← Ноябрь 2008 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
|
12
|
14
|
15
|
16
|
|||
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
||
25
|
27
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.rus.in.ua
Открыта:
08-02-2005
Адрес
автора: country.ua.rdu-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Русские на Украине: ИнформЦентр Русское содружество
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ВСЕУКРАИНСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «РУССКОЕ СОДРУЖЕСТВО» + 38 (044) 255-30-16, +38 (044) 223-05-43 E-mail: redaktor@rdu.org.ua, post@rus.in.ua __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Выпуск № 71 от 13 ноября 2008 года НОВОСТИ - Украинские власти воспрепятствовали премьерному показу в Киеве российского документального фильма «Война 08.08.08. Искусство предательства» - На Украине будут вручать «Орден Иуды» - Русские одобрили «скандальный» фильм - Харьковчанина хотят посадить за разрушение памятника ОУН-УПА - В Каменке завершился Конкурс памяти П.И.Чайковского КОММЕНТАРИИ - Истерия 300 лет спустя… - Синод УПЦ признал голодомор геноцидом. Что дальше? ИНТЕРВЬЮ - Помешать Мазепе восстать из ада - задача украинских верующих - Крымские вузы восстают против насильственной украинизации СТАТЬИ - Анафематствованный Мазепа и Орден для «новых Иуд» - Неолиберализм «оранжевых». Необходима смена власти - Гуманитарная угроза единству Церкви АНОНС -14 ноября - музейный вечер вокальной музыки - Русская Премия - 2008 __________________________________________________________________________________________________________________
НОВОСТИ
Украинские власти воспрепятствовали премьерному показу в Киеве российского документального фильма «Война 08.08.08. Искусство предательства» 12 ноября 2008 года украинские власти воспрепятствовали премьерному показу в Киеве российского документального фильма «Война 08.08.08. Искусство предательства», рассказывающего о недавних трагических событиях в Южной Осетии. Для участия в украинской премьере фильма в Киев прибыли депутаты Государственной Думы Российской Федерации К.И.Рыков и Д.В.Саблин, авторы фильма, а также были приглашены народные депутаты Украины, представители дипломатического корпуса, журналисты. Действия Украинской Стороны в указанном случае явно противоречат общепринятым демократическим нормам в части свободы распространения информации. Вызывает также удивление грубый, оскорбительный тон Заявления Министерства Иностранных Дел Украины от 13 ноября 2008 года относительно участия в запланированной презентации документального фильма Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Украине, Специального Представителя Президента Российской Федерации по развитию торгово-экономических отношений с Украиной В.С.Черномырдина и сотрудников российского Посольства. Российская Сторона решительно отвергает голословные обвинения Украинской Стороны в отношении содержания фильма «Война 08.08.08. Искусство предательства», размещенного в сети «Интернет». Ожидаем, что Украинская Сторона предоставит обоснованные разъяснения о причинах столь беспрецедентного противодействия демонстрации упомянутого фильма, не соответствующих принципам стратегического партнерства и добрососедства, зафиксированным в российско-украинских двусторонних договорах и соглашениях. Пресс-служба Посольства России на Украине
На Украине будут вручать «Орден Иуды» Со следующего года Русская община Полтавской области будет проводить церемонии вручения "антинаграды" для деятелей украинской политики, культуры и науки - бронзовый прототип "Ордена Иуды". Об этом заявил представитель Полтавского отделения организации "Православный выбор" Сергей Проваторов в Украинском филиале Института стран СНГ на пресс-конференции, посвященной 300-летию предания анафеме гетмана Мазепы, сообщает пресс-служба института. "Мы будем вручать этот орден за пропаганду предательства как образа деятельности в украинском обществе особо "выдающимся" деятелям украинского государства", - сказал С. Проваторов. Юрий Егоров, председатель Всеукраинского Православного братства Александра Невского, заявил о том, что православные не прекращают борьбы против появления в Киеве улицы Мазепы. Он сообщил, что 21 ноября представители его Братства собираются провести шествие, во время которого состоится церемония символического переименования улицы. Планируется заклеивать таблички с именем Мазепы заранее приготовленными табличками с надписью "улица Лаврская" - именно так православные предлагают назвать улицу, которая ведет к Киевской Лавре. Алексей Селиванов, главный атаман международной общественной организации "Верное казачество", заявил на пресс-конференции о том, что в следующем году все акции и мероприятия эта организация проведет под лозунгом "Не будь Мазепой, служи Родине"! Подводя итоги пресс - конференции, директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов призвал историков, журналистов и политиков к объективности: "Все слухи о том, что якобы кто-то когда-то снимал с Мазепы анафему, в этом году опроверг Патриарх Всея Руси Алексий во время встречи с Виктором Ющенко. По этому поводу все спекуляции должны быть сняты. Сейчас, когда идет череда поминаний, годовщин, связанных с Батурином, со "шведско - украинским союзом", я бы просил всех, кто освещает эту тему, не повторять ошибок прежних лет, когда замалчивались одни спорные темы истории и возвеличивались другие. Если уж мы решили восстанавливать правду не на словах, а на деле, то мы должны освещать все страницы этой истории, не пропуская ни одной. И не забывать о том, что человек, которого пытаются представить героем, предан анафеме Православной Церковью и до сих пор не прощен ею". КИД
Русские одобрили «скандальный» фильм По сообщениям Русской общины Полтавской области, в воскресенье 9 ноября прошел просмотр фильма режиссера А. Денисова и студии исторического документального кино телеканала РТР «Полтавская баталия: 300 лет спустя», организованный для членов общины. В связи с отключенным в Полтаве кабельным вещанием российских телеканалов, этот фильм не смогла посмотреть основная масса зрителей. В связи с нарушением прав граждан на информацию, было принято решение провести публичный просмотр фильма и его распространение на электронных носителях. Просмотр прошел с большим интересом и завершился обсуждением фильма. Члены Русской общины поддержали все сказанное и показанное в фильме и выразили надежду, что Россия сможет провести съемки еще одного фильма, непосредственно об осаде города и защите крепостей Полтавского края от шведских оккупантов и мазепинских предателей. Кроме того, высказывалась мысль о необходимости более глубокого освещения шведских преступлений на территории Украины и Полтавской области. Это может стать не только эффективным средством контрпропаганды против мазепинства, ставшего украинской государственной идеологией, но и восстановлением памяти о замученных и уничтоженных малороссов, сохранивших верность Вере и Присяге. Напомним, что данный фильм был воспринят полтавскими властями, как «клеветнический, скандальный и враждебный», о чем свидетельствуют заявления пресс-службы горсовета Полтавы, транслируемые на помаранчевом 5 канале - «канале украинских честных новостей». Информцентр Объединения «Русское содружество»
Харьковчанина хотят посадить за разрушение памятника ОУН-УПА Следствие по уголовному делу в отношении харьковчанина Сергея Позднякова, разрушившего памятник воинам ОУН-УПА, закончено, сообщает "Росбалт"-Украина. В суд уже передано постановление следователя, который заявляет о доказанности уголовного преступления, "причинившего существенный вред общественным интересам, выражая явное неуважение к обществу, используя низменный мотив, пренебрегая общепринятыми нормами морали". В постановлении следователя, в частности, сказано: "Поздняков Сергей Владимирович, действуя умышленно и преследуя цель причинить существенный вред общественным интересам, сознавая общественно-опасный характер своих противоправных действий, предвидя наступление общественно опасных последствий, сознательно допуская и желая их наступление, совершил умышленное преступлении…Так, Поздняков, выражая явное неуважение к обществу, имея намерения нарушить общественный порядок и вызвать негативный резонанс в обществе и общественном мнении, используя низменный мотив, разрушил Памятный знак в честь 50-летия Украинской Повстанческой Армии". По выводам следствия, общий ущерб Памятному знаку в честь 50-летия УПА составил 6 тыс. 838 гривен (около 35 тыс. российских рублей). Следователь определил, что "своими действиями Поздняков совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 296 УК Украины, то есть – грубое нарушение общественного порядка по мотивам явного неуважения к обществу, сопровождавшееся особой дерзостью и исключительным цинизмом, совершенное группой лиц". На основании изложенного, руководствуясь ст. 130, 131, 132, 133, 140, 141 УПК Украины, следователь постановил "привлечь Позднякова Сергея Владимировича, 03 февраля 1986 года рождения, в качестве обвиняемого и предъявить ему обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 296 УК Украины". Напомним, в декабре 2006 года группа молодежи в парке "Молодежный" по ул. Пушкинская, 81 в г. Харькове разрушили памятный знак Украинской повстанческой армии (УПА). Русская линия
