Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ГТСУ: Контроль в специальных органах


Информационный Канал Subscribe.Ru

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО САЙТА
"WWW MDOFFICE"  
по вопросам внешнеэкономической деятельности в Украине
на 22/10/2004
* Документ дня: Наказ вiд 09.10.2004 № 732

Количество просмотров: 31 (за период c 00:00 по 18:00 22/10/04), всего просмотров: 31
Наказ вiд 09.10.2004 № 732ДМСУ

Про затвердження форми Типової угоди (щодо спрощеного порядку застосування процедур митного контролю)
Вступил в силу с 09.10.2004

∙ Все хиты документов


MDoffice

Нефтетерминал Южный: отгрузка нефти

Согласно информации руководства ОАО "Укртранснефть" - оператора морского нефтетерминала "Южный" (Одесский морской регион) и нефтепровода Одесса-Броды, отгрузка танкерных партий нефти (российского происхождения) через терминал в октябре т.г. составит 400 тыс.т. Маршрут доставки нефти на терминал - через нефтепровод Одесса-Броды в реверсном направлении (на Одессу).

Наибольшая танкерная партия октября составила 87 тыс.т. (совместно ОАО "НГК"Славнефть" и ОАО "Татнефть").

По оценкам специалистов, октябрьская квота через терминал составляет на сегодняшний день 100% его месячной загрузки с учетом перспектив транзита российской нефти по нефтепроводу Одесса-Броды, прогнозируемого на 2005г. (4.8 млн.т.). В то же время, исходя из запланированных годовых объемов (9 млн.т.) согласно проекту реверса, данный результат составляет порядка 53% месячной загрузки.

SeaNews

ГТСУ: Контроль в специальных органах

Государственная таможенная служба Приказ "Об утверждении Перечня товаров, таможенный контроль и таможенное оформление которых осуществляются подразделениями Центральной энергетической таможни" от 30.09.2004 N 714

Согласно Таможенному кодексу по решению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере таможенного дела таможенное оформление товаров отдельных видов может осуществляться в специально определенных для этого таможенных органах.

Приказом от 30 сентября 2004 года N 714 ГТСУ определила Перечень товаров, таможенный контроль и таможенное оформление которых осуществляются подразделениями Центральной энергетической таможни.

К указанным товарам были отнесены нефть и нефтепродукты, нефтяные газ, вазелин, парафин, воск, кокс, природные битум и асфальт, битуминозные смеси, электроэнергия, безводный аммиак, смазочные материалы, антидетонаторы, антиоксиданты и др.

Таможенный контроль и таможенное оформление продукции, рекламирующей товар, его производителя или торговую марку и перемещаемой через таможенную границу Украины в составе партии товаров вместе с товарами, определенными в Перечне, осуществляются подразделениями Центральной энергетической таможни при условии, что ее стоимость не превышает 100 евро.

Приказ зарегистрирован в Минюсте и вступит в силу через 20 дней со дня его официального опубликования.

ЛIГАБiзнесIнформ

ГНА: Будет не идентификационный номер - будет номер паспорта

Государственная налоговая администрация, МВД Приказ "Об утверждении Порядка внесения отметки в паспорт гражданина Украины относительно идентификационного номера физического лица - плательщика налогов и других обязательных платежей" от 19.10.2004 N 602/1226

Закон "О Государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей" для лиц, которые из-за своих религиозных или иных убеждений отказываются от принятия идентификационного номера и официально сообщают об этом соответствующим государственным органам, сохраняются ранее установленные формы учета плательщиков налогов и других обязательных платежей. В паспортах указанных лиц делается отметка о наличии у них права осуществлять любые платежи без идентификационного номера.

Порядок внесения указанной отметки был определен совместным приказом ГНАУ и МВД от 19 октября 2004 г. N 602/1226. Порядок регулирует особенности проставления соответствующей печати как лицам, отказывающимся получить идентификационный номер и не имевшим его, так и лицам, решившим отказаться от идентификационного номера после его получения.

Согласно Порядку граждане Украины, отказавшиеся от принятия идентификационного номера, учитываются как плательщики налогов и других обязательных платежей по серии и номеру паспорта.

Для проставления отметки в паспорте гражданин должен сначала обратиться в орган ГНС, где ему в течение 30 календарных дней выдают (или отказывают в выдаче) справку по форме ф. N В3 (срок действия справки - 30 календарных дней), а потом с этой справкой направится в органы внутренних дел, которые и проставят отметку.

Приказ зарегистрирован в Минюсте и вступит в силу 31.10.2004 г.

ЛIГАБiзнесIнформ

Христенко: По итогам 2004 года товарооборот между Украиной и РФ составит $15 миллиардов

Товарооборот по итогам 2004 года между Россией и Украиной составит 15 млрд. долл. Об этом заявил министр промышленности и энергетики Российской Федерации Виктор Христенко сегодня в Киеве на заседании группы высокого уровня по созданию Единого экономического пространства.

Как передает «УНИАН», он также сообщил, что товарооборот России с Беларусью в 2004 году планируется тоже на уровне 15 млрд. долл., а России и Казахстана – 8 млрд. долл. «Если суммировать эти цифры, то получится 38 млрд. долл., а в 2003 году товарооборот России со всеми странами СНГ был чуть более 30 млрд. долл.».

По мнению Христенко, увеличению темпов экономического сотрудничества содействовала начатая работа по созданию единого экономического пространства.

В свою очередь вице-премьер-министр Республики Беларусь Андрей Кобяков сообщил о том, что по итогам текущего года товарооборот между Украиной и Беларусью превысит 1 млрд. долл., тогда как еще два года назад товарооборот между странами составлял около 500 млн. долл. При этом Кобяков отметил, что сальдо торгового оборота между Украиной и Беларусью в этом году практически нулевое. «Это говорит о том, что наша торговля с Украиной достаточно сбалансирована», - отметил Кобяков.

Россия: Правила для договора

Вопрос:
- Наша небольшая организация хочет заключить международный договор на поставку технологического оборудования. Своего юриста в штате нет. Хотим попытаться составить договор самостоятельно. Что необходимо прописать в договоре, чтобы ничего не нарушить и не попасть впросак?
Привалов Б.Г. Самара

Ответ:
- В соответствии с Рекомендациями по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов (утверждены МВЭС РФ 29 февраля 1996 года) следует указывать унифицированный номер контракта, дату подписания контракта, место подписания, полные официальные названия организаций Продавца и Покупателя, страну иностранного партнера и страну назначения и отправления товара. При указании стран приводятся их полное наименование и двух- , трехзначный коды в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ).
Содержание контракта, его структура индивидуальны, но есть разделы, которые должны быть включены в любой контракт. К таким разделам относятся:
1. Предмет контракта. В этом разделе дается полное коммерческое наименование товара и его полная характеристика.
2. Цена и сумма. Цена за единицу товара дается в валюте цены с учетом базиса поставки в соответствии с международными правилами толкования стандартных формулировок условий поставки товара (Инкотермс-2000). Помимо цены указывается и общая сумма контракта.
3. Условия платежа. Необходимо указать наименование и код валюты платежа, а также его срок. Если предоставляется рассрочка платежа, указываются условия, на которых она предоставлена. В этом разделе контракта излагаются и финансовые условия.
4. Сроки поставки. Указывается срок действия контракта, в течение которого должны быть завершены поставки товаров и произведены расчеты за них.
5. Условия приемки товара по количеству и качеству.
6. Форс-мажор. Это условия, при которых стороны освобождаются от ответственности за неисполнение своих обязательств.
7. Рассмотрение споров. Определяются порядок предъявления и рассмотрения претензий и определение органа для рассмотрения претензий.
8. Санкции. Рекомендуется предусмотреть санкции за ненадлежащее исполнение обязательств.
9. Прочие условия и обстоятельства сделки. В этой графе обычно оговариваются такие моменты контракта, как сборка, наладка, монтаж оборудования и тому подобное.
10. Адреса покупателя и продавца. Указываются полные юридические и почтовые адреса, телефоны, факсы.
11. Подписи сторон. Они должны быть расшифрованы с указанием Ф.И.О. и должностей.
За более полной информацией советуем обратиться к информационным системам «Гарант», «Консультант+», «Кодекс» и «Референт». Однако заметим, что составление контракта - очень ответственное дело, от которого зависит, в том числе, и экономическая эффективность сделки. Поэтому советуем привлечь для этой цели профессионала.

"Виртуальная таможня" по материалам журнала «Таможня»

Виртуальная таможня

Киев, 11 декабря: MDoffice повторяет по просьбам семинар "Таможенный кодекс – лучший друг декларанта"

В Киеве 11 декабря MDoffice продолжает цикл семинаров: Таможенный кодекс – лучший друг декларанта.

