От работы таможенных служб зависит не только первое впечатление об Украине иностранцев, пересекающих границу нашего государства, но и в большой мере экономический климат в стране.
О преимуществах Таможенного кодекса, который вступит в действие с 1 января 2004 года, рассказывает первый заместитель председателя Государственной таможенной службы Украины Александр Егоров.
– Александр Борисович, какие изменения предусмотрены в новом Таможенном кодексе Украины?
– Прежде всего, определены условия применения таможенных режимов, ранее не использовавшихся. Например, “реэкспорт”, “реимпорт”, “отказ в пользу государства”. Их внедрение приближает таможенное законодательство Украины к таможенному законодательству Евросоюза. Например, введение режима “реэкспорт” позволяет субъектам
внешнеэкономической деятельности Украины ввозить и вывозить товары без применения механизмов нетарифного регулирования (квотирования, лицензирования, сертификации и т.д.) за исключением случаев, определяемых законодательством Украины. Применение режима “реимпорт” позволяет украинским предпринимателям при ввозе товаров, экспортируемых из таможенной территории Украины, получать экспортную таможенную пошлину, уплаченную при экспорте товаров. Возвращение этих сумм осуществляется за счет Государственного бюджета
Украины органами Госказначейства по представлению таможенных служб.
Сейчас таможенное оформление указанной категории товаров осуществляется в таможенных режимах “импорт” и “экспорт” с уплатой соответствующих платежей при оформлении таможенной документации, что вызывает справедливые нарекания со стороны предпринимателей.
При ввозе в Украину реимпортированные товары освобождаются от таможенной пошлиной при условии предоставления документального подтверждения того,
что товар произведен в нашей стране. При этом может быть предъявлен сертификат о происхождении товара установленного образца.
При реимпорте подакцизных товаров лицо, перемещающее товары, платит акцизный сбор таможенному органу, от уплаты которого экспортированные товары были освобождены в соответствии с законодательством Украины, а проценты от суммы сбора начисляются по учетной ставке Национального банка Украины, действовавшей на дату вывоза (экспорта) товаров.
Новый
Таможенный кодекс предусматривает: при реимпорте товаров лицо, перевозящее товары, платит таможенному органу НДС, возмещенный экспортеру, и проценты от суммы этого налога, начисленные по учетной ставке Нацбанка, действующей на дату экспорта товаров.
В новом кодексе более четко определены таможенные режимы “временный ввоз (вывоз)”,
“переработка на таможенной территории Украины”, “переработка за пределами таможенной территории Украины”. Расписаны также операции, применяемые к товарам, размещенным в режимах “переработки на таможенной территории Украины” или “переработки за пределами таможенной территории Украины”.
Благодаря этому в режиме “переработки” могут быть размещены товары, требующие ремонта, в частности восстановления. Новый Таможенный кодекс определяет перечень товаров, относительно которых может быть предоставлено
разрешение на временный ввоз или вывоз с полным освобождением от налогообложения. Это позволяет избежать разногласий между таможенными органами и субъектами внешнеэкономической деятельности по вопросам налогообложения временно ввезенных товаров.
– Правда ли, что за новым Таможенным кодексом таможенная служба может инициировать отмену налоговых векселей?
– Ни в одной стране мира государственные налоги не уплачиваются векселями. Это дитя, рожденное украинским
законодательством. Сама система векселей была принята как альтернатива отсрочки уплаты налогов на добавочную стоимость. Но уже прошло почти три года после введения запрета на расчеты векселями.
Кстати, это запрещено делать даже правительству. С другой стороны, существует проблема возмещения НДС, которую решали с помощью векселей.
Таможенная служба занимает однозначную позицию: все расчеты должны проводиться живыми деньгами. Если это система средств, направленные на возмещение, то они должны идти на отдельный счет. Правда, за последний год ситуация немного изменилась. Если раньше НДС уплачивался векселями на 70 %, то в текущем году – немногим более 30 %. Те суммы, которые уплачиваются
деньгами, определены законодательством, в частности, Законом “О бюджете”, где есть конкретные пункты, разъясняющие, при каких условиях не разрешается применение векселей. Сумма налогов, уплаченных на сегодня векселями, значительная. Вексель применяется в основном тогда, когда идет сырье, для производственных потребностей и т.д. Поэтому новый Таможенный кодекс поддерживает некоторые позиции, когда расчет может проводиться векселями.
