Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


 Живопись и графика XVIII века

Портретная живопись XVIII века. Портрет Якова Тургенева.

  Особо значительным явлением в русском искусство начала XVIII века была портретная живопись. Она не только получила в эти годы быстрое развитие, но и достигла замечательных успехов, в основе которых лежал свойственный эпохе повышенный интерес к деятельной человеческой личности.
    В русском искусстве уже существовала начиная с XVII века определенная портретная традиция (ведшая начало от так называемой парсуны). Лишь недолгое время, однако, она могла служить развитию стремления художников начала XVIII века к изображениям все более живым и реалистическим. Уже первые шаги русской портретной живописи на рубеже XVII и XVIII веков показали, что метод парсуны быстро становился архаичным, а передовые художники искали новые пути к созданию более глубокого и жизненного образа человека.
    Одним из наиболее показательных примеров сочетания условных сторон парсуны с усиливающимися реалистическими исканиями служит портрет Якова Тургенева (Русский музей) работы неизвестного мастера 90-х годов.

Портрет Якова Тургенева (1790-е гг.)



    Характерными для парсуны особенностями портретного изображения являются его плоскостность и недвижность: Яков Тургенев как бы застыл, позируя художнику. Хотя мастер «наметил свет и тени на одежде портретируемого, фигура лишена объемности. Локти Тургенева нарочито раздвинуты и находятся вместе с фигурой в одной  плоскости,   чем  подчеркнута   плоскостность  всего  изображения;   трость в руке Тургенева не лежит на плече, а кажется просто прислоненной к самому холсту. Красный и золеный цвета даны один рядом с другим без какого-либо взаимодействия между собой. В картине нет световоздушной среды, в которой должна была бы помещаться фигура. Подобные условности идут от парсун XVII века. Однако лицо Тургенева изображено значительно конкретнее, с большим вниманием к облику живого человека. Художник писал лицо с натуры, передав с большой точностью крупный нос, усталые глаза в глубоких впадинах, проседь в коротко подстриженной бороде.
    Останавливаясь на этих признаках внешнего облика, художник не в состоянии еще был передать внутреннюю жизнь человека, показать его мыслящим и чувствующим. Портрет Я. Тургенева не является исключением, наоборот, он характеризует собой целую группу аналогичных произведений.
    В портрете Якова Тургенева, созданном на грани XVII и XVIII веков, уже частично преодолеваются парсунные традиции, воздействовавшие на русскую портретную живопись на протяжении еще нескольких десятилетий, часто противоборствуя стремлению реалистически и глубоко изображать человека.
    В начале XVIII века эти традиции сказывались в ранних произведениях даже такого крупного портретиста, как Иван Никитин. Иван Никитин, как и более молодой по возрасту Андрей Матвеев, был «петровским пенсионером». В числе других «молодых людей российской «нации» они были отправлены на некоторое время в Италию (Никитин) и Голландию (Матвеев). Однако еще до этого они достигли на родине определенных успехов в портретной области. Произведения обоих сохранились далеко не полностью; в настоящее  время известна только часть их работ.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.

 


В избранное