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе учебного семинара-практикума

«Таможенный кодекс – лучший друг декларанта»

Семинар-практикум состоится 11 декабря 2004 года в конференц-зале «Укоопспилки», город Киев (станция метро Майдан незалежности, ул. Крещатик 7/11) начало регистрации 9:00

В программе семинара*:

Переспективы развития Таможенного дела. (Упрощения? Быть иль не быть?)
Права и обязанности декларанта.
Права и обязанности таможенного органа.
«Тонкие» и «толстые» места Таможенного кодекса.
Тактика ведения споров при:

  • таможенной оценке грузов;
  • подтверждение страны происхождения;
  • классификация товаров.
Нарушение таможенных правил.
  • кто;
  • за что;
  • сколько.
Правила заполнения ГТД (Что дальше?)
Електронное декларирование.(Перспектива или Настоящее?)
Практика декларирования (мастер-класс).

Каждому участнику:

  • учебник «КАК ПРАВИЛЬНО ЗАПОЛНЯТЬ ГРАФЫ ГТД»;
  • учебник «ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ. РЕШЕНИЕ СПОРОВ.»
  • компакт-диск с программным комплесом MDoffice (бесплатная регистрация на 1 месяц);
  • корпоротивные сувениры.

Стоимость участия в семинаре - 498 Грн в т.ч. НДС.

Просим присылать заявки электронной почтой (mdoffice@mdoffice.com.ua) или по телефонам:
8 (044) 235-42-33, 235-89-76, 246-40-72. Семинар-практикум состоится 11 декабря 2004 года в конференц-зале «Укоопспилки», город Киев (станция метро Майдан незалежности, ул.Крещатик 7/11) начало регистрацци 9:00.

*Для получения «развернутого» ответа на интересующие Вас вопросы, просьба заранее выслать их на наш адрес электронной почты.



MDoffice

Россия: Реэкспорт по-новому

Вопрос:
- Расскажите, чем отличается режим реэкспорта по действующему Таможенному кодексу от старого?
Салтыкова Г.П. Екатеринбург

Ответ:
- По сравнению с Таможенным кодексом 1993 года, определявшего предельные сроки помещения под таможенный режим реэкспорта в пределах двух лет, новый кодекс эти сроки не устанавливает. Если по ранее действовавшему закону письменное разрешение на таможенный режим реэкспорта выдавал председатель ГТК, то в настоящее время решение о помещении товаров под этот режим принимает начальник таможенного органа в соответствии с письмом ГТК от 30 декабря 2003 года № 01-06/50883 «Об использовании таможенного режима реэкспорта с 1.01.04 г.».
Теперь допускается помещение товаров, выпущенных в свободное обращение, под таможенный режим реэкспорта. По новому ТК это имеет место в случае поставки некачественных товаров и предъявления рекламации продавцу. Но для этого должны быть выполнены следующие условия:
- товары не использовались и не ремонтировались в Российской Федерации, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;
- могут быть идентифицированы таможенными органами;
- вывозятся в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения.

"Виртуальная таможня" по материалам журнала «Таможня»

Виртуальная таможня

Евросоюз намерен открыть свои рынки для товаров из развивающихся стран

Евросоюз намерен открыть свои рынки для товаров из развивающихся стран в качестве вознаграждения за проведение правильной политики в области охраны природы и трудовых отношений. Как сообщается на сайте газеты Financial Times, комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами пообещал снизить тарифные барьеры для тех стран, которые будут соблюдать Киотский протокол и другие международные соглашения, касающиеся прав человека и экологической безопасности.
Новые правила вступят в силу с января 2006 года. Их введение проходит в рамках широкой реорганизации системы предоставления Евросоюзом торговых преференций развивающимся странам.

Положения указанных международных договоров должны быть введены в действие к 2008 году.
Те страны, которые удовлетворят этим критериям, смогут беспошлинно ввозить в Европу товары 7200 наименований, в том числе и сельскохозяйственную продукцию. В обычных случаях подобные льготы предусмотрены для развивающихся стран в отношении только 40 процентов товаров из этого списка.
Кроме того, по новым правилам ЕС, на импорт продукции из 50 самых бедных стран мира не будут распространяться существующие пошлины и квоты. Льготы будут автоматически отменяться, если объем поставок какого-либо товара превысит 15 процентов от всего импорта в страны Евросоюза, сообщает "Лента.ру"

Альта-Софт

США пока не будет вводить запрет на импорт икры осетровых

Администрация США решила пока воздержаться от введения запрета или ограничений на импорт черной икры на американский рынок. Однако как сообщила в четверг федеральная Служба охраны рыбных ресурсов и животного мира, в январе следующего года она вернется к рассмотрению этого вопроса, сообщает ИТАР-ТАСС.

Альта-Софт

Россия: Валютный контроль: Что может ФТС

В соответствии с новым законодательством Федеральная таможенная служба (ФТС) России стала агентом валютного контроля. Об изменении статуса таможенных органов, а также об организации работы в новых условиях рассказывает начальник Управления валютного контроля ФТС России Вячеслав Тихомиров.

- С первого октября 2004 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) и в Таможен ный кодекс РФ. Эти изменения коснулись, среди прочего, и валютного контроля. В чем суть перемен?

- Можно вспомнить, что до вступления в силу нового закона все основные нарушения валютного законодательства, выявляемые таможенными органами, распределялись по двум статьям КоАПа.

Так, незачисление в установленном порядке валютной выручки за экспортированные товары являлось одновременно и нарушением таможенных правил, что квалифицировалось в статье 16.17 старой редакции КоАПа как «неисполнение требований таможенного режима экспорта». Именно по этой статье применялись санкции к экспортерам, не получившим оплату за вывезенные товары. Что же касается нарушений, связанных с импортными контрактами, то к ним причислялось невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу товаров, стоимостью, равной уплаченным за них средствам в иностранной валюте. Это было согласовано с требованиями прежнего законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Сейчас в КоАПе учтен вступивший в силу с 18 июня 2004 года новый закон о валютном регулировании и валютном контроле. Все нарушения, которые связаны с осуществлением валютных операций, сведены в статью 15.25. В этой статье отдельно выделены положения, связанные с выполнением незаконных валютных операций, а также нарушением установленного порядка открытия счетов за рубежом, невыполнением обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, нарушением установленного порядка учета и отчетности по валютным операциям, нарушением установленного порядка перемещения через границу валюты РФ и внутренних ценных бумаг.

Но для таможенной службы по-прежнему наибольший интерес в качестве объекта контроля представляют расчеты по экспортным и импортным контрактам. И здесь выделено два самостоятельных состава нарушений:

- невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в РФ оплаты за переданные нерезиденту товары,

- невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту за товары, ввоз и получение которых резидентом не состоялись.

Следует обратить внимание на формулировку «в установленный срок». Здесь возможны две ситуации. Закон о валютном регулировании и валютном контроле (статья 19) говорит о двух безусловных требованиях к экспортеру и импортеру. Экспортер и импортер обязаны, соответственно, обеспечить в сроки, предусмотренные контрактами, получение от нерезидента оплаты за переданные ему товары и возврат в РФ ранее уплаченных средств, если импортируемые товары не ввезены. В отсутствие других требований к срокам исполнение этих обязанностей резидента и будет контролироваться. Однако закон о валютном регулировании и валютном контроле предусматривает, что российское правительство вправе издавать дополнительные нормативно-правовые акты, регулирующие обязанности экспортеров и импортеров, о чем и гласит статья 7. Она допускает установление в ряде случаев правительством РФ порядка, регулирующего предоставление отсрочки на оплату экспортируемых товаров и предоставления коммерческих кредитов в виде предварительной оплаты при поставках импортируемых товаров.

Если правительство вводит такой порядок, то возникают дополнительные обязанности участников ВЭД. Они заключаются в необходимости осуществления резервирования денежных средств на счете в уполномоченном банке в порядке, установленном Банком России, при исполнении контрактов, предусматривающих сроки исполнения взаимных обязательств при оплате товаров, превышающие 180 дней. Эта экономическая мера направлена на то, чтобы не затягивались сроки расчетов и поставок товаров по экспортным и импортным контрактам.

Таким образом, если в соответствии со старой редакцией КоАПа мы выявляли нарушения, предусмотренные двумя разными статьями, то теперь две основных цели нашей деятельности в области валютного контроля в виде выявляемых нарушений сконцентрированы в одной статье. Изменились формулировки, изменился состав нарушений, что напрямую связано с Законом о валютном регулировании и валютном контроле. В целом же, для участников ВЭД законодательство стало более либеральным, многое они могут определять сами, исключен разрешительный порядок при совершении рассматриваемых валютных операций.