– К какой валюте привязана работа таможенной службы
во время растаможивания? И влияет ли на работу таможни расхождение между курсом доллара и евро?
– В одном из выступлений председателя Нацбанка Сергея Тигипко прозвучала цифра – 70 % всех украинских контрактов заключено в долларах США. Понятно, что это определяет финансовую структуру украинского рынка. Сегодня мы тоже ведем статистику в долларах США. Иногда возникает необходимость фиксировать некоторые ставки в евро. Возможно, расхождение между курсом доллара и евро влияет при подписании
соглашений, но не влияет на растаможивание, поскольку налоги уплачиваются исключительно гривнами.
– Как поступает таможня со своими сотрудниками, которые замешаны в коррупции?
– Служебными расследованиями занимается подразделение собственной безопасности. Конечно же, мы используем законодательный механизм, предоставленный законодательством таможенным органам. Если говорить за правонарушения, то таможенные службы работают в двух направлениях: борьба с контрабандой
и коррупцией среди работников таможенных служб.
В этом плане украинские таможенные органы занимают принципиальную позицию: если есть основание подозревать, что работник таможенной службы нарушил нормы украинского законодательства, обязательно назначается служебное расследование. В 2001 году было составлено 85 протоколов о коррупционной деятельности сотрудников таможенных служб Украины, в 2002-м – 69 протоколов.
В
этом году составлено 25, шесть сотрудников привлечено к административной ответственности, находятся под следствием по криминальным делам 187 бывших и нынешних сотрудников таможенных органов. Обвинения предъявлены 64 сотрудникам таможенных служб, 7 из которых осуждены. Большинство приговоров вынесены по признакам злоупотребления властью или служебным положением и за взяточничество. Если определять рейтинг правонарушений среди регионов, то лидером является Черноморский регион, на втором месте – Восточный, на третьем
– Донецкий регион.
– Какие виды нарушений чаще всего случаются среди работников таможенных служб?
– Типичным нарушением является занижение таможенной стоимости. В этом году значительно возрос импорт, но не за счет массы, а за счет повышения стоимости. Вот конкретные цифры. В результате работы наших служб увеличена средняя таможенная стоимость кондиционеров на 134 %, автомобилей и компьютеров – на 18 %, стиральных машин – на 60 %, холодильников – на 30
%. Таким образом, увеличена таможенная стоимость более чем на 2 миллиарда гривен.
– Разрешает ли новый Таможенный кодекс вашей службе проводить оперативно-розыскную работу?
– Мы пытались включить это в новый Таможенный кодекс, но силовые ведомства отрицательно отнеслись к нашим инициативам. Во многих странах мира таможенные органы уполномочены проводить оперативно-розыскную работу. Неоднократно заграничные таможенные службы предлагали нам взаимовыгодное
сотрудничество. Речь шла об обмене информацией относительно контрабандных потоков товаров, но поскольку украинские таможенные службы не имеют права на проведение такой работы, то мы им ничего не могли предложить.
– По инициативе Министерства экономики отменена экспортная таможенная пошлина на подсолнечное масло и металлолом. Как вы прокомментируете
результаты этой инициативы?
– Если говорить о металлоломе, то сегодня существует проблема фиктивного перенаправления лома через страны, с которыми Украина подписала соглашения о свободной торговле. Это Молдова, Македония, Грузия и страны Балтии. Если мы знаем, что в Грузии нет перерабатывающих заводов, а туда направляется большая партия металлолома, то это делается, чтобы избежать таможенной пошлины. В таких случаях таможня надолго задерживает эти грузы. Конечно, ситуацию удержать
будет непросто. Заплатить коммерсанту 30 % от стоимости груза, когда сумма идет на сотни тысяч долларов, согласитесь, нелегко.
– На каких видах транспорта во время таможенных досмотров бывает больше всего правонарушений?
– Технология таможенного досмотра на морском и авиатранспорте приблизительно одинаковая. Если детализировать специфику работы таможенных служб в портах, то в Керчи на паромной переправе действуют те же правила, что и для автотранспорта.
Там, как и на сухопутной границе, действуют “зеленые коридоры”.
