Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2008-10-21

[лист "Кооператор юга России"] Re[7]: По вопросу членства

Я, пожалуй, тоже объявлю о том, что это сообщение - последнее от меня по
данному вопросу.
Попробую ответить на те вопросы, по которым могу еще сказать что-то
новое.

1 По поводу налогообложения физлиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица.
Допустим, Вася берет 4 займа:
- на строительство дома,
- на покупку телевизора,
- на ремонт фермы в своем КФХ,
- на покупку кормов для КФХ.
Первые два займа могут быть выданы как наличкой, так и по безналу;
проценты на них могут быть уплачены так же либо налом, либо без. - на
налогообложение это не повлияет.
Вторые два займа, если они превышают установленный законом минимум
(сегодня - 100тыс. руб.) - могут быть выданы, погашены и проценты по ним
уплачены безналом. Иначе возможны претензии со стороны банков (впрочем,
на сегодня - не очень серьезные).

По займу на строительство дома Вася может получить стандартные
имущественные вычеты, согласно ст.220, п.1, п/п2 НК РФ. В том числе в
налоговые вычеты могут быть включены проценты, уплаченные по займу.
Единственное, что надо будет доказать - что заем был действительно
потрачен на строительство дома, а проценты были действительно уплачены.
Кроме того, если действует какая-то программа субсидирования физических
лиц по строительству жилья - Вася может этой программой воспользоваться.
В ДАННОМ СЛУЧАЕ НЕТ НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ - ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВОЙ КФХ ЭТОТ ВАСЯ ИЛИ
НЕТ.

По займу на покупку телевизора Вася ничего получить не может (в плане
налогообложения или субсидий). В ДАННОМ СЛУЧАЕ НЕТ НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ - КФХ
ЭТОТ ВАСЯ ИЛИ НЕТ.

По займам на ремонт фермы и покупку кормов. Вася получает деньги займа
на расчетный счет, ЭТА СУММА НИКАК НЕ ПОВЛИЯЕТ НА НАЛОГОВУЮ БАЗУ. Потом
Вася тратит их на установленные цели, ВОТ ЭТИ РАСХОДЫ УМЕНЬШАТ НАЛОГОВУЮ
БАЗУ. Потом Вася получит доход (например, от продажи молока), КОТОРЫЙ
УВЕЛИЧИТ НАЛОГОВУЮ БАЗУ. Потом Вася вернет заем, И ЭТА СУММА НИКАК НЕ
ПОВЛИЯЕТ НА НАЛОГОВУЮ БАЗУ. И теперь - внимание: ПРОЦЕНТЫ, уплаченные
по займу, УМЕНЬШАТ НАЛОГОВУЮ БАЗУ. И если действуют программы
субсидирования КФХ, то только эти два займа можно под эту программу
"подвести".
При этом единственное условие, которое нужно выполнить - доказать, что
заем, по которому платятся проценты действительно был использован на
деятельность, направленную на получение дохода (т.е. на деятельность
КФХ). Доказывается это обычным способом - путем предоставления
документов. ЗДЕСЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ВАСЯ БЫЛ ОФОРМЛЕН КАК ПБОЮЛ, ГЛАВА КФХ.

!!!!НО ЭТО НЕ ТРЕБУЕТ ДВОЙНОГО ЧЛЕНСТВА!!!!

2 По поводу "волнует-не волнует". Если в кооператив вступает ООО
"Васенька" и даже если наш дорогой Василий - его единственный
собственик, то мы имеем дело с юридическим лицом, субъектом
правоотношений. Это лицо имеет оформленное на него имущество,
определенные права и обязанности и ему в случае необходимости можно
предъявить гражданский иск.
Если же в кооператив вступило КФХ "Василий" - это "мертвая душа".
Владельцами имущества, носителями прав и обязанностей является все равно
физическое лицо, занимающиеся предпринимательской деятельностью - ВАСЯ.
И все соответствующие права и обязанности ДОБАВЛЯЮТСЯ К ТЕМ, КОТОРЫЕ У
ВАСИ ЕСТЬ, КАК У ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА. Такой порядок касается не только КФХ.
Все ИП рассматриваются законом как физические лица, принявшие на себя
дополнительные права и обязанности в связи с тем, что решили заняться
предпринимательской деятельностью. Так что никакой дискриминации КФХ тут
нету. И все договоры и расчеты будут вестись только с физическим лицом,
а не с КФХ - потому что второе не является субъектом правоотношений.
И теперь - самое главное, что здесь волнует. Если бы я была таким вот
членом с "раздвоением личности" - набрала бы в кооперативе кучу займов
на КФХ и возвращать бы не стала. Ага. А если вы - в суд, то я - к
адвокату. И поскольку
я - член кооператива с 1999 года, у меня членская книжка No 17 и я в
реестре членов значусь под номером 22;
а у вас договор с членом с 2001 года, имеющим членскую книжку No 56, с
номером в реестре 89,
ТО ДОГОВОР ЗАКЛЮЧЕН НЕ СО МНОЮ.
И предъявляйте претензии КФХ, сколько захотите (а ни один суд не
захочет, т.к. это законодательством не предусмотрено). Ну а дальше - всё
зависит от того, сколько я этому адвокату заплатила.
И ВОТ ЭТО - главное, что волнует по поводу разницы между ООО и КФХ. При
ООО - ЕСТЬ КОМУ ПРЕТЕНЗИИ ПРЕДЪЯВИТЬ.

