Портретная живопись XVIII века. Портрет Якова Тургенева.
Особо значительным явлением в русском искусство начала XVIII века была портретная живопись. Она не только получила в эти годы быстрое развитие, но и достигла замечательных успехов, в основе которых лежал свойственный эпохе повышенный интерес к деятельной человеческой личности. В русском искусстве уже существовала начиная с XVII века определенная портретная традиция (ведшая начало от так называемой парсуны). Лишь недолгое время, однако, она могла служить развитию
стремления художников начала XVIII века к изображениям все более живым и реалистическим. Уже первые шаги русской портретной живописи на рубеже XVII и XVIII веков показали, что метод парсуны быстро становился архаичным, а передовые художники искали новые пути к созданию более глубокого и жизненного образа человека. Одним из наиболее показательных примеров сочетания условных сторон парсуны с усиливающимися реалистическими исканиями служит портрет Якова Тургенева (Русский музей) работы неизвестного
мастера 90-х годов.
Портрет Якова Тургенева (1790-е гг.)
Характерными для парсуны особенностями портретного изображения являются его плоскостность и недвижность: Яков Тургенев как бы застыл, позируя художнику. Хотя мастер «наметил свет и тени на одежде портретируемого, фигура лишена объемности. Локти Тургенева нарочито раздвинуты и находятся вместе с фигурой в одной плоскости, чем подчеркнута плоскостность всего изображения; трость в руке Тургенева не лежит
на плече, а кажется просто прислоненной к самому холсту. Красный и золеный цвета даны один рядом с другим без какого-либо взаимодействия между собой. В картине нет световоздушной среды, в которой должна была бы помещаться фигура. Подобные условности идут от парсун XVII века. Однако лицо Тургенева изображено значительно конкретнее, с большим вниманием к облику живого человека. Художник писал лицо с натуры, передав с большой точностью крупный нос, усталые глаза в глубоких впадинах, проседь в коротко подстриженной
бороде. Останавливаясь на этих признаках внешнего облика, художник не в состоянии еще был передать внутреннюю жизнь человека, показать его мыслящим и чувствующим. Портрет Я. Тургенева не является исключением, наоборот, он характеризует собой целую группу аналогичных произведений. В портрете Якова Тургенева, созданном на грани XVII и XVIII веков, уже частично преодолеваются парсунные традиции, воздействовавшие на русскую портретную живопись на протяжении еще нескольких
десятилетий, часто противоборствуя стремлению реалистически и глубоко изображать человека. В начале XVIII века эти традиции сказывались в ранних произведениях даже такого крупного портретиста, как Иван Никитин. Иван Никитин, как и более молодой по возрасту Андрей Матвеев, был «петровским пенсионером». В числе других «молодых людей российской «нации» они были отправлены на некоторое время в Италию (Никитин) и Голландию (Матвеев). Однако еще до этого они достигли на родине определенных
успехов в портретной области. Произведения обоих сохранились далеко не полностью; в настоящее время известна только часть их работ.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.