* Документ дня: Наказ вiд 26.09.2007 № 800 Про митний контроль та митне оформлення товар╕в, як╕ декларуються з поданням вантажно╖ митно╖ декларац╕╖ та д...
Количество просмотров: 107 (за период c 00:00 по 18:11 29/09/08), всего просмотров: 172
ДМСУ: У зв’язку ╕з л╕кв╕дац╕╓ю зг╕дно з наказом Держмитслужби в╕д 23.07.08 № 804 Керченсько╖ митниц╕ (з 01.10.2008)
ДЕРЖАВНА МИТНА СЛУЖБА УКРА╥НИ
29.09.08 № /6-10/10717-ЕП
Начальникам рег╕ональних митниць, митниць
У зв’язку ╕з л╕кв╕дац╕╓ю зг╕дно з наказом Держмитслужби в╕д 23.07.08 № 804 Керченсько╖ митниц╕ (з 01.10.2008) ╕ створенням митного поста „Керч” Кримсько╖ митниц╕ пов╕домля╓мо.
I. Щодо зд╕йснення подальшого митного контролю та завершення в╕дпов╕дних митних процедур в╕дносно товар╕в, оформлених Керченською митницею в митних режимах
тимчасового ввезення (вивезення), митного складу, спец╕ально╖ митно╖ зони, магазину безмитно╖ торг╕вл╕, переробки на митн╕й територ╕╖ Укра╖ни, переробки за межами митно╖ територ╕╖ Укра╖ни, а також оформлених у спрощеному порядку, за загальними, пер╕одичними, тимчасовими, неповними митними декларац╕ями тощо.
Враховуючи, що Керченська митниця л╕кв╕ду╓ться без правонаступник╕в, доруча╓мо в╕домост╕ про товари та транспортн╕ засоби, що перебувають п╕д митним контролем або митне оформлення
яких не завершено, ориг╕нальн╕ прим╕рники документ╕в митного оформлення Керченсько╖ митниц╕ передати за в╕дпов╕дними актами до Кримсько╖ митниц╕.
Кримськ╕й митниц╕ зд╕йснювати подальший митний контроль та завершити в╕дпов╕дн╕ митн╕ процедури щодо таких товар╕в ╕ транспортних засоб╕в.
II. Щодо строку д╕╖ лист╕в про погодження, як╕ м╕стять погоджене р╕шення Керченсько╖ митниц╕ та ╕ншо╖ митниц╕ про можлив╕сть зд╕йснення митного оформлення товар╕в за таким листом.
Листи
про погодження, оформлен╕ в установленому порядку Керченською митницею та ╕ншими митними органами, д╕ятимуть до 31.10.2008.
Начальнику Кримсько╖ митниц╕ забезпечити ╕нформування суб’╓кт╕в зовн╕шньоеконом╕чно╖ д╕яльност╕ про вимоги цього листа та звернутися до Рег╕онально╖ ╕нформац╕йно╖ митниц╕ щодо надання посадовим особам Кримсько╖ митниц╕ права доступу до в╕дпов╕дних програмно-╕нформац╕йних комплекс╕в ╢дино╖ автоматизовано╖ ╕нформац╕йно╖ системи Держмитслужби Укра╖ни з метою виконання
положень цього листа.
ДМСУ: З метою однозначного розум╕ння поняття „виробник товар╕в” при внесенн╕ до графи 44 ВМД документа за кодом 4104
ДЕРЖАВНА МИТНА СЛУЖБА УКРА╥НИ
29.09.08 № /2-16/10715-ЕП
Начальникам рег╕ональних митниць, митниць
У зв’язку з виданням Держмитслужбою наказу в╕д 23.09.08 № 1037 „Про внесення зм╕н до Класиф╕катора документ╕в, затвердженого наказом Держмитслужби Укра╖ни в╕д 12.12.07 № 1048 (з╕
зм╕нами)” та з метою однозначного розум╕ння поняття „виробник товар╕в” при внесенн╕ до графи 44 ВМД документа за кодом 4104, пов╕домля╓мо.
У наказ╕ Держмитслужби в╕д 23.09.08 № 1037 п╕д поняттям „виробник товар╕в” сл╕д розум╕ти особу, яка виробля╓ товар
або заявля╓ про себе як про виробника товару чи про виготовлення такого товару на замовлення, розм╕щуючи на товар╕ та/або на упаковц╕ чи супров╕дних документах, що разом з товаром передаються споживачев╕, сво╓ найменування (╕м'я), торговельну марку або ╕нший елемент, який ╕дентиф╕ку╓ таку особу.
Соглашение о малом приграничном движении со Словакией вступило в силу.
Соглашение о малом приграничном движении со Словакией вступило в силу 27-го сентября, но воспользоваться им жители Закарпатья смогут только через два-три месяца, сообщает Deutsche Welle. По словам Генерального консула Словакии в Украине Мариана Сладечека, разрешения будет выдавать Полицейское бюро по делам иностранцев МВД Словакии. Принимать документы будут консульства, которые будут работать в две смены во избежание очередей.
Оформление разрешения после подачи всех
документов займет несколько месяцев. Для получения разрешения на малое приграничное движение со Словакией необходимо будет заплатить 20 евро, предоставить ряд документов, подтверждающих гражданское состояние и указать причину поездок. В список допустимых причин входят семейные, культурные или социальные потребности, но ни в коем случае не дела, направленные на получение прибыли.
Работать на территории Словакии владельцам разрешений запрещено. Кроме того, малое пограничное движение с
этой страной распространяется только на 30-километровую зону. Желающие получить разрешение должны проживать в этой зоне минимум три года.
Европейская Комиссия заявила о том, что и дальше не видит предпосылок для введения пошлин на импорт зерна в Европейское Содружество.
Как пишет "Agra-Europe", так, в Брюсселе вновь представили доработанную оценку урожая зерна в ЕС в текущем маркетинговом году. Согласно оценке, объем валовой продукции в 27 государствах ЕС будет составлять 306,3 млн. тонн, что на 1 млн. тонн меньше по сравнению с оценкой, данной две недели назад, - 307,3 млн. тонн.
