Порошенко в╕дмовив у продовженн╕ мита на металобрухт на 2 роки
Президент Укра╖ни Петро Порошенко скористався правом вето до законопроекту №6382 щодо продовження вив╕зного мита на брухт чорних метал╕в ще на два роки, пропонуючи Верховн╕й Рад╕ продовжити його на р╕к.
Про це заявила представник президента у парламент╕ ╤рина Луценко на зас╕данн╕ погоджувально╖ ради, пов╕домля╓ ╤нтерфакс-Укра╖на.
"Це пов'язано з м╕жнародними зобов'язаннями Укра╖ни як члена Св╕тово╖ орган╕зац╕╖ торг╕вл╕, ╕ президент Укра╖ни пропону╓ в пункт╕ 1, який над╕йшов на п╕дпис, зам╕нити
"три календарн╕ роки" (р╕к плюс два роки продовження) словами "два календарн╕ роки" (р╕к плюс р╕к продовження). Президент просить парламент п╕дтримати цю поправку", - сказала Луценко.
Зг╕дно з ╕нформац╕╓ю на сайт╕ Верховно╖ ради, пропозиц╕╖ глави держави до закону п╕дписан╕ 27 червня, а над╕йшли до парламенту 10 липня. Текст пропозиц╕й на сайт╕ в╕дсутн╕й.
На початку червня Рада проголосувала за законопроект №6382 ╕ продовження на два роки д╕╖ зб╕льшеного мита на експорт металобрухту. Ще два
роки це мито складатиме не 10, а 30 ╓вро за тонну.
Представництво ╢С в Укра╖н╕ виступило ╕з закликом не продовжувати д╕ю мит на експорт металобрухту, тому що цей крок порушить домовлен╕сть ╕з ╢С щодо скасування цих
мит.
Попри це, М╕н╕стерство економ╕чного розвитку рекомендуватиме президенту Петру Порошенку п╕дписати закон про експортне мито на брухт чорних метал╕в. У М╕некономрозвитку стверджують, що закон не порушу╓ Угоду про асоц╕ац╕ю.
П╕дпри╓мцям Р╕вненщини скоротять час митних оформлень. Завдяки удосконаленню роботи «╓диного в╕кна» планують зменшити терм╕н ус╕х процедур до 30 хвилин.
Таке р╕шення було прийнято п╕д час круглого столу п╕д кер╕вництвом заступника голови Р╕вненсько╖ ОДА ╤горя Тимошенка за участю ф╕скальних та контролюючих орган╕в, а також громадськост╕.
Удосконалення принципу «╓диного в╕кна» п╕д час
митних процедур оформили Меморандумом. Документ передбача╓ сп╕льну сп╕впрацю ус╕х причетних служб п╕д час митного, сан╕тарно-еп╕дем╕олог╕чного, ветеринарно-сан╕тарного, ф╕то-сан╕тарного, еколог╕чного, рад╕олог╕чного та ╕нших вид╕в державного контролю.
Нин╕ митники Р╕вненщини мають один з найкращих в Укра╖н╕ терм╕н╕в оформлення – 54 хвилини. Проте ╕ цей час хочуть скоротити – до 30 хвилин.
Як пов╕домив заступник голови ОДА
╤гор Тимошенко, за рахунок покращення цього показника, надходження митних платеж╕в до спецфонду обласного бюджету зб╕льшу╓ться. Зараз ця сума сяга╓ 149 м╕льйон╕в гривень. Кошти спрямують на буд╕вництво дор╕г, як ╕ передбачено митним експериментом.
«За результатами роботи у ╤ п╕вр╕чч╕ оч╕куються ще надходження. Загальна сума, отримана до обласного бюджету на реконструкц╕ю дор╕г, становитиме близько 200 м╕льйон╕в гривень, – зазначив ╤гор Тимошенко. – Ми повинн╕
прагнути зб╕льшення цього показника, адже це кошти, як╕ спрямують на пол╕пшення стану ╕нфраструктури рег╕ону».
У СОТ розглянуть заборону Рос╕╖ на ╕мпорт зал╕зничного обладнання з Укра╖ни
В рамках процедури врегулювання суперечок у Св╕тов╕й орган╕зац╕╖ торг╕вл╕ сьогодн╕ в╕дбудеться зас╕дання групи експерт╕в у суперечц╕ щодо заборони Рос╕╓ю ╕мпорту укра╖нського зал╕зничного обладнання.