Для ФТС России есть еще одна важная поправка в статье 28.3 новой редакции КоАПа, определяющая, что должностные лица таможенных органов, в качестве агентов валютного контроля, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 (что является возбуждением соответствующего дела), а также проводить административное расследование.

- Раньше этого не было?

- Не было, потому что до конца прошлого года ГТК России был органом валютного контроля. Это более высокий статус, и по закону ведомство и его территориальные органы могли составлять протоколы, рассматривать дела и применять санкции за нарушения валютного законодательства. Это было применимо к валютным нарушениям, сформулированным ранее в КоАПе. А для работы по тем нарушениям, которые были одновременно и нарушениями таможенных правил, статус органа или агента валютного контроля не требовался.

С начала 2004 года по июль вопрос о статусе таможенной службы находился в стадии рассмотрения. После установления таможенным органам статуса агента валютного контроля и появления новой редакции статьи 15.25 КоАПа возникла необходимость в упомянутой поправке, и она была внесена. Теперь ФТС России, региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты вправе через протокол возбуждать дела об административных правонарушениях по этой статье.

Но применять санкции ни ФТС России, ни другие таможенные органы уже не могут. После составления протокола, в том числе после проведения административного расследования, материалы дела должны передаваться в соответствующие органы исполнительной власти, которым положениями о них предоставлены права рассмотрения дел и завершения их вынесением постановления, а также взимания штрафа. Эти функции связаны со статусом органа валютного контроля. На сегодня правительством определен такой орган - это Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Хотя по закону есть возможность уполномочить на это и другие службы.

- Повлияет ли каким-то образом изменение статуса на работу таможенных органов? Увеличится объем работы или уменьшится? Труднее станет осуществлять контроль или, наоборот, проще?

- Пожалуй, напрямую оценивать, как повлияет изменение статуса на объем работы, не совсем корректно. Хотя, действительно, часть функций по валютному контролю у таможенных органов изъята, но в части объемов работы это может быть перевешено другими факторами. В конечном итоге, думаю, работы будет больше.

Работа, которую ведут подразделения валютного контроля в регионах, включает в себя определенную цепочку действий. Они осуществляют методическую поддержку по вопросам валютного контроля процесса таможенного оформления товаров. Затем, после получения из центрального аппарата соответствующей информации, назначают и проводят проверки предполагаемых нарушений участниками ВЭД валютного законодательства. Далее по результатам проверки оформляется акт проверки, на основании которого и составляется протокол об административном правонарушении, если, конечно, нарушение подтвердилось.

Как правило, после оформления акта дополнительно проводится административное расследование. Это делалось нашими подразделениями раньше и должно делаться сейчас. Именно на этот участок и приходится самый большой объем работы. Что касается последнего этапа - вынесения постановления и применения взыскания - это не самая трудоемкая часть работы, и именно она уходит из таможенной службы.

Одновременно новый закон о валютном регулировании и валютном контроле предъявляет одинаковые требования к расчетам в иностранной валюте и в рублях, чего раньше не было. А это означает, что работа с рублевыми расчетами также включается в систему контроля, что неизбежно скажется на увеличении объемов. По нашим оценкам эта прибавка может составить примерно 15 процентов.

Для участников ВЭД законодательство стало более либеральным. В частности, исключен разрешительный порядок при совершении рассматриваемых валютных операций.

Отдельная тема - это организация работы по валютному контролю с точки зрения взаимодействия с другими ведомствами. Раньше, когда этот вид контроля назывался таможенно-банковским валютным контролем, информация о товарах по обслуживаемым контрактам участников ВЭД передавалась из ГНИВЦ ГТК России в уполномоченные банки. Банки сами проводили работу по совмещению данных о стоимости перемещаемых товаров и расчетах за эти товары и «сбрасывали» сводную информацию в ГНИВЦ. Теперь подход ЦБ к организации этой работы изменился и, скорее всего, больший объем работы будет доверен таможенным органам. То есть, при новой организации технологии контроля (пока этого не сделано, но мы к этому идем) сопоставление данных будет проводиться сразу в ГНИВЦе с использованием передаваемой сюда первичной информации из уполномоченных банков по паспорту сделки и собственной информации таможенных органов, содержащейся в декларациях. Поэтому нагрузка по этой работе, безусловно, вырастет. Но, мы надеемся, что одновременно повысится и качество работы, потому что вся информация будет обрабатываться в одном месте, единообразно и с применением совершенных программных средств.

Часть функций по валютному контролю у таможенных органов изъята, но объемы работы, скорее всего, не уменьшатся, а увеличатся. Таможенным органам по-прежнему отводится роль по формированию базы данных о товарах и расчетах.

- А какие изменения внесены в Таможенный кодекс?

- Я бы не сказал, что в Таможенный кодекс вносятся существенные изменения в части осуществления валютного контроля одновременно с поправками в КоАПе. По крайней мере, такие, которые заслуживают обсуждения. Предстоит еще внесение изменений в ТК, связанных с отдельными формулировками нового закона о валютном регулировании и валютном контроле, но они должны иметь технический характер.

Если в старом кодексе все, что относилось к валютному контролю, было сведено в один раздел, то сейчас это несколько основных отдельных статей, которые за исключением статуса, определяют те же рамочные условия организации валютного контроля таможенными органами. После внесения упомянутых поправок в ТК ситуация не изменится.

- Вячеслав Александрович, а могут ли, по вашему мнению, возникнуть проблемы в связи с выполнением данного закона, в том числе и на местах? Готовите ли вы какие-то методические рекомендации для таможенных органов?

Я бы говорил о проблемах не в связи с вступлением в силу очередных поправок к очередному закону, а в связи с тем, как идет формирование законодательства в целом в рассматриваемой области, начиная с конца прошлого года.

Самая большая проблема в том, что вначале был принят Таможенный кодекс и лишь потом - Закон о валютном регулировании и валютном контроле. А в период подготовки к вступлению в силу последнего началась административная реформа. Все это в совокупности очень сильно повлияло на организацию валютного контроля.

Так, изменились требования к валютным операциям, порядок их регулирования, статус и подчиненность ведомств, возможности ведомств издавать нормативно-правовые акты и по валютному контролю и, даже, по своему профильному направлению, для ФТС России - по таможенному делу. Все перечисленное так или иначе повлияло на организацию достаточно сложной и комплексной системы валютного контроля. Если иметь в виду эти обстоятельства, то можно сказать, что почти все полностью отменено, и многое нужно создавать заново.

Однако перспектива просматривается, и ориентиром служит качество таможенно-банковского валютного контроля, которое было достигнуто, нарушений в этой сфере было немного. Поэтому Минэкономразвития России, Минфин России, Банк России и ФТС России готовы взять за основу существовавшую систему с необходимыми доработками. Есть определенная договоренность о распределении ролей, и таможенным органам по-прежнему отводится формирование базы данных о товарах и расчетах, поскольку, и это всеми признано, именно они являются единственным обеспеченным необходимой информацией и квалифицированным исполнителем в этой области. Могу сказать, что таможенные органы к этой работе готовы.

В свою очередь, ЦБ инструкцией № 117-И установил порядок оформления паспортов сделок уже во исполнение нового Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Паспорт сделки, как это было и раньше - основной документ, позволяющий осуществлять валютный контроль по конкретному контракту. Происходит также формирование базы данных паспортов в электронном виде в ГНИВЦе, так, как это делалось и раньше, по конечному результату.

Пока, впрочем, должностные лица таможенных органов вынуждены формировать электронные копии паспортов кустарным способом и только по тем сделкам, по которым происходит декларирование товаров. Но в ближайшее время ожидается документ ЦБ, который обяжет уполномоченные банки, как это было и раньше, передавать электронные копии паспортов сделок сразу в базу данных ГНИВЦа, одновременно они будут передавать информацию и о расчетах за товары. После того, как восстановится автоматизированная работа этой части системы, можно будет говорить о решении организационной задачи. Надеемся, что автоматизацию процесса контроля удастся осуществить в течение ближайших двух месяцев.

Это большая работа, а есть и более мелкие вопросы, которые возникают неизбежно при введении в действие новых нормативных документов. Могу сказать, что к нам поступает много вопросов, которые задают и таможенные органы по исполнению новых документов, и участники ВЭД, а иногда также уполномоченные банки. Для таможенных органов недавно подготовили и направили письмо с методическими рекомендациями. Если потребуется, подготовим очередные рекомендации после анализа вновь возникших вопросов, поступающих к нам. Готовятся к обновлению и распорядительные документы по проведению проверок, поскольку статус агентов валютного контроля получен позже вступления в силу Закона о валютном регулировании и валютном контроле. А поправка в КоАП, предоставляющая право составлять протоколы, получена еще позже.