Между тем, в прошлом году было собрано только 258,3 млн. тонн зерна. В частности, теперь Европейская Комиссия ожидает увеличения производства мягкозерной пшеницы на 25,4 млн. тонн, или 22,7%, - до 137,3 млн. тонн, ячменя – на 7,1 млн. тонн, или 12,2%, - до 64,8 млн. тонн и прирост производства кукурузы на 12 млн. тонн, или на четверть, – до 60,3 млн. тонн.
Между тем, активно осуществляется
экспорт зерна из ЕС: с 1 июля по 23 сентября 2008 года было вывезено, согласно данным Европейской Комиссии по выдаче лицензий на экспорт, 7,8 млн. тонн зерна и зерновых продуктов (в зерновом эквиваленте); это составляет по сравнению с соответствующим периодом прошлого года прирост на 3,2 млн. тонн, или почти на 71%. В значительной степени на эти показатели повлияли объемы экспорта мягкозерной пшеницы, которые увеличились на 3,7 млн. тонн, или 150%, - до 6,2 млн. тонн. Одновременно снизились на 2 млн. тонн.,
или более чем на треть, – до 3,65 млн. тонн объемы импорта зерна в Содружество.
Три перших сканери Rapiscan Eagle M4507 вже над╕йшли до пункту пропуску „Рава-Руська”.
У вересн╕ результативно завершився тривалий переговорний процес Держмитслужби ╕з ╢вропейським Союзом щодо надання техн╕чно╖ допомоги на п╕двищення спроможностей укра╖нських митник╕в. В рамках проекту „Поставка моб╕льного ╕нспекц╕йного обладнання та
систем рентген╕вського сканування митним службам Б╕лорус╕, Укра╖ни та Молдови” Укра╖на отриму╓ 9 моб╕льних рентген╕вських сканер╕в варт╕стю б╕льше 1,5 млн. ╓вро кожний.
Плану╓ться, що п╕сля завершення процедур оформлення та проведення навчання моб╕льн╕ сканери будуть використовуватись в пунктах пропуску через державний кордон „Рава-Руська”, „Краковець”, „Ягодин”, „Кучурган”, „Одеса-порт”, „Порубне”, „Бач╕вськ”, „Ужгород” та „Чоп”.
Дане високотехнолог╕чне обладнання
призначене для виявлення та попередження незаконного перем╕щення великогабаритних вантаж╕в.
Система Rapiscan Eagle M4507 – це ун╕кальне по╓днання рентгена високо╖ енерг╕╖ з експлуатац╕йною гнучк╕стю всепогодно╖ системи, яка може перем╕щуватись дорогами загального користування. Eagle Mobile змонтована на баз╕ звичайно╖ вантаж╕вки ╕ п╕дтриму╓ формування рентген╕вського зображення в спец╕ально обладнан╕й к+аб╕н╕ оператора. Система м╕стить ус╕ компоненти ╕ можливост╕, необх╕дн╕ для сканування
контейнер╕в, транспортних засоб╕в ╕ широкого д╕апазону вантажного автотранспорту, а також створю╓ зручн╕ умови для роботи в каб╕н╕ вод╕я ╕ каб╕н╕ огляду. Eagle Mobile забезпечу╓ анал╕з, збер╕гання та передачу ╕нформац╕╖, отримано╖ в результат╕ сканування вантаж╕в та роботи з супров╕дними документами.
Система Eagle Mobile призначена для роботи 24 години на добу, 7 дн╕в на тиждень ╕ при цьому може забезпечувати сканування 20 великогабаритних об’╓кт╕в на годину.
Моб╕льн╕
рентген╕вськ╕ системи розширять можливост╕ митник╕в у зд╕йсненн╕ ретельного неруйн╕вного огляду транспортних засоб╕в ╕ контейнерних вантаж╕в ╕, таким чином, сприятимуть виявленню порушень митного законодавства ╕ факт╕в незаконного перем╕щення товар╕в, прискоренню процесу митного оформлення тощо.
ЕС готовит ряд ответных мер в адрес государств, которые на фоне высоких цен на сырье вводят экспортные пошлины или ограничения на вывоз той или иной продукции, говорится в сообщении Еврокомиссии со ссылкой на проект речи комиссара по торговле Питера Мандельсона на совещании с промышленниками в Брюсселе в понедельник.
По данным Еврокомиссии, в мировой экономике действует как минимум 450 экспортных ограничений. Они касаются металлов, леса, продуктов химии, текстиля и
т.д. Ограничения введены такими важнейшими экспортерами сырья, как Китай, Россия, Украина, Бразилия, Аргентина.
"Питер Мандельсон намерен заявить, что европейская торговая политика станет более жесткой в плане борьбы с экспортными пошлинами и другими ограничениями на экспорт сырья в странах - торговых партнерах ЕС", - говорится в сообщении. Справедливый доступ европейских производителей к сырью, в котором они остро нуждаются, станет ключевым приоритетом политики ЕС, отмечает Еврокомиссия.
Питер
Мандельсон намерен объявить пакет мер, направленных на борьбу с "ресурсным национализмом". ЕС, в частности, собирается ставить вопросы об экспортных ограничениях на переговорах о присоединении к ВТО (из перечисленных выше стран членом этой организации не является только Россия - ред) и о подписании соглашений о свободной торговле. Кроме того, Евросоюз собирается
более активно использовать защитные торговые механизмы, например, за счет антидемпинговых пошлин против стран, вводящих экспортные ограничения.
Тема "ресурсного национализма" станет ключевой и на торговых переговорах с Китаем.
Авиакомпания "Визз Эйр Украина" намерена получить третий самолет Airbus 320 для использования на регулярных рейсах в июле 2009 года. Об этом говорится в сообщении компании.
Компания не уточняет, на каких условиях будет получен этот самолет.
Второй самолет Airbus А320 компания намерена получить на условиях лизинга в январе 2009 года, он будет иметь 180 мест единого класса.