Про це пов╕домила заступник м╕н╕стра економ╕чного розвитку ╕ торг╕вл╕ – торговий представник Укра╖ни Натал╕я Микольська на сво╖й стор╕нц╕ у Facebook.
"Суперечка DS 499 "Рос╕йська Федерац╕я – заходи щодо ╕мпорту зал╕зничного рухомого складу, стр╕лочних перевод╕в та ╕ншого зал╕зничного обладнання".
У пер╕од з 2012 по 2016 рр. експорт зал╕знично╖ продукц╕╖ до РФ скоротився на 96% - з $2,6 млд до $95 млн.", - написала Микольська. Вона в╕дзначила, що застосовуючи ц╕ заходи, РФ порушу╓ зобовязання в рамках СОТ (зокрема, положення Генерально╖ угоди з тариф╕в ╕ торг╕вл╕ 1994 року та Угоди про техн╕чн╕ бар'╓ри у торг╕вл╕).
Продан предлагает вернуть долги по переплатам за счет средств от спецконфискации
Государственная фискальная служба вместе с министерством финансов Украины прорабатывает механизм возврата переплат, а также долга по возмещению НДС, сформированного с 2010 года, за счет средств от спецконфискации. Об этом в интервью “Украинским новостям” сообщил и. о. руководителя ГФС Мирослав Продан.
В то же время Мирослав Продан не исключает, что
первоисточником сокращение переплат будут положительные начисления. “Условно говоря, поступления в бюджет не идут, они "съедаются" переплатой в предыдущих периодах, идет взаимозачет. Поэтому все же логично было бы разово вернуть эти средства, и тогда при декларировании налога на прибыль мы бы получили существенное увеличение поступлений, реальных поступлений”, – подчеркнул глава ГФС.
По данным Мирослава Продана, по состоянию на 1 июня 2017 года сумма долга государства за переплаты перед
предприятиями составила 17,3 млрд грн. “Около 12 млрд грн приходится на более 200 крупных плательщиков. Еще свыше 4,5 млрд грн – это обязательства перед около 12 тыс плательщиков. Если единовременно выделить эти 4 млрд грн, то проблема фактически будет снята, как массовая”, - заявил Мирослав Продан. При этом он отметил, что “действующим бюджетным планом не предусмотрено отдельного ресурса для возврата излишне уплаченных платежей по прибыли”.
Отвечая на вопрос о перевыполнении индикативов
министерства финансов по доходам, и.о. руководителя подчеркнул, что в январе-июне поступления в общий фонд государственного бюджета составили 300,4 млрд. грн, что дало плюс к индикативу более 21 млрд грн.
«По таможенным платежам более 138 млрд грн перечислено за первые шесть месяцев. Это плюс к прошлому году 33,7 млрд грн. Среднедневные поступления по таможне ежемесячно увеличиваются. Нам говорят, что это девальвация дала результат. Мы сели, пересчитали. Средний курс с начала этого года составил
26,9 грн, за аналогичный период 2016 года – 25,6 грн. То есть рост составил 5%. В долларовом эквиваленте рост поступлений составляет 26%. Да, есть и увеличение объемов импорта и цен на нефть, и отмена льгот по налогообложению природного газа для НАК "Нафтогаз-Украины". Но мы просчитали, если бы льгота по НДС в НАКу оставалась, то перевыполнение все равно бы имели
плюс 26 млрд грн», - отметил Мирослав Продан.
Напомним, ранее и. о. председателя ГФС Мирослав Продан заявил об информационной атаке на его ведомство, которое спровоцировало перекрытие теневых схем в сфере возмещения налога на добавленную стоимость.
В╕дбулась зустр╕ч в.о. Голови ДФС Мирослава Продана та Генерального секретаря Всесв╕тньо╖ митно╖ орган╕зац╕╖ Кун╕о М╕кур╕я
Перспективи подальшого розвитку сп╕впрац╕ м╕ж Укра╖ною та Всесв╕тньою митною орган╕зац╕╓ю обговорили п╕д час зустр╕ч╕ в.о. Голови ДФС Мирослав Продан та Генеральний секретар Всесв╕тньо╖ митно╖ орган╕зац╕╖ (ВМО) Кун╕о М╕кур╕я 8 липня у м. Брюссель у рамках 129/130 сес╕й Ради митного сп╕вроб╕тництва.
