Экспорт грецких орехов и патентный троллинг: что общего
Сегодня таможенный реестр содержит 10 действующих регистраций объектов права интеллектуальной собственности - полезных моделей, определяющих способ упаковки ореха грецкого при транспортировке
Содействие защите прав интеллектуальной собственности при осуществлении ВЭД является одной из задач, возложенных на ГФС. Именно ГФС
ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (торговых марок, объектов авторского права, промышленных образцов, полезных моделей и т.д.). Для этого вносит объекты права интеллектуальной собственности в таможенный реестр на основании заявлений правообладателей и охранных документов, выданных Минэкономразвития.
Сегодня таможенный реестр содержит 10 действующих регистраций объектов права интеллектуальной собственности - полезных моделей, определяющих способ упаковки
ореха грецкого при транспортировке. Очевидно, что признаки формул этих полезных моделей (транспортировки орехов в мешках (полимерных, бумажных или сетчатых, картонных коробах и т.п.)) не являются новыми и длительное время являются общедоступными в мире, что ставит под сомнение их патентоспособности. Но в настоящее время перечисленные патенты действуют, принадлежащих различным правообладателям и, согласно действующему порядку, включенны в таможенный реестр, который ведется ГФС. Формальные основания для
отказа ГФС в такой регистрации в соответствии с действующим законодательством отсутствуют.
При этом вопрос ответственности имущественных прав на такие объекты права интеллектуальной собственности (ОПИС) как промышленные образцы и полезные модели, на сегодня законодательно не урегулирован. Права владельца патента адекватны его ответственности.
На это обращает внимание ГФС относительно ситуации с таможенным оформлением грецких орехов в зоне деятельности
Одесской таможни.
Решить эту ситуацию призван одобренный Правительством законопроект об охране прав на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности.
Предложенная законопроектом модель охраны полезных моделей предусматривает возможность быстро получить патент на полезную модель; возможность быстрого прекращения активности недобросовестных владельцев (так называемых "тролингових" патентов), а также - возможность признания недействительными прав на
полезную модель через обращение в Апелляционную палату при Минэкономразвития.
Так, в отношении изобретений и полезных моделей - расширен перечень объектов и технологий, на которые не распространяется правовая охрана, что будет способствовать ограничению возможности злоупотребления при регистрации изобретений и полезных моделей, которые на самом деле ими не являются.
Также законопроект предусматривает возможность подачи заявок на регистрацию патента в
электронной форме и предоставление возможности любому лицу обжаловать регистрацию патента в течение 6 месяцев с момента регистрации (post-grant opposition).
Умови ввезення громадянами транспортних засоб╕в з ╕ноземною ре╓страц╕╓ю
Щодо зм╕н в оподаткуванн╕ акцизним податком легкових транспортних засоб╕в
Внесеними зм╕нами до Податкового кодексу Укра╖ни запроваджу╓ться нова система оподаткування акцизним податком легкових транспортних засоб╕в. Це дозволить забезпечити доступн╕сть транспортних засоб╕в для широких верств населення, а також створити правов╕ та економ╕чн╕ умови для ре╓страц╕╖ ран╕ше ввезених на митну територ╕ю Укра╖ни автомоб╕л╕в з ╕ноземною ре╓страц╕╓ю.
Законом Укра╖ни «Про внесення зм╕н до Податкового кодексу Укра╖ни щодо оподаткування акцизним податком легкових транспортних
засоб╕в» в╕д 08.11.2018 № 2611-VIII чинн╕ положення Податкового кодексу доповнено нормою, зг╕дно з якою зв╕льняються в╕д оподаткування акцизним податком операц╕╖ з ввезення на митну територ╕ю Укра╖ни та реал╕зац╕╖ на митн╕й територ╕╖ Укра╖ни кузов╕в до автомоб╕л╕в легкових, за умови подальшого виготовлення з них легкових автомоб╕л╕в.
Встановлен╕ базов╕
диференц╕йован╕ ставки акцизного податку для легкових автомоб╕л╕в, у тому числ╕ для тих, що переобладнан╕ у легков╕ автомоб╕л╕ з вантажних транспортних засоб╕в ╕ подаються для ре╓страц╕╖ або перере╓страц╕╖ у зв’язку ╕з зм╕ною модел╕ транспортного засобу.
Зазначен╕ базов╕ ставки податку залежать в╕д типу двигуна ╕ об’╓му його цил╕ндр╕в, а саме:
для бензинових автомоб╕л╕в з об’╓мом цил╕ндр╕в двигуна до 3 000 см3 включно базова ставка акцизного
податку становить 50 ╓вро за одиницю; понад 3 000 см3 – 100 ╓вро за одиницю;
для дизельних автомоб╕л╕в з об’╓мом цил╕ндр╕в двигуна до 3 500 см3 включно – 75 ╓вро за одиницю та понад 3 500 см3 – 150 ╓вро за одиницю.
Обчислення розм╕ру ставки акцизного податку для кожного легкового транспортного засобу зд╕йснюватиметься шляхом застосування до базових ставок акцизного податку коеф╕ц╕╓нт╕в –
двигуна та в╕ку.
Коеф╕ц╕╓нт двигуна визначатиметься шляхом д╕лення об’╓му цил╕ндр╕в двигуна внутр╕шнього згоряння в╕дпов╕дного транспортного засобу в см3 на 1000.