Приобретение самолетов компанией "Визз Эйр Украина"
связано с получением ею лицензии Государственной авиационной администрации на выполнение международных перевозок и расширением географии полетов. "В числе первых маршрутов "Визз Эйр Украина" планирует открыть пункты в Германии, Великобритании, странах Скандинавии и СНГ, а в дальнейшем - в Италии и Испании", - цитируют сообщение компании Укра╖нськ╕ новини.
Минимальная стоимость билета на один
рейс за границу будет составлять 199 гривен в одну сторону с учетом сборов и налогов.
Напомним, в сентябре Госавиаадминистрация разрешила "Визз Эйр Украина" осуществлять международные авиаперевозки.
1 июля Государственная авиационная администрация Министерства транспорта и связи разрешила "Визз Эйр Украина" осуществлять авиаперевозки.
Авиакомпания "Визз Эйр Украина" осуществляет регулярные рейсы по маршрутам: "Киев-Одесса", "Киев-Львов",
"Киев-Симферополь" и "Симферополь-Львов". Также авиакомпания намерена открыть три международных рейса до 2009 года: в Дортмунд (Германия), Лондон (Великобритания) и Милан (Италия).
В 2008 году "Визз Эйр Украина" намерена перевезти 0,25 млн пассажиров.
Первая грузовая компания» возобновляет отгрузки на территорию Украины
В ответ на вынужденное прекращение ПГК перевозок в полувагонах в направлении Украины, Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины предприняла меры по предотвращению несанкционированного использования вагонов собственности «Первой грузовой компании». Об этом сообщает пресс-служба ПГК.
В сообщении отмечается, что за период с 18 по 26 сентября не зафиксировано ни одного случая «захвата» полувагонов, принадлежащих ПГК. «Укрзализныця» заверила руководство
«Первой грузовой компании», что в настоящий момент ситуация находится под контролем, «лица, виновные в несанкционированном использовании вагонов ОАО „ПГК“ будут привлечены к дисциплинарной ответственности». Все перевозки в вагонах ПГК в обратном направлении (из Украины в Россию) будут осуществляться на основании прямых договоров «Первой грузовой компании» с грузовладельцами и экспедиторами Украины.
Одновременно в период с 18 по 26 сентября «Первая грузовая компания» провела ряд встреч
с крупнейшими грузоотправителями Украины. В ходе переговоров представители украинской стороны подтвердили свою заинтересованность в подвижном составе ПГК и заключении с ней договорных отношений. По результатам встреч были достигнуты соглашения об организации перевозок из Украины в Россию транзитного угля, строительных грузов, продукции предприятий металлургического комплекса. Таким образом, ПГК перешла к новому этапу развития взаимоотношений с Украинскими железными дорогами — заключению прямых контрактов с грузоотправителями.
По мнению первого заместителя генерального директора ОАО «ПГК» Игоря Асатурова, «это позволит уже в октябре 2008 г. попутно погрузить не менее 200 тыс. т. грузов из Украины в Россию». В компании не исключают, что, учитывая высокую потребность украинских грузоотправителей в российских вагонах, в ближайшем будущем порожний пробег полувагонов ПГК, возвращающихся из Украины, будет сведён к минимуму.
Напомним, что «Первая грузовая компания» вынуждена была приостановить отгрузки в Украину
18 сентября 2008 г. в связи с участившимися случаями несанкционированных «захватов» полувагонов ПГК на территории этой страны.
АсМАП: Щодо зменшення ставок вв╕зного мита на с╕дельн╕ тягач╕ та нап╕впричепи
Шановн╕ учасники АсМАП ! У Верховн╕й Рад╕ Укра╖ни заре╓стровано проект Закону Укра╖ни “Про внесення зм╕н до Митного тарифу Укра╖ни” п╕дготовлений Каб╕нетом м╕н╕стр╕в Укра╖ни за п╕дсумками зас╕дання Митно-тарифно╖ ради Укра╖ни, яке в╕дбулося 17.06.2008 (Протокол № 71).
Законопроектом запропоновано зменшення ставок ув╕зного мита на с╕дельн╕ тягач╕ та нап╕впричепи, як╕ класиф╕куються за товарними п╕дкатегор╕ями УКТЗЕД8701 20 10 00 — трактори кол╕сн╕ для нап╕впричеп╕в, нов╕ з 5 до 0% та 8716 39 30 10 —бортов╕, нап╕впричепи-рефрижератори, нап╕впричепи-контейнеровози з 12 до 0% для зам╕ни укра╖нського автопарку транспортними засобами для перевезення вантаж╕в, як╕ в╕дпов╕дають стандартам
“╢вро-3”, “╢вро-4” ╕ “╢вро-5.
Асоц╕ац╕я звернулася до гол╕в проф╕льних ком╕тет╕в Верховно╖ Ради з проханням п╕дтримати зазначений законопроект при розгляд╕ у ком╕тетах та на пленарному зас╕данн╕ у сес╕йн╕й зал╕.
Департамент транспортно╖ пол╕тики Секретар╕ату АсМАП Укра╖ни
«Работать с таможней прозрачно должно быть выгодно»
«Работать с таможней прозрачно должно быть выгодно»
Автор: Юрий СКОЛОТЯНЫЙ
Поводом для нашей встречи с начальником Киевской региональной таможни Анатолием Макаренко был происшедший еще в июне беспрецедентный случай. Тогда работники таможенных органов задержали следовавшую в Украину под видом гуманитарной помощи очень крупную партию дорогостоящей одежды и аксессуаров от известнейших мировых брендов (см. «ЗН» №23 от 21 июня 2008 г. «Еще бы посохи от De Beers...»).
После
передачи в суд материалов уголовного дела по факту контрабанды товаров в крупных размерах таможенники наконец-то смогли рассказать о его подробностях. Однако, кроме лжегуманитарных аспектов, наше общение с г-ном Макаренко затронуло и много других злободневных тем. Как-никак, на долю руководимой им структуры приходится около 30% всех таможенных поступлений в госбюджет. Или каждая седьмая идущая в госказну гривня. Ведь по итогам января—августа с.г. Государственная таможенная служба Украины (ГТСУ) обеспечила более
половины поступлений общего фонда государственного бюджета.
