жизненной конкретности изображения. Ряд мотивов в его гравюрах дает представление о быте столицы в начало века. Он часто изображал фигуры людей на улицах и набережных Петербурга; в гравюре, посвященной триумфу возвращающегося с победой русского флота, он показал также пасущийся на выгонах скот и воз
с сеном. Эта гравюра является выразительным примером обращения художника начала XVIII века к окружающей действительности. К числу видных граверов начала XVIII века принадлежит и старший брат А. Ф.Зубова - Иван Федорович Зубов (род. 1677 — ум. после 1744 г.), работавший в Москве (в отличие от брата, деятельность которого протекала главным образом в Петербурге). Лучшей из гравюр Ивана Зубова является вид Измайлова (собора и дворца)—царской усадьбы под Москвой. В
гравюре имеется и бытовой мотив: на первом плане изображен многолюдный выезд на соколиную охоту. Главным центром гравирования вначале была Оружейная палата, а с 1711 года «Санкт-Петербургская типография». Именно при ней работал «мастер» Алексей Зубов, а также талантливый Алексей Ростовцев, награвировавший в 1715 году по собственному рисунку «Взятие Выборга». При типографии существовала рисовальная школа, в которой молодых художников учили «по правилам и по всем отраслям искусства». Эта
школа в некоторых документах уже носила название Академии. Типография и школа при ней просуществовали до 1727 года. Следует отметить, что уже в 1724 году А. К. Нартов — выдающийся механик, машиностроитель, медальер — подавал Петру I проект «о сочинении таковой Академии разных художеств,.. без которой художники подлинного в своих художествах основания иметь не могут».
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.