Одновременно мы налаживаем связи с Росфиннадзором, которому должны передавать данные о своих проверках с протоколами об административных правонарушениях. Безусловно, нам необходимо найти взаимопонимание, знать правила работы друг друга. Это важно не для того, чтобы облегчить работу наших ведомств, а для строгого соблюдения законодательства и для того, чтобы как можно меньше загружать участников ВЭД в части представления документов.

Ведь Закон о валютном регулировании и валютном контроле так и готовился, чтобы при проведении валютного контроля доставлять меньше хлопот и бюрократической нагрузки для участников ВЭД. Он, на наш взгляд, не без замечаний в части организации валютного контроля, но закон есть закон, и его нужно исполнять.

"Виртуальная таможня" по материалам журнала "Таможня"

Виртуальная таможня

Підсумки діяльності Держмитслужби України за 9 місяців 2004 року

За 9 місяців поточного року митними органами забезпечено безперебійне оформлення 308,5 млн. тонн вантажів, що на 6,3 млн. тонн більше, ніж за аналогічний період минулого року. При цьому кількість транзитних вантажів зросла на 4,2 млн. тонн, обсяги імпорту - на 28,6 % (склали 20,3 млрд. дол.), експорту - на 46,3 % (склали 23,6 млрд. дол.).

Забезпеченню митного оформлення зростаючих обсягів зовнішньоторговельних операцій сприяла цілеспрямована робота з вдосконалення технологій митного контролю та оформлення.

Впроваджується одночасний прикордонно-митний контроль транспортних засобів, що переміщують товари, у пунктах пропуску для автомобільного сполучення.

З 1 травня запроваджено експеримент зі спрощеного пропуску (без оформлення попередньої декларації або попереднього повідомлення) через окремі пункти пропуску на митну територію України непідакцизних транзитних товарів, що перевозяться автомобільним транспортом із застосуванням книжки МДП (перші результати показали ефективність експериментального порядку у запобіганні утворення черг на українсько-польському кордоні). В серпні дію експерименту поширено на товари, що ввозяться на митну територію України поїздами комбінованого сполучення.

Митне оформлення непідакцизних товарів, що ввозяться на митну територію України з метою прохідного транзиту залізничним або автомобільним видами транспорту, з 10 вересня здійснюється без подання вантажної митної декларації.

Скороченню часу проходження митного оформлення, підвищенню достовірності даних, заявлених у деклараціях, розширенню механізму селекції ризиків сприятиме впровадження у діяльність митних органів процедури електронного декларування товарів. Визначено механізм проведення у жовтні – грудні поточного року експерименту з такого декларування. Затверджено типовий договір між Держмитслужбою та суб'єктами зовнішньоекономічної діяльності, які приймають участь в експерименті.

Спростити процедуру переміщення через кордон товарів у рамках виставкової, навчальної, наукової, культурної та гуманітарної діяльності дає можливість Конвенція про тимчасове ввезення (Стамбул, 1990), до якої у березні 2004 року приєдналася Україна (проект Закону України розроблено Держмитслужбою).

Вживаються заходи щодо оптимізації мережі пунктів пропуску через державний кордон України.

За пропозицією Держмитслужби Урядом санкціоновано відкриття пункту пропуску „Лужанка - Берегшурань” для здійснення вантажних перевезень через державний кордон України з Угорщиною автотранспортними засобами вантажопідйомністю до 3,5 тонни, а також без обмеження вантажопідйомності – засобами, що перевозять вантажі гуманітарної та технічної допомоги і товари в рамках реалізації інвестиційних проектів у Закарпатській області.

З метою подальшого вдосконалення структури митних органів України ліквідовано митні пости „Плетенівка”, „Тополі”, „Чугунівка” Куп'янської митниці, замість яких створені відповідні вантажно-пасажирські відділи. На базі вантажного відділу Карпатської регіональної митниці та митного поста “Мукачево” Чопської митниці створено митний пост “Ужгород-вантажний” Карпатської регіональної митниці. Створено митний пост „Фастів” Північної регіональної митниці.

З метою заохочення резидентів України до сумлінного ведення зовнішньоекономічної діяльності, розширення переліку заходів, що входять до режиму сприяння зовнішньоекономічній діяльності окремим вітчизняним підприємствам (постанова Кабінету Міністрів України від 14 квітня 1999 р. № 593), розроблено проект нормативного акту, який 29 червня затверджено постановою Уряду (постанова Кабінету Міністрів України №810).

Держмитслужбі надано право визначати підприємства та встановлювати по відношенню до товарів, що їм належать, спрощений порядок митного контролю та оформлення.

Спільно з Мінекономіки та ДПА затверджено критерії, за якими визначаються підприємства-резиденти, щодо товарів яких може встановлюватися спрощений порядок застосування процедур митного оформлення. Визначено перелік нормативно-правових актів Держмитслужби, положення яких можуть не застосовуватися до тих товарів підприємств – резидентів, щодо яких установлено спрощений порядок застосування процедур митного оформлення.

Налагодженню взаємовідносин між суб’єктами зовнішньоекономічної діяльності та митними органами сприяє постійна робота фахівців центрального апарату Держмитслужби щодо надання консультацій з реалізації положень нового Митного кодексу.

Відповідно до Указу Президента України "Про забезпечення умов для більш широкої участі громадськості у формуванні та реалізації державної політики" та з метою забезпечення прав громадськості на участь у підготовчій роботі щодо прийняття рішень з питань митної справи затверджено положення про участь суб'єктів громадського обговорення у підготовчій роботі щодо прийняття нормативно-правових актів з питань митної справи. Передбачено можливість та порядок залучення громадян, суб'єктів господарювання, їх об'єднань, консультативно-дорадчих органів, що представляють їх інтереси, до громадського обговорення та підготовчої роботи з розроблення проектів регуляторних актів з питань митної справи.

Проводилась робота з розвитку забезпечення гарантування доставки товарів до митниці призначення, а також створенню конкурентного середовища між суб’єктами господарювання у цій сфері.

Видано спільний наказ Державної митної служби України та Державного комітету України з питань регуляторної політики та підприємництва (“Про затвердження Ліцензійних умов провадження посередницької діяльності митного перевізника”), який дозволяє надавати суб`єктам господарювання статус митного перевізника.

Перевезення вантажів митними перевізниками між митними органами України здійснюється без застосування при цьому інших заходів гарантування доставки товарів до митного органу призначення (надання власником товарів гарантій митним органам; охорона та супроводження товарів митними органами; перевезення на умовах митної конвенції про міжнародне перевезення вантажів із застосуванням книжки МДП).

З метою демонополізації ринку надання фінансових гарантій митним органам (за рахунок розширення переліку фінансових установ, які мають право надавати митним органам фінансові гарантії за доставку вантажів) розроблено проект постанови Кабінету Міністрів України „Про внесення змін до Положення про надання митним органам України фінансових гарантій щодо обов'язкової доставки товарів до митниць призначення”, який прийнято Урядом 12 травня 2004 року.

Велася робота з удосконалення міжвідомчої взаємодії та координації при переміщенні та митному оформленні й контролі зовнішньоторговельних вантажів.

Укладено Угоду про співробітництво Державної митної служби та Державної адміністрації залізничного транспорту, якою визначено взаємовідносини відомств при здійсненні залізничних перевезень, а також забезпечення доставки товарів, що перебувають під митним контролем і переміщуються між митними органами України залізничним транспортом.

З метою реалізації цієї Угоди митною службою видано перші ліцензії на провадження посередницької діяльності митного перевізника залізницями України (Львівській, Придніпровській, Донецькій, Південній, Одеській та Південно-Західній).

10 вересня 2004 року підписано Угоду про співробітництво з Асоціацією міжнародних автомобільних перевізників України (АсМАП України) та Міжнародним союзом автомобільного транспорту (МСАТ). Угода направлена на забезпечення належного застосування Конвенції про міжнародні дорожні перевезення (МДП) на території України та захист економічних інтересів України і міжнародної гарантійної ланки МДП від наслідків можливих митних правопорушень.

Для налагодження чіткої взаємодії між міністерствами і відомствами в питаннях збирання, обміну та використання даних статистики зовнішньої торгівлі спільно з Держкомстатом, Мінекономіки, Мінфіном, ДПА та МЗС затверджено Основні напрямки удосконалення системи ведення єдиної бази даних про зовнішньоторговельні операції на основі уніфікованих стандартів і класифікаторів та з використанням сучасних засобів телекомунікації для забезпечення її інтеграції в інформаційну мережу центральних органів виконавчої влади.