«Из жизни контрабандистов» — Анатолий Викторович, в начале сентября ГТСУ сообщила некоторые подробности истории с «брендовой гуманитарной помощью». В двух задержанных автофургонах содержался груз весом около 23 тонн и реальной стоимостью почти 70 млн. грн. Т.е. его беспрепятственный и бесплатный провоз означал бы потерю для государства около 20 млн. грн. налогов. А сколько таких фур проходит мимо таможенников в идущем через
границу многотысячном потоке?
— Поставки в Украину контрабанды под видом гуманитарной помощи из-за рубежа являются лишь одним из каналов, которые в определенные моменты либо активизируются, либо ослабевают. И нынешним летом наблюдалась попытка его активизации. Во-первых, частично «виноваты» и мы сами: сказались усилия таможенных служб на границах по перекрытию традиционных контрабандных каналов. Во-вторых, подобным грузам легче затеряться в общих потоках гуманитарной помощи, увеличившихся
после случившихся в Украине стихийных бедствий.
С другой стороны, этот канал используется, как мне кажется, постоянно, ведь сама процедура таможенного оформления гуманитарных грузов хорошо защищена нормативной базой. Каждая поставка гуманитарной помощи в Украину осуществляется с разрешения специальной Комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете министров Украины. Наличие среди сопровождающих груз документов решения этой комиссии — это своеобразная индульгенция для беспрепятственного
пропуска. Поскольку действующая нормативно-правовая база дает сотрудникам таможенных служб четкое предписание о беспрепятственном, первоочередном и безоплатном пропуске таких грузов на территорию Украины.
Незадолго до «брендовой истории» мы задержали другой груз — ввозилось оборудование для дорогого ресторана стоимостью около миллиона евро. А в решении Комиссии по гуманитарной помощи значилось: «столовая для малоимущих».
В последнем случае решение правительственной
комиссии гласило: ввозится одежда, обувь и сумки для паломников. А на самом деле под видом «гуманитарной помощи» шли высоколиквидные брендовые вещи. Они были упакованы в короба и полиэтиленовые мешки общим количеством около двух тысяч. На большинстве коробов даже содержались надписи с информацией (маркировкой) о получателях. Среди которых коммерческие фирмы, магазины, физлица не только из Украины, но также из Беларуси и России. То есть в данном случае можно говорить и о существовании под прикрытием гуманитарной
помощи интернациональных контрабандных каналов.
Если же говорить о цене вопроса, то материальный ущерб от использования гуманитарного канала не очень велик. А вот моральный ущерб он наносит очень большой. Это — удар по нашему имиджу, как получателей гуманитарной помощи, в глазах иностранных партнеров и доноров.
— Много ли в Украине получателей гуманитарной помощи? Кто по решению правительственной комиссии получает право на провоз подобных грузов?
—
На самом деле таких получателей очень много — всего у нас числятся 275 организаций, которые внесены в государственный реестр получателей гуманитарной помощи. Из них 16 — общественные организации инвалидов, ветеранов войны и труда, а также 20 организаций, созданных для осуществления оздоровительной, любительской, спортивной, культурной, просветительской и научной деятельности. Но в основном — это различные религиозные приходы и конфессии. Кстати, православные приходы получают намного меньше гуманитарной помощи,
чем представители других конфессий.
В случае, о котором я упоминал, получателем «паломнического» груза значилась «Религиозная община Украинской автокефальной православной церкви прихода Святого Рождества Христова в Оболонском районе г. Киева». В итоге оказалось, что ни сама община, ни ее «настоятель» к Украинской автокефальной церкви никакого отношения не имеют.
— По каким признакам вы определили, что именно эта партия товара попадает в группу риска?
—
В Украине есть достаточно много давно и плодотворно работающих гуманитарных фондов. Мы неоднократно проводили неожиданные выборочные проверки этих структур и их грузов. Они ни разу не поставили под сомнение свою репутацию.
Что же касается новичков, то после их включения в госреестр получателей гуманитарной помощи все первые поставки таких организаций мы относим к группе риска. То есть мы должны посмотреть, кто и что начал получать. Это во-первых.
Во-вторых, изучение
документов. Исходя из опыта работы с законопослушными получателями, у нас отработан стандартный пакет, и если мы видим документы, мягко говоря, вызывающие вопросы, то такие грузы мы тоже относим к группе риска.
В-третьих, психологическая составляющая, которая в данном случае тоже сработала: наши сотрудники отметили неадекватность поведения людей, которые сопровождают груз.
И наконец, в-четвертых, аналитическая работа наших подразделений. На сегодняшний день соответствующие
департаменты ГТСУ проводят достаточно серьезную работу по выявлению тех структур, которые по тем или иным признакам попадали в поле зрения правоохранительных органов. Отслеживаются учредители, получатели, анализируются другие потенциальные факторы риска. Недавно я получил ориентировку по двум гуманитарным фондам. Мы уже их «ждем».
— А если взглянуть на проблему шире?
— Этот случай — лишь один из примеров классической контрабанды. И как я уже отмечал, далеко не
самый распространенный. Намного больший ущерб наносит так называемая интеллектуальная контрабанда. Нашей базой налогообложения является таможенная стоимость товара, поскольку именно с нее уплачиваются все основные таможенные платежи. Занижение таможенной стоимости происходит всевозможными, постоянно изменяющимися способами.
Одна из главных — проблема достоверности декларирования и подмена кода товара. То есть товар, который имеет ставку пошлины 10%, показывают как товар, имеющий нулевую
ставку. У нас таможенный тариф выписан таким образом, что смежные ставки практически на один и тот же товар могут сильно отличаться. Естественно, находятся «специалисты», которые пытаются минимизировать свои затраты за счет государства и заявляют код товара с более низкой ставкой пошлины. Или, например, завозятся профили немецкого производства, а указывается, что страна происхождения «нев╕дома». Ставка в таком случае намного ниже.
— Но ведь это возможно, только если есть «засланный казачок»
— человек, который на этом собаку съел…
— Вы правы, брокеры и посредники, среди которых масса родственников, друзей, «хороших» знакомых, бывших инспекторов — это огромнейшее поле рисков вокруг таможни. В таможенной системе сейчас созданы подразделения для упреждения, в том числе и этих рисков. Но если таможня на месте не стоит, то и те, кто хочет обойти ее правила, тоже динамично обучаются. Без скоординированных усилий всех правоохранительных органов разорвать эти порочные цепочки сложно.
