Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Живопись и графика начала XVIII века

Алексей Зубов

  В первой четверти ХVIII века получили наибольшие возможности для выражения реалистические   тенденции   русского   искусства,   проявлявшиеся  уже в XVII веке.
    С началом нового столетия значительно изменились отношения между человеком и окружающей действительностью. Широкий круг людей был втянут в политическое и культурное строительство и стал или свидетелем, или участником ломки и созидания. Множество новых явлений в самой действительности должно было быть осмыслено, познано. Следствием этого в искусстве было развитие познавательных реалистических начал, которые позволяли с наибольшей ясностью и выразительностью передать действительность, столь живо открывшуюся для русского общества и имевшую самое непосредственное отношение к каждому дню его жизни. Показная пышность и парадность произведений, насаждавшаяся в России некоторыми из иностранных мастеров, не имели большого значения и не характеризуют собой основного направления в развитии русского искусства начала XVIII века. Для его передовых деятелей показательно создание произведений, передававших образ современников или события той эпохи и служивших существенным потребностям развития страны.
    Живым примером тесной связи искусства с окружающей действительностью уже в первом десятилетии нового века служат гравюры. Не случайно в этих гравюрах преобладали батальные сюжеты и городской пейзаж; военные события эпохи, а затем и интенсивное строительство Петербурга давали богатый материал для многочисленных произведений искусства начала века. Петр I вызвал в Россию ряд граверов (преимущественно из Голландии). В их числе были Адриан Шхонебек (работал в Москве с 1698 по 1705 г.) и Питер Пикарт, даже сопровождавший Петра в походах (работал   в Москве и Петербурге   с 1702 по 1717 г.).
    Крупнейшим гравером начала XVIII века был воспитанник Оружейной палаты Алексей Федорович Зубов (род. 1682 — ум. после 1744 г.), работавший главным образом в смешанной технике (офорт с резцом).
    В 1716—1717 годах Алексей Зубов награвировал необычайный по сложности и величине (на восьми листах) вид Петербурга, удачно передав в нем как обширность молодой столицы, так и ее оживленность. В другой гравюре Зубов показал триумфальное возвращение в Петербург русского флота, ведущего плененные в сражении шведские корабли. Увеселениям петровского времени посвящены гравюры А. Зубова, изображающие свадьбу шута Шанского и др. Своих современников (прежде всего Петра I и его жену) Зубов изобразил в портретных гравюрах.

А.Ф. Зубов. Панорама Петербурга. Фрагмент (1716-1717гг.)

    В произведениях А. Зубова обращает на себя внимание живая заинтересованность художника окружающими его явлениями, стремление показать новое, появляющееся и утверждающееся, свидетельствующее, об изменениях в общественной и частной жизни России. Зубов хотел быть документально точным. Владея средствами линейного перспективного  построения, он внимательно передавал  особенности зданий и садов, конструкции и оснастки кораблей; он умело развернул широкую панораму пустынного Васильевского острова и северных окраин Петербурга позади нарядного здания Меншиковых палат. Гравюры А. Зубова просты, четки и очень содержательны. В них воплощено стремление художника к наибольшей наглядности и жизненной конкретности изображения. Ряд мотивов в его гравюрах дает представление о быте столицы в начало века. Он часто изображал фигуры людей на улицах и набережных Петербурга; в гравюре, посвященной триумфу возвращающегося с победой русского флота, он показал также пасущийся на выгонах скот и воз с сеном. Эта гравюра является выразительным примером обращения художника начала XVIII века к окружающей действительности.
    К числу видных граверов начала XVIII века принадлежит и старший брат А. Ф.Зубова - Иван Федорович Зубов (род. 1677 — ум. после 1744 г.), работавший в Москве (в отличие от брата, деятельность которого протекала главным образом в Петербурге). Лучшей из гравюр Ивана Зубова является вид Измайлова (собора и дворца)—царской усадьбы под Москвой. В гравюре имеется и бытовой мотив: на первом плане изображен многолюдный выезд на соколиную охоту.
    Главным центром гравирования вначале была Оружейная палата, а с 1711 года «Санкт-Петербургская типография». Именно при ней работал «мастер» Алексей Зубов, а также талантливый Алексей Ростовцев, награвировавший в 1715 году по собственному рисунку «Взятие Выборга». При типографии существовала рисовальная школа, в которой молодых художников учили «по правилам и по всем отраслям искусства». Эта школа в некоторых документах уже носила название Академии. Типография и школа при ней просуществовали до 1727 года.
    Следует отметить, что уже в 1724 году А. К. Нартов — выдающийся механик, машиностроитель, медальер — подавал Петру I проект «о сочинении таковой Академии разных художеств,.. без которой художники подлинного в своих художествах основания иметь не могут».

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.

 


В избранное