В Каменке завершился Конкурс памяти П.И.Чайковского Шестой Всеукраинский открытый детский музыкальный конкурс памяти П.И.Чайковского в Каменке завершился 6 ноября. В этом году эта дата совпала со 115-ой годовщиной со дня кончины композитора. По сложившейся традиции именно 6 ноября жюри конкурса озвучивает результаты уникального детского музыкального состязания: напомним, что принимают в нём участие учащиеся районных и сельских музыкальных школ Украины. Исключение лишь для тех областных центров, чьи музыкальные учебные заведения носят имя Петра Ильича Чайковского. Участники Шестого конкурса съехались из разных областей Украины: Чайковский объединил и западные, и восточные её регионы. Дети из Енакиево и Каменки, Ужгорода и Кагарлыка, Кременца и Христиновки, Маньковки и Александровки (список можно продолжить) играли на одной сцене музыку П.И.Чайковского, западноевропейских и украинских авторов. Кроме традиционных дипломов, которыми награждаются победители (первые три места в каждой номенации), организаторы конкурса предусмотрели и специальные дипломы и призы: „За лучшее исполнение произведения П.И. Чайковского”, учреждён Российским центром науки и культуры в Киеве, „За лучшее исполнение музыки украинских композиторов”, учреждён Министерством культуры и туризма Украины, а Национальный комитет Украины Международного Музыкального Совета ЮНЕСКО награждает дипломом „Надежда” самых юных участников Конкурса. В этом году его получили: Настя Шевчук из г.Звенигородка ( скрипка) и Саша Стретиле (фортепиано) из г. Шпола. Саша был также отмечен Дипломом „За лучшее исполнение музыки Чайковского” ( за исполнение пьесы „Подснежник” из цикла „Времена Года”). Как и на прошлых конкурсах, наиболее яркими и успешными выглядели пианисты младшей группы. Жюри конкурса 2008 г. признало достойними стать победителями и занять перове место трех участников – Александра Стретиле (г. Шпола, Черкасской обл.) Веронику Гордееву (г.Енакиево, Донецкая обл.) и Викторию Серветник (г.Жмеринки, Винницкая обл.) К сожалению, и пианисты старшей группы, и скрипачи ограничились лишь вторыми и третьими местами. На первые места жюри нашло претендентов. По результатам Конкурса состоялась встреча с педагогами юных музыкантов. Члены жюри, професор Национальной академии музики О.Д. Лифоренко, секретарь Национального Союза композиторов Л.С.Олейник, зав. Фортепианным отделением Черкаського музикального училища И.А.Окунева, отметили тревожную закономерность, которая проявилась благодаря конкурсу: способные, владеющие потенциальным техническим аппаратом ученики, оказываются недостаточно развитыми в профессиональном отношении. В ходе заинтересованной беседы с педагогами выявились серьёзные проблемы сельских и районых музыкальных щкол: информационный вакуум в области нотной литературы, невероятная бедность концертной жизни в маленьких городках (не говоря уже о сёлах), отсутствие дисков с записями серьёзной музыки, а также книг, радио и теле-передач и фильмов об искусстве. Даёт себя знать и разрушенная, столь распространённая в прошлом, практика повышения квалификации на специальных курсах: в сущности, педагоги сегодня пребывают в ограниченном, до предела ссуженном художественном пространстве. И потому следует признать, что звучание сегодня в провинции и скрипки, и фортепиано является определённым подвигом и родителей, и педагогов, и самих детей. Хорошо понимая проблемы с которыми сталкиваются педагоги и юные музыканты, Российский центр науки и культуры в Києве (один из учредителей Конкурса) ежегодно дарит музыкальным школам небольшие музыкальные библиотечки методических пособий и нотной литературы, отмечает всех участников Конкурса дипломами и подарками – красочными нотними тетрадями. Альбомами и книгами, привезенными из Москвы. При этом, отмечалось возросшее внимание к Конкурсу, прежде всего со стороны районной администрации и, что очень важно, украинского государства. Инициатива проведения Детского музыкального конкурса памяти П.И.Чайковского принадлежит энтузиастам мемориального Дома-музея А.С.Пушкина и П.И.Чайковского в Каменке, в 2003 году его учредителями стали Представительство Росзарубежцентра в Украине при поддержке Посольства Российской Федерации в Украине, и Национальный музыкальный совет Украины при ЮНЕСКО. Затем, под свой патронат конкурс взял Национальный союз композиторов Украины, и вот уже второй год Конкурс поддерживается Министерством культуры и туризма Украины. Как показывает шестилетняя практика проведения этого уникального музыкльного явления - рождаются новые сателиты: областные музыкальные конкурсы. Один из них – конкурс им. выдающегося польского композитора Кароля Шимановского, который родился на Черкасской земле. Но самый главный результат проведения детского музыкального конкурса памяти П.И.Чайковского – о нем знают учащиеся провинциальных музыкальных школ, его ждут и к нему готовятся! Потому не случайно десятилетний Саша Стретиле стал победителем конкурса пианистов в этом году. Он уже «опытный» конкурсант - как он сам сообщил что имеет уже победы на других конкурсах, в том числе, упомянутом имени К.Шимановского но, хочет участвовать в следующих конкурсах. Вне сомнения, дети, вырастающие в таких условиях, могут дать фору в музыкальном развитии своим одногодкам из областных центров. В будущем организаторы Конкурса памяти Чайковского планируют продолжить практику проведения мастер-классов членов жури, в частности профессора Национальной музыкальной академии Украины им. П.И.Чайковского, Ольги Лифоренко, концерты студентов этой Академии, встречи с композиторами, проведение совместных научных студенческих конференций и т.д. В сущности, Конкурс на украинской родине Чайковского, в г.Каменке перерастает ныне в музыкальное движение за художественное образование подрастающего поколения. Пётр Ильич, который говорил о Каменке как о самом дорогом для него месте в мире и называл цветы, музыку и детей лучшим украшение жизни, наверное, был бы очень рад этому! Леся Олейник (Каменка-Киев) www.rusintercenter.org.ua
КОММЕНТАРИИ
Истерия 300 лет спустя… Комментарии Русской общины Полтавской области относительно заявлений полтавских городских властей о «клевете российских СМИ» Произошедшее можно назвать «поздним зажиганием» - показанный вечером 6 ноября по каналу РТР-Планета фильм «Полтавская баталия: 300 лет спустя», лишь через пять дней был «обдуман» представителями полтавской городской администрации, которая разразилась гневными упреками в адрес полтавских русских и обвинениями в адрес российского телеканала. Ситуацию прокомментировали председатель Русской общины Полтавской области Виктор Шестаков и писатель Юрий Погода, председатель фонда «Полтавская битва», которые, так или иначе, вспоминаются в списке претензий полтавских властей. Прежде всего, возмущает тон, с которым полтавский горисполком в лице руководителя пресс-службы Полтавского городского совета Виктора Кикотя, называет телеинформацию распространением клеветы. Исходя из того, что чиновник затронул наши комментарии в фильме и обвинил нас в том, что мы «от имени жителей подавали неправдивую информацию о подготовке к 300-летию Полтавской битвы», заявляем, что все наши слова подтверждаются реальными фактами, большая часть из которых появлялась на страницах газеты «Полтавский Вестник», которую курирует сам Виктор Кикоть, обвиняющий всех и вся в клевете. Например, газета за 12.06.08 поместила целый коллаж из оскверненных памятников русской истории и культуры. Может Виктор Кикоть просто невнимательно смотрит эту коммунальную газету? То есть, нас обвиняют в том, что мы публично указываем на безобразия, о которых молчат власти не только здесь, но во время визитов в Москву или встреч в Посольстве РФ, что есть сокрытием объективной информации. Пресс-секретарь говорит о необходимости поддержки «позитивных процессов в Полтаве с тем, чтобы потомки участников событий 300-летней давности могли достойно чествовать светлую память воинов, павших под Полтавой». Наверное, ради этой памяти в Полтаве горсоветом принято решение о возведении памятника Иуде-Мазепе и инициировано установление памятника оккупанту КарлуXII? Наверное, ради этой памяти, музей, посвященный Победе, силами России построенный и наполненный экспонатами, превращен сегодня в гнездо русофобских заявлений госпожи «зампонауке» Л.