Тысячи студентов испанских государственных вузов проводят в четверг по всей Испании митинги и демонстрации протеста против политики правительства в области образования, передает испанское информационное агентство EFE.
Инициаторами и организаторами выступлений стали многочисленные студенческие движения "Анти-Болония", созданные в последнее время по всей стране, и профсоюзные студенческие объединения, пишет РИА Новости. Студенты и присоединившиеся к ним преподаватели ряда вузов выступают против внедрения в систему образования положений так называемого Болонского процесса, ведущего, по их мнению, "к приватизации образования, превращению его в доходный бизнес в ущерб малоимущим слоям населения".
"Нынешняя реформа не исходит из академических, методологических или образовательных целей, а исходит лишь из экономических целей... Эта переориентация исключает из университета все, что было направлено на академическое обучение граждан и развитие академических знаний, потому что подчиняется новым, так называемым социальным потребностям, разрушает достойное академическое образование и удорожает получение студентами профессиональных знаний", - приводит агентство EFE выдержки из заявления профсоюза студентов.
Десять лет назад, в июне 1999 года, министры образования 29 европейских стран приняли в итальянском городе Болонья декларацию "Зона европейского высшего образования" или "Болонскую декларацию", целью которой является сближение и гармонизация систем образования европейских стран для создания единого европейского пространства высшего образования. Так называемый Болонский процесс, к которому Россия присоединилась в 2003 году и в котором уже участвуют 46 стран, должен завершиться к 2010 году.
Болонский процесс предполагает, в частности, введение однотипных образовательных циклов (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры), единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимное признание академических квалификаций.
В Испании новая система образования вызывает серьезные споры и сопротивление. По мнению многих студентов и преподавателей, процесс унификации образовательных систем может привести к потере качества получаемых студентами знаний, необоснованной перегрузке студентов и профессоров, исчезновению из образовательного процесса "нерентабельных" с точки зрения рыночной экономики профессий, высоким ценам на получение степени магистра и, соответственно, исключению из этого процесса малоимущих слоев населения.
Протест студентов выражается в проведении забастовок, митингов и маршей протеста, бойкоте учебных мероприятий, публичных выступлениях. Протестующие требуют проведения в стране референдума по вопросу внедрения Болонского процесса.
Власти же считают, что нет необходимости проводить в стране референдум и что основная проблема студентов заключается в низкой или ложной информированности.
Так, многие студенты уверены в том, что в ближайшей перспективе исчезнет система стипендий, которую заменит система кредитов и ссуд на получение образования. На деле же, как отметила на днях в телеинтервью министр науки и инноваций Кристина Гармендиа (Cristina Garmendia), обе системы будут сосуществовать. Более того, ссуду на получение высшего образования государство будет выдавать на 20 лет и без процентов по следующей схеме: первые пять лет после окончания обучения молодой специалист вообще не должен ничего платить, следующие 15 лет он должен по схеме возвращать ссуду в ее первоначальном объеме, то есть без процентов и перерасчетов. В случае же, если его годовой доход составит менее 22 тысяч евро, он будет освобожден от выплат. Размер ссуды может достигать 30 тысяч евро.
По словам Кристины Гармендиа, одна из основных идей Болонского процесса - сделать так, чтобы учебный процесс из процесса простого, часто пассивного получения знаний превратился в активный процесс обучения навыкам той или иной профессии. "Не просто знать что-то, а знать, как сделать что-то - этот принцип требует, конечно же, большего участия студента в активном учебном процессе, что, естественно, вызывает сопротивление", - отметила министр.
По мнению ректора Университета Карлос III Даниэля Пеньи Санчеса де Риверы (Daniel Pe?a S?nchez de Rivera), уже внедрившего принципы "Болонской декларации" в учебный процесс своего университета, один из главных положительных моментов Болонского процесса является гибкость в выборе специальности и модернизация методологии обучения.
На днях министерство науки и инноваций открыло два сайта - www.queesbolonia.es и www.boloniaensecundaria.es, созданных специально для информирования населения по темам, связанным с Болонским процессом.