Пріоритетним напрямком роботи продовжує залишатись питання забезпечення контролю за дотриманням чинного законодавства суб’єктами підприємницької діяльності при здійсненні зовнішньоекономічних операцій.

Посилено контроль за вивезенням з України деяких видів металопродукції (продукції з кольорових металів, шлаків, феросплавів тощо). Введено окремий порядок їх митного контролю та оформлення (за принципами комісійного догляду товару як при митному оформленні, так і при переміщенні через кордон в пунктах пропуску, залучення в обов’язковому порядку митних лабораторій та контролю з боку Центрального бюро аналізу ризиків та аудиту безпосередньо в процесі митного оформлення та можливість впливу на його хід при виявленні факторів ризику шляхом проведення відповідних контрольних заходів).

Приділено особливу увагу забезпеченню контролю за дотриманням суб’єктами зовнішньоекономічної діяльності чинного законодавства при здійсненні давальницьких операцій з цукром - сирцем тростинним та продуктами його переробки (комісійний контроль за ідентифікацією, завантаженням та вивезенням з митної території України готової продукції; обов’язкове дослідження та експертиза давальницької сировини та готової продукції Центральним митним управлінням експертної роботи та лабораторних досліджень; поетапний контроль за знаходженням та переміщенням територією України давальницької сировини та готової продукції; щоденний моніторинг митного оформлення операцій з переробки цукру сирцю).

За пропозицією Держмитслужби Урядом обмежено вивезення з України залізної руди неагломерованої та надано доручення відповідним центральним органам виконавчої влади щодо забезпечення належного нормативного врегулювання питання встановлення квот на цю продукцію.

Для упередження можливих негативних наслідків на ринку продовольчого зерна у результаті здійснення експортних операцій і виключення випадків незаконного відшкодування підприємствам-експортерам податку на додану вартість посилено митний контроль при експорті продовольчого зерна.

Особлива увага має приділятися договорам, поданим до митного оформлення посередниками. Митні органи зобов‘язано за можливості з'ясовувати, де було придбане зерно (на біржі, безпосередньо у виробника чи в іншого посередника); організувати тісну взаємодію з підрозділами податкових інспекцій, інформувати їх про експорт зерна, зокрема, продовольчого, що здійснюється посередниками, надавати інформацію про ціну, зазначену в договорі. При виявленні сумнівних операцій матеріали також мають бути направлені у правоохоронні органи.

З метою виключення випадків незаконного відшкодування ПДВ підприємствам-експортерам проводяться стовідсоткові огляди експортних податкоємних вантажів, а також щоденний моніторинг експортних операцій, вартість яких перевищує 500 тис. гривень; операцій через офшорні зони; за договорами комісії; коли відправник товару не є виробником; експорт декількома відправниками товарів одного найменування на адресу одного одержувача-нерезидента з розрахунком через одного комітента.

Спільно з ДПА запроваджено Порядок взаємодії митних і податкових органів при здійсненні державного контролю за експортом окремих видів товарів суб’єктами зовнішньоекономічної діяльності.

Зобов‘язано митні органи до закінчення процедури митного контролю в повному обсязі надавати податковим органам інформацію про вантажні митні декларації, прийняті до митного оформлення при експорті товарів з митної території України, які відповідно до визначених критеріїв ризику підлягають поглибленому аналізу та застосуванню додаткових форм митного контролю. Податковим органам надано можливість брати участь у контролі таких вантажів, а також бути присутніми при здійсненні митного огляду вантажу, проведенні досліджень, визначенні митної вартості товарів, що експортуються.

Визначені процедури обміну та використання інформації щодо експортних операцій при проведенні планових та позапланових перевірок діяльності суб’єктів підприємництва.

Удосконаленню механізму забезпечення законності виплат бюджетного відшкодування сум податку на додану вартість сприятиме прийняття розробленого Держмитслужбою проекту постанови Кабінету Міністрів України щодо зобов‘язання експортерів для відшкодування бюджетної заборгованості з податку на додану вартість подавати разом з іншими передбаченими законодавством документами імпортну митну декларацію країни призначення.

З метою запобігання підробкам документів, що відображають результати митного контролю, з жовтня поточного року вводиться їх захист спеціальними голографічними захисними елементами нового типу. В окремих випадках передбачено також захист документів контролю за доставкою вантажів та товаросупровідних документів.

Постійно ведеться робота з виявлення, розкриття та припинення митних правопорушень.

Порушено 275 кримінальних справ про контрабанду на суму понад 136,4 млн. гривень. З них у 216 справах на суму 81,6 млн. грн. реально вилучено предмети правопорушень, що у 2,9 рази більше за вартість реально вилучених товарів за відповідний період минулого року (28,2 млн. грн.).

Більшість кримінальних справ (61 % у 2004 р. проти 46 % у 2003 р.) порушено у відношенні особи, а не за фактом правопорушення, що сприяє їх подальшій судовій перспективі.

Направлено до суду 80 кримінальних справи про контрабанду на суму 6,1 млн. грн. (91 справ на суму 7,5 млн. грн. за 9 місяців 2003 року).

За фактами порушень митного законодавства складено понад 25,2 тисячі протоколів про порушення митних правил на загальну суму більше 576,5 млн. гривень.

Реально вилучено предметів правопорушень на суму 241 млн. грн. (на 49,2 млн. грн. більше, ніж за аналогічний період 2003 року). Зокрема вилучено: продовольчих та промислових товарів - на 181,1 млн. грн., в т. ч. одягу та взуття – на 31,9 млн. грн., цукру – на 10,1 млн. грн., тютюну та тютюнових виробів – на 3,7 млн. грн.; автомобілів - на 28,4 млн. грн.; національної та іноземної валюти – на 26,7 млн. гривень. У 575 випадках вилучалися наркотичні засоби та у 124 – культурні та історичні цінності). Середня вартість реально вилучених предметів по одній справі збільшилась в 1,5 рази.

Митними органами розглянуто в повному обсязі понад 5,9 тисяч справ про порушення митних правил, з яких 298 припинено. Митницями стягнуто штрафів на суму 1,28 млн. гривень.

На розгляд судів передано близько 17,7 тисяч справ про порушення митних правил (на загальну суму 448 млн. грн.), з яких судами розглянуто понад 14,9 тисяч (на суму 377,5 млн. грн.) та 1517 справ припинено (на суму 152,4 млн. грн.), що на 20 % менше, ніж у 2003 році.

Зменшилась кількість закритих органами прокуратури та досудового слідства кримінальних справ з 95 у минулому році до 48 - у поточному.

У 12 095 справах про ПМП застосовано конфіскацію предметів митних правопорушень загальною вартістю майже 131,2 млн. гривень, що у 2,3 рази більше за показник 2003 року (конфіскацію не застосовано у 1312 справах, загальна вартість предметів правопорушень за якими становила понад 93,9 млн. грн.). Судами накладено штрафів на загальну суму понад 3,9 млн. гривень (на 26 % більше).

Урядом подано до Верховної Ради України підготовлені Держмитслужбою проекти законів України „Про боротьбу з корупцією”, „Про внесення змін до Закону України „Про оперативно-розшукову діяльність”, „Про внесення змін та доповнень до Кримінально-процесуального кодексу України”, прийняття яких сприятиме підвищенню ефективності боротьби з митними правопорушеннями.

Вжито конкретних дій щодо пошуку резервів для виконання бюджетних завдань та забезпечення повноти бази оподаткування товарів.

Завдяки проведеній роботі за дев‘ять місяців 2004 року до Державного бюджету України перераховано податків та зборів на суму 12 млрд. 727,3 млн. грн., що на 3 млрд. 092,7 млн. грн. більше аналогічного періоду минулого року (9 млрд. 634,6 млн. грн.).

Збільшились фактичні надходження за всіма видами митних платежів: по ввізному миту – в 1,3 рази; по вивізному миту – в 3,0 разів; по акцизу – в 1,2 рази; по ПДВ – в 1,3 рази; по митним зборам – в 1,2 рази; по єдиному збору – в 1,1 рази.

Сума середньоденного перерахування платежів порівняно з аналогічним періодом минулого року зросла на 30,5 % і складає 68,4 млн. гривень.

Впроваджуються заходи з посилення контролю за правильністю визначення митної вартості, класифікації та визначення країни походження товару - як одного з основних напрямків по забезпеченню повноти стягнення податків.