Мирослав Продан в╕дзначив пост╕йну п╕дтримку, яку Всесв╕тня митна орган╕зац╕я нада╓ у процес╕ реформування ╕ модерн╕зац╕╖ укра╖нсько╖
митниц╕.
“Минулого року за п╕дтримки Всесв╕тньо╖ митно╖ орган╕зац╕╖ був в╕дкритий Рег╕ональний к╕нолог╕чний центр у м.Хмельницькому, продовжилася активна робота щодо впровадження Системи нац╕лювання ризик╕в щодо вантаж╕в ВМО. Все це сприятиме п╕двищенню можливостей митних орган╕в Укра╖ни ефективно реагувати на сучасн╕ виклики у митн╕й сфер╕”, - п╕дкреслив в.о. Голови ДФС.
За його словами, фах╕вц╕ ДФС та експерти ВМО беруть активну участь у сп╕льних заходах,
що, безперечно, сприя╓ зм╕цненню в╕дносин Укра╖на – ВМО та впровадженню найкращих св╕тових стандарт╕в та практик у митну систему Укра╖ни.
“Ми вдячн╕ за п╕дтримку та участь фах╕вц╕в ВМО у III М╕жнародних змаганнях к╕нолог╕чних команд Укра╖на–2017 з пошуку наркотичних засоб╕в, збро╖, набо╖в, тютюнових вироб╕в. Ми також спод╕ва╓мось на подальшу п╕дтримку з боку ВМО кандидат╕в в╕д ДФС на участь у програмах ВМО та призначення на посади у Секретар╕ат╕ ВМО”, - зазначив Мирослав
Продан.
Оч╕льник ДФС п╕дкреслив, що впровадження стандарт╕в Всесв╕тньо╖ митно╖ орган╕зац╕╖ та виконання положень Угоди про асоц╕ац╕ю Укра╖на-╢С – це основн╕ напрями реформування митних орган╕в Укра╖ни.
У свою чергу Генеральний секретар Всесв╕тньо╖ митно╖ орган╕зац╕╖ Кун╕о М╕кур╕я надав позитивну оц╕нку заходам ДФС з
впровадення рефом у митн╕й сфер╕.
“Ми позитивно оц╕ню╓мо останн╕ зм╕ни в митних органах ДФС, як╕ спрямован╕ на розвиток митно╖ ╕нфраструктури та п╕двищення р╕вня зароб╕тно╖ плати сп╕вроб╕тникам. У свою чергу запевняю, що ВМО готова ╕ в подальшому активно вза╓мод╕яти з ДФС з метою впровадження передового досв╕ду розвинутих кра╖н св╕ту”, - наголосив Кун╕о М╕кур╕я.
В.о. Голови ДФС Мирослав Продан та Генеральний секретар Всесв╕тньо╖ митно╖ орган╕зац╕╖ Кун╕о
М╕кур╕я домовилися про подальшу сп╕впрацю.
Приобрели программную продукцию у нерезидента: как ее кодировать в налоговой накладной
Учет и налоги Налоги и сборы Налог на добавленную стоимость Приобрели программную продукцию у нерезидента: как ее кодировать в налоговой накладной Операции по поставке программной продукции от нерезидента резиденту на таможенную территорию Украины являются объектом обложения НДС, которые, в свою очередь, согласно п. 261 подраздела 2 р. XX НКУ не облагаются НДС.
Вместе с тем контролеры напомнили: в случае возникновения необходимости определения кода услуг согласно ГКПУ плательщик НДС может
обратиться в ГП «Научно-исследовательский институт метрологии измерительных и управляющих систем», которое является разработчиком ГКПУ, по адресу: 79008, г. Львов, ул. Кривоноса, 6. Для определения кода товара согласно УКТ ВЭД можно обратиться в Торгово-промышленную палату Украины (ее региональные отделения) или научно-исследовательский институт судебных
экспертиз.
К тому же ГФС определяет и обнародует на своем официальном веб-сайте условные коды товаров, которые отсутствуют в УКТ ВЭД, для использования их при составлении налоговых накладных.