Но не все формальности в морских портах или в аэропортах зависят от работы наших служб. Ведь существуют бюрократические формальности, связанные с владельцем судна, паспортным контролем, таможенным и другими видами контроля. Более всего правонарушений бывает на авто- и железнодорожных таможнях.
Кстати, новый Таможенный кодекс определяет порядок оформления таможенной документации по каждому виду транспорта.
Это и есть одно из тех положительных нововведений, которым новый кодекс отличается от старого.
"НВО "Поверхность МД", Ки╖в, 26 лютого "ЗАСТОСУВАННЯ ╤НФОРМАЦ╤ЙНИХ ТЕХНОЛОГ╤Й ДЛЯ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ МИТНИХ ОПЕРАЦ╤Й"
ТОВ "НВО "Поверхность МД"
Оф╕ц╕йне запрошення: До УВАГИ: генеральних директор╕в, директор╕в, кер╕вник╕в транспортно - експедиторських п╕дрозд╕л╕в, кер╕вник╕в експортно - ╕мпортних й лог╕стичних п╕дрозд╕л╕в, бухгалтер╕в, митних брокер╕в
╕ декларант╕в, а також представник╕в приватного б╕знесу.
Спец╕ал╕зований сем╕нар-трен╕нг з питань д╕яльност╕ у сфер╕ ╕нформатизац╕╖*
м╕сто Ки╖в
"ЗАСТОСУВАННЯ ╤НФОРМАЦ╤ЙНИХ ТЕХНОЛОГ╤Й ДЛЯ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ МИТНИХ ОПЕРАЦ╤Й" .
Стандартне правило 7.3. "При впровадженн╕ ╕нформац╕йних технолог╕й проводяться, наск╕льки це максимально можливо, консультац╕╖ за участ╕ ус╕х безпосередньо за╕нтересованих стор╕н"
Дата проведення: 26 лютого 2011 року
Начало ре╓страц╕╖ 9:00-9:30.
Сп╕кери:
пров╕дн╕ фах╕вц╕
Державно╖ митно╖ служби Укра╖ни;
представник Укра╖нського нац╕онального ком╕тету М╕жнародно╖ торгово╖ палати;
спец╕ал╕сти ТОВ "НВО "Поверхность МД” (коментар╕, консультац╕╖ з питань ╕нформатизац╕╖).
ПРОГРАМА сем╕нару - трен╕нгу
I. Огляд положень та основних нововведень з питань митно╖ справи Податковим кодексом Укра╖ни 2 грудня 2010 року N 2755-VI.
Порядок нарахування та сплати митних платеж╕в з використанням вантажно╖ митно╖ декларац╕╖ (ВМД):
- порядок проведення розрахунк╕в ПДВ,
якщо товари зв╕льняються в╕д оподаткування, або не п╕длягають оподаткуванню, або не ╓ об'╓ктом оподаткування; - умовне зв╕льнення в╕д оподаткування митними платежами - зв╕льнення в╕д сплати митних платеж╕в, повне та часткове умовне зв╕льнення; - податкова п╕льга - передбачене податковим та митним законодавством зв╕льнення платника податк╕в в╕д обов'язку щодо нарахування та сплати податку; - методи визначення та порядок застосування звичайно╖ ц╕ни. У чому поляга╓ р╕зниця в╕д митно╖ вартост╕? -
Оподаткування товар╕в у залежност╕ в╕д обраного митного режиму; - ╕нше.
