Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Живопись второй половины XVII века.

Портрет

Во второй половине века портрет начинает завоевывать в русском искусстве все более прочное место. Еще в середине предыдущего столетия (1553 —1554) церковный собор обсуждал возможность изображения в иконах людей, «которые живы суше».                                                                                                                                                                             
От начала XVII века сохранилось несколько портретов, среди которых наибольший интерес представляют выполненные еще в иконописной манере изображения Ивана IV, царя Федора Ивановича, воеводы М. В. Скопина-Шуйского. Сквозь иконописную схему в них уже проглядывают некоторые индивидуальные черты. Скопин-Шуйский с несколько одутловатым лицом не похож на худого и слабого Федора с его огромными грустными глазами.
К середине века относится целый ряд портретов, написанных иностранными художниками, жившими в России. Среди них особенного внимания заслуживает портрет патриарха Никона, автором которого большинство исследователей считает голландского живописца Вухтерса (Московский областной краеведческий музей). Еще больший интерес для истории русского искусства представляют портреты, написанные русскими мастерами. В них художники стремились создать торжественные монументальные образы. Примером подобных портретов может служить портрет царя Федора Алексеевича, в исполнении которого принимал участие известный мастер Оружейной палаты Иван Безмин (Исторический музей). Близки этому портрету изображения царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича на фресках собора Ново-Спасского монастыря (Исторический музей). Значительный интерес представляют портреты русских царей в так называемом Титулярнике (I672, Центральный государственный архив древних актов в Москве). Правда, большинство из них сделано по воображению, поэтому в них мало сходства. Однако во всех этих портретах, или по древнерусскому «парсунах» (изображения персон), образ человека носит еще очень условный характер. Преобладает плоскостная, нередко декоративная трактовка; в частности, особенное внимание уделяется передаче орнамента тканей. Светотень, видно, давалась художникам еще с трудом. И все же в «парсунах», как правило, ясно сказываются реалистические тенденции эпохи. Ряд портретов конца XVII века (портрет стольника В. Люткина, Л. Нарышкина и др.) намечает непосредственный переход к портретному искусству XVIII столетия.                                                                                                                                                                                          
В развитии монументальной живописи видное место занимает церковь Троицы на подворье купцов Никитниковых, расписанная в 1652— 1653 годах. Основная тема росписи — деяния апостолов. Особенно подробно изображаются их чудеса. В церкви в Никитниках впервые были использованы в качестве образца гравюры незадолго до того изданной в Голландии так называемой Библии П и с к а т о р а, позднее часто привлекавшиеся для икон и фресок. Впрочем, уже здесь они подвергнуты настолько значительной переработке, что речь может идти только об использовании некоторых иконографических схем. Созданные по инициативе богатой купеческой семьи, фрески в Никитниках и по характеру встречающихся в них жанровых мотивов и по колористическому строю во многом предвосхищают фресковые циклы ярославских храмов конца XVII века.                                                                                                               
Светские росписи второй половины XVII века известны только по свидетельствам современников. В росписи Грановитой палаты, выполненной Ушаковым совместно с дьяком Клементьевым, были изображены события русской истории, в которых отчетливо проводилась идея прославления царской власти.                                                       
Судя по описаниям, особенно интересна была роспись Коломенского дворца, в которой в ярких красочных образах отражена была система космографических представлений, характерных для XVII века.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

 Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.


В избранное