Шендрик? Это мнение не наше, это мнение ученых с большой буквы, признанных специалистов по истории Северной войны во всем мире! Пан Кикоть и заказчики его протестов, разглагольствуют о клевете, но в той же газете «Полтавский вестник» целенаправленно печатают не просто клевету, там тупит свое перо некто В.Цебрий, выливающий ушаты грязи на Петра Великого и Россию. Газета, продемонстрированная в фильме, материально выражена. Это не украино-шведский договор, метафизический юбилей который отмечает пан Ющенко. Не выдуман и не высосан из пальца и русофобский фестиваль «Мазепа-фест», о котором есть сюжет в фильме. Наверное чиновникам следовало бы посещать эти «культурные мероприятия», поддерживаемые и финансируемые украинской властью, и послушать, как фронтмен фестиваля Архипчук требует у солистки группы «Новое поколение» публичной клятвы «не размовлять больше поганой российской мовой». Панам из горисполкома пора понять, что для нас этот юбилей имеет огромное значение и мы весьма тщательно подходим ко всему, что с ним связывает. Кикоть пишет, что «молодежные общественные организации выходят на субботники, чтобы навести порядок на месте второго укрепленного лагеря Петра». Когда в местной прессе появилась информация, о том, что некто Русин вывез туда группу молодежи, мы выехали на место субботника на следующий день с камерой и засняли: действительно бумажки и листья были собраны и даже сожжены; но мусор более объемное понятие. Никто не убрал бытовой хлам, резиновые колеса и прочее барахло. Может Русин решил, что это остатки БТРа Петра Великого? Нам кажется, что это похоже на профанацию. Как на профанацию похожа вся так называемая «подготовка к юбилею». Чиновники заявляют, что авторы фильма хотят умышленно испортить взаимоотношения городской власти Полтавы с российской стороной в вопросах подготовки и достойного празднования 300-летия Полтавской битвы». На это можно с уверенностью ответить, что так как портят отношения с российской стороной власти Украины, не может портить никто. Вот, например, почему, так «тянущийся к России» городской голова Полтавы Андрей Матковский поддержал русофобское и антироссийское решение НацСовета по телевидению и отключил в Полтаве российские телеканалы? Где же проявление дружественных чувств и настроений? В заявлении горсовета весьма путано поданы сведения о том, кто же восстанавливает братскую могилу русских воинов – местный бюджет или средства российских инвесторов. В Посольстве РФ уверяют, что деньги выделили они, но Кикоть упрекает режиссеров фильма, что они не сказали «о том, что за средства местного бюджета и спонсоров». Какая-то неувязочка с уклоном в неуважительное отношение к главному спонсору… Дело в том, что со стороны русских организаций, неоднократно предпринимались попытки сотрудничества с официальными властями, даже при помощи народных депутатов, однако с нами никто не желает встречаться. Слишком великие они. За все время нас выслушал некий третьесортный чиновник из городского управления культуры. Но мы работаем и даже передали в музей битвы книги В.Артамонова. А часть нашей работы и есть констатация происходящего в Полтаве. Заявление горисполкома нелепо по сути и носит истеричный характер. В чем заключается «клевета» авторов фильма, показанного на РТР, совершенно не понятно. Факты приема алкогольных изделий прямо на памятнике Славы, факты осквернения памятников, камера зафиксировала четко и беспристрастно. Причем Денисов в своем фильме еще не показал руины Петровского Кадетского корпуса! А то, что в Полтаве висит русофобский смрад можем элементарно доказать и мы. По сути, данный фильм – это первый выстрел в той канонаде скандалов, которая обрушиться на Полтаву с таким подходом к делу». Информцентр Объединения «Русское содружество»
Синод УПЦ признал голодомор геноцидом. Что дальше? «Пока что решение Священного Синода УПЦ по голодомору, как и большинство других решений Синода, осталось не очень замеченным на Украине, даже среди людей верующих. Вообще-то, само решение Синода главным образом свидетельствует о том, что голодомор явился трагедией украинского народа, а виновник этого преступления – тоталитарный богоборческий режим. В принципе, этого никто из политиков никогда не отрицал, – ни в России, ни на Украине. Как мы помним, было и соответствующее постановление Госдумы о голодоморе 1930-х годов, которое по своей сути мало отличается от последнего решения Синода УПЦ», – заявил в интервью "Русской линии" директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов, комментируя решение Священного Синода Украинской Православной Церкви. По словам В.Корнилова, «единственное, что не совсем понятно в решении Синода, это то, зачем надо было упоминать всуе слово "геноцид"? Я допускаю, что, учитывая огромное количество решений, принятых на последнем заседании Синода УПЦ, большинство иерархов просто не задумались над смыслом этого слова», – продолжил эксперт. «Конечно, на пропагандистскую кампанию, связанную с голодомором и развернутую Виктором Ющенко, последнее решение Синода никак не повлияет; думаю, что восприятие публики практически от этого не изменится. Ведь и так в стране развернута бешеная пропаганда, а по вопросу о голодоморе за последние годы уже произошла поляризация взглядов. Многое будет зависеть от того, насколько объективная информация о голодоморе будет доходить до граждан Украины», – считает Владимир Корнилов. Русская линия
ИНТЕРВЬЮ
Помешать Мазепе восстать из ада — задача украинских верующих 13 ноября исполнится 300 лет с того дня, как украинский гетман Иван Мазепа был за измену России предан анафеме Русской Православной Церковью. При этом власти Украины рассматривают Мазепу как национального героя и борца за независимость страны от Москвы 13 ноября исполнится 300 лет с того дня, как украинский гетман Иван Мазепа был за измену России предан анафеме Русской Православной Церковью. При этом власти Украины рассматривают Мазепу как национального героя и борца за независимость страны от московской империи. Еще при Леониде Кучме портрет гетмана появился на украинских гривнах, а минувшей зимой Виктор Ющенко лично просил Патриарха Алексия снять анафему с Мазепы. Чиновники продолжают прилагать колоссальные усилия и оказывают давление на украинское священноначалие для того, чтобы Церковь реабилитировала гетмана, заявил в интервью «Росбалту» глава украинской организации «Православный выбор» Юрий Егоров. Егоров – один из организаторов крестных ходов, которые в последние годы регулярно проходят в Киеве в знак протеста против курса властей на вступление в НАТО и отделения Украинской Церкви от Московского Патриархата. Каждое шествие собирает как минимум по несколько сотен человек – фактически это самые массовые пророссийские акции, которые удается проводить в украинской столице общественной организации, а не какой-либо политической партии. Сейчас «Православный выбор» готовит обращение к властям Приднестровья с требованием не допустить установки в городе Бендеры памятника Мазепе. Появление здесь монумента в честь гетмана инициирует МИД Украины. А еще Егоров и его соратники пытаются добиться от властей Киева отмены решения по присвоению имени Мазепы киевской улице, на которой находится Киево-Печерская Лавра. Правда, пока что пикеты под стенами мэрии положительного результата не дали. — Как украинские верующие относятся к этой дате – 300 лет отлучения гетмана Мазепы от Православной Церкви? — Мы недавно проводили опрос жителей улицы, которая сейчас названа именем Мазепы. Где-то 90% выступили против названия в честь Мазепы, хотя не все знали, за что он был отлучен. Мы объясняли, что Церковь отлучила Мазепу за грехи. Причем не только за грех клятвопреступления, тогда клятву на верность государю принимали на Евангелии и кресте в присутствии священника, это была клятва перед Богом. Кроме того, царь тогда считался помазанником Божьим, фактически был главой Церкви. Уже около года мы проводим массовые крестные ходы против переименования этой улицы, что произошло 25 октября 2007 года. От чиновников получаем отписки, что никаких нарушений нет. Но на вопрос, почему улицу, где расположена православная святыня, называют в честь отлученного за тяжкие грехи от Церкви человека, нам так и не ответили. Конечно, при переименовании улицы в честь Мазепы оказалась главной политическая составляющая. Мэр Леонид Черновецкий сделал это под давлением Ющенко. Перед тем, как прошло голосование, Ющенко лично направил письмо в мэрию и попросил, чтобы было принято такое решение. — Кстати, усилиями украинских властей имя Мазепы уже начали прославлять даже за пределами страны – не