Коеф╕ц╕╓нт в╕ку дор╕внюватиме к╕лькост╕ повних календарних рок╕в з року, наступного за роком виробництва в╕дпов╕дного транспортного засобу, до року визначення ставки податку. При цьому для нових транспортних засоб╕в та транспортних засоб╕в, що використовувалися до одного повного календарного року, коеф╕ц╕╓нт
дор╕вню╓ 1. Для автомоб╕л╕в понад 15 рок╕в з дати вироблення встановлено граничний коеф╕ц╕╓нт в╕ку на р╕вн╕ 15.
Нагада╓мо, що в╕дпов╕дно до п. 29.1 ст. 29 Податкового кодексу Укра╖ни обчислення суми податку зд╕йсню╓ться шляхом множення бази оподаткування на ставку податку ╕з/без застосуванням в╕дпов╕дних коеф╕ц╕╓нт╕в.
База оподаткування – це ф╕зичний, варт╕сний чи ╕нший характерний вираз об’╓кта оподаткування, до якого застосову╓ться податкова ставка ╕ який використову╓ться для
визначення розм╕ру податкового зобов’язання (п. 23.1 ст. 23 Кодексу).
Отже, податкове зобов’язання з акцизного податку для кожного легкового транспортного засобу буде розраховуватися шляхом множення бази оподаткування на в╕дпов╕дну ставку податку ╕з застосуванням коеф╕ц╕╓нт╕в двигуна та в╕ку.
Приклад:
Для автомоб╕ля з бензиновим двигуном з об’╓мом цил╕ндр╕в двигуна 2 000 см3, 2007 року випуску автомоб╕ля, податкове
зобов’язання становитиме:
50 ╓вро х 2 х 10 х 1, що дор╕вню╓ 1 000 ╓вро,
де 50 ╓вро – базова ставка податку за 1 штуку транспортного засобу, 2 – коеф╕ц╕╓нт двигуна (2 000 см3 / 1000), 10 – коеф╕ц╕╓нт в╕ку (повних рок╕в).
Податкове зобов’язання для автомоб╕ля з таким самим об’╓мом двигуна, але, наприклад, 2015 року випуску становитиме:
50 ╓вро х 2 х 2 х 1 та дор╕вню╓ 200 ╓вро.
Для автомоб╕ля з дизельним двигуном з
об’╓мом цил╕ндр╕в двигуна 3 000 см3 та1998 роком випуску автомоб╕ля (19 повних рок╕в), податкове зобов’язання складатиме:
75 ╓вро х 3 х 15 (граничний коеф╕ц╕╓нт в╕ку) х 1, тобто дор╕вню╓ 3 375 ╓вро.
Для такого ж самого автомоб╕ля, але нов╕ше, наприклад 2011 року випуску, податкове зобов’язання складатиме:
75 ╓вро х 3 х 6 х 1, тобто дор╕вню╓ 1 350 ╓вро.
Увага! Наведен╕ приклади стосуються розрахунку
податкового зобов’язання у пер╕од п╕сля спливу 90 календарних дн╕в з дня набрання чинност╕ законом, тобто ставки податку розраховано для прикладу без застосування коеф╕ц╕╓нту 0,5.
Приклад (╕з застосуванням коеф╕ц╕╓нту 0,5):
Для автомоб╕ля з бензиновим двигуном з об’╓мом цил╕ндр╕в двигуна 2 000 см3, 2007 року випуску автомоб╕ля, податкове зобов’язання становитиме:
(50 ╓вро х 2 х 10) х 0,5 х 1, що дор╕вню╓ 500 ╓вро ,
де 50 ╓вро
– базова ставка податку за 1 штуку транспортного засобу, 2 – коеф╕ц╕╓нт двигуна (2 000 см3 / 1000), 10 – коеф╕ц╕╓нт в╕ку (повних рок╕в), 0,5 – коеф╕ц╕╓нт, який застосову╓ться протягом 90 календарних дн╕в з дня набрання чинност╕ Законом № 2611 для легкових транспортних засоб╕в, що використовувалися, як╕ ввозяться на митну територ╕ю Укра╖ни, ф╕зичною особою для власного використання в к╕лькост╕ один легковий транспортний зас╕б на таку особу.
Податкове
зобов’язання для автомоб╕ля з таким самим об’╓мом двигуна, але, наприклад, 2015 року випуску становитиме:
(50 ╓вро х 2 х 2) х 0,5 х 1 та дор╕вню╓ 100 ╓вро.
Одночасно положеннями закону встановлено ставку акцизного податку для електричних легкових транспортних засоб╕в, оснащених виключно електричними двигунами (одним чи дек╕лькома), у розм╕р╕ 1 ╓вро за 1 кВт/час ╓мност╕ електричного акумулятора.
Приклад:
Ставка акцизного податку для найб╕льш популярного в
Укра╖н╕ електромоб╕ля Nissan Leaf, ╓мн╕сть електричного акумулятора якого 24 кВт/ч, становитиме 24 ╓вро.
Встановлено ставку акцизного податку для г╕бридних легкових транспортних засоб╕в у розм╕р╕ 100 ╓вро за 1 штуку.
Г╕бридн╕ легков╕ транспортн╕ засоби – високоеконом╕чн╕ авто, як╕ рухаються завдяки систем╕ «електродвигун – двигун внутр╕шнього згорання», споживаючи як пальне, так ╕ заряд електроакумулятора, що да╓ можлив╕сть забезпечити додаткову потужн╕сть, не
витрачаючи пальне ╕ не забруднюючи навколишн╓ середовище.