Таможня
как система — Посредники посредниками, но и без участия таможенника не обойтись. Злые языки из числа людей осведомленных утверждают, что и сегодня без вложенной в декларацию купюры не обходится ни одна растаможка Да и использование международного контрабандного канала вряд ли оказалось бы под силу любителям из числа непорядочных служителей церкви, без участия профи…
—
Истину установит следствие, но я далек от мысли, что все мои коллеги являются абсолютно честными и кристально чистыми перед законом людьми.
— И как вы боретесь с мздоимством в собственных рядах?
— Кроме традиционных правовых методов, например, разработали и внедрили в Киевской региональной таможне ряд очень полезных, на мой взгляд, программных продуктов.
Каждый из наших инспекторов имеет личную номерную печать, которая ставится на заполняемых
таможенных декларациях, как подтверждение проведения проверки. В нашей базе данных все номера этих печатей отражаются.
Два раза в месяц делается специальная выборка, и я получаю на стол справку — какие предприятия и каким инспектором оформлялись. Если печать инспектора проработала месяц, а фирму «Альфа» оформляет все время только он, то сразу возникают вопросы. Если два инспектора одну фирму — то же самое. Три инспектора на две фирмы — тоже автоматический перевод в зону риска...
Как
бороться? Прежде всего — ротацией, отводя инспекторов от возможных коррупционных схем. Далее информация передается в департамент внутренней безопасности.
Кроме того, для борьбы с коррупцией на таможне, кроме ее собственных подразделений внутренней безопасности, существуют специальные подразделения в СБУ и МВД. Нас эти службы проверяют постоянно.
К сожалению, у нас нет собственного ресурса оперативно-разыскной деятельности, и это проблема. Служба получается как
бы организационно недоделанной, лишенной очень важных для нас полномочий, имея которые, мы могли бы значительно более оперативно противодействовать злоупотреблениям и более эффективно привлекать к ответственности злоумышленников.
— Что будет, когда снимут Хорошковского или Макаренко? Ведь даже если согласиться, что сегодня борьба за чистоту рядов в Гостаможслужбе ведется всерьез, что будет, когда антикоррупционный запал снова иссякнет?
— Я понял ваш вопрос.
Сразу отвечу, что только одна таможня сама по себе не может очиститься и стать безупречной европейской структурой, если не будет однозначной государственной, с солидарной ответственностью всех госструктур.
Если же говорить о системной борьбе со злоупотреблениями на таможне, то сейчас она ведется по нескольким ключевым срезам. Первый связан с человеческим фактором, второй охватывает факторы технологические, третий — проблемы законодательного обеспечения деятельности Гостаможслужбы. И,
наконец, последний в перечне, но, наверное, главный по значимости аспект — общеэкономические факторы.
— Анализируя макроэкономический контекст, глава ГТСУ Валерий Хорошковский говорил, общаясь с журналистами пару месяцев назад, что очень сложно удержать поток серого импорта и контрабанды на границе, если в нем нуждается весь огромный внутренний рынок. Понятно, что добиться полного очищения этих потоков невозможно, ведь раз существует спрос — найдется и предложение. Но все-таки, как выглядит
проблема изнутри таможенной службы?
— Как я уже говорил, ключевым для нас показателем является таможенная стоимость товара. Возьмем, для примера, такой предмет мебели, как стулья. Когда средняя стоимость, по которой их оформляла киевская таможня, была в полтора раза выше, чем в среднем по таможенной системе, мы оформляли 26% всех ввозимых в Украину стульев. Потом мы начали активно таможенную стоимость поднимать, и сейчас повышение составляет 157%, то есть более чем в два с половиной
раза. И у нас теперь оформляется всего 11% этого ассортимента.
Золотую середину мы не нашли. Надо было вовремя на свои стулья сесть, подумать и остановиться. А мы взяли и вытолкнули эти самые стулья или в другие регионы, или, чего не хотелось бы думать, в черные схемы.
ГТСУ сейчас ведет тарифную политику, когда требования для одного и того же товара, ввезенного в рамках схожих затрат, должны быть одинаковыми. Думаю, тогда и соблазн бегать со стульями по Украине
будет меньше.
— А почему нельзя было это сделать раньше?
— Единство подходов — это одна из наших давних проблем. И наше руководство сейчас очень жестко ставит этот вопрос. Унификацией подходов занимаются подразделения анализа рисков и Департамент контроля таможенной стоимости. Думаю, результат появится очень скоро.
Кстати, повышение средней таможенной стоимости всего на один цент только по Киевской региональной таможне в целом на наших
объемах дает увеличение собираемых налогов на 3 млн. грн.
Но повышать таможенную стоимость тоже нельзя бесконечно, чтобы она не достигла заградительного уровня, провоцируя уход импорта в тень. То есть во всех наших мероприятиях должен быть экономический смысл, они должны носить системный и комплексный характер. Работать прозрачно с таможней должно быть выгодно.
Украина в ВТО: новые ощущения — Анатолий Викторович, коль уж мы с вами вышли на макроуровень,
то расскажите, какие тенденции начали наблюдаться на таможне после вступления Украины в ВТО?
— Есть у нас еще один показатель — средняя сумма таможенных платежей, взимаемых с единицы таможенной стоимости. То есть сколько гривен налогов мы берем с одного доллара задекларированной таможенной стоимости. Этот показатель не зависит от эффективности работы нашей службы, он характеризует внешние для таможни условия работы, которые определяет действующее законодательство: таможенный тариф,
курс валюты, наличие или отсутствие вексельной формы оплаты и т.п.
Так вот, здесь наглядно видно, что в 2006 и 2007 годах условия, в которых мы работаем, были примерно стабильными и одинаковыми: с каждого доллара таможенной стоимости взималось в среднем по 1,21 грн. налогов. С начала 2008-го ситуация значительно улучшилась:
этот показатель вырос за первый квартал на 10% — до 1,37 грн./долл.