так давно в Приднестровье состоялась закладка будущего памятника гетману. — Это проблема уже действительно перестает быть сугубо украинской. Многие знают, что на нынешней территории Приднестровья состоялась закладка памятника. Православная общественность и многие организации там возмущены. Но, видимо, здесь сыграло то, что Приднестровье зависит от Украины, гранича с ней. Они не могут игнорировать украинский фактор. Видимо, на них было оказано большое давление. Мы понимаем приднестровцев, потому что мы здесь в таком же положении. Но мы удивлены, что приднестровские власти, декларирующие дружественное отношение к России, согласились на установку памятника, причем накануне 300-летия Полтавской битвы. Это была общерусская победа над оккупантами и иноверцами. Мы хотим поддержать общественность Приднестровья, что выступила против решения властей. Сейчас готовится обращение к властям, чтобы этого памятника там не было. Это будет просто кощунство и издевательство над памятью наших православных предков. — Не так давно Одесский митрополит Агафангел заявлял, что власти Украины пытаются заставить священнослужителей канонической Церкви реабилитировать Мазепу. Это действительно так? — Мы наблюдаем процесс давления на нашу Церковь. Видимого давления стало меньше, но скрытое давление мы ощущаем. Есть неофициальная информация о том, что поступило чуть ли не указание поиска аргументов для пересмотра аргументов обоснованности анафеме. Слухи такие ходят. — Скажите, а действительно ли в Украинской Церкви есть «оранжевое лобби», которое выступает за отделение от Московского Патриархата? — Не так давно архиепископа Сафрония, открытого сторонника автокефалии (архиепископ Черкасский Сафроний действительно заявлял об этом в СМИ, — ред.) сделали митрополитом, это как раз подтверждение такой информации. Митрополит сейчас в Украинской Православной Церкви – это высшее звание. Общерусских патриотов, которые открыто выступали за единство с Русской Православной Церковью, их, наоборот, отправляют на покой, несмотря на то, что возраст их не такой уж и большой. Например, епископа Тульчинского Ипполита, который еще в 2000 году заявил, что Украинской Церкви нужно вернуться в положение экзархата. — Диакон Андрей Кураев такую тенденцию объясняет сменой поколений – приходят молодые священники, которые не служили при СССР, для них некогда единая страна – чужая. — Я разделяю такую точку зрения. Это тревожный процесс. Люди в возрасте родились и жили в одной стране, было единство, прежде всего, с Россией и Белоруссией, для них это общая страна. А новые архиереи, которые воспитаны на истории в условиях независимости, видят это уже по-другому. К сожалению, такая тенденция не только в Церкви, но и во всем обществе. Этому процессу можно противостоять только активной деятельностью в информационном пространстве, активной просветительской деятельностью. С другой стороны, нужно наполнять новым содержанием и «Большой договор» Украины и России, который сейчас не работает. — Кстати, а чем можно объяснить то, что у Украинской Церкви сейчас целых два официальных сайта, причем один из них можно отнести в разряд симпатизирующих властям? — Объяснить можно как раз существованием сторонников автокефалии. При нынешней власти они получили реальную поддержку во всех отношениях. Мы видим, что их позиции становятся более прочными. А сторонников единства с Русской Церковью потеснили. Я думаю, что автокефалы ждут благоприятной политической ситуации для реализации своих планов. Не дай Бог останутся у власти сторонники отделения Церкви во главе с нынешним президентом, я думаю, что они попытаются провести Собор и принять решение об автокефалии. Пока идет внутренний конфликт в «оранжевой» группировке – для нас это хорошо. Но если они стабилизируют ситуацию, если Ющенко останется у власти, то это будет неизбежно. — Кстати, нетрудно заметить, что каноническая Церковь в последнее время украинизируется – на украинский язык переводятся литература, церковные СМИ, говорят, что в некоторых храмах даже перестали упоминать на службах Московского Патриарха. Это действительно так? — У нас есть тревожная информация из регионов, причем даже из восточных. Мы давно замечаем, что украиноязычных архиереев, родившихся на Западной Украине, направляют почему-то на Восток Украины, где русскоязычное население. Это и Херсона касается, и Сумской области, и Крыма. Я лично видел, на храме в Алуште были таблички на украинском языке, мне это непонятно, как такое может быть в русскоязычном Крыму! У отдельных архиереев проповеди на украинском языке, переводятся богослужения, Евангелие переводится. То есть фактически Церковь вовлечена в процесс украинизации. — Если говорить образно, какой процент архиереев в УПЦ готовы бороться за единство с Русской Церковью? Пятьдесят, шестьдесят процентов? — Счет идет не на проценты, а на единицы. Их не двадцать, не тридцать процентов, их немного, тех, кто готов бороться, на пальцах можно пересчитать. А большинство – люди, которые не имеют своей позиции и могут поддаться. Хотя, конечно, будет многое зависеть от верующих, от общественности. Если в регионах, где архиереи могут легко пойти на поводу у автокефалов, мощная общественность, то не так просто будет заставить верующих. Церковь – это не только архиереи, это и верующие. А среди последних большинство за единство с Русской Церковью, причем практически по всей Украине. Мы в этом году провели собрания в 14-ти регионах, где основной темой было единство с РПЦ. Везде люди выступали за единство Русской Церкви и не поддерживали создание Поместной Украинской Церкви. — Этим летом, когда Патриарх Алексий посещал Украину в рамках 1020-летнего юбилея Крещения Руси, он отменил свой визит в Донецк, пообещав приехать туда позже. Эти планы остаются в силе? — Я думаю, что остаются, не так давно в Москве был владыка Илларион, и целью его поездки было согласование визита. Видимо, визит готовят, учитывая преклонный возраст Патриарха, как позволит здоровье, он приедет. Мы надеемся, что это произойдет в ближайшие месяцы. Мы считаем, что Патриарху нужно чаще бывать на Украине. Его последний визит, главное торжество на Владимирской горке в Киеве, где собралось около 25 тысяч наших верующих, это было такое воодушевление, такой подъем! Каждый такой приезд Патриарха укреплял бы верующих, сторонников единства Православной Церкви. Слава Богу, что Патриарх приехал. Приехать в таком возрасте и выдержать такой политический и психологический накал – мы считаем, что это был подвиг. Беседовал Сергей Терентьев. Росбалт
Крымские вузы восстают против насильственной украинизации Переводом обучения на украинский язык «оранжевые» пугали студентов и преподавателей вузов давно. Но «окончательный» срок положили 1 сентября нынешнего года. Преподаватели поняли, что на этот раз придется по-настоящему туго: в университетах стали крушить таблички на русском языке, преподов вместо подготовки к лекциям засадили за перевод на мову методичек, инструкций и учебных планов. Причем перевод через компьютерные программы не принимается — перевод нужен исключительно «ручной». В вузах появилась несколько подзабытая «профессия» стукачей: особо «обизнанные» студенты и не сумевшие завоевать авторитет другим способом профессоры стали докладывать «наверх», кто из коллег всё ещё не украинизировался. Студенты из числа обычных, продвижением процесса украинизации не озабоченных, жестких намерений министерства образования еще до конца не поняли: преподаватели пытаются смягчить удар. Посему на лекциях просто ухохатываются над суржиком взрослых дядь и теть, судорожно пытающихся остаться при должности, где проработали по десять-двадцать лет, и не желающих пополнять стройные ряды базарных торговцев. Всё бы это было бы смешно, если бы не было так грустно: представляете себе студиозуса, который должен знать понятийный словарь уже не на двух (русский, латинский), а на трех языках? А ведь еще этот самый третий ко всему прочему еще и неполный. Известно же, что если «желудок» уже имеет украинский аналог — «шлунок», про который нам каждый день рассказывают в телерекламе, то есть масса других терминов, которые еще не придумали, как заменить, как вывернуть язык, лишь бы было не похоже на русский!.. Мало того, тот же Крымский медицинский университет славится тем, что ежегодно принимает на обучение большое количество иностранных студентов, в контракте которых записано, что обучение ведется на русском языке! Есть и достаточно большое число студентов с самой Украины, поступивший на коммерческой основе, в документах которых тоже четко записано про русский язык. В общем, ситуация до боли понятная. И она была понятна еще много лет тому назад. Но вот на головы свалилась «окончательно» только сейчас. И потребовала