З набранням чинност╕ зазначеного закону, обов’язок щодо подання контролюючим органам за сво╖м м╕сцезнаходженням щом╕сячно, але не п╕зн╕ше 10 числа наступного м╕сяця, ╕нформац╕ю про транспортн╕ засоби, щодо яких у ф╕зичних ос╕б виника╓ або припиня╓ться право власност╕, покладено на органи, що зд╕йснюють державну ре╓страц╕ю транспортних засоб╕в, зам╕сть орган╕в внутр╕шн╕х справ.
У раз╕ зд╕йснення переобладнання вантажного
транспортного засобу у легковий автомоб╕ль власник такого транспортного засобу для його ре╓страц╕╖ або перере╓страц╕╖ пода╓ документи до органу, що зд╕йсню╓ державну ре╓страц╕ю транспортних засоб╕в, зам╕сть органу внутр╕шн╕х справ.
У розд╕л ХХ «Перех╕дн╕ положення» Податкового кодексу Укра╖ни внесен╕ наступн╕ зм╕ни:
- у зв’язку з запровадженням ново╖ системи оподаткування акцизним податком легкових транспортних засоб╕в скасовано тимчасово встановлен╕ (до 31 грудня 2018 року)
особливост╕ оподаткування акцизним податком легкових авто, вироблених п╕сля 1 с╕чня 2010 року;
- встановлено норму, зг╕дно з якою тимчасово, протягом 90 календарних дн╕в з дня набрання чинност╕ законом, ставки акцизного податку для автомоб╕л╕в (кр╕м електромоб╕л╕в та г╕бридних легкових транспортних засоб╕в) визначаються ╕з застосуванням коеф╕ц╕╓нту 0,5.
Зазначений коеф╕ц╕╓нт застосову╓ться для легкових транспортних засоб╕в, що використовувалися, як╕ ввозяться на митну територ╕ю Укра╖ни,
ф╕зичною особою для власного використання в к╕лькост╕ один легковий транспортний зас╕б на таку особу.
- встановлено норму, зг╕дно з якою особи, якими зд╕йснено митне оформлення автомоб╕л╕в з дотриманням умов, визначених п. 93розд╕лу ХХ╤ «Прик╕нцев╕ та перех╕дн╕ положення» Митного кодексу (тобто за умови сплати належних митних платеж╕в та добров╕льно╖ сплати до державного бюджету кошт╕в у сум╕, що дор╕вню╓ розм╕ру п’ятисот неоподатковуваних м╕н╕мум╕в доход╕в громадян,
тобто – 8500 гривень), зв╕льняються в╕д в╕дпов╕дальност╕, передбачено╖ п. 206.16 ст. 206 та п. 218.3 ст. 218 Кодексу, за порушення митних правил стосовно недотримання строк╕в та умов (вимог) митних режим╕в тимчасового ввезення або транзиту транспортного засобу.
Розд╕лом ╤╤ Прик╕нцевих положень зазначеного визначено, що в╕н
набира╓ чинност╕ з дня, наступного за днем його опубл╕кування.
Закон Укра╖ни «Про внесення зм╕н до Податкового кодексу Укра╖ни щодо оподаткування акцизним податком легкових транспортних засоб╕в» в╕д 08.11.2018 № 2611-VIII оф╕ц╕йно опубл╕ковано у газет╕ «Голос Укра╖ни» 24 листопада 2018 року за № 223 (6978), тобто його норми набули чинност╕ з 25 листопада 2018 року.
Прик╕нцевими положеннями закону доручено Уряду внести на розгляд Верховно╖ Ради Укра╖ни пропозиц╕╖
щодо спрямування у 2018 та 2019 роках виключно на пенс╕йне забезпечення надходжень митних платеж╕в, отриманих при розмитненн╕ автомоб╕л╕в, як╕ були тимчасового ввезен╕ або пом╕щен╕ в митний режим транзит у пер╕од з 1 с╕чня 2015 року до 25 листопада 2018 року.
Рада ухвалила Закон, що встановлю╓ правов╕ та орган╕зац╕йн╕ основи надання споживачам ╕нформац╕╖ про харчов╕ продукти.
Споживач╕ д╕знаються чи п╕ддавався харчовий продукт розморожування ╕ чи ╓ в ньому алергени.
В╕дпов╕дний Закон «Про ╕нформац╕ю для споживач╕в щодо харчових продукт╕в» (проект № 8450), прийнято на ранковому зас╕данн╕ ВР 6 грудня.