Додаткові надходження до бюджету порівняно з відповідним періодом 2003 року зросли і становлять: від коригування митної вартості – 306,4 млн. грн. (більше в 1,4 рази); за рахунок посилення контролю за роботою з прийняття класифікаційних рішень - 39,8 млн. грн. (у 2,1 рази); за результатами перевірки сертифікатів про походження товарів - майже 18,4 млн. гривень (у 10,3 рази більше).

З метою посилення контролю за повнотою і своєчасністю справляння податків та зборів, забезпечення неухильного дотримання вимог законодавства з питань оподаткування на начальників регіональних митниць, митниць, митних постів покладено персональну відповідальність за повне та своєчасне справляння податків та зборів у зоні діяльності митниці. До основних завдань і функцій митного поста включено здійснення контролю за достовірністю класифікації товарів згідно з УКТЗЕД, визначення митної вартості та країни походження товарів, забезпечення справляння в повному обсязі податків, зборів в установленому законодавством порядку.

Удосконалено взаємодію митних органів і органів державної податкової служби під час проведення звіряння даних щодо обігу, обліку та погашення податкових векселів та здійснення контролю за цільовим використанням імпортованих товарів, митне оформлення яких здійснюється із застосуванням податкового векселя. Затверджено спільний порядок такої взаємодії та обміну інформацією з цього питання, а також порядок взаємодії митних і податкових органів при організації та проведенні спільних планових і позапланових перевірок суб'єктів зовнішньоекономічної діяльності.

З метою подальшого вдосконалення роботи митних органів із забезпечення дотримання законодавства при імпорті товарів легкої промисловості 4 червня 2004 року проведено розширене засідання колегії Держмитслужби за участю представників Уряду, заінтересованих центральних органів виконавчої влади, асоціацій та об’єднань. Як позитивне відзначено дії митної служби, спрямовані на захист інтересів вітчизняних виробників товарів легкої промисловості, та досягнуті при цьому результати.

До товарів легкої промисловості, що ввозяться в Україну, застосовується режим посиленого митного контролю та оформлення (митне оформлення тільки за умови подання попередньої вантажної митної декларації та внесення на депозит митниці всіх належних платежів; обов’язковий суцільний митний огляд; щоденний моніторинг митного оформлення імпорту одягу та взуття тощо).

На розгляд Уряду подано проект постанови Кабінету Міністрів України щодо встановлення обов‘язкового подання митної декларації країни відправлення при декларуванні митної вартості товарів, що ввозяться в Україну.

Затвердження зазначеної норми дасть можливість протидіяти ввезенню на митну територію товарів за заниженими цінами.

Недопущенню реалізації на внутрішньому ринку незаконно ввезених товарів сприятиме запровадження копії імпортної вантажної митної декларації у якості обов'язкового документу при оптовій торгівлі товарами, передбачене розробленим Держмитслужбою проектом постанови Кабінету Міністрів України, який підтримано Урядовим комітетом економічного розвитку та з питань європейської інтеграці ї.

Впровадження такого заходу дасть можливість встановлювати шлях надходження на внутрішній ринок, зокрема до оптового покупця, товарів, які відповідно до маркування та (або) документів обліку є товарами іноземного походження.

Обсяги бюджетних асигнувань на утримання Державної митної служби за січень - вересень поточного року виділено в повному обсязі.

Завершено облаштування та введено в експлуатацію за постійною схемою міжнародний автомобільний пункт пропуску на кордоні з Росією “Маринівка”, проведено засідання державних приймальних комісій по введенню в експлуатацію за постійною схемою пунктів пропуску “Юнаківка” (Сумська область) та “Ізварине” (Луганська область).

Проводилася робота з подальшого розвитку та вдосконалення міжнародного митного співробітництва.

У лютому підписано Меморандум про взаєморозуміння з Євромитницею, яким затверджено Робочу програму виконання Контракту технічної допомоги з реформування та модернізації митної служби України „Митниця 7” за програмою TACIS.

Відповідно до Контракту із загальним бюджетом 2 млн. євро, передбачається виділення 600 тис. євро на закупівлю комп’ютерного обладнання для Держмитслужби, подання допомоги у розвитку та оснащенні Центрального бюро аналізу ризиків та аудиту Держмитслужби, подальше удосконалення митного законодавства України та навчання фахівців митної служби України у різноманітних сферах митної справи. Проект передбачається реалізувати протягом 2004 року.

Укладено ряд міжурядових угод з питань співпраці та взаємодопомоги у митних справах, зокрема між Кабінетом Міністрів України й урядами Республіки Словенія та Великої Соціалістичної Народної Лівійської Арабської Джамагирії.

У червні підписано Угоду між Державною митною службою України та Державним митним комітетом Азербайджанської Республіки про співробітництво в боротьбі з контрабандою і порушеннями митних правил, а також з незаконним обігом зброї, боєприпасів, вибухових речовин, наркотичних засобів, і прекурсорів. Положення Угоди дають можливість більш ефективно боротися із зазначеними видами транскордонних злочинів, а також обмінюватися необхідною інформацією щодо них.

У вересні підписано спільну українсько-азербайджанську міжвідомчу Угоду про співробітництво у галузі підготовки та підвищення кваліфікації кадрів. Угода, зокрема, передбачає навчання фахівців митної служби Азербайджану в Академії митної служби України, а у майбутньому - навчання українських митників у Митній академії Азербайджану, яку планується відкрити найближчим часом.

Також, протягом січня – вересня поточного року підписано низку протоколів між Держмитслужбою та митними відомствами інших держав, зокрема:

Республіки Білорусь- щодо організації обміну інформацією про товари та транспортні засоби, що переміщуються через спільний кордон, а також щодо взаємодії з питань контролю митної вартості таких товарів;

Республіки Польща- про співробітництво у сфері митної статистики та щодо засвідчення документів при перевезенні товарів автомобільним транспортом в пунктах пропуску для автомобільного сполучення, а також досягнуто домовленостей про запровадження в експериментальному порядку спільного контролю на українській стороні легкових транспортних засобів та порожніх вантажних автомобілів, що виїжджають з України;

Китайської Народної Республіки- про співробітництво при обміні статистикою зовнішньої торгівлі;

Словацької Республіки- щодо організації обміну інформацією про товари та транспортні засоби, які переміщуються через митний кордон обох країн, про співробітництво в галузі інформації та методології статистики зовнішньої торгівлі, а також у сфері контролю митної вартості товарів, які переміщуються через спільний кордон.

Представники Держмитслужби залучалися до участі у засіданнях міжурядових комісій з питань торгово-економічного співробітництва, комісій з питань транспортного співробітництва, засідань робочих органів, створених на виконання Угоди про партнерство та співробітництво між Європейським Співтовариствами, їх державами-членами та Україною, засідань Виконавчої Ради Митної конвенції щодо міжнародних дорожніх перевезень із застосуванням книжки МДП та 107-ій сесії Робочої групи Європейської економічної комісії Організації Об‘єднаних Націй, засіданнях в рамках Єдиного Економічного Простору та держав-учасниць СНД, міжнародних конференцій, інших заходах міжнародної спрямованості.

Продовжувалася системна робота з інформування громадськості щодо діяльності митної служби України.

Проведено 100 прес-конференцій, надано 726 інтерв’ю керівного складу Держмитслужби та митних органів, підготовлено понад 1601 відеосюжетів для центрального (регіонального) телебачення, опубліковано і підготовлено майже 4,3 тисячі статей та інформаційних повідомлень.

Для поліпшення роботи у митних органах зі зверненнями громадян затверджено Порядок розгляду звернень громадян у Держмитслужбі, інших митних органах, спеціалізованих митних установах і організаціях.