решения: или соглашаться с тем, чего так хотят «оранжевые» министры во главе со своим президентом, или сопротивляться. Судя по всему, крымчане выбирают второе. Правда, несмотря на имидж, сложившийся за пределами полуострова, крымчан-умелых «борцов», оказалось, что ни студенты, ни преподаватели опыта защиты своих прав — как юридических, так и элементарных прав человека — не имеют. Ко всему прочему подпирают сроки подтверждения лицензий: министерство грозится лишить ее тех, кто не перешел полностью на украинский язык. Посему преподаватели пришли за помощью в Русскую общину Крыма. «Крымское Эхо» побывало на одной такой встрече преподавателей ведущих крымских вузов с председателем Русской общины, первым заместителем председателя Верховного Совета Крыма Сергеем Цековым и председателем постоянной комиссии крымского парламента по науке и образованию Анатолием Жилиным. Мы заметили, что это был разговор людей, хорошо понимающих друг друга. В конце встречи мы попросили Сергея Павловича об интервью. — Я знаю, что это не первая ваша встреча с преподавателями вузов… — Да, и решения, которые мы уже приняли Верховным Советом Крыма, в том числе связаны с результатом этих встреч. Их мы начали проводить регулярно с конца августа —начала сентября. Мы увидели, что украинизация, причем насильственная, глупая, возмутительная, с нарушением всех международных норм и внутреннего законодательства стала реальностью. На этих встречах поняли, что ситуация в разных вузах разная. Но особенно активно украинизацией занялись в Крымском медуниверситете. И это особенно удивляет: ведь это вуз, который готовит врачей для лечения больных прежде всего Крыма, Юго-Востока Украины — для, подчеркну, русскоязычных регионов. И врач обязан знать русский язык! А здесь вдруг такими усиленными темпами начала осуществляться украинизация… Подчеркну: делается это не для галочки, как это казалось в первые моменты, а все всерьез. Причем силами ректората, Анатолия Андреевича Бабанина, ректора… — Получается, министр один, политики одни, задача одна, а реакция в вузах разная — то есть все упирется в личность конкретного ректора? — …И к тому, кто над ним стоит. А над ним стоит министерство по охране здоровья Украины. Оно воздействует на Бабанина, а тот старается беспрекословно выполнить требования министерства. При этом министерство, которое возглавляет Князевич, не издает никаких приказов, а действует через всего-навсего «рекомендательные письма». Но мы знаем, есть телефонное право, через него оказывается серьезное давление, идет серьезный разговор: либо ты будешь осуществлять украинизацию, либо лишишься своей должности. Тем более с учетом его возраста. Тем более, что подобную ситуацию мы уже видели несколько лет назад, когда Бабанина пытались сместить с должности. Здесь стоит сказать, что отношение к Бабанину как к ректору со стороны коллектива хорошее: его считают прекрасным педагогом, управленцем, поэтому коллектив его в основном поддерживает. Но в этом случае над ним нависла угроза увольнения. — Что-то реальное можно сделать в этой ситуации, как-то защитить право людей на их родной язык? — Уже кое-какие реальные вещи приняты: Верховный Совет Крыма 17 сентября принял постановление, пункт 3 которого говорит о недопустимости выполнения приказа Вакарчука, правда, это больше связано со средними школами — с русским и крымскотатарским языками обучения (речь о решении ВС «Об использовании языков при организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях АРК», принятого 17 сентября текущего года — ред.). — Но вузы-то автономии не подчиняются! — Да, не подчиняются. Но мы приняли постановление и заявили о недопустимости выполнения этих решений. И оно украинизацию до сегодняшнего дня в какой-то степени сдерживает. Но власти Украины, используя свое влияние и подконтрольность им правоохранительных органов, уже через прокуратуру начинают воздействовать на нас — прокурор готовит протест. Этот протест должен быть рассмотрен на сессии ВС Крыма, и я уверен, что парламент его отклонит. Прокурор будет подавать в суд — и это хорошо. Мы готовы в суде рассматривать эти вопросы. Потому что уже сегодня можем доказать, что прокуратура не стоит на стороне закона: она не требует безусловного соблюдения Конституции Украины, закона о языках, Европейской Хартии, которая ратифицирована, и многих других документов, которые обеспечивают право граждан на получение образования на родном языке. Прокуратура в данном случае, повторюсь, не стоит на стороне закона. Сегодня это политический орган, орган расправы с крымчанами, которые желают учиться и говорить на русском языке, своем родном, а не на украинском, насильственно навязываемом. — Сергей Павлович, выходит, что за это право борется Верховный Совет, политики, а студенты, видимо, только у себя на кухнях в общежитии обсуждают или смеются на лекциях… — С одной стороны, это боязнь преследования. Известно же, что у ректора есть масса рычагов расправы над теми, кто выражает недовольство его действиями: это и плохие оценки, и отчисление из университета или направление не на ту специальность, которую бы хотел получить, — ведь у студентов еще специализация впереди! История имеет тому множество примеров. С другой стороны, имеет место пофигизм — студенты смотрят на потуги ректората, пожимают плечами, смеются, потому что понимают, что никакого реального внедрения украинского языка не будет — будет видимость того, что преподавание ведется на украинском языке, преподаватели будут ломать язык, выдавая его за плохой украинский… — То есть каждый приспособится… — Совершенно верно. Но не надо думать, что все стоят на этой позиции. — А если кто-то все же выступит — вы, например, сможете их защитить в случае чего? — Знаете, гарантированно защитить я и себя не смогу. Представителям Русской общины Крыма в этом государстве, фактически полицейском, трудно брать на себя обещания стопроцентной защиты. Но то, что мы будем максимально защищать тех людей, которые будут сопротивляться, причем — с привлечением и международных организаций, международного сообщества, с хорошим информационным сопровождением, это мы обещаем, гарантируем. Вы знаете, я уверен, что если бы произошла консолидация крымского сообщества, если бы активизировались студенты — не пять человек возмутились, не пятьдесят, а, скажем, пятьсот, то никакие бы Вакарчуки, Князевичи не смогли бы ничего сделать с этим учебным заведением. И ректор в том числе. — Я так поняла, что вы настроены на длительную борьбу. — Ну а что нам остается делать? «Короткая» не получится. Здесь нужен комплекс мер — с одной стороны, Верховный Совет Крыма должен принимать соответствующие решения, с другой, — коллективы вузов… — Судя по всему, преподаватели уже готовы к серьезной борьбе? — Да, они готовы. Нужно, чтобы на борьбу встали профессорско-преподавательский состав, дальше —общественность, общественные организации, такие, как Русская община Крыма и партии, которые разделяют наши взгляды, и всё крымское сообщество в целом. Здесь решение Верховного Совета Крыма, здесь — возможности правового обжалования решений Киева, направление писем, возбуждение судебных исков по факту нарушения права гражданина на получение образования народном языке, здесь — акции: пикеты, митинги, акции гражданского неповиновения… Мы на своей земле. И защищаем свои права. Крымское Эхо
СТАТЬИ
Анафематствованный Мазепа и Орден для «новых Иуд» В эти дни исполняется 300 лет, как гетман Мазепа предал своего сюзерена Петра и переметнулся на сторону шведов. Как известно, за данный поступок гетман был предан анафеме и приговорен быть первым кавалером «Ордена Иуды», который сейчас «реанимирован» решением Совета Русской общины Полтавской области и вскоре начнется «награждение» этим орденом «новых Иуд». Предыстория вопроса такова. 