Кроме того, в упомянутой ИНК контролеры отметили: формой декларации по НДС, утвержденной приказом Минфина от 28.01.2016 г. № 21, не предусмотрено отражение в декларации объемов приобретения товаров и необоротных активов, ввезенных на таможенную территорию Украины с применением освобождения от налогообложения, и объемов услуг, полученных от нерезидента, местом поставки которых в соответствии со ст. 186 НКУ определена таможенная территория Украины, и на которые распространяется режим освобождения от налогообложения, а поэтому данные операции в декларации не отражаются.
Мирослав Продан: Середньоденн╕ надходження по митниц╕ щом╕сяця зб╕льшуються
За перш╕ ш╕сть м╕сяц╕в 2017 року до бюджету над╕йшло понад 138 млрд. грн. митних платеж╕в. Це на 33,7 млрд. перевищу╓ показник в╕дпов╕дного пер╕оду минулого року. Про це пов╕домив в.о. Голови ДФС Мирослав Продан в ╕нтерв’ю «Укра╖нським новинам».
В╕н в╕дзначив, що середньоденн╕ надходження по митниц╕ зб╕льшуються щом╕сяця.
«Для приклада, у с╕чн╕ середньодобовий показник складав майже 945 млн грн, що, до реч╕, на 40,5% б╕льше, н╕ж у с╕чн╕
2016 року, то у травн╕ вже денн╕ в╕драхування зб╕льшилися майже на 47% - до 1,23 мрд грн, в червн╕ склали 1,2 млрд грн», - п╕дкреслив Мирослав Продан.
Загалом, за його словами, з початку 2017 року по платежах, що контролюються ДФС, до загального фонду державного бюджету над╕йшло 300,4 млрд. грн. ╤ндикативн╕ показники М╕н╕стерства ф╕нанс╕в Укра╖ни перевиконано на 7,6%, бюджет додатково отримав понад 21 млрд. грн. Платникам податк╕в у с╕чн╕-червн╕ на рахунки в╕дшкодовано 57 млрд.
грн.
В.о. Голови ДФС також п╕дкреслив, що на зростання надходжень до бюджету не завдала значного впливу девальвац╕я нац╕онально╖ валюти.
«Середн╕й курс з початку цього року склав 26,9 грн, за аналог╕чний пер╕од 2016 року – 25,6 грн. Тобто зростання склало 5%. У доларовому екв╕валент╕ зростання надходжень склада╓ 26%. Так, ╓ ╕ зб╕льшення обсяг╕в ╕мпорту, ╕ ц╕н на нафту, ╕ в╕дм╕на п╕льг з оподаткування природного газу для НАК «Нафтогаз-Укра╖ни». Але ми
прорахували, якби п╕льга по ПДВ у НАКа залишалась, то перевиконання все одно б мали – плюс 26 млрд. грн.», - наголосив Мирослав Продан.
В╕н пов╕домив, що завдяки перевиконанню ╕ндикативних показник╕в з митних надходжень, у рамках дорожнього експерименту на розвиток ╕нфраструктури рег╕он╕в з початку цього року вже перераховано понад 7,4
млрд. гривень.
Следить за соблюдением ветеринарно-санитарного законодательства будет новый орган - Межведомственная мобильная группа по противодействию и выявлению нарушений ветеринарно-санитарного законодательства, в том числе по вопросам контроля при перемещении животных и пищевых продуктов животного происхождения.
Целью деятельности нового органа будет недопущение и пресечение нарушений в области
ветеринарной медицины, а также в сфере безопасности и качества пищевых продуктов.
В состав Межведомственной мобильной группы войдут представители Госпродпотребслужбы и Нацполиции.
Основными заданиями нового органа являются:
- противодействие нарушениям ветеринарно-санитарного законодательства, в том числе по вопросам контроля при перемещении животных и пищевых продуктов животного происхождения, выявление и прекращение таких
нарушений;
- принятие решений, согласованных с Госпродпотребслужбой и Нацполицией;
- обобщение оперативной и аналитической информации о возможных нарушениях ветеринарно-санитарного законодательства, обработка и анализ такой информации;
- информирование Министра агрополитики о результатах деятельности.
При наличии подозрения о распространении инфекции Мобильная межведомственная группа сможет беспрепятственно
проникать на подконтрольные объекты, останавливать транспортные средства, проводить осмотр, отбор образцов товаров и отправлять их для проведения экспертиз.