Поэтому я пожалуй соглашусь с Валерием Анатольевичем (ГЫ-ГЫ, а то он
привык, что я с ним только спорю ;-)))). Единственная выгода от такого
двойного членства - это возможность обойти нормы кредитной политики
кооператива. Т.е. сначала мы на общем собрании эти нормы принимаем, а
потом помогаем своим членам их нарушать. САМИ СЕБЯ ОБМАНЫВАЕМ И
РАДУЕМСЯ, ЧТО МЫ ТАКИЕ ХИТРЫЕ.

И в заключение. Я хочу выразить искреннюю благодарность Татьяне
Андреевне за то, что эта тема была поднята. Думаю, у нас в стране целый
ряд кооперативов практикует подобные "выверты", даже не задумываясь над
последствиями. Точнее - не задумываясь до тех пор, пока эти грабли не
стукнут в лоб. Благодаря этой переписке можно эти "грабельки" убрать с
дороги.

Еще раз всем спасибо.
С уважением,
Овчинникова Людмила.

* Татьяна Андреевна Большакова <ikc-akh.belorechen***@r*****.ru> [Sun,
19 Oct 2008 18:00:20 +0400]:
> Людочка,
> 1) Имущество находящееся в совместной собственности КФХ используется
> КФХ, а личное имущество используется гражданином. Двойное членство это
> не необходимость, а расширение возможности.
> 2) Заёмные средства КФХ не попадают под налог на прибыль, но, прежде
чем
> их вернуть КФХ должно показать откуда они у него взялись (реализация
> выращенного товара). Ст 346.5 п.2 НК РФ не предусматривает затрат
> уменьшающих налогооблагаемую базу на погашение займа (есть только на
> уплату процентов), покупка дома, покупка даже земельного участка
> сельхозназначения, если его купили не у государства, а у граждан, да и
> есть ряд других примеров.Поэтому основанию, необходимо вначале
заплатить
> налог, а потом погашать займ.
> 3) Ипотечный займ определяется не кредитной политикой кооператива, а
> Постановлением Правительства РФ, средства закладываются в бюджете РФ и
> субъекта и Правила они же устанавливают где прописаны льготы для
молодых
> семейных граждан России. Там пока льгот для КФХ нет.
> 4) В том что КФХ не относится ни к одной из поименованных категорий не
> только в ФЗ No193, но и в ГК РФ самый большой юридическеий казус. Не
> буду
> повторяться с аргументами. Но доказать, что к этому объединению
граждан
> применяются правила гражданского Кодекса регулирующие деятельность
> юридических лиц возможно (это я сделала в своём юр. анализе) и на этом
> основании принимаем второго члена по правилам юр. лица.
> И всётаки, почему никого не беспокоит если двойную порцию займов
> получит Вася и ООО "Вася", организованное одним лицом, и почему то все
> обеспокоились, что получит займ Вася и КФХ "Вася", образованное
большой
> семьёй Василия.
> Я предложила для Василия возможности развить свой семейный бизнес и
> воспользоваться ипотекой (например), тоесть то что он не может сделать
в
> рамках КФХ и ему необходимо было бы брать кредит в банке, а мы
> предложили ему вариант стать вторым членом. К тому же он съэкономит на
> налогах. Если у такого заёмщика возникнут проблемы мы продадим его
> имущество. Мы ему не даём займов больше чем он может обеспечить.
> С уважением Т.А.Большакова
>

   2008-10-21 16:08:32 (#783762)

[лист "Кооператор юга России"] Проблемы, возникающие при создании и функциониров

Проблемы, возникающие при создании и функционировании кредитного кооператива
на Ставрополье (Материалы для конкурса "Открытость во имя развития")

Автор: Е.А. Помотова, исполнительный директор СПКК "Резерв"
Источник: сайт "Сельская кредитная кооперация России", http://www.ruralcredit.ru/506/1029/1030/1052/
Дата публикации: 20 октября 2008 года

Создание кооператива - это перспективный путь, по которому пошли многие сельхозтоваоропроизводители
из различных регионов нашей страны. В России сельхозкооперация развивается уже
много лет. Но основной импульс к созданию и деятельности большинства кооперативов
был дан благодаря реализации национального проекта "Развитие АПК". Активное создание
кооперативов в процессе реализации данного проекта свидетельствует о существующей
потребности в микрофинансовых услугах на селе.

До нацпроекта уже существовала сформировавшаяся система сельской кредитной кооперации.
И вновь создаваемые кооперативы должны были найти свою, еще никем не освоенную
нишу.