9 ноября 1708 года на главной площади Глухова собралось огромное количество народа. Был здесь и царь Петр Первый, его военный штаб, представители казацкой старшины, оставшиеся верными присяге. Началась литургия, которую вели три архиерея - митрополит Киевский, архиепископы Черниговский и Переяславский, на литургии был предан анафеме гетман Мазепа. Затем на площади показали театрализованную церемонию разжалования и заочной казни. «Персону оного (чучело гетмана с лентой ордена Святого апостола Андрея Первозванного через плечо) изменника Мазепы вынесли и сняв кавалерию, оную персону бросили в палаческие руки». Затем андреевские кавалеры Головкин и Меншиков взошли на эшафот, разорвали патент на орден Андрея Первозванного, выданный Мазепе, сняли ленту. На чучело одели веревку, за которую волокли его до виселицы и повесили… Церемония анафемствования происходила и в кафедральном Успенском соборе Московского Кремля. В присутствии царевича Алексея, архиереев и бояр протодиакон на амвоне прочёл манифест Петра о предательстве Мазепы. Затем был отслужен молебен о победе над неприятелем и глава Русской Церкви - экзарх Патриаршего Престола Стефан Яворский - по окончании поучения трижды возгласил: «Изменник Мазепа за крестопреступление и за измену великому государю буди анафема!» Так, отступник и предатель Мазепа заслужил самый страшный для христианина обряд — анафематствование за вероотступничество и предательство государя, произнесённое фактическим главой Русской Православной Церкви в кафедральном соборе. Гетман всенародно был признан «новым Иудой». Мазепа заслужил эту кару за свою измену, преподносимую сегодня украинским государством и отдельной частью общества, как национальный сверхподвиг. Однако вся его жизнь была долгим путем к главной измене и главному титулу - титулу ИУДЫ. По словам Костомарова «дальше внешних знаков благочестия, его религиозная жизнь не пошла». Мазепа изменил многим своим благодетелям и даже друзьям. Он предал короля Яна-Казимира, в 1663 году перейдя во время глуховского похода к гетману Дорошенко. Потом самого Дорошенко, перебежав к враждебному ему Самойловичу. Князя Голицына, фактически сделавшего его гетманом, Мазепа оговорил в 1681 году на первом приеме у Петра, победившего свою сестру Софью, фаворитом которой считался Голицын. Митрополит Гедеон, известный сторонник автономизации киевской митрополии, был смещен с поста при содействии близкого к Мазепе архиепископа Лазаря Барановича, который, в отличие от конкурента, просил переподчинить его архиепископию непосредственно Московскому Патриарху. Украинский историк Михаил Брайчевский, которого сложно уличить в отсутствии патриотизма, пишет: «Убежденный репрезентант феодальных тенденций, Мазепа как никто другой служил реставрации феодально-крепостнических порядков в крае. Именно это, а не так называемая «измена», послужила причиной непопулярности гетмана в широких слоях украинского народа». Исследователь жизни и истории казачества В.Яворницкий писал о нем: «Он не мог быть истинно национальным деятелем. Не мог, потому что по воспитанию и по понятиям он был более поляк, чем малороссиянин, и его натуре противны были все простонародные стремления и традиции». Отдельной полкой в шкафу мазепинских грехов стало совращение крестницы Мотри, дочери Василия Кочубея. Легкомысленная девчонка, заваленная подарками и опьяненная речами краснобая Мазепы, поддалась его «чарам». В письмах, снабженных бриллиантовыми перстнями, крестник - искуситель пишет: «... целую в уста коралевии, ручки беленькие и все члонки тельца твоего беленького, моя любенко коханая». Неправда ли весьма «богоугодно» звучит из уст крестного родителя о «беленьком тельце» его крестницы… Мазепа напрямую пытался купить благословения Кочубея за 10 тысяч карбованцев. По Костомарову, Мазепа предстает не только как озабоченный домогатель, но и как сексуальный фетишист, который через своего посланника казака Демьяна клянчит у Мотри то прядь волос, то ночную рубашку... Именно после наглых домогательств со стороны кума, Кочубей пишет: « ...Егда же предаст гробу жену свою, тогда новую изобретает на мя вражду, прельщая мя, устрашая, моля и смертию прещаше, дабы вторую дщерь мою девицу ему же восприемлемую от Св. Крещания духовную дщерь взяти могл в супружество. Какую диавольским действом возбудити мне печаль, дабы аз явлен бых всея вселенные законопреступный отец и маловерный христианин, како бы желание свое исполнити зело о том мне насилствуя и много шатаяся явне не взмогх». Сегодня Мазепу представляют перед украинцами как «прирожденного политика, одаренного полководца и дипломата, человека отважного… и целеустремленный - он был олицетворением эпохи украинского духовного возрождения и расцвета казачества...» Мазепу боготворят и лелеют. Но кто это делает? Не те ли политические, общественные и религиозные деятели которые и свою Родину, и прежнюю и нынешнюю, предают так же, как Мазепа предал свою в руки шведов? Но Мазепу действительно можно представить и преподнести в отрыве от исторической канвы, так сказать «в гуманитарном ключе»: просто как «личность Мазепы», да еще и «строившего храмы и делавшего многие другие благотворения». Но так ведь можно рассматривать и Гитлера – «одаренных художник, талантливый и перспективный архитектор, говорить умел красиво, любил собак, и даже перед смертью решил официально жениться – милый, хороший человек». Можно… если не привязывать к нему все преступления нацизма… Нам рассказывают, что Мазепе посвятили массу произведений, о нем много писали… О нем действительно написано много. Но разве мало написано, скажем о Филиппе Киркорове? Но его значение для мировой истории и культуры от этого не увеличилось, и героем Украины по данным показаниям он вряд ли будет объявлен. Так же не станет жизнь светлее от «возрожденного Мазепы». Реабилитация Мазепы может обернуться для Украины бедами, которые хорошом понятны человеку верующему. Также важно и то, что Мазепа – не тот символ, не тот пример доброчестия, на котором нужно учить детей и молодежь, и строить «гуманитарную политику». Потому что предательство, даже совершаемое из «благих» якобы побуждений, все равно будет предательством, а значит – будет нивелировать и все остальные качества того, кто предательство допускает. Мазепинство как принцип, как образ мышления и действия, как ложная ценность – стали сегодня принципом, образом мышления и действия, «ценностью» для множества украинских политиков и государственных деятелей. Но мы не должны допустить, чтобы эти качества впитались молодым поколением настолько, чтобы оно стало во всей своей жизни ими руководствоваться. Потому что это станет началом конца этого государства, этого народа и этой земли. Сергей Проваторов, председатель Правления Всеукраинского Объединения «Русское содружество», член Общественного Комитета «Полтава-300»
Неолиберализм «оранжевых». Необходима смена власти Неолиберализм впал в обморок. Будут ли его мучить угрызения совести мы не знаем, знаем только, что Украину ожидает кризис не только финансовый. Кто-то скажет, что это частный случай системы глобализации. Но ведь тот призывает к более твердым и более глубоким мерам, а не так, как у нас. Внешний долг в 100 млрд. долларов, угроза дефолта и остановка работающих на экспорт отраслей украинской экономики обнажили нешуточные промахи нынешнего правительства. Без поступления валюты снова пророс "черный" рынок, а по просьбе правительства в Киев прибыла уже знакомая с 90-х американская группа технических экспертов МВФ. Это и вопрос для здоровых политических сил Украины, руководствующихся национальными интересами, в состоянии ли они ликвидировать очередную разверзнувшуюся Руину, сохранить экономику, общество и государство. А для этого надо устранить власть, которая видит смысл своей деятельности исключительно в разрушении. Борьба за власть вместо борьбы за экономику Металлургическая и химическая отрасли на грани остановки, Польша через Европейскую комиссию ограничила экспорт нашего зерна в Европу, инфляция растет, и уже видно, что до конца года превзойдет 25%. Безработных становится все больше, а жизненный уровень большинства граждан страны падает. Украина занимает среди европейских стран малопочетное третье место, с конца, по бедности. Ниже нас только Молдова и Албания. Отопление в ряде городов до сих пор отсутствует. О горячей воде люди уже забыли. Договоренностей с Россией о поставках газа до сих пор нет. Вот картина, с которой правительство Юлии Тимошенко встречает зиму. И чем же в такой критической ситуации наша власть занимается? «The New York Times» 4 ноября в этой связи писала: «В нынешнем положении экономика Украины особенно уязвима. Дело в том, что 40% зарубежных валютных поступлений в бюджет приходится на долю промышленного металла, а на него, как и на все сырье, цены на мировых рынках сейчас резко упали. Другая проблема – огромные безответственные долги банков. Центробанку Украины уже пришлось помогать "Проминвестбанку" рефинансировать долг». Несмотря на все это, удивляется газета, «внимание Ющенко в последние недели было сосредоточено лишь на том, как еще атаковать Юлию Тимошенко». Впрочем, тем же, то есть нападками на президента, занимается и премьер-министр. Все происходит как в Китае во время «культурной революции» в 60-х годах. Правда, по улицам еще не ходят отряды хунвэйбинов и цзаофаней. Но можно предположить, что вскоре появятся. Вероятно, со стороны премьер-министра, если в ближайшие дни не остановить ее разрушительный пыл. Включая опасные иллюзии, будто во время кризиса снимается всякая политическая ответственность с ее адептов. Сила государства измеряется не внутренними войсками Между тем, прежде, чем заниматься откровенной борьбой за