Закон зобов'язу╓
розм╕щувати на фасованих харчових продуктах таку ╕нформац╕ю:
- назва харчового продукту;
- перел╕к ╕нгред╕╓нт╕в;
- будь-як╕ ╕нгред╕╓нти або допом╕жн╕ матер╕али для переробки, як╕ викликають алерг╕чн╕ реакц╕╖ або непереносим╕сть, ╕ використовуються у виробництв╕ або приготуванн╕ харчового продукту ╕ залишаються в готовому продукт╕, нав╕ть в зм╕нен╕й форм╕;
- к╕льк╕сть певних ╕нгред╕╓нт╕в або категор╕й ╕нгред╕╓нт╕в;
- к╕льк╕сть харчового продукту у встановлених
одиницях вим╕ру;
- м╕н╕мальний терм╕н придатност╕ або дата "спожити до";
- будь-як╕ особлив╕ умови збер╕гання ╕ / або умови використання (у раз╕ потреби);
- найменування ╕ м╕сцезнаходження оператора ринку, що в╕дпов╕да╓ за ╕нформац╕ю про харчовий продукт; а для харчових продукт╕в, що ╕мпортуються, - найменування ╕ м╕сцезнаходження ╕мпортера;
- кра╖на походження або м╕сце походження (стосовно м'яса або продукт╕в, назва яких може ввести в оману в╕дносно кра╖ни походження);
-
╕нструкц╕я з використання - у випадках, коли в╕дсутн╕сть таких ╕нструкц╕й утрудня╓ належне використання харчового продукту;
- для напо╖в з╕ зм╕стом спирту етилового понад 1,2 в╕дсотка об'╓мних одиниць - фактичний зм╕ст спирту в напо╖;
- ╕нформац╕я про поживну ц╕нн╕сть харчового продукту.
Забороня╓ться використання ╕нформац╕╖, яка може ввести споживача в оману, особливо в частин╕ властивостей ╕ характеристик харчових продукт╕в ╕ насл╕дк╕в ╖х споживання, а також в частин╕
приписування харчовим продуктам л╕кувальних властивостей. Вказана заборона поширю╓ться також на рекламу ╕ представлення харчових продукт╕в.
Эпоха бумажных товаротранспортных накладных (ТТН) подходит к концу.
Грузоперевозчикам придется отказаться от работы за наличку, все их передвижения контролирующие органы будут отслеживать в режиме онлайн. Дорожная полиция будет сопоставлять маршруты задержанных автомобилей с коммерческими грузами с информацией о маршрутах, изложенной
в электронной базе данных.
Правда перемены коснутся не всех. ТТН нельзя будет оформить задним числом, как сейчас, вследствие чего возрастет число штрафов и аннулирования налоговых накладных. Все эти перемены запускает принятие внешне неказистого приказа Министерства инфраструктуры. Эксперты сомневаются в реализации норм в полном объеме, но гарантируют
бизнесу новые затраты на программное обеспечение, которые они будут перекладывать на плечи конечного потребителя.
Электронные ключи
23 ноября Министерство инфраструктуры обнародовало проект приказа «Об утверждении изменений к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине». По информации эта версия приказа вызвала целый скандал: указанные в пояснительной записке соучастники проекта — представители бизнес-сообщества решительно отреклись
от него, отметив, что изложено от их имени совсем не то, что они предлагали. В результате старый проект приказа 29 ноября сменился новой версией, который «скандалисты» до сих пор изучают и пока не готовы комментировать.
По сути, проект предлагает одно, но весьма существенное изменение. Он сменяет бумажные товаротранспортные накладные на их электронную версию с использованием электронных ключей и цифровой подписи. Авторы проекта указывают, что в результате этого нововведения
бизнес-сообщество сэкономит 17 млрд грн за счет экономии бумаги. Эта внешне безобидная и, казалось бы, вполне понятная цель, однако, имеет весьма концептуальные последствия как для перевозчиков, так и для всего бизнес-сообщества.
Товаротранспортные накладные
Процесс оформления ТТН сейчас выглядит следующим образом. Сразу
по загрузке товара поставщик выписывает два документа: расходную накладную на товар с указанием его стоимости и товаротранспортную накладную с указанием маршрута движения транспортного средства с адресом доставки. Второй документ должен подтверждать законность нахождения товара в машине и обязательства перевозчика по его сохранности. После доставки по адресу покупатель подписывает ТТН и проводит ее в своей бухгалтерии.
Товаротранспортная накладная является документом строгой отчетности, поэтому в том случае, если налоговая проверка не находит у покупателя ТТН на груз, который однозначно был перевезен, а, скажем, не принесен в руках, это становится основанием для штрафных санкций:
предпринимателя обвиняют в совершении бестоварной операции и аннулируют налоговый кредит, что ложится на предприятие-плательщика НДС убытком примерно в 17% от суммы закупки.
«Если ТТН на отгрузку нет, то
налоговики пишут в отчете проверки, что поставка была бестоварной. Это приводит к тому, что налоговый кредит по операции компания теряет, а в некоторых случаях при расчете налога на прибыль могут еще отминусовать и затраты на эту закупку. Это распространенная практика», — рассказала налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, генеральный директор компании Е.С.Консалтинг Александра Томашевская.
Проблема, однако, в том, что многие бизнесмены покупают услуги у
«черных» перевозчиков, ведь работа за наличные дешевле и быстрее. А это значит, что от услуг «черных» перевозчиков предпринимателям придется отказываться, иначе они влетят в огромные штрафы.
Черный рынок перевозок
Очевидно, что введение электронного реестра ТТН ставит целью решительным ударом выбить из ежедневного
товарооборота весь необъятный теневой сектор автоперевозок.
«Если на начало 2018 года у нас на 4 «белых» поездки было 6 «черных», то сейчас ситуация иная: 60% поездок оформляются легально и 40% — находится в тени. При работе с электронными ключами весь сектор перевозок в идеале должен «побелеть». Перевозчики просто не смогут работать за наличку в темную», — высказал свое мнение глава группы Prime Дмитрий Леушкин.