Основні показники діяльності Держмитслужби
за 9 місяців 2004 року

Назва показника9 місяців
2003 року
9 місяців
2004 року
Зміни
"+", "-"
Забезпечення контролю за переміщення товарів та предметів
Оформлено вантажних митних декларацій (тис. шт.)1 498,41 731,0+ 232,6
З них у режимі:
експорт (шт.)
вартість товарів (млн. дол. США)
374 612
16 103
435 423
23 565
+ 60 811
+ 7 462
транзит (шт.)
вартість товарів (млн. дол. США)
235 172
18 930
252 435
19 793
+ 17 263
+ 863
імпорт всього (шт.)
вартість товарів (млн. дол. США)
487 492
15 772
575 743
20 283
+ 88 251
+ 4 510
 у т.ч. імпорт товарів ( на млн. дол. США), оподаткованих:
– митом 4 7776 090+ 1 312
– акцизним збором606781+ 174
– ПДВ (у грошовій формі)5 5077 038+ 1 531
Кількість суб’єктів, що здійснювали ЗЕД29 214 29 637+ 423
Пропущено громадян через митний кордон (млн. осіб)45,550,3+ 4,8
Пропущено транспортних засобів (тис. шт.)14 33615 215+ 879
Надано свідоцтв на реєстрацію автотранспорту, номерних вузлів та агрегатів (тис .шт.)38,827,0- 11,8

Забезпечення надходжень до Держбюджету

Перераховано до Держбюджету (млн. грн.)9 634,612 727,3+ 3 092,7
 з них:
- податок на додану вартість6 508,48 414,0+ 1 905,6
- акциз366,5428,4+ 61,9
- мито2 254,73 272,0+ 1 017,3
- митні збори444,6548,5+ 103,9
- єдиний збір41,045,8+ 4,8
Прийнято векселів по ПДВ (млн. грн.)3 588,54 783,2+ 1 194,7
Нараховані, але не сплачені до Держбюджету на підставі законодавчих актів, платежі (млн. грн.)9 788,311 565,2+ 1 776,9
Контроль за правильністю визначення митної вартості, класифікації та країни походження товарів
Прийнято рішень щодо коригування митної вартості65 95071 292+ 5 342
Додаткові надходження від коригування заявленої митної вартості товарів (млн. грн.)211,9306,3+ 94,4
Прийнято класифікаційних рішень12 83322 123+ 9 290
Додаткові нарахування платежів від класифікаційної роботи (млн. грн.)19,239,8+ 20,6
Перевірено сертифікатів про походження товарів19 61174 691+ 55 080
Додаткові надходження внаслідок рішень, прийнятих з питань визначення країни походження товарів (тис. грн.)1 78918 384+ 16 595
Перевірено сертифікатів на українські товари за запитами митних органів інших країн191221+ 30


CUSTOMS.GOV.UA

Россия: Цены и риски

Заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева встретилась с большой группой представителей японских и европейских компаний - производителей электронной и бытовой техники, чтобы обсудить проблемы контроля таможенной стоимости.

Как сообщила пресс-служба ФТС, на встрече были представлены компании «Сони», «Тошиба», «Панасоник», «Са-ньо», «Филипс», «Томсон». В беседе с Татьяной Голендеевой приняли также участие глава экономического отдела посольства Японии в РФ Ниими Дзюн и президент ассоциации РАТЭК Александр Пляцевой. Речь шла о контроле таможенной стоимости ввозимой техники и применении информационных писем ГТК (ФТС) России, содержащих справочную информацию о ценах на различные марки данной продукции.

Татьяна Голендеева разъяснила собравшимся, что порядок определения таможенной стоимости установлен законом «О таможенном тарифе», а основные методы и принципы определения таможенной стоимости соответствуют нормам Соглашения по таможенной оценке ГАТТ/ВТО.

Основным методом определения таможенной стоимости, как и во всех странах ВТО, является метод по цене сделки с ввозимым товаром. Заместитель руководителя ФТС отметила, что в России, как и во многих других странах, существует проблема достоверности заявляемых сведений о стоимости импортируемых товаров. Недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности нередко фальсифицируют товаросопроводительные документы и содержащиеся в них данные о товаре, в том числе о его наименовании, количестве, стоимости. Масштабы правонарушений в этой области достаточно велики, что негативно сказывается на пополнении федерального бюджета. ФТС России в рамках системы управления рисками осуществляет целый комплекс мер, направленных на выявление и пресечение возможных правонарушений в отношении таможенной стоимости товаров. Частью этой работы является подготовка информационно-аналитических материалов для низовых таможенных органов об ориентировочной стоимости отдельных товаров. Данные письма, разъяснила Татьяна Голендеева, не являются нормативными актами и не содержат какого-либо обязательного минимального уровня цен либо ценового коридора, а носят сугубо справочный, информационный характер. Заместитель руководителя ФТС России подчеркнула, что информационные письма, безусловно, нуждаются в обновлении по мере изменения конъюнктуры рынка. Большую помощь в их корректировке могут оказать производители той или иной техники. Именно предоставляемые ими сведения о выпускаемой продукции и ценах на нее должны лечь в основу информационных писем, которые будут готовиться и впредь.

Представители японских и европейских компаний заявили, что в настоящее время в условиях острой конкуренции на рынке ценовые различия между продукцией, реализуемой под марками японских, европейских и, например, корейских компаний не велика и главными ориентирами при определении стоимости должны быть технические характеристики изделия, а не страна регистрации компании. Согласившись с этим мнением, Татьяна Голендеева заявила, что ФТС России постоянно работает над обеспечением таможенных органов актуализированной информацией и готова рассмотреть вопрос о подготовке и рассылке таможенным органам дополнительной информации. Чем скорее в Федеральную таможенную службу будут предоставлены ценовые сведения о поставляемой в Россию продукции, тем скорее будут обновлены существующие информационно-аналитические материалы и подготовлены новые.

журнал "Таможня" 22.10.04

Виртуальная таможня

Украина: динамика водных грузоперевозок

Согласно оперативным данным Госкомстата Украины, объем грузоперевозок водным транспортом Украины (морским и речным торговым флотом совокупно) по итогам 9 месяцев т.г. составил 15.0 млн.т. (+10.8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) при грузообороте 11.2 млрд. ткм (+3.3% соответственно). Для сравнения: аналогичные показатели динамики соответствующего периода предыдущего года - +9.3%, +8.2% соответственно.

Доля водного транспорта в совокупном объеме грузоперевозок Украины по итогам 9 месяцев составила 2.46% (для сравнения: годом ранее - 2.1%). Динамика речной составляющей перевозок - +25.5% (годом ранее - +19.6%)

Доля водных перевозок сентября составила 2 млн.т. (+11% месячного роста), +10% по сравнению с сентябрем предыдущего года.

SeaNews

ЕС может сделать предложение Украине

Литва предлагает сформулировать официальные предложения о вступлении в Европейский Союз Украины и Молдовы, - пишет газета "Новые Известия".

На форуме Евросоюза, который в эти дни проходит в швейцарской Люцерне, обсуждались проблемы, возникшие в связи с вступлением в ЕС новых членов. Новым сюжетом повестки дня стали перспективы дальнейшего расширения на Восток. Литва предложила сформулировать официальные предложения о вступлении в союз Украины и Молдовы.

Разговоры о том, что Евросоюз перестанет прирастать новыми странами в 2007 году, после того как в него будут приняты Болгария и Румыния (вхождение в ЕС Турции - тема отдельной дискуссии), могут оказаться досужими. Во вторник, 19 октября, на очередном форуме ЕС в Швейцарии министр иностранных дел Литвы Антанас Валенис предложил партнерам обратить внимание на Украину и Молдову, которые буквально стучатся в двери Евросоюза, поскольку только здесь "могут получить гарантии стабильности и безопасности". Двери эти, посетовал литовский министр, однако, остаются для них закрытыми, что чревато разочарованиями и сомнениями. "Чтобы убедить Украину и Молдову сохранить выбор в пользу европейского пути, - считает г-н Валенис, - следует предоставить им перспективы полноправного членства в будущем".

Понятно, что позицию Вильнюса разделяют далеко не во всех странах ЕС, но, тем не менее, озвучена она не случайно. Молдова, а особенно Украина представляют для Старого Света новые рынки сбыта, что само по себе немаловажный аргумент в пользу их членства в ЕС. Но, скорее всего, за лоббированием их Литвой скрывается и политическая подоплека. Украина и Молдова не только географически находятся между двумя мирами - Западом (в данном случае Евросоюзом) и Востоком (читай - Россией), но и остаются в поле влияния обоих. При этом если Кишинев, судя по всему, окончательно определился с выбором и пытается уйти из-под московской опеки, то Киев, в зависимости от внутриполитической ситуации, делает резкие развороты то в одну, то в другую сторону. В Брюсселе понимают, что момент можно и упустить. И стараются поддержать прозападные настроения украинцев и молдаван, при этом не связывая себя серьезными обязательствами.

Между тем, Украина и Молдова всерьез рассчитывают уже в ближайшее время частично интегрироваться в ЕС. Леонид Кучма и Владимир Воронин обещали своим гражданам, что в 2007 году их страны получат статус ассоциированных членов Евросоюза. Но после того как выяснилось, что таковой не предусмотрен европейской конституцией, понятие "ассоциированный член" было заменено другим - "страны-соседи". Что оно может дать соискателям?

Для Молдовы статус "страны-соседа ЕС" означает, прежде всего, возможность "льготного проезда" ее граждан в страны шенгенской зоны. (Сегодня таковым пользуется Румыния: ее граждане могут без визы находиться в шенгенских странах в течение трех месяцев). Само собой, это крайне важно для экономики маленькой и бедной Молдовы, где рабочих мест практически нет, а четверть населения уже зарабатывает за рубежом, оставаясь там, однако, на нелегальном положении.