Положение о Межведомственной мобильной группе по противодействию и выявлению нарушений ветеринарно-санитарного законодательства утверждено постановлением Кабмина от 4 июля 2017 года № 460.
Держпродспоживслужба, експортери та громадськ╕сть обговорили питання регулювання експорту волоського гор╕ха
Представники Держпродспоживслужби, Укра╖нсько╖ гор╕хово╖ асоц╕ац╕╖ та Всеукра╖нсько╖ аграрно╖ ради обговорили проблемн╕ питання регулювання експорту укра╖нського волоського гор╕ха, зокрема у частин╕ перетину державного кордону.
Зустр╕ч в╕дбулася п╕д кер╕вництвом Голови Держпродспоживслужби Володимира Лапи та за участю експерта податково╖ групи Реан╕мац╕йного пакета реформ, заступника голови Всеукра╖нсько╖ аграрно╖ ради Михайла
Соколова та представник╕в Укра╖нсько╖ гор╕хово╖ асоц╕ац╕╖.
У рамках перемовин представники Держпродспоживслужби наголосили, що б╕льш╕сть проблемних питань, як╕ турбують б╕знес, можливо вир╕шити в рамках нового чинного харчового законодавства. Зокрема було надано пояснення щодо процедури зд╕йснення державного контролю за дотриманням суб’╓ктами господарювання чинного законодавства. Так, було в╕дзначено, що нараз╕ планов╕ заходи державного контролю можуть
зд╕йснюватися не част╕ше, н╕ж раз на два роки, при цьому звернення юридичних ос╕б (проф╕льних асоц╕ац╕й) не ╓ п╕дставою для зд╕йснення позапланових заход╕в контролю.
Також учасники зустр╕ч╕ обговорили основн╕ пункти проекту постанови Каб╕нету М╕н╕стр╕в «Про внесення зм╕н до Порядку проведення огляду, обстеження, анал╕зу, знезараження та ╕нспектування (оформлення ф╕тосан╕тарного та карантинного сертиф╕кат╕в) об’╓кт╕в господарювання у сфер╕ карантину рослин». У цьому
контекст╕ було зазначено, що даний проект постанови у такому вигляд╕ не вир╕шу╓ проблемних питань.
Разом з цим Всеукра╖нська аграрна рада розробила проект закону «Про внесення зм╕н до деяких законодавчих акт╕в Укра╖ни щодо запровадження системи електронного адм╕н╕стрування обл╕ку руху деяких товар╕в», який представник аграрно╖ ради презентував учасникам зустр╕ч╕. В╕н наголосив, що законопроект ╓ збалансований ╕ в раз╕ прийняття дасть змогу вир╕шити проблемн╕
питання, як╕ турбують експортер╕в гор╕ха волоського.
У свою чергу представники Укра╖нсько╖ гор╕хово╖ асоц╕ац╕╖ зазначили, що ознайомляться ╕з даним проектом закону, проанал╕зують його та сформулюють сво╓ бачення щодо необх╕дност╕ його прийняття.
***На форуме MDoffice интересный вопрос ... Декларац╕я екв╕валентно╖ компенсац╕╖
05-07-2017 11:55, IGOR 007 Регион:Киев Декларац╕я екв╕валентно╖ компенсац╕╖
Использовал ли кто-нибудь декларацию эквивалентной компенсации при замене гарантийный изделий. Наше предприятие вывезло для гарантийного ремонта изделие. Производитель произвел замену
на аналогичные с другими серийными номерами. При оформлении обратного ввоза в режиме ИМ-40 платим НДС в сумме 1 200 000,00 грн. Хотим оформить декларацию эквивалентной компенсации. Был ли у кого - нибудь подобный случай, хотя бы в теории.
Проект Плану д╕й з реформування митниц╕ (Напрям 12 - «Правоохоронна та сл╕дча д╕яльн╕сть»)
Напрям 12: «Правоохоронна та сл╕дча д╕яльн╕сть» Мета
Створити ефективну митну службу, здатну виявляти, запоб╕гати та розсл╕дувати шахрайство та готувати справи для притягнення правопорушник╕в до в╕дпов╕дальност╕. Ця служба повинна бути достатньо гнучкою, щоб реагувати на стратег╕ю, засновану на оперативн╕й ╕нформац╕╖, на нов╕тн╕х методах ц╕льово╖ оц╕нки ризик╕в та сучасних технолог╕ях, що забезпечують надходження доход╕в та захист сусп╕льства. Служба повинна
також забезпечувати дотримання нац╕онального та м╕жнародного законодавства.