Объем финансовых потоков теневого сектора
можно прикинуть только приблизительно. По официальным данным Госстата, в 2017 году автотранспортом было перевезено 41,2 млрд ткм (тонна-километр), а значит перевозки в тени могут составлять около 25-50 млрд ткм в год. При применении действующей сейчас расценки 20 грн за 1 км для 20-тонника речь может идти о теневом обороте автоперевозок оценочно в 25-50 млрд грн. Весь сектор будет вынужден выйти из тени и начать платить налоги и отчисления.
В идеале с запуском реестра грузоперевозка
будет выглядеть следующим образом. Отправитель груза выписал товаротранспортную накладную и фиксирует ее в реестре, подобно тому, как регистрируется налоговая накладная (НН). Отличие, однако, в том, что ТТН необходимо зарегистрировать немедленно, никакого временного лага, как у налоговых накладных в 15-30 дней, нет.
В дороге груз теоретически может
быть осмотрен дорожной полицией. Копы удаленно заходят в реестр и удостоверяются, что груз движется именно туда, куда указано в реестре. Если информация не подтвердится, у перевозчика, а значит и у получателя груза будут проблемы: груз может быть задержан «до выяснения», выписан штраф и т.д.
По доставке груза получатель закрывает поездку. Несмотря на то, что министерство в примечании к проекту обещает, что реестр сэкономит бизнесу бумаги на 17 млрд грн, после протестов бизнеса
приказ в обновленной своей версии 2.0 все-таки разрешает использовать одновременно и бумажные ТТН, чтобы перевозчик мог сразу на месте получить подтверждения передачи товара или предъявить его той же полиции, у которой пока с планшетами не густо. Но в документе указано, что на бумаге может быть только дубликат уже «засвидетельствованной» е-версии, из чего следует, что она
должна быть зарегистрирована при загрузке. И при этом ничто не мешает любознательным полицейским проверить ТТН в электронной базе с помощью личного смартфона, вдруг у перевозчика липовая накладная на руках?
«Если регистрировать ТТН действительно в момент загрузки, то это очень неудобно. Много у кого грузы заходят и уходят круглосуточно. Кто будет регистрировать ТТН, например, на выходных? Если без загруженной в систему ТТН
рейс не будет подтвержден, то все взвоют», — считает Александра Томашевская.
Лоббизм для своих Эксперты, однако, не исключают того факта, что лоббистами приказа движут, вероятно, и другие, более приземленные интересы. Ведь подобные электронные реестры, например, в сфере регистрации налоговых накладных, как правило, обслуживаются частными структурами, особо приближенными к госструктурам.
«Проект написан под кого-то из своих. Скорее всего, регистрация будет
идти, как у нас принято, через частную компанию, отобранную на непрозрачном конкурсе. За ее программное обеспечение придется кому-то заплатить. Кроме того, указывается, что кроме ТТН в электронном виде должны быть и другие сопроводительные документы, ветеринарные сертификаты и т.д., т. е. вводят на самом деле сразу нескольких поставщиков услуг, которым придется платить.
Планшеты для полиции также придется купить и тоже у «своих» — еще одна интересная тема. Все эти затраты в очередной раз лягут на конечного потребителя, — обращает внимание эксперт общественной компании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов.
В этом случае грозные формулировки проекта могут выполняться спустя рукава. И в таких условиях благие помыслы закона так и не заработают в полную силу.
«В целом задумка хорошая: меньше станет макулатуры, и арматуру «в черную»
уже, конечно, не повезут. Но большой объем определенных грузов даже сейчас перевозится безо всяких ТТН, хотя это и незаконно: картофель, арбузы, зерно, елки, браконьерский лес. При остановке полицией водитель говорит, что это груз его личный, и вопрос закрывается взяткой. Эту проблему проект не закроет», — подвел итог Дмитрий Леушкин.
При этом
обязательство перевода работы бизнеса на электронные ТТН может дать весьма ощутимые бонусы тем компаниям, кто будет готовить техзадания под данный приказ. Ведь тысячи предприятий будут вынуждены закупить специальное программное обеспечение и оплачивать подписку на его обновления.
Доброго времени суток! Коллеги, подскажите, вот такая ситуация. Приехал ИМПорт из Европы, полный пакет документов имеется, сертификат ЕВРО-1 имеется (Преференция
410 срабатывает понятное дело), по документам в общем все идеально. Подаю на оформление декларацию. Декларация оформляется. Все хорошо. Груз - метал. изделия (один код). Вопрос. Какая ответственность возникает конкретно у ТАМОЖЕННОГО ИНСПЕКТОРА, который оформил мою декларацию. Если предположим, что при каком-нибудь пост-аудите, или еще какой-нибудь проверке (неважно), выясняется, что данная декларация оформленная с нарушением. И из-за этого нарушения не может быть применена 410 преференция. И
соответственно была произведена НЕ уплата в бюджет 10% пошлины. Повторюсь, документы, весь комплект в порядке! Все оригиналы, печати, подписи, штампы, сертификат подлинный и т.д. Код верный. Все оформляется постоянно! Коллеги подскажите пожалуйста! За ранее, всем спасибо! P.S.: Или нашу компанию пытаются "развезти" ?
В Украине отменяют старые накладные и вводят новые правила перевозок (?)