Украину в ЕС больше привлекает перспектива расширения экспорта отечественной продукции. Но и в Кишиневе, и в Киеве понимают, что реально шагнуть в ЕС они смогут только одной ногой. Полной интеграции мешает множество нерешенных проблем. Евросоюз, например, не устраивает, что в будущей соседке Молдове не урегулирован приднестровский конфликт, и Кишинев реально не контролирует ситуацию в своем восточном регионе. Более того, в Приднестровье весной будущего года готовятся провести референдум по окончательному отделению его от Молдовы. Ко всему на мятежной территории находятся российские войска с арсеналами бывшей 14-й армии, состояние которых больше 10 лет не дает европейцам спокойно спать.

В свою очередь, Украина погрязла в приграничных спорах с Румынией. Ранее Бухарест, недовольный строительством украинского судоходного канала "Дунай - Черное море", подал на Киев в Европейский суд за "вред, наносимый экологии придунайских стран". А на минувшей неделе МИД Украины передал послу Румынии в Бухаресте ноту по поводу "противоправных действий румынских пограничников" - румынское судно "Фронтиера" заблокировало главный навигационный фарватер Дуная, не пропустив в него украинский теплоход "Волга". Приструнить будущего члена ЕС Киев попросил Брюссель.

Кстати, постоянные пикировки с соседями (с Кишиневом у Бухареста сегодня тоже непростые отношения - молдавские власти не раз упрекали Бухарест во вмешательстве во внутренние дела своей страны) могут пойти во вред и самой Румынии. Эксперты Европарламента уже поставили под сомнение возможность вступления ее в ЕС в 2007 году, предложив повременить с этим год-другой. Мотивировалась такая постановка вопроса проблемами внутреннего порядка (в частности, ЕС обеспокоен таким массовым для Румынии явлением, как продажа за границу детей), а также нерешенными приграничными спорами

Деловая неделя

Группа высокого уровня по созданию ЕЭП проведет заседание в Киеве

Сегодня в Киеве начнется 16-е заседание Группы высокого уровня по реализации проекта создания Единого экономического пространства (ЕЭП) Украины, России, Беларуси и Казахстана. Участие в нем примет Первый вице-премьер-министр Украины, Министр финансов Украины Николай Азаров.
Напомним, что Группа высокого уровня по реализации проекта создания ЕЭП была создана во исполнение договоренностей президентов четырех государств-участников Соглашения о формировании ЕЭП, подписанного 19 сентября 2003 года.

Предусмотрено, что ЕЭП формируется с целью создания условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. Под ЕЭП понимается экономическое пространство, объединяющее таможенные территории сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проводится единая внешнеторговая и согласованная в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.

Предусмотрено формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, гармонизация макроэкономической политики и законодательств сторон.

ЛIГАБiзнесIнформ

Кучма: Приоритеты Украины - интеграция в Европу и НАТО, отношения с Польшей и Россией

«Основными внешнеполитическими приоритетами Украины остается интеграция в европейские и евроатлантические структуры, развитие отношений с нашими соседями, Россией и Польшей, обеспечение безопасности и стабильности в Европе», - заявил президент Украины Леонид Кучма, выступая перед иностранными послами по случаю вручения ими верительных грамот. Об этом сообщила ForUm’у пресс-секретарь президента Алена Громницкая.

Леонид Кучма подчеркнул, что Украина рассчитывает на активное содействие иностранных послов в донесении объективной информации об Украине правительствам и общественности своих государств, создании предпосылок для существенного углубления двустороннего диалога в политической, экономической, гуманитарной и других сферах.

По словам президента, «за 13 лет после провозглашения независимости Украина стала влиятельным членом мирового сообщества, активным участником международных процессов, последовательным поборником сохранения безопасности и стабильности на Европейском континенте и в мире. Он подчеркнул, что своими практическими шагами Украина доказала, что является надежным и предсказуемым партнером, который строит свою внешнюю политику на принципах взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества».

По информации Громницкой, сегодня президент Украины принял верительные грамоты от посла Республики Кения в Украине по совместительству Метью Батурина М’Итили, посла Республики Судан в Украине по совместительству Чол Денг Алака, посла Государства Эритрея в Украине по совместительству Теклая Минасье Асгедома, посла Объединенной Республики Танзания в Украине по совместительству Патрика Седжея Чокали, посла Мозамбика в Украине по совместительству Бернардо Марселино Черинды, посла Лаоской Народно-Демократической Республики в Украине по совместительству Тхонгсавана Фомвихана, посла Республики Перу в Украине по совместительству Хуана Умберто Умерес Альвареса, посла Новой Зеландии в Украине по совместительству Стюарта Вильяма Прайора, посла Исламской Республики Мавритания в Украине по совместительству Мохаммеда Махмуд Ульд Дахи.

forUm

ВнешЭкономСервис: Киев, 10 ноября, семинар "Система разрешительной документации и защита прав потребителя в торговой деятельности"

C Е М И Н А Р

СИСТЕМА РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ЗАЩИТА ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЯ В ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Сертификация товаров в системе УкрСЕПРО, гигиенические заключения МОЗ,
законодательство о Защите прав потребителя)

Компания организатор: «ВнешЭкономСервис»
Дата проведения: 10.11.2004
Место проведения: конференц-зал отеля “Казацкий” ул.Михайловская 1/3, ст.метро «Майдан Незалежности»

Описание семинара: это однодневная интенсивная сессия, ориентированная на: руководителей и сотрудников (администраторов) магазинов, отвечающих за наличие сертификатов, гигиенических заключений и других разрешительных документов; менеджеров по сертификации; руководителей и сотрудников экспортно-импортных подразделений, коммерческих отделов, отделов логистики.

Авторы и ведущие: представители Госпотребстандарта, Министерства охраны здоровья, ведущие специалисты-практики аутсортинговой компании «ВнешЭкономСервис».

В программе семинара:

  • Обзор действующего законодательства Украины;
  • Разрешительная система Украины;
  • Особенности сертификации в ВЭД. Виды сертификатов;
  • Порядок проведения сертификации продуктов различных видов;
  • Процедура признания результатов сертификации импортных товаров;
  • Необходимые документы, бланки, формы, основные требования;
  • Особенности сертификации различных групп товаров;
  • Информация об обязательной сертификации. Стоимость сертификации;
  • Основные принципы и общие правила системы сертификации УкрСЕПРО;
  • Законодательство о Защите прав потребителя;
  • Порядок организации и проведения проверок органами Госпотребстандарта;
  • Порядок выдачи гигиенических заключений;
  • Документы необходимые для получения гигиенических заключений;
  • Процедура получения, признания гигиенических заключений;
  • Стоимость гигиенического заключения;
  • Группа товаров на которые проведена госсанэпидэкспертиза.
Стоимость 550 грн.(в т.ч. НДС) за одного участника (для 2-3 го участника скидка 5%, 7 % соответственно)

В стоимость включены: обучение, информационно-консультациионное обслуживание, обсуждение докладов, обмен мнениями, раздаточный материал, CD диск с материалами семинара, именной сертификат, кофе-пауза, обед в ресторане отеля.

Детальная информация и контакты:
г. Киев пер. Козловского 4.оф.8 (Липки)
тел.: (044) 253-28-02, 451-44-57, 469-95-23
E-mail: viconst@ved.com.ua

Семинар является специализированным, расходы за участие, связанные с подготовкой, организацией, ведением производства относится к составу валовых расходов (ст. 5 ЗУ “О налогообложении прибыли предприятий”). Рассылка произведена на основании 34 ст. Конституции Украины.


ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В СЕМИНАРЕ

Название семинара, дата 
Фирма-участник 
Адрес, телефон (E-mail) 
Ф.И.О., должность участника 
Форма оплаты 
Дополнительные предложения, пожелания по темам семинаров 
 
 
Дата заполненияМ.П.подпись


MDoffice

Фраза дня

Если бы Бог хотел, чтобы мы думали только головой, он сделал бы нас Колобками

Анекдот из Интернет

- Какая разница между баночкой собачьего корма и мужчиной?
- В баночке наверняка есть хоть немного сердца и мозгов.

Перейти на WWW MD OFFICE http://www.mdoffice.com.ua
E-mail: mdoffice@mdoffice.com.ua
Рассылки Subscribe.Ru
Новости  ВЭД в Украине от
WWW MDOffice


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ua.law.mdoffice
Отписаться

В избранное