Стратег╕чн╕ завдання
Розробка комплексно╖ правово╖ бази, що нада╓ митниц╕ повноваження, можлив╕сть обм╕нюватися ╕нформац╕╓ю, дозволя╓ використовувати ╕нформац╕ю та охоплю╓ митне сп╕вроб╕тництво;
Розвиток орган╕зац╕йних та операц╕йних можливостей, що дозволяють ефективно запоб╕гати, виявляти та розсл╕дувати шахрайство,
пов'язане з митними операц╕ями;
Встановлення та розвиток ст╕йкого сп╕вроб╕тництва на кер╕вному та операц╕йному р╕внях, м╕ж п╕дрозд╕лами митниц╕, м╕жв╕домчих, з ╕ншими правоохоронними органами (наприклад, пол╕ц╕╓ю, сл╕дчими службами та прокуратурою) та судами, а також розвиток м╕жнародного сп╕вроб╕тництва та розвиток в╕дносин з торговельними колами та громадськ╕стю;
Розвиток систем управл╕ння, ╕нформац╕йних технолог╕й,
персоналу та навчальних програм, що п╕дтримують реал╕зац╕ю сл╕дчо╖ та правоохоронно╖ функц╕й митниц╕;
Забезпечення надання в╕дпов╕дних матер╕альних засоб╕в, обладнання, ╕нформац╕йних технолог╕й та стандарт╕в безпеки, що п╕дтримують реал╕зац╕ю сл╕дчо╖ та правоохоронно╖ функц╕й митниц╕.
Почему акцент таможенного контроля на пост-аудите – неизбежная реальность украинской таможни в будущем
В последнее время ведется много дискуссий относительно того, какой должна быть таможня в Украине. В частности активно ведутся публичные обсуждения проекта Плана действий по реформированию таможни, разработанного Министерством финансов.
По моему мнению, создание идеальной модели таможни, как для государства, так и для бизнеса, предполагает, в первую очередь, рациональное использование ресурсов таможенных органов при обеспечении надлежащего контроля и одновременно
содействие торговле, минимизация временных и материальных издержек бизнеса на ведение внешнеэкономической деятельности.
Поэтому среди 19-ти таможенных направлений Плана хочу особое внимание обратить на раздел, посвященный пост-таможенному контролю и аудиту.
Именно таможенный контроль после выпуска товаров, с одной стороны, придает целостность контрольным действиям таможни по обеспечению соблюдения таможенного законодательства участниками ВЭД; а с другой
стороны, позволяет существенно сократить административную нагрузку на бизнес на этапе декларирования товаров, путем смещения контроля на этап после выпуска.
Более того, лучшие мировые практики доказывают, что таможенный контроль после таможенного оформления товаров является необходимым инструментом для внедрения большинства мероприятий по упрощению торговли.
Пост-контроль позволяет сконцентрировать контрольные и проверочные мероприятия на наиболее
сомнительных субъектах и операциях, учитывая доступность более широкого спектра информации после таможенного оформления и возможность отслеживать движение товара на внутреннем рынке.
Особо «чувствительный» для украинского бизнеса вопрос таможенной стоимости, в том числе, мог бы быть решен, путем реализации пост-аудит контроля таможенной стоимости. По моему мнению, пост-контроль таможенной стоимости создаст условия для устранения конфликта интересов между таможней и декларантами,
повысит их ответственность за принятые решения, как при декларировании, так и корректировке таможенной стоимости товаров.
Акцент таможенного контроля на пост-аудите – это не вопрос выбора, а неизбежная реальность украинской таможни в будущем.
И чем раньше мы начнем действительно улучшать это направление, тем раньше получим результат: баланс интересов бизнеса и государства – ускорение и упрощение таможенных процедур без ослабления
контроля.
Согласно Киотской конвенции об упрощении таможенных процедур, а также Таможенному кодексу ЕС, нормы которого Украина должна имплементировать в национальное законодательство в соответствии с Соглашением об Ассоциации, таможенный аудит должны выполнять таможенные органы.