Затем в мае у нас произошло два значимых события — вступление в ВТО и укрепление курса гривни (много контрактов заключено в долларовом эквиваленте). В итоге налоговая нагрузка на единицу таможенной стоимости снизилась почти на 20% (до 1,12 грн./долл.).
В
результате расчетная сумма налогов, которую недополучил госбюджет только от Киевской региональной таможни и только, например, в июле нынешнего года, составила 531 млн. грн. Если учесть, что КРТ дает около 30% всех таможенных платежей в казну, то несложно подсчитать, сколько недополучил бюджет. В августе ситуация тоже не улучшилась. Это сухие цифры.
— Нельзя ли это проиллюстрировать на каком-то конкретном примере?
— Пожалуйста. Возьмем такую понятную товарную
позицию, как новые автомобили. Эта позиция для нас очень важна, поскольку по ней собирается приблизительно одна треть всех перечислений в бюджет КРТ. За весь прошлый год через нашу таможню был оформлен ввоз 180 тыс. новых автомобилей. В нынешнем году, кстати, на те же 180 тыс. мы вышли уже по итогам августа.
Средняя сумма таможенных налогов, собиравшихся при оформлении одного нового авто, в марте нынешнего года достигла максимума и составляла 36,6 тыс. грн. Затем в мае ставка пошлины
снизилась с 25 до 10%, и средняя сумма таможенных платежей с одного авто упала почти на 40%.
Потери несложно подсчитать. Если в июле мы оформили 31,5 тыс. автомобилей, то только за этот месяц, только по нашему региону и только по этой позиции бюджет недополучил свыше 450 млн. грн. Наверное, эти бюджетные проблемы имели в свое время все кандидаты ВТО.
Уверен — это проблемы роста и становления.
О технологиях и очередях — Подобных примеров можно привести достаточно много. У нас уже неплохо поставлена работа аналитических служб, и подобные инициативы всячески поддерживаются руководством.
Первые шаги еще несколько лет назад начинали практически с нуля. Тогда подобные графики и выборки, которые я вам сегодня показываю и которые могу получить за несколько минут, были еще в диковинку. Но с информационной точки
зрения мы быстро прогрессируем. С экрана монитора на своем столе я могу снимать в режиме реального времени информацию, сколько денег мы на данный момент перечислили в бюджет, делать выборку по каждой группе товаров. Могу со своего рабочего места войти и посмотреть любую декларацию у любого инспектора.
— Это только Киева касается?
— Нет. То есть информационное пространство таможенной службы на сегодняшний день сложено неплохо. Проблема — это как его использовать,
обеспечить службу кадрами, которые могут его использовать. Другая проблема — это обмен информацией с другими государственными органами и таможенными службами других государств.
— Через ваши терминалы проходит треть идущего в страну импорта. Наверняка это сопряжено с серьезнейшими логистическими проблемами…
— Не треть, а менее 10% веса импорта. Но проблемы, конечно, есть.
Огромная проблема — отсутствие государственных логистических центров,
государственных таможенных терминалов. Все таможенные терминалы в столице Украины частные, и мы их используем на правах аренды. И эти терминалы не строились под наши технологии. К сожалению, мы вынуждены использовать их, что-то дорабатывая и достраивая.
Но все равно, терминалы серьезно перегружены. Через них проходит в среднем полторы тысячи грузовиков в день.
— Полторы тысячи грузовиков в день... Каждый из них, наверное, тщательно досмотреть невозможно.
—
И не надо. Это неправильно, вредно для бизнеса. Европа сегодня досматривает около 8% грузов.
— А вы?
— Мы досматриваем в среднем более 70%. Поэтому и задержки с таможенным оформлением. Вынуждены досматривать. Поступает много информации в отношении возможных попыток недобросовестного провоза грузов как от наших контрольных структур, так и от других правоохранительных органов.
Хотя я не сторонник этого. Я категорически против тотального
досмотра компаний, которые имеют безупречную 15- или 10-летнюю таможенную историю. Почему мы не можем смотреть их выборочно?
— Большие оч
ереди?
— Были большие. Сейчас мы от них избавляемся. Проблема была, когда грузовикам запретили въезд в столицу в дневное время, пришлось перестраиваться. Но заполняемость терминалов все равно осталась очень большой. Оформление машины сейчас проходит в среднем за сутки. Хотя еще недавно мы «хвастались», что за три года сумели снизить этот показатель с трех суток до шести часов.
— Какие технологические решения нужны, чтобы снова вернуться к шести часам?
—
Прежде всего, необходимо совершенствовать систему управления рисками. Однозначно идти по пути выборочного таможенного контроля. Плюс электронное таможенное декларирование. Это радикально упростит ситуацию.
В практическом ключе необходимы новые системы таможенного контроля. Мобильные и современные рентген-установки. Если бы они у нас были, мы бы не гоняли грузы на досмотры, а пропускали через рентген-установки рисковые отправки, и время прохождения сократилось бы кардинально.
Конечно,
нам необходимо обновить транспортный парк, он не обновлялся уже лет пять. Нет передвижных лабораторий, чтобы можно было проводить экспресс-анализ, например, наркосодержащее вещество или нет...
— Зачем передвижные? Ведь груз до вас либо не доходит вообще, либо если приходит, то все равно к вам?
— Пришел груз, и собака определила, что, возможно, там наркотик. На вид — какой-то порошок. Может, наркосодержащее вещество, а может — порошок лаврового листа. Чтобы
быстро установить истину, нужны мобильные лаборатории. А так мы отбираем образец, пакуем его, отвозим в центральную лабораторию. Проходит неделя, и нам в итоге говорят: «Таки да, то был лавровый лист». Груз простоял неделю.
О человеческом факторе — Анатолий Викторович, а вы давно работаете на нынешней должности?
— Три года.
— Если учесть проходящие через ваши терминалы многомиллиардные товарные потоки, вы, наверное, богатый человек...
—
Я — очень богатый человек: у меня семья с многолетним стажем, десятки боевых товарищей. В «прошлой» своей жизни я был и остаюсь сейчас офицером. Поэтому знаю цену деньгам и тому, как они зарабатываются.