Эпоха бумажных товаротранспортных накладных (ТТН) подходит к концу. Грузоперевозчикам придется отказаться от работы за наличку, все их передвижения контролирующие органы будут отслеживать в режиме онлайн. Дорожная полиция будет сопоставлять маршруты задержанных автомобилей с коммерческими грузами с информацией о маршрутах, изложенной в электронной базе данных.
Правда
перемены коснутся не всех. ТТН нельзя будет оформить задним числом, как сейчас, вследствие чего возрастет число штрафов и аннулирования налоговых накладных. Все эти перемены запускает принятие внешне неказистого приказа Министерства инфраструктуры. Эксперты сомневаются в реализации норм в полном объеме, но гарантируют бизнесу новые затраты на программное обеспечение, которые
они будут перекладывать на плечи конечного потребителя. Электронные ключи
23 ноября Министерство инфраструктуры обнародовало проект приказа «Об утверждении изменений к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине»(https://mtu.gov.ua/projects/195/) . По информации UBR.ua, эта версия приказа вызвала целый скандал: указанные в пояснительной записке соучастники проекта —
представители бизнес-сообщества решительно отреклись от него, отметив, что изложено от их имени совсем не то, что они предлагали. В результате старый проект приказа 29 ноября сменился новой версией, который «скандалисты» до сих пор изучают и пока не готовы комментировать.
По сути, проект предлагает одно, но весьма существенное изменение. Он сменяет бумажные товаротранспортные накладные на их электронную версию с использованием электронных ключей и цифровой подписи. Авторы проекта
указывают, что в результате этого нововведения бизнес-сообщество сэкономит 17 млрд грн за счет экономии бумаги. Эта внешне безобидная и, казалось бы, вполне понятная цель, однако, имеет весьма концептуальные последствия как для перевозчиков, так и для всего бизнес-сообщества. Товаротранспортные накладные
Процесс оформления ТТН сейчас выглядит
следующим образом. Сразу по загрузке товара поставщик выписывает два документа: расходную накладную на товар с указанием его стоимости и товаротранспортную накладную с указанием маршрута движения транспортного средства с адресом доставки. Второй документ должен подтверждать законность нахождения товара в машине и обязательства перевозчика по его сохранности. После доставки по адресу покупатель подписывает ТТН и проводит ее в своей бухгалтерии.
Товаротранспортная накладная является документом строгой отчетности, поэтому в том случае, если налоговая проверка не находит у покупателя ТТН на груз, который однозначно был перевезен, а, скажем, не принесен в руках, это становится основанием для штрафных санкций: предпринимателя
обвиняют в совершении бестоварной операции и аннулируют налоговый кредит, что ложится на предприятие-плательщика НДС убытком примерно в 17% от суммы закупки.
«Если ТТН на отгрузку нет, то налоговики пишут в отчете
проверки, что поставка была бестоварной. Это приводит к тому, что налоговый кредит по операции компания теряет, а в некоторых случаях при расчете налога на прибыль могут еще отминусовать и затраты на эту закупку. Это распространенная практика», — рассказала UBR.ua налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, генеральный директор компании Е.С.Консалтинг Александра Томашевская.
Проблема, однако, в том, что многие бизнесмены покупают услуги у «черных»
перевозчиков, ведь работа за наличные дешевле и быстрее. А это значит, что от услуг «черных» перевозчиков предпринимателям придется отказываться, иначе они влетят в огромные штрафы.
Черный рынок перевозок
Очевидно, что введение электронного реестра ТТН ставит целью решительным ударом выбить из ежедневного товарооборота весь
необъятный теневой сектор автоперевозок.
«Если на начало 2018 года у нас на 4 «белых» поездки было 6 «черных», то сейчас ситуация иная: 60% поездок оформляются легально и 40% — находится в тени. При работе с электронными ключами весь сектор перевозок в идеале должен «побелеть». Перевозчики просто не смогут работать за наличку в темную», — высказал свое мнение UBR.ua глава группы Prime Дмитрий Леушкин.
Объем финансовых потоков
теневого сектора можно прикинуть только приблизительно. По официальным данным Госстата, в 2017 году автотранспортом было перевезено 41,2 млрд ткм (тонна-километр), а значит перевозки в тени могут составлять около 25-50 млрд ткм в год. При применении действующей сейчас расценки 20 грн за 1 км для 20-тонника речь может идти о теневом обороте автоперевозок оценочно в 25-50 млрд грн. Весь сектор будет вынужден выйти из тени и начать платить налоги и отчисления.
Как должно
работать
В идеале с запуском реестра грузоперевозка будет выглядеть следующим образом. Отправитель груза выписал товаротранспортную накладную и фиксирует ее в реестре, подобно тому, как регистрируется налоговая накладная (НН). Отличие, однако, в том, что ТТН необходимо зарегистрировать немедленно, никакого временного лага, как у налоговых накладных в 15-30
дней, нет.
В дороге груз теоретически может быть осмотрен дорожной полицией. Копы удаленно заходят в реестр и удостоверяются, что груз движется именно туда, куда указано в реестре. Если информация не подтвердится, у перевозчика, а значит и у получателя груза будут проблемы: груз может быть задержан «до выяснения», выписан штраф и т.д.