власть, следовало бы учесть, что мы находимся в намного худшей ситуации, чем любая из стран Западной Европы. Там длительные периоды пребывания у власти социал-демократов и социалистов, в сочетании с влиятельными профсоюзами, создали прочную традицию социального государства. Поэтому даже в кризисное время государство не может полностью отказаться от социального пакета. У нас же «социальное государство» существует только в ст. 1 Конституции Украины. Промышленность и сельское хозяйство не обеспечивают внутренние потребности, страна сильно зависит от импорта. При двух правительствах Виктора Януковича государство сделало шаг вперед, по сравнению с тем, чем оно было в 90-х годах. Тем не менее, оно все еще весьма слабо в сравнении с государствами Западной Европы. Надо понять, что сила государства измеряется не количеством милиционеров на улицах Киева и подчинением внутренних войск президенту, но и другими параметрами. В первую очередь, речь должна идти о способности обеспечить действие принятых законов на всей его территории. Мы же имеем дело с такой ситуацией, когда принятые законы игнорируются даже в СП и Кабмине. А порой и фальсифицируются, что называется, «на ходу», как случилось с антикризисным законопроектом. Бал правят неолибералы Кроме того, наше государство имеет полный набор ультра-неолиберальных черт. На первый взгляд, это вроде бы и не так. Вот посмотрим на президента. Казалось бы, патернализм, консерватизм, любовь к патриархальному образу жизни и социальная риторика налицо. Обратим взгляды к премьер-министру. «Юлина тысяча», коса из эпохи Тараса Шевченко и прочий популизм тоже, как говорится, видны невооруженным глазом. И все же имеем дело только с поверхностью айсберга. Основа его – отживший свое неолиберализм, реликт прошлого, нашедший прибежище в МВФ и в… Украине. Иначе откуда столь кабальные условия кредита в 16,5 млрд. долларов, на которые согласились президент и премьер!? Послушаем в этой связи одного из лидеров Партии регионов Николая Азарова. «Международный валютный фонд очень заинтересован… предоставить нам этот кредит, чтобы гарантировать возврат украинских долгов западным финансовым учреждениям. А ведь этим мы свой государственный долг увеличим в два с половиной раза. Сейчас он - 14 миллиардов долларов, а будет 36 миллиардов долларов. Эти деньги не пойдут в реальный сектор экономики, на поддержку наших отечественных предприятий, а пойдут на возвращение займов, которые были сделаны раньше». За счет работников наемного труда Следовательно, поскольку кредит только ухудшает положение реального сектора экономики, тандем «президент-премьер» де-факто ставит граждан страны в ситуацию естественного отбора. Работники наемного труда, создающие материальные ценности, остаются один на один перед лицом новых происков финансово-спекулятивного капитала. Того капитала, который расцвел пышным цветом в окружении президента и премьера в дни политики неограниченного импорта. Добавим, за счет подавления отечественного производства. Вот почему реальное производство оказалось в столь трудном положении, а впереди, благодаря кредиту МВФ, предстоят еще большие потрясения. Вот это и есть политика неолиберализма в действии. Политика, когда лица, не имеющие никакого отношения к созиданию, богатеют. А, с другой стороны, уничтожается производственный потенциал, вслед за чем в бедственном положении оказываются миллионы рабочих. Ради той же цели правительство Юлии Тимошенко в 2005 и 2007 годах прибегало к искусственной ревальвации курса гривны, вымывая оборотные средства у предприятий-экспортеров и грабя население, привыкшее за долгие годы инфляции хранить свои «заначки» в «зеленых». В итоге, если при правительстве Виктора Януковича можно было говорить о высоком уровне ликвидности активов реального сектора, то при Юлии Тимошенко приходится говорить лишь о ликвидации. И ликвидации не только производства, но и людей, как главной производительной силы. Говорим о Голодоморе и не хотим замечать, как быстро растет количество крестов на украинских кладбищах. Путь Руины Самое время вспомнить, что писал московский друг «оранжевых», политтехнолог Андрей Окара в статье «Золотое сияние оранжевой революции или как архистратиг Михаил заступился за Украину» («Зеркало недели», 2004, № 52). «Оранжевая Революция — это шанс. И не просто шанс победы на выборах Виктора Ющенко, не просто шанс на проведение политических и социальных реформ. Оранжевая Революция — это шанс Третьего Пути: не тоскливого советско-постсоветского, но и не либерально-западного. Это шанс колоссального социального творчества, шанс на появление новых форм человеческой самоорганизации — как на Майдане, где полмиллиона народу, всем хорошо и ни единого милиционера. Не либерально-западническое «гражданское общество», а «органическая общность». Это вариант такого развития, когда украинское из сугубо локального превращается в универсальное и общечеловеческое», - вещал тогда «провидец» Окара. Вот и получили «третий путь». Только оказался он хорошо известным – путь Руины, которую некогда Украина уже пережила, когда пропольские и протурецкие гетманы рвали ее на части в стремлении выслужиться перед иностранными хозяевами. Достаточно заменить Варшаву и Стамбул конца XVII века на нынешний Вашингтон – и получим полную картину дня сегодняшнего. * * * Факт, что национальные интересы страны из-за грянувшего политического кризиса превращаются в вопрос для здоровых политических сил Украины: руководствуются ли они тем, чтобы быстрее ликвидировать Руину, сохранить экономику, общество и государство? И найдут ли они для этого силы устранить такую власть, которая видит весь смысл своей деятельности исключительно в разрушении? Иван Симоненко, Виталий Дзюба
Гуманитарная угроза единству Церкви Сегодня уже ни для кого не является секретом, что многие проекты, инициированные властями Украины в гуманитарной сфере, призваны способствовать внедрению в массовое сознание идеологических установок, связанных с враждебным отношением к России и одобрением прозападного курса руководства украинского государства. Необходимость формирования у граждан Украины системы представлений о себе как о "едином украинском народе, без искусственных делений, без колониальных рудиментов в сознании и мировоззрении", является основной идеей многих публичных выступлений президента Виктора Ющенко. О создании "единого культурно-духовного пространства Украины" как об одном из приоритетных направлений внутренней политики, неоднократно заявляли министры гуманитарного блока правительства, в частности, министр культуры Василий Вовкун, известный своей русофобией. И если ранее священноначалие Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ), устами своего Предстоятеля Блаженнейшего митрополита Владимира заявляло об отказе от дискуссий на тему цивилизационного выбора, то сегодня Церковь уже не может оставаться в стороне от этих процессов. Так, в апреле 2008 года один из наиболее публичных клириков УПЦ протоиерей Богдан Огульчанский на своей веб-конференции констатировал тот факт, что "в УПЦ постепенно формируется парадигма национальной Церкви". В настоящее время официальная позиция священноначалия УПЦ, озвученная в докладе митрополита Владимира на Архиерейском соборе 24 июня 2008 года, заключается в том, что сегодня на Украине Церковь призвана инициировать рождение некого нового социокультурного пространства на основе синтеза западной и восточной культурной традиции. Подтверждением серьезности этих заявлений может служить публикация "На грани двух миров", в первых числах сентября помещенная во всеукраинской еженедельной газете "Зеркало недели". Автором материала, представляющего собою беседу с викарием Киевской митрополии, епископом Переяслав-Хмельницким Александром Драбинко, является известный благодаря своей активной общественной позиции священник Петр Зуев, которого принято относить к сторонникам отделения УПЦ от Московского Патриархата. Уделяя на своих страницах значительное внимание вопросам культуры и духовности, "Зеркало недели" считается своеобразной трибуной либерально-националистической интеллигенции Украины, при чем львиная доля критики в материалах его постоянных авторов, таких как Екатерина Щеткина, направлена в адрес Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Вполне возможно, что многие спорные суждения, которыми отличаются материалы Петра Зуева, подготовленные для "Зеркала недели", продиктованы стремлением найти понимание среди специфической читательской аудитории этого издания. Взяв за основу выступление киевского митрополита Владимира на Архиерейском соборе в июне 2008 года, епископ Александр и священник Петр Зуев обсудили вопросы, связанные с участием Церкви в государственном проекте - "масштабной гуманитарной реформе, цель которой - создание новой культурной модели для Украины". Нет нужды говорить о том, что в условиях систематического ущемления прав Церкви со стороны государственных структур, что постоянно находит отражение в официальных церковных документах, все это не может не показаться несколько странным. При этом некоторые мысли, ранее озвученные в докладе Киевского митрополита на Архиерейском соборе, получили в публикации Петра Зуева весьма неожиданное развитие. Так, если в документе, подготовленном Предстоятелем УПЦ, говорится лишь о схожести задач, стоявших перед Церковью и народом во времена Святителя Петра Могилы и в наши дни. А Петр Зуев в своей беседе с епископом Александром затрагивает тему актуальности для современной Украины т.