В системе таможенных служб я уже десять лет. Начинал с нуля. После звания подполковника получил лейтенантские таможенные звезды и начал с должности инспектора карабкаться по служебной лестнице. Я — человек системы со всеми ее достоинствами и недостатками и чувствую ее дыхание и специфику
изнутри.
Что касается лично меня, то наивно полагать, что руководитель, отвечающий за столь ответственный участок работы, не будет чувствовать себя ущербно, получая какие-то гроши. Но философию «зарабитчанина» от таможни никогда не исповедовал, того же добиваюсь и от своих подчиненных.
Конечно, наивно полагать, что на таможне все белые и пушистые. Мы точно такие же, как и все наше общество. И живем, и работаем в том же поле, в котором, к сожалению, находится
вся украинская экономика.
Сегодня в штате Киевской регионально таможни числится 1021 сотрудник. У меня вот на столе распечатка по зарплате подразделений. Ее мне сегодня положили на стол, и я не знаю, что мне людям говорить. (Показывает таблицу, в которой большинство сумм находится в диапазоне от 600 до 1800 грн.). На эту зарплату можно сегодня в столице нормально жить и работать, кормить и одевать семью?
— Да уж, это как в анекдоте: «Что должен делать сотрудник
на такую зарплату?» — «Ничего, и еще немного вредить…»
— Если государственная таможенная система формирует больше половины доходов бюджета, то она имеет право сказать государству: мы вам даем такие вот деньги, платите нам достойную зарплату.
Пусть это будет адекватная плата за эффективный труд с системой премий, штрафов и т.д. Тогда государство вправе установить для таможенников достаточно жесткую меру ответственности. Нарушил — понеси вот такое наказание. Должны
быть установлены жесткие, но справедливые правила и условия, которых на сегодня, к сожалению, нет.
Если же подняться с приземленного материального уровня к высоким истинам, то мерилом нашей ответственности является совесть и те моральные устои и ценности, которые в нас заложены. А кто их формирует, если не наше общество?
Летом к нам пришло новое поколение молодых и перспективных ребят. 21 выпускник вузов — это немножко другие люди. Они более современны, чем мы,
более динамичны, по-хорошему азартны, заряжены на успех, достойную карьеру. За ними будущее, если система их не испортит. Поэтому проблему мотивации необходимо решать максимально быстро. Мотивация на голом патриотизме — это иллюзия. Сытый патриот намного лучше любит родину, чем патриот голодный.
Когда номер готовился к печати, «ЗН» стало известно, что киевские таможенники по информации СБУ задержали два грузовика с дорогостоящей оргтехникой. Идет проверка законности их ввоза на территорию
Украины.
Безвизовый режим Израиль и Украина обсудят в следующем году
Израиль по-прежнему заинтересован в безвизовом режиме с Украиной, заявила в интервью «Зеркалу недели» посол Израиля в Украине Зина Калай-Клайтман. Дипломат не исключает, что переговоры об отмене виз стартуют с начала 2009 года.
«У обеих сторон существует заинтересованность в том, чтобы было подписано соглашение о безвизовом режиме», — заявила посол Израиля в Украине.
По словам Зины Калай-Клайтман, на принятие Израилем решения о безвизовом режиме
с Украиной повлияют наблюдения за результатами аналогичного соглашения, подписанного с Россией.
«Израилем было принято решение, что после вступления в силу соглашения с Россией должно пройти какое-то время для того, чтобы посмотреть, как оно работает», — пояснила она.
Возможность скорого начала переговоров о безвизовом режиме посол оценивает в целом оптимистично.
«Мы не исключаем, что с начала следующего года можно будет начать переговоры
с украинской стороной об отмене визового режима между нашими странами», — констатировала Зина Калай-Клайтман.
Контрабанда под видом гуманитарной помощи завозится постоянно
Поставки в Украину контрабанды под видом гуманитарной помощи из-за рубежа осуществляются постоянно, сообщил в интервью «Зеркалу недели» начальник Киевской региональной таможни Анатолий Макаренко.
Он отметил, что такие поставки являются лишь одним из каналов, которые в определенные моменты либо активизируются, либо ослабевают.
«Нынешним летом наблюдалась попытка его активизации. Во-первых, частично «виноваты» и мы сами: сказались усилия таможенных
служб на границах по перекрытию традиционных контрабандных каналов. Во-вторых, подобным грузам легче затеряться в общих потоках гуманитарной помощи, увеличившихся после случившихся в Украине стихийных бедствий», — сказал Макаренко.
По его словам, этот канал контрабанды постоянно используется потому, что сама процедура таможенного оформления гуманитарных грузов хорошо защищена нормативной базой.
«Каждая поставка гуманитарной помощи в Украину осуществляется с разрешения
специальной Комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете министров Украины», — сообщил Анатолий Макаренко.
«Наличие среди сопровождающих груз документов решения этой комиссии — это своеобразная индульгенция для беспрепятственного пропуска. Поскольку действующая нормативно-правовая база дает сотрудникам таможенных служб четкое предписание о беспрепятственном, первоочередном и безоплатном пропуске таких грузов на территорию Украины», — подчеркнул начальник Киевской региональной
таможни.
Кабинет министров Украины постановлением № 852 от 24 сентября 2008 года по предложению Государственной таможенной службы образовал на базе Киевского центра повышения квалификации и переподготовки кадров Гостаможслужбы Государственный научно-исследовательский институт таможенного дела. Текст соответствующего постановления за подписью премьер-министра Украины Юлии Тимошенко размещен на официальном сайте Верховной Рады, пишет УНИАН.
Государственный
научно-исследовательский институт таможенного дела отнесен к сфере управления Гостаможслужбы. Финансирование создания института будет осуществляться в пределах бюджетных назначений, предусмотренных Государственной таможенной службе в государственном бюджете Украины на 2008 год.
Согласно постановлению правительства, Государственная таможенная служба в двухмесячный срок должна утвердить устав, структуру и штатное расписание института и осуществить другие мероприятия по его материально-техническому
и кадровому обеспечению. Оплата труда сотрудников института будет осуществляться на уровне и на условиях, определенных для должностных лиц и работников Государственной таможенной службы.
