Работы Ивана Никитича Никитина (род. около 1690 г, — ум. 1741 г.), сохранившиеся в большем числе, чем произведения Матвеева, позволяют ясно представить, каким самостоятельным и крупным художником он был. Иван Никитин родился в семье московского священника и первое время пел в патриаршем хору. Уже в юношеские годы он обучился «счетной мудрости», стал «разуметь латынь» и заниматься живописью и рисунком. Молодым человеком он преподавал арифметику и рисование «в артиллерией
школе» в Москве. Петру I стал известен интерес Никитина к искусству, и Никитину было указано брать уроки живописи и рисунка. В ранних произведениях Никитина можно проследить преемственность от парсуны. В некоторых отношениях портрет Якова Тургенева напоминает портрет, изображающий, по-видимому, племянницу Петра I, Прасковью Ивановну (1714, Русский музей). Ему также свойственны условная передача световоздушной среды, приблизительность представлений об анатомии человека, раздельно
положенные цветовые пятна. Однако, переходя к изображению лица, художник удаляется от старых традиций. Написать лицо портретируемого было для Никитина особо важной и увлекательной задачей. Даже в раннем портрете Прасковьи Ивановны Никитин показывает себя художником, стоящим выше автора портрета Якова Тургенева. Он стремится передать не только внешние черты сходства, но также и выражение внутренней жизни, поэтическое содержание образа. Близок к портрету Прасковьи Ивановны ряд других никитинских
портретов первой половины 10-х годов XVIII века — матери Прасковьи Ивановны царицы Прасковьи Федоровны (Загорский художественно-исторический музей), любимой сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны (Третьяковская галерея), казака в красном кафтане (1715). Уже эти портреты давали основание Петру I оценить Никитина, увидеть в нем выражение высокой одаренности русских людей. Зная только его ранние работы, Петр I, встретив в 1716 году Никитина, отправляющегося по его приказанию за границу, писал своей жене,
чтобы она поручила художнику при проезде через Берлин написать портреты прусского короля и еще «кого захочет» король, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». Произведения, созданные Никитиным по возвращении из Италии, ясно свидетельствуют, что знакомство с западноевропейским искусством не явилось для него каким-то откровением, способным решительно изменить представления художника о действительности и об искусстве. Произведения эти более совершенны в техническом отношении, во владении
средствами масляной живописи, но главные особенности их содержания вытекают из тех начал, которые уже содержались в портретах, написанных до заграничной поездки. В начале 20-х годов Никитин не раз писал Петра I, и в «Юрнале» Петра было указано, что «на Котлине острову... писал его величества персону живописец Иван Никитин». Возможно, что этим портретом, написанным в Кронштадте, является портрет Петра (в круге; Русский музей).
И.Н. Никитин. Портрет Петра I (в круге).
Он отличается тем, что хорошо передает значительность Петра, сложность его натуры. Петр охарактеризован в этом произведении Никитина наиболее глубоко и содержательно по сравнению с многочисленными его изображениями работы других художников. В небольшом по размеру портрете господствует само лицо Петра, сильно освещенное и энергично вылепленное в контрастах света и теней; тускло блестящие стальные латы полководца, наоборот, едва различимы во мраке фона. Портрет лишен
даже намека на аллегорические мотивы, столь частые вообще в искусстве того времени: Никитин, подлинный художник-реалист, проявил в нем замечательную ясность художественного мышления. В облике Петра он сумел дать почувствовать и внутреннюю силу государственного деятеля, и душевную сложность, и волевую напряженность незаурядного человека. Петр ценил Никитина, подарил ему дом недалеко от Зимнего дворца, найменовал его «персонного дела мастером». Имеются указания, что Петр рекомендовал придворным
заказывать художнику портреты. Своими портретами 20-х годов Никитин вполне оправдал высокое о себе мнение Петра I. Он был выдающимся мастером портретной живописи, создавшим характерные образы представителей бурной эпохи начала XVIII века. В марте 1726 года Никитин написал портрет девятнадцатилетнего С. Г. Строганова (Русский музей), свидетельствующий о том, как углубилась трактовка им образа человека. Строганов изображен в живом движении,