н. "могилянского проекта". По ходу беседы поясняется, что осуществленный в семнадцатом веке "могилянский проект" подразумевал решение таких задач как «модернизация украинского православия» и «воцерковление европейской культуры». Необходимо отметить, что сегодня у определенной части украинского общества этот специфический термин прочно ассоциируется с идеей создания униатского патриархата с центром в Киеве. Примером этому может служить мнение представителя преподавательского состава одного из ведущих гуманитарных ВУЗов Украины, получившего свое название от имени Петра Могилы - Национального университета "Киево-Могилянская академия". Следует отметить, что данное учебное заведение, предоставившее основную организационную базу для осуществления "оранжевой революции" в 2004 году, отличается своей антирусской и прозападной направленностью. Так, преподаватель академии Юрий Мицик, будучи также "священником" одного из раскольнических объединений, вслед за девятью католическими историками, фамилии которых приводятся в его исследовании с характерным заголовком "Киевский патриархат в проектах Петра Могилы", называет этого «иерарха» приверженцем церковной унии с Римом. Выступая с высокой оценкой его деятельности, украинские националисты рассматривают Петра Могилу прежде всего как человека с ярко выраженной прозападной ориентацией и считают возможным проводить параллели между т.н. "могилянской" и "мазепинской" эпохами в истории страны. В условиях современной Украины, где значительную часть сторонников создания "единой поместной украинской церкви" составляют лица с проуниатскими симпатиям, настойчивые аппеляции к идее "могилянского проекта" приобретают конфликтный оттенок. Рассуждая о необходимости использования опыта Петра Могилы в целях создания некой новой модели украинской культуры, следует учитывать, что с исторической точки зрения этот опыт в значительной степени является региональным явлением Правобережья и не обладает универсальным для всей Украины характером. Известно, что Киевская Митрополия в тот период ограничивалась сравнительно небольшой частью нынешней украинской территории, а церковные структуры восточной украины, созданные в пределах Московского государства и Российской империи, вплоть до двадцатого века не относились к Киевской Митрополии и никогда не входили в орбиту влияния Западной Европы. Например, один из наиболее известных по публикациям СМИ монастырей современной Украины - Свято-Успенский Святогорский монастырь, недавно получивший статус Лавры, долгое время считался передовым русским поселением в степи и форпостом Православия на южных границах Московского государства. Вопросы, связанные с созданием украиноязычного корпуса богослужебных текстов также можно рассматривать в контексте государственной политики по построению на всей территории Украины единого культурного и духовного пространства. Интересно, что сам епископ Александр в своей беседе с Петром Зуевым заявляет о необходимости скорейшего перевода православного богослужения на государственный язык, как об одном из факторов восстановления на Украине «церковного единства». Употребляя такое понятие как "неканоническое православие", он говорит о значении опыта, наработанного в данном направлении украинской греко-католической церковью, а также представителями различных объединений украинских раскольников. Сообщения, появившиеся в последнее время в церковных СМИ, позволяют судить о масштабах работы, которая ведется в этом направлении. Так, в октябре с.г., по информации пресс-службы Тульчинской епархии УПЦ, в одном из киевских издательств был выпущен труд архиепископа Ионафана (Елецких) "Толковый Путеводитель по Божественной Литургии", представляющий собою первый в новейшей истории УПЦ опыт изложения текста православной литургии на украинском языке. Тот факт, что в его подготовке принял участие широкий круг специалистов, включающий как преподавателей московских духовных школ, так и апостольского нунция на Украине архиепископа Ивана Юрковича, позволяет отнести его появление к разряду значимых событий церковной жизни современной Украины. Теперь, после того как 12 сентября на заседании ректоров и проректоров учебных заведений УПЦ перевод богослужебных текстов и богословской терминологии на украинский язык был поручен преподавателям Киевской духовной академии, опыт архиепископа Ионафана получил оформление в качестве одного из приоритетных направлений церковной политики. Таким образом, участие клириков УПЦ в гуманитарных проектах, связанных с построением "единого культурного и духовного пространства Украины", свидетельствует о стремлении властей использовать Церковь в качестве инструмента внутренней политики и говорит о постепенном обособлении украинской части Русской Православной Церкви. Андрей Широков, ВОО "Православный выбор", г Киев
АНОНС
14 ноября - музейный вечер вокальной музыки Киевский музей русского искусства, Национальный союз композиторов Украины, Национальный музыкальный комитет Украины Международного Музыкального Совета ЮНЕСКО, Российский центр науки и культуры в Киеве при поддержке Посольства российской Федерации в Украине имеют честь пригласить в Киевский музей русского искусства 14 ноября 2008 года в 18.00. В программе мероприятия: Вернисаж одного вечера – выставка картин из фондов Киевского музея русского искусства. Музыкальная палитра – Русская поэзия в музыке Валентина Сильвестрова. Исполнители: лауреат международных конкурсов Инна Галатенко, сопрано; композитор Валентин Сильвестров, фортепиано. Мероприятие посетит советник-посланник Посольства России в Украине В.Лоскутов. После мероприятия ответы на вопросы прессы. Приглашаются журналисты, проход по редакционным удостоверениям. Адрес музея: ул.Терещенковская, д.9. Пресс-служба Посольства РФ в Украине
Русская Премия - 2008
Оргкомитет единственной российской премии для русскоязычных авторов зарубежных стран – «Русская Премия» – при поддержке Фонда Первого Президента России Б.Н.Ельцина объявил о приеме работ на конкурс 2008 года. «Русская Премия» учреждена в 2005 году. Ее целью является сохранение и развитие русского языка как уникального явления мировой культуры. «Русская Премия» будет присуждена авторам литературных произведений на русском языке, проживающим в любой стране мира за пределами России. На конкурс принимаются следующие произведения: в номинации «крупная проза» – повести и романы объемом 7 и более авторских листов (т.е. не менее 280 000 знаков, включая пробелы); в номинации «малая проза» – повести и сборники рассказов объемом от 2 до 7 авторских листов (т.е. от 80 000 до 280 000 знаков, включая пробелы); в номинации «поэзия» – поэтические сборники объемом от 2 до 4 авторских листов (т.е. от 600 до 1 200 строк). Победитель в каждой номинации получит премию в размере 5000 долларов США. Книги победителей издаются за счет учредителей и партнеров «Русской Премии». Лауреаты «Русской Премии», занявшие 2-е и 3-и места в каждой номинации, получат по 2000 и 1500 долларов соответственно. Последний срок подачи произведений на конкурс – до 17 ноября 2008 года. Оргкомитет принимает к рассмотрению произведения, изданные или опубликованные в течение 2008 г., а также рукописи произведений, написанных в течение 2008 г. (в электронном виде файла формата Microsoft Word, шрифт Times New Roman или Arial Cyrillic, размер шрифта 12, интервал между строками 1,5 или в виде распечатанного текста). К конкурсной работе должны прилагаться краткая биография автора и контактная информация. Подробная информация – на официальном сайте премии: http://www.russpremia.ru/conditions/ Оргкомитет в Москве: +7-495-729-41-52, +7 (915) 367-57-17, info@russpremia.ru 119180, Москва, ул.Большая Полянка, д. 23, стр. 3.
Материалы Информационного центра Всеукраинского объединения «Русское содружество» предназначены для руководителей русских организаций и объединений российских соотечественников, организаций, экспертов и журналистов, занимающихся вопросами соотечественников. |
В избранное | ||