Более 90% греческих автозаправок и сотни тысяч автомобилей по всей стране остались к утру пятницы без бензина из-за забастовки таможенников. Тысячи цистерн с топливом и грузовиков с продуктами питания скопились на сухопутных границах Греции с Болгарией и Македонией, а также в таможенных зонах греческих портов. Сетевые супермаркеты сообщили о перебоях с поставками продуктов.
«Мы бы могли продолжить забастовку, но руководствовались соображениями благополучия греческих
граждан», - заявил глава профсоюза, объединяющего около 3,5 тыс. таможенных работников, Аргирис Сакелларопулос. Ранее профсоюз отказывался возобновить работу по итогам многочасовых переговоров с представителями правительства.
Как сообщило государственное телевидение, решение приостановить забастовку профсоюз таможенников принял в четыре часа утра в пятницу на бурном заседании, с перевесом всего в один голос.
Вскоре после решения таможенников афинский суд признал
забастовку, продолжающуюся с понедельника, незаконной, удовлетворив тем самым иск министерства экономики и финансов страны. Суд согласился с доводами министерства о том, что ущерб, нанесенный забастовкой греческой экономике, не соответствовал тем социальным претензиям, которые выдвигали бастующие, передает РИА «Новости».
Продолжается набор в октябрьскую группу тренинг-лаборатории MDOffice
Специалистам ВЭД , новым пользователям «MD OFFICE» -
Уважаемые господа, для более эффективного использования Вашего рабочего времени предлагаем Вам профессионально освоить программный комплекс “MD OFFICE”.
Тренинг-лаборатория НПО “Поверхность” приглашает Вас принять участие в специальной образовательной программе для новых пользователей. Во время интенсивных практических занятий Вы познакомитесь со всеми возможностями системы и приобретете навыки работы, необходимые для профессионального роста и работы по новым правилам.
Мы предлагаем Вам:
проведение занятий сертифицированными инструкторами и специалистами НПО “Поверхность”;
использование
оригинальных методик обучения;
индивидуальный подход к каждому слушателю;
высокий уровень технического оснащения учебных классов;
обеспечение слушателей фирменными учебными материалами;
выдача сертификатов о прохождении обучения;
занятие в группах от 6 до 10 человек;
процесс обучения построен на решении реальных задач;
Учебная программа состоит из 2-х курсов учитывающих желания и уровень
подготовки клиентов:
MD STANDART
– подготовка специалистов по декларированию грузов (декларант, таможенный брокера). Программы MD Info + MD Declaration.
MD PROFESSIONAL – подготовка и переподготовка специалистов широкого профиля, повышение квалификации, обучение по расширенной программе. Программы MD Info + MD Declaration + MD Form+… +WWW.MDOFFICE.COM.UA
Вы можете выбрать любой из предложенных курсов.
Продолжительность курса MD STANDART 20 часов, стоимость 648 грн, MD PROFESSIONAL 32 часа, стоимость 792 грн.
Приглашаем Вас в группу, по курсу MD STANDART (20 академических часов, в течение 5 рабочих дней по 4 академических часа в вечернее время) и в группу по курсу MD PROFESSIONAL (32 академических часа, в течение 8 рабочих дней).
Каждый слушатель имеет возможность прослушать весь курс в целом или выбрать модули по своему усмотрению.
Предлагаем особые условия участия для специалистов, использующих версию программы под DOS «PST-broker».
Выражаем надежду, что тренинг будет способствовать профессиональному росту специалистов Вашего предприятия.
Для контактов: тел/факс: (044) 332-66-91, 332-66-92, 332-66-93
Казахстан не будет вводить запрет на экспорт пшеницы
В Казахстане в текущем маркетинговом году не будет вводиться запрет на экспорт пшеницы. Об этом в ходе селекторного заседания в правительстве 27 сентября сообщил министр сельского хозяйства республики Акылбек Куришбаев.
Он отметил, что по данным расчетов нынешний объем валового сбора зерна позволяет республике экспортировать около 5 - 6 млн. тонн зерна и муки на внешние рынки, что является среднегодовым показателем за последние пять лет.
Как
отметил министр, к указанной дате урожай зерновых в республике убран на площади 15 млн. гектаров, что составляет 96% от общей площади посева зерновых. При этом намолочено 16,3 млн. тонн зерна в бункерном весе.
Средняя рожайность составляет 10,9 ц/га, что на 3,6 ц/га меньше, чем в прошлом году. Министр подтвердил, что в целом урожай зерновых в Казахстане ожидается на уровне 17 млн. тонн.
Украина и Россия завершили согласование соглашения по ПЗРК.
Украина и Россия завершили внутригосударственные процедуры согласование межправительственного соглашения об обмене информацией о переносных зенитных ракетных комплексах типа "Игла" и "Стрела" (ПЗРК) во время осуществления их экспорта в третьи страны или импорта из третьих стран и готовы к его подписанию. Об этом сообщил журналистам заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин на авиасалоне "АвиаСвит-21".
По его словам,
МИД двух стран обменялись соответствующими нотами. Подписание документа состоится в ближайшее время. Соглашение предусматривает взаимную отчетность о производстве, наличии и состоянии ПЗРК, их поставках.
Кабмин одобрил этот проект соглашения распоряжением от 27 августа. Подписать его уполномочен председатель Государственной службы экспортного контроля Юрий Петроченко.
Украина и Беларусь договорились о совместном выходе на рынки вооружений третьих стран, где отсутствует конкуренция между ними. Об этом сообщил журналистам один из участников переговоров делегаций двух стран во главе с первым замминистра промышленной политики Виталием Немилостивым и заместителем председателя Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Олегом Паферовым, которые состоялись на авиасалоне "АвиаСвит-21".
"Стороны подвели итоги сотрудничества и
констатировали необходимость его развития. При этом подчеркивалось отсутствие каких-либо препятствий для расширения взаимодействия", - сказал собеседник агентства. Среди перспективных направлений он назвал поставки белорусских мониторов на самолеты "Ан" и для новых систем украинских вооружений.