II. Розгляд зм╕н до Закону Укра╖ни "Про митний тариф Укра╖ни". Оптим╕зац╕я роботи за допомогою програмного забезпечення MD Office (використання кореляц╕йних або перех╕дних таблиць )
1. Приведення законодавчо╖ бази Укра╖ни у в╕дпов╕дн╕сть ╕з системою загальновизнаних норм м╕жнародного права, зокрема
шляхом створення Митного тарифу Укра╖ни, в основу якого покладено нову верс╕ю Укра╖нсько╖ класиф╕кац╕╖ товар╕в зовн╕шньоеконом╕чно╖ д╕яльност╕ (дал╕ – УКТЗЕД), побудовану на основ╕ Гармон╕зовано╖ системи опису та кодування товар╕в 2007 року (дал╕ – ГС-2007) ╕ Комб╕новано╖ номенклатури ╢вропейського Союзу; 2. Виконання тарифних зобов’язань, досягнутих у переговорному
процес╕ з╕ вступу Укра╖ни до СОТ, як╕ заф╕ксовано у Протокол╕ про вступ Укра╖ни до СОТ на 2011 р╕к; 3. Адаптац╕я статистично╖ системи Укра╖ни до м╕жнародних метод╕в, стандарт╕в та класиф╕кац╕╖; 4. Стандартизац╕я
зовн╕шньоторговельно╖ документац╕╖; 5. Усунення розб╕жностей у верс╕ях систем укра╖нсько╖ класиф╕кац╕╖ товар╕в зовн╕шньоеконом╕чно╖ д╕яльност╕ Укра╖ни та кра╖н – торговельних партнер╕в; 6. Прискорення та спрощення процедури митного оформлення товар╕в п╕д час зд╕йснення зовн╕шньоторговельних операц╕й;
III. Впровадження електронного декларування товар╕в з використанням ВМД:
- застосування сучасних метод╕в роботи, таких як система анал╕зу ризик╕в й методу контролю, який базу╓ться на аудит╕; - практичне використання ╕нформац╕йних технолог╕й; - електронн╕ способи обм╕ну ╕нформац╕╓ю як альтернатива вимоз╕ представлення письмових документ╕в; - по╓днання електронних та документарних метод╕в посв╕дчення д╕йсност╕ та ╕дентичност╕;
IV
. Огляд ╕нших положень щодо створення сприятливих умов та спрощення процедур митного контролю та митного оформлення:
1. Створення сприятливих умов та спрощення процедури перетину митного кордону. 2. Законодавче закр╕плення використання електронно╖ форми декларування. 3. Удосконалення механ╕зму зд╕йснення митними органами пост-аудиту. 4. Забезпечення використання системи анал╕зу ризик╕в (перех╕д в╕д тотального до концентрованого
та акцентованого контролю). 5. Удосконалення правил справляння митними органами податк╕в та збор╕в (обов’язкових платеж╕в) при перем╕щенн╕ товар╕в через митний кордон Укра╖ни.
V. Практичн╕ аспекти визначення митно╖ вартост╕ й шляхи для зниження ризику коригування
- Попередн╕й анал╕з за критер╕ями ризику "митна варт╕сть товар╕в"; - Актуальн╕ питання метод╕в визначення митно╖
вартост╕ товар╕в. - Способи ведення переговор╕в з метою доведення в╕рност╕ визначення митно╖ вартост╕. - Випуск товару у в╕льний об╕г п╕д гарант╕йн╕ зобов'язання. - Можливост╕ та результати р╕зних способ╕в оскарження д╕й ╕ р╕шень митних орган╕в. - Повернення митних платеж╕в. - Огляд судових р╕шень, постанов спор╕в з митними органами, коментар╕.
VI. Огляд положень проекту нового Митного кодексу Укра╖ни (заре╓стровано у Верховн╕й
Рад╕ Укра╖ни за № 2778) VII. Про порядок застосування м╕жнародних правил ╕нтерпретац╕╖ комерц╕йних терм╕н╕в ╤НКОТЕРМС 2010.
Кожному учаснику нада╓ться:
Св╕доцтво
про участь у навчально-практичному сем╕нар╕ MD Office;
Л╕ценз╕йна коп╕я ╕нформац╕йно-анал╕тично╖ програми нового покол╕ння для ведення ЗЕД - «MD Office» з безкоштовною ре╓страц╕╓ю на м╕сяць;
безкоштовна ре╓страц╕я на сайт╕ п╕дтримки ЗЕД
строком на один м╕сяць - www.mdoffice.com.ua;
Блокнот, ручка;
╕нформац╕йн╕ бюлетен╕ за темою сем╕нару.
Як╕сть сем╕нар╕в, як╕ проводяться ТОВ "НВО «Поверхность МД» з 1998 року забезпечуються досв╕дом орган╕зац╕╖ навчання суб'╓кт╕в ЗЕД.
Протягом 1998 - 2010 на сем╕нарах за участю фах╕вц╕в ТОВ "НВО «Поверхность МД» пройшли навчання понад 7000 чолов╕к, а на корпоративних сем╕нарах (трен╕нгах) - понад 3000.