По доставке груза получатель закрывает поездку. Несмотря на то, что министерство в примечании к проекту обещает, что реестр сэкономит бизнесу бумаги
на 17 млрд грн, после протестов бизнеса приказ в обновленной своей версии 2.0 все-таки разрешает использовать одновременно и бумажные ТТН, чтобы перевозчик мог сразу на месте получить подтверждения передачи товара или предъявить его той же полиции, у которой пока с планшетами не густо. Но в документе указано, что на бумаге может быть только дубликат уже
«засвидетельствованной» е-версии, из чего следует, что она должна быть зарегистрирована при загрузке. И при этом ничто не мешает любознательным полицейским проверить ТТН в электронной базе с помощью личного смартфона, вдруг у перевозчика липовая накладная на руках?
«Если регистрировать ТТН действительно в момент загрузки, то это очень неудобно. Много у кого грузы заходят и уходят круглосуточно. Кто будет регистрировать ТТН, например, на выходных? Если без загруженной в систему ТТН рейс не будет подтвержден, то все взвоют», — считает Александра Томашевская. Лоббизм для своих
Эксперты, однако, не исключают того факта, что лоббистами приказа движут, вероятно, и другие, более приземленные интересы. Ведь подобные электронные реестры, например, в сфере регистрации налоговых накладных, как правило, обслуживаются
частными структурами, особо приближенными к госструктурам.
«Проект написан под кого-то из своих. Скорее всего, регистрация будет идти, как у нас принято, через частную компанию, отобранную на непрозрачном конкурсе. За ее программное обеспечение придется кому-то заплатить. Кроме того, указывается, что кроме ТТН в электронном виде должны быть и другие
сопроводительные документы, ветеринарные сертификаты и т.д., т. е. вводят на самом деле сразу нескольких поставщиков услуг, которым придется платить. Планшеты для полиции также придется купить и тоже у «своих» — еще одна интересная тема. Все эти затраты в очередной раз лягут на конечного потребителя, — обращает внимание UBR.ua эксперт общественной компании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов.
В этом случае грозные формулировки проекта могут выполняться спустя рукава.
И в таких условиях благие помыслы закона так и не заработают в полную силу.
«В целом задумка хорошая: меньше станет макулатуры, и арматуру «в черную» уже, конечно, не повезут. Но большой объем определенных грузов даже сейчас перевозится безо всяких ТТН, хотя это и незаконно: картофель, арбузы, зерно, елки, браконьерский лес. При остановке полицией
водитель говорит, что это груз его личный, и вопрос закрывается взяткой. Эту проблему проект не закроет», — подвел итог UBR.ua Дмитрий Леушкин.
При этом обязательство перевода работы бизнеса на электронные ТТН может дать весьма ощутимые бонусы тем компаниям, кто будет готовить техзадания под данный приказ. Ведь тысячи предприятий будут вынуждены закупить
специальное программное обеспечение и оплачивать подписку на его обновления.
«Контроль харчово╖ продукц╕╖ – перш╕ п╕дсумки. Оф╕ц╕йн╕ види контролю у «╢диному в╕кн╕». В╕льна торг╕вля – що нового. ╤нформац╕йне забезпечення митного оформлення»
(Контроль харчово╖
продукц╕╖ - п╕дбиття перших п╕дсумк╕в по впровадженню ЗУ в╕д 18.05.2017 № 2042-VIII;«╢дине в╕кно» - оф╕ц╕йн╕ види контролю, нормативн╕ перспективи; ЗВТ: перспективи, Пан-╢вро-Мед, практичн╕ питання визначення кра╖ни походження; ╤нформац╕йне забезпечення митного оформлення, електронн╕ серв╕си)
Дата проведення: 15 грудня 2018 року, м╕сто Ки╖в.
Ре╓страц╕я: з 9:00 до 9:30.
Початок: о 09:30
Перерва: 11-30 (кава), 13:00 - 14:00 (об╕д)
Зак╕нчення: 17-30
Сп╕кери та учасники:
Представники М╕нф╕ну Укра╖ни (за згодою);
Представники ДФС Укра╖ни (за згодою);
Представники Держпродспоживслужби (за згодою);
Спец╕ал╕сти ТОВ "НВО "Поверхность МД”.
ПРОГРАМА Сем╕нару:
I. ««╢дине в╕кно»: подальше нормативне врегулювання. Оф╕ц╕йн╕ види контролю у «╢В». Вза╓мод╕я з ╕ншими контролюючими органами»
- огляд етап╕в
нормативного врегулювання роботи «╢В». Найближч╕ перспективи;
- оф╕ц╕йн╕ види контролю - реорган╕зац╕я контрольних процедур при митному оформленн╕:
- - повноваження орган╕в ДФСУ;
- - повноваження ╕нших контролюючих орган╕в;
- - електронн╕ ре╓стри;
- - документи для проходження оф╕ц╕йних вид╕в контролю;
- питання - в╕дпов╕д╕.
╤I. «Запровадження контролю по харчовим
продуктам, кормам, поб╕чним продуктам тваринного походження: п╕дбиття перших п╕дсумк╕в по впровадженню ЗУ в╕д 18.05.2017 № 2042-VIII»
- основн╕ положення ЗУ «Про державний контроль за дотриманням законодавства про харчов╕ продукти, корми, поб╕чн╕ продукти тваринного походження, здоров'я та благополуччя тварин» в частин╕ ╕мпорту та експорту;
- проведення перев╕рок посадовими особами Держпродспоживслужби п╕дконтрольних товар╕в на прикордонному ╕нспекц╕йному посту:
- -
документальна перев╕рка;
- - перев╕рка в╕дпов╕дност╕;
- - ф╕зична перев╕рка;
- документи, що подаються для проходження контролю;
- перел╕к товар╕в, як╕ п╕длягають державному контролю за дотриманням законодавства про харчов╕ продукти, корми, поб╕чн╕ продукти тваринного походження, здоров'я та благополуччя тварин;
- питання - в╕дпов╕д╕.