В Ставропольском крае найти такую нишу было несложно, поскольку кооперация здесь
находится, можно сказать, на очень слабом уровне развития. Из зарегистрированных
кооперативов реально свою деятельность осуществляют не более 25 %. Есть кооперативы,
которые фактически не скрывают, что целью их деятельности является извлечение
прибыли, и выдают займы под 5 % в месяц.

Свою необходимость вновь созданные кооперативы почувствовали сразу. Мелкие и
средние сельхозтоваропроизводители всегда испытывали трудности в изыскании денежных
средств в отличие от крупных хозяйств, у которых есть возможность привлекать
инвесторов. Крупными кредитными организациями края не принято мер по созданию
более доступной системы кредитования малых форм хозяйствования. Это и неудивительно
- ведь в Ставропольском крае нет ни одного местного банка. Все банки являются
филиалами кредитных учреждений других регионов, им невыгодно открывать свои представительства
в районах края. В результате этого, Северо-Кавказский банк Сбербанка России и
Россельхозбанк являются фактически монополистами и диктуют очень жесткие условия
кредитования. По этой причине остается низким охват населения, ведущего личные
подсобные хозяйства, и небольших фермерских хозяйств, не имеющих достаточной
залоговой базы.

Для работы в крае кредитных кооперативов необходима инициатива потенциальных
членов - мелких и средних сельхозтоваропроизводителей.

Но и тут есть ряд проблем, с которыми столкнулись вновь созданные кооперативы.

Зачастую в крае о национальном проекте "Развитие АПК" и существовании кооперативов
знают лишь в администрациях и управлениях. Незрелость социальной базы кооперативного
движения, выражающаяся в значительной территориальной рассредоточенности К(Ф)Х,
привела к тому, что сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы
Ставрополья зарегистрировались в крупных городах и районах края и перестали выполнять
свою основную функцию - удовлетворение потребностей сельчан.

Часто мнение о кооперативах искажается. Жители села не могут осознать, что СПКК
- это наиболее легкий доступ к финансовым ресурсам. Кооперативы воспринимаются
как очередной эксперимент, не имеющий будущего. Конечно, причина - в недостаточном
уровне знаний сельского населения о кооперации, дефиците навыков хозяйственного
самоуправления, психологической неготовности к самостоятельному кооперированию
и налаживанию партнерских отношений.

При создании кооператива нам пришлось самостоятельно разрабатывать внутренние
документы СПКК. Недостаточно развита в Ставропольском крае система кооперативного
образования, слаба сеть информационно-консультационных служб, нет квалифицированных
кадров, способных помочь развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Эта ситуация побудила нас обратиться к опыту кооперативов Саратовской, Волгоградской
областей и Чувашской Республики.

Велика роль социальных институтов (телевидение, газеты, экономические учреждения
и т.п.) в повышении финансовой грамотности населения, когда с людьми говорят
о деньгах в простой и доступной форме, что могло бы привлечь население в кооперацию.
Но в Ставропольском крае местные СМИ не способствуют повышению грамотности сельского
населения, а зачастую, наоборот, вводят в заблуждение людей, публикуя искаженные
факты о деятельности кредитных кооперативов.

На Ставрополье не сложилась двухуровневая система, в основном, по причине крайне
низкого уровня материально-технического, финансового состояния кооперативов и
недостатка оборотных средств, да еще в условиях жесткого диспаритета цен, в итоге
кооперативы не сотрудничают, а конкурируют между собой.

Для того чтобы сделать доступными для кооперативов кредитные ресурсы, требуется
создать за счет бюджетных средств гарантийный залоговый фонд. Работа в крае по
данному направлению ведется, и 2 октября 2008 года на заседании краевой думы
в первом чтении был принят краевой Закон "О Залоговом фонде", но будет ли он
работать, пока неизвестно. Вдобавок к этому необходимо выстроить целую сеть кредитных
кооперативов.

Также законодателями Ставрополья было принято решение, в соответствии с которым
с октября текущего года все кредитные учреждения Ставропольского края, в том
числе и кредитные кооперативы, должны предоставлять информация об объеме привлеченных
кредитов и займов по направлению Госпрограммы "Повышение финансовой устойчивости
малых форм хозяйствования на селе" по форме ГП-20 еженедельно (в четверг) и ежемесячно
не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, в рамках реализации мероприятий
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2010 годы в Министерство
сельского хозяйства. Может быть, региональные власти, наконец, задумаются о том,
чтобы заложить в бюджет края статью для развития кредитной деятельности в кооперативах.

Причины недостаточного уровня развития сельскохозяйственной потребительской кооперации
кроются в вопросах, требующих внимания органов власти, которые невозможно решить
силами одних кооперативов:
- отсутствие краевого залогового фонда;
- недостаточная информированность населения о кредитной кооперации;
-жесткие условия банков для получения кредита кооперативом, причем на фоне нарастающего
кризиса, они могут стать еще более жесткими.

Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив "Резерв"
355000, г. Ставрополь, ул. Ломоносова, 23
тел./факс. 8 (8652) 35-62-98

   2008-10-21 08:04:22 (#783689)