Несмотря на это, с 2013 года функция
таможенного аудита была передана от таможни в главные управления ГФС в областях.
При этом усилить таможенный аудит налоговой составляющей и трансформировать в более эффективный таможенно-налоговый инструмент, который охватывал бы как вопросы таможни, так и налоговой, к сожалению, до сих пор не удалось.
Об ослаблении таможенного аудита, в том числе, свидетельствует и статистика: в 2012 году в бюджет от таможенного аудита было уплачено более 100 млн. грн., в
2014 – 44,7 млн., в 2016 – 19,2.
Если в развитых странах пост-аудит обеспечивает 30% таможенных платежей, то в Украине это показатель не дотягивает и до одной сотой процента.
Также если говорить о количестве проверок, то, например, документальными плановыми проверками ГФС в 2015 году было охвачено 0,2% субъектов внешнеэкономической деятельности, в 2016 – 0,1%, в первом квартале 2017 г. – 0,04%.
При этом, например, в ЕС существует мнение, что каждый год необходимо осуществлять «таможенный контроль после очистки» в отношении хотя бы 5% участников ВЭД.
Во Франции при таможенном оформлении фундаментально проверяется около
5% импорта, остальные 95% подлежат контролю в течение 1-3 лет после оформления таможенных документов.
При штате 137 таможенных аудиторов в 2016 году было проведено 382 проверки, доначислено 842,6 млн. грн., из которых согласовано 76,6 млн. грн., а фактически в бюджет уплачено 19,2 млн. грн. То есть, в прошлом году из всей суммы доначисленных платежей в бюджет страны поступило чуть больше 2%.
Причинами таких результатов являются, с одной стороны, невнимание к
развитию таможенного аудита как в организационном, нормативно-правовом, информационно-техническом, а также кадровом плане. С другой стороны очевидна неэффективная работа системы оценки рисков, неэффективное планирование, необоснованность доначислений, которые потом оспариваются в апелляционном и судебном порядке.
Замечу, что неуплаченные в бюджет суммы доначислений – это фактически не рационально использованные ресурсы, как таможенных аудиторов, так и субъектов ВЭД.
Главной целью пост-аудит контроля должно быть выявление реальных нарушений, а не формальное увеличение сумм доначислений.
При этом основой работы по выявлению нарушителей таможенного законодательства должна стать эффективная система анализа рисков.
Совершенствование системы управления рисками
в части организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров предусматривает модернизацию информационных и аналитических систем, в том числе, автоматическое формирование реестра субъектов ВЭД, имеющих возможные риски нарушения таможенного законодательства.
Также важно развивать информационный обмен с иностранными таможенными
службами с целью получения необходимой информации об экспортно-импортных операциях.
Система автоматического отбора субъектов ВЭД для таможенного аудита должна основываться на информации:
- «налогового блока» (общая информация по субъекту, результаты финансово-хозяйственной деятельности, «история» предыдущих
проверок);
- «таможенного блока» (информация о текущих и прошлых оформлениях);
- «автоматизированной системы анализа и управления рисками» (в части информации о рисках, которые срабатывают во время таможенного контроля и оформления).
Кроме того, при выборе объектов контроля субъектно-ориентированный подход (деятельность отдельного субъекта ВЭД) необходимо дополнять отраслевым подходом (проверки в отношении отдельных групп перемещаемых товаров, например, электроника, товары легкой промышленности и т.д.).
Учитывая, что современная таможня – это в основном автоматическая регистрация таможенных деклараций и автовыпуск (без участия инспектора) товаров (в отдельных странах процент автоматического оформления достигает 90%), приоритетность развития пост-таможенного контроля
является безоговорочной и в этом контексте.
Независимо от того, в какой структуре окажется таможня, где будут находиться подразделения таможенного аудита, очевидно одно: таможенный аудит имеет наибольшую эффективность, чем остальные формы таможенного контроля, и составляет 80-90% от всего объема таможенного контроля.
Это мировая тенденция, которая стремительно превращается в эффективную практику. Как быстро будет продвигаться украинская таможня на этом пути,
зависит только от нас.
Автор: Начальник таможенного аудита ГУ ДФС в г. Киеве - Кодис Евгений