I╤╤. «В╕льна торг╕вля – що нового. Найближч╕
перспективи»
- найближч╕ перспективи у створенн╕ нових ЗВТ м╕ж Укра╖но. Та ╕ншими державами;
- модиф╕кац╕я положень д╕ючих Угод про ЗВТ. Конвенц╕я Пан-╢вро-МЕД;
- огляд практичних питань з визначення кра╖ни походження товар╕в;
VI. «╤нформац╕йне забезпечення митного оформлення, електронн╕ серв╕си»
- перспективи розвитку електронного декларування. подання документ╕в в електронному вигляд╕;
- електронн╕ серв╕си;
- особливост╕ обм╕ну ╕нформац╕╓ю м╕ж державними органами та суб’╓ктами ЗЕД та м╕ж державними органами;
- техн╕чне забезпечення та вдосконалення роботи ╢диного в╕кна;
- питання - в╕дпов╕д╕.
Кожному учаснику нада╓ться:
Сертиф╕кат про участь у Круглому стол╕/сем╕нар╕ MD Office;
Безкоштовна ре╓страц╕я ╕нформац╕йно-анал╕тично╖ програми «MD Office» строком на один м╕сяць;
Безкоштовна ре╓страц╕я на сайт╕ п╕дтримки ЗЕДwww.mdoffice.com.ua строком на один
м╕сяць;
Блокнот, ручка.
Як╕сть круглих стол╕в, сем╕нар╕в, конференц╕й, як╕ проводяться ТОВ "НВО«Поверхность МД» з 1998 року забезпечуються досв╕дом орган╕зац╕╖ навчання суб'╓кт╕в ЗЕД. Протягом 1998 - 2018 у заходах за участю фах╕вц╕в ТОВ "НВО «Поверхность МД» пройшли навчання понад 8100 чолов╕к, а на корпоративних сем╕нарах(трен╕нгах) - понад
3200.
Координатор проекту: ФОП Браташов Олег Миколайович
Варт╕сть участ╕ у Круглому стол╕/сем╕нар╕: 1650 грн. без ПДВ (оплата на р/р СПД) або 1980 грн. з ПДВ (оплата на р/р ТОВ "НВО "Поверхность МД");
У варт╕сть входить участь у Круглому стол╕/сем╕нар╕, консультац╕╖ фах╕вц╕в, мастер-клас роботи з програмним забезпеченням, матер╕али за тематикою Круглого столу/сем╕нару, кофе-брейк, об╕д та ╕н.
М╕сце проведення : конференц-зал ДП “УкрНДНЦ”, м. Ки╖в, вул. Святошинська, 2, станц╕я метро "Святошино”
("Укра╖нський науково-досл╕дний центр ╕ учбовий центр проблем стандартизац╕╖, сертификац╕╖ та якост╕").
Б╕льш детальну ╕нформац╕ю про зах╕д, порядок ре╓страц╕╖ та оплати Ви можете отримати за телефоном: +38 -044-339-95-45 e-mail: seminar@mdoffice.com.ua або на сайт╕ www.mdoffice.com.ua
Поклада╓мо над╕ю, що
╕нформац╕я, отримана п╕д час Круглого столу/сем╕нару, принесе неоц╕ненну допомогу у веденн╕ Вашого б╕знесу
З повагою, Директор ТОВ "НВО "Поверхность МД" ФО П╕дпри╓мець
Артур Хохлов Олег Браташов
ЗАЯВКА НА УЧАСТЬ У КРУГЛОМУ СТОЛ╤/СЕМ╤НАР╤
* Дата, назва Круглого столу/Сем╕нару
15/12/2018
«Контроль харчово╖ продукц╕╖ – перш╕ п╕дсумки. Оф╕ц╕йн╕ види контролю у «╢диному в╕кн╕». В╕льна торг╕вля – що нового. ╤нформац╕йне забезпечення митного оформлення»
Пропозиц╕╖, побажання для теми Круглого столу/сем╕нару
* Поля обов'язков╕ до заповнення
Дата заповнення
М.П.
п╕дпис
* Ф╕рма-учасник/(╢ДРПОУ) Сума до оплати (п╕дкреслити) 1650** грн. (без ПДВ) 1980** грн. (з ПДВ) Фактична адреса (+╕ндекс) * Телефон/факс (+ код м╕ста) E-mail * П.╤.Б., посада учасника Телефон моб. Вид д╕яльност╕ Вашого п╕дпри╓мства * Форма оплати Юридична адреса * Св╕доцтво
ПДВ *╕ндив╕дуальний податковий номер Пропозиц╕╖, побажання для теми сем╕нару * Поля обов'язков╕ до заповнення Дата заповнення М.П.п╕дпис
Заповнену заявку разом ╕з коп╕╓ю св╕доцтва про ре╓страц╕ю платника податку (про ре╓страц╕ю) сл╕д над╕слати на електронну адресу E-mail: seminar@mdoffice.com.ua або на тел./факс 044 339-95-45. Заявки приймаються до 12.12.2018 включно,
оплата до 13.12.2018.