Координатор проекту: ФОП Андре╓в Олександр Леон╕дович
Варт╕сть участ╕ в сем╕нар╕: - 999 грн. без ПДВ; ______ УВАГА! Зг╕дно з п 139.1.12. Статт╕ 139 Податкового кодексу Укра╖ни: "Не включаються до складу витрат: витрати, понесен╕ у зв'язку ╕з придбанням товар╕в
(роб╕т, послуг) та ╕нших матер╕альних ╕ нематер╕альних актив╕в у ф╕зично╖ особи - п╕дпри╓мця, що сплачу╓ ╓диний податок (кр╕м витрат, понесених у зв'язку ╕з придбанням роб╕т, послуг у ф╕зично╖ особи - платника ╓диного податку, яка зд╕йсню╓ д╕яльн╕сть у сфер╕ ╕нформатизац╕╖)". До ╕нших послуг з питань ╕нформатизац╕╖ в╕дносяться консультац╕╖ та надання спец╕ал╕зованих послуг у ц╕й сфер╕. У варт╕сть сем╕нару входить участь у сем╕нар╕, консультац╕╖ фах╕вц╕в,
трен╕нг по робот╕ з програмним забезпеченням, матер╕али за тематикою сем╕нару, кофе-брейк, об╕д та ╕н. М╕сце проведення : конференц-зал Ки╖всько╖ торгово-промислово╖ палати, Учбовий центр Ки╖всько╖ ТПП, 01601, м. Ки╖в-54, вул. Б. Хмельницького 55 (найближча станц╕я метро "Ун╕верситет".
Б╕льш детальну ╕нформац╕ю про сем╕нар, порядок ре╓страц╕╖ та оплати Ви можете отримати за телефонами: +38 -044-236-96-20, 236-96-21, 236-96-31, 236-96-39, 236-96-49 e-mail: seminar@mdoffice.com.ua або на сайт╕ www.mdoffice.com.ua
Поклада╓мо над╕ю, що ╕нформац╕я, отримана на сем╕нар╕, принесе неоц╕ненну допомогу у веденн╕ Вашого б╕знесу
З повагою, Директор ТОВ "НВО "Поверхность МД"
Артур Хохлов
ФО П╕дпри╓мець
Олександр Андре╓в
ЗАЯВКА НА УЧАСТЬ У СЕМ╤НАР╤
* Дата, назва сем╕нару
26/01/2011
ЗАСТОСУВАННЯ ╤НФОРМАЦ╤ЙНИХ ТЕХНОЛОГ╤Й ДЛЯ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ МИТНИХ ОПЕРАЦ╤Й
Заповнену заявку сл╕д над╕слати на електронну адресу E-mail: seminar@mdoffice.com.ua або на тел./факс 044 489-12-45, 593-74-09. Заявки приймаються до
25 лютого включно.
Украина готовится к реконструкции МАПП "Устилуг"
В Волынском областном центре презентовали проект реконструкции международного автомобильного пункта пропуска "Устилуг". Участие в презентации приняли председатель облгосадминистрации Борис Климчук, его заместитель Эдуард Стоев и начальник Ягодинской таможни Геннадий Федик.
Борис Климчук сообщил, что на модернизацию перехода область имеет реальный шанс получить средства из Евросоюза. Для этого уже сделаны соответствующие шаги: "Мы получили шанс и право сделать дело государственной
важности, теперь все в наших руках". Начальник Ягодинской таможни Геннадий Федик на слайдах продемонстрировал настоящее пункта пропуска "Устилуг" и его будущий проект.
"По проектной мощности после завершения реконструкции в 2011 году планируется увеличение пропускной способности легковых автомобилей до 2700 единиц в сутки, грузовых автомобилей до 3,5 т до 278, граждан до 7000 человек в сутки и 22 автобуса", - проинформировал таможенник. Целесообразность реконструкции МАПП "Устилуг" на
украинском-польском участке государственной границы обусловлена экономическими и географическими факторами: перегруженностью действующих пунктов пропуска; увеличением человеческого и транспортного потоков, учитывая вступление в силу Соглашения между Кабинетом Министров Украины и Правительством Республики Польша о правилах местного пограничного движения; ростом объемов экспортно-импортных операций и интенсификацией трансграничного сотрудничества.