его лицо одухотворенно, глаза смотрят заинтересованно; правдиво и ясно охарактеризован юный придворный, вышедший из энергичной семьи промышленников XVII—XVIII веков. Передача жизненных черт образа осуществлена уверенными приемами. Никитин выделил светом прежде всего лицо Строганова, погрузив его фигуру в легкий полумрак глубокого пространства. Золотисто-коричневые, то холодные, то теплые тона портрета образуют тонкое и красивое колористическое единство. По-видимому, несколько позднее
написаны два портрета, на одном из которых изображен «канцлер Российской империи» Г. И. Головкин (Третьяковская галерея), а на другом — «напольный гетман» (Русский музей). В этих портретах показаны два человека, различных не только по своим внешним чертам или одежде, но прежде всего по своему внутреннему миру и жизненной судьбе. В портрете Г. И. Головкина (приписываемом Никитину с большими основаниями) изображен видный государственный деятель и дипломат начала XVIII века. В его
лице передано выражение утомленности, настороженности, хитрости. Образ, созданный художником, вполне отвечает представлению о Головкине как о человеке, сумевшем длительное время удержаться на высоком посту, лавируя между придворными интригами 20—30-х годов. Совсем другое выражение свойственно портрету «напольного гетмана», Никитин ясно показал в нем мужество и сильную волю. Смело и правдиво Никитин изобразил чистый лоб гетмана, бурые от загара щеки, вос-паленные веки; он не остановился
перед тем, чтобы показать складки старческой кожи, свисающей с подбородка к шее, выступающей из распахнутого ворота одежды. «Напольный гетман» изображен как воин, проведший значительную часть жизни в походах и готовый к встрече с врагами.
И.Н. Никитин. Портрет "напольного гетмана".
Творческие возможности Никитина были очень широки. Он был способен создавать произведения и иного характера. Одно из них — небольшой портрет царевны Анны Петровны (около 1720 г., Третьяковская галерея), отличающийся утонченностью рисунка и колорита — серебристо-розового и голубого. И в этом маленьком изображении царевны Никитин остался верен свойственному эпохе стремлению к реализму, с поэтическим чувством изобразив девочку-подростка, миловидную и трогательную.
Следует оценить то обстоятельство, что все эти портреты отделены от портрета Якова Тургенева приблизительно лишь тридцатью годами. Краткость этого срока наглядно доказывает стремительный рост русского искусства п исключительную плодотворность непосредственного обращения художника к окружающей его действительности. Таков именно и был путь, пройденный в сравнительно немногие годы выдающимся представителем русской культуры Иваном Никитиным. В своих зрелых работах Никитин свободно применяет
богатые средства живописного выражения. Люди в его портретах находятся в реальном, глубоком пространстве; с тонким мастерством использует художник отношения света, теней, рефлексов. Жизненная убедительность его портретов непосредственно связана с применением художником сильных, насыщенных цветовых пятен, хорошо сгармонированных в общем колорите произведения: мазок Никитина ложится уверенно и точно, подчас непринужденно-широко. К лучшим работам Никитина принадлежит
портрет Петра I на смертном ложе (1725, Русский музей). Блестящее владение живописной техникой помогло художнику написать умершего Петра, по-видимому, в очень короткий срок. При этом Никитин не ограничился только передачей общего сходства, но и воплотил в портрете настроение печали и торжественности. Никитин создал ряд произведений, проникнутых серьезным интересом к человеческой личности. Он показал решительных, суровых, деятельных людей своего времени, выявляя основные черты их сильных
характеров. В портретах современников он передал и образ самой эпохи. К творчеству Никитина может быть отнесена большая картина «Куликовская битва» (Русский музей) — один из ранних примеров батального жанра в русской живописи, получившего распространение в начале XYIII века в связи с той решительной военной борьбой, которую пришлось вести России за свое положение великой европейской державы. Композиция картины заимствована с итальянской гравюры, но это не помешало художнику насытить картину
патетическим патриотическим чувством. Показательно, что Никитин изобразил не отдельных героев или полководцев на фоне войск, как это было обычно принято в батальной живописи начала XVIII века, но подчеркнул широкое участие в битве народа.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.