Борис Климчук сообщил, что на таможенном
переходе создадут "Единое окно" и назвал финансовые аспекты воплощения этого проекта в жизнь: "От Евросоюза таможенники могут получить почти 6 млн. евро, сами же выделят более 600 тыс. евро".
Члены комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики Олег Царев (Партия регионов) и Евгений Царьков (Компартия) предложили парламенту внести изменения в Таможенный кодекс с целью упростить процедуру прохождения таможенного контроля и оформления товаров. Соответствующий законопроект #8130 зарегистрирован в Раде еще 18 февраля, но текст обнародован лишь вчера.
По информации «КоммерсантЪ-Украины», документ был разработан Гостаможней, но подан в парламент
депутатами, чтобы обойти сложную процедуру согласования документа в Кабмине.
Законопроект содержит более 700 страниц. Как отмечает издание, наиболее интересные изменения касаются расширения полномочий таможенных органов. Помимо шести форм таможенного контроля (в частности, проверки документов, таможенного досмотра, учета товаров), предлагается предоставить им право проводить аудит финансово-хозяйственной деятельности субъектов ВЭД. В рамках новых полномочий таможенники смогут проверять отчеты, контракты, калькуляцию и информацию, которая находится в распоряжении предприятия. Также предусмотрена возможность обследовать производственные, складские и торговые помещения.
Кроме того, Гостаможня сможет самостоятельно устанавливать перечень и порядок подачи документов, необходимых для прохождения таможенного контроля и проведения досмотра товаров и транспортных
средств (сейчас это полномочия Кабмина). Проводить плановые и внеплановые проверки таможенники смогут без согласования с другими контролирующими органами. «Мы не вносим ничего нового – все эти нормы уже предусмотрены действующим законодательством, но их реализация затруднена из-за процедурных причин. Например, не выписана процедура проведения проверки. Таможня очень хотела внести эту норму в Налоговый кодекс, но она не имеет отношения к кодексу»,– рассказал изданию Царев.
Впрочем, исполнительный
директор Всеукраинской ассоциации торговцев транспортными средствами Александр Абаринов отмечает, что в условиях административной реформы, когда численность сотрудников Гостаможни должна быть сокращена на 30%, ведомство не сможет справиться с новыми полномочиями. Вызывает вопросы и норма о самостоятельном определении перечня документов. «Это страшная норма, которая будет регулироваться не законом и даже не постановлением, а внутренними документами таможни и станет одним из путей создания коррупционных схем»,–
говорит Абаринов.
По информации издания, изменения в Таможенный кодекс могут быть рассмотрены в течение 1-2 месяцев.
В то же время, в коалиции не все поддерживают предложенные нормы. «Мы еще не выносили этот законопроект на рассмотрение фракции, однако уже сейчас можно говорить, что он противоречит позиции президента по активизации политики дерегуляции. У таможни и так достаточно полномочий, поэтому им стоит заняться налаживанием партнерских отношений с бизнесом
и борьбой с контрабандой. У нас достаточно аргументов, чтобы убедить депутатов не поддерживать этот законопроект»,– заявил заместитель председателя фракции Партии регионов Анатолий Кинах.
Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба сообщила 23 февраля о снятии запрета на ввоз племенного крупного рогатого скота из Польши.
"Разрешается ввоз с территории Республики Польша племенного КРС при условии осуществления инспектирования предприятий-поставщиков", - говорится в сообщении.
В сообщении отмечается, что, учитывая результаты аудита системы контроля здоровья животных, в частности относительно губкообразной энцефалопатии
КРС в Польше, проведенного специалистами украинской ветеринарной службы, разрешается ввоз в Украину племенного КРС при условии, что хозяйства поставщиков скота находятся в благополучной в отношении данной болезни административной территории страны.
Запрет на ввоз в Украину скота из Польши был введен еще в 2002 г.
- Звоню ей и говорю, мол, так и так, дорогая, мой бизнес накрылся... Приезжаю на квартиру, а ее уж и след простыл, и шмотки забрала. Ну и фиг с ней! Зачем мне баба без чувства юмора?..