Тот факт, что европейские наблюдатели отметили некий прогресс в ходе состоявшихся 12 мая 2007 года выборов в Народное собрание Армении по сравнению с аналогичным электоральным процессом 2003 года, по сути, должен восприниматься официальным Ереваном как достаточно прозрачный сарказм. Вспомним культового булгаковского Полиграфа Шарикова, которого можно было назвать человеком исключительно в сравнении с его прежней мохнатой и четвероногой ипостасью. Хотя, как нам известно из финала гениального произведения, кошкодав Шариков не стал человеком, даже став двуногим, чем весьма расстроил и разочаровал профессора Преображенского. Вся разница заключается лишь в том, что несчастный хирург искренне лелеял определенные надежды на успех своего сенсационного проекта, а международное сообщество, в том числе, влиятельные европейские структуры, изначально знали, что выборы в армянский парламент четвертого созыва – не что иное, как фарс, причем весьма мелкого пошиба. Профессор Преображенский, во избежание дальнейших идиотских поступков своего подопытного, превратил его обратно в дворнягу, и я не сомневаюсь, что Совет Европы в самые ближайшие дни также низвергнет руководство Армении с ветхого пьедестала «поборников демократии» в пучину международного позора.
А пока господин Платвоет сотоварищи готовит подробный отчет об истинном положении дел в Армении, в котором (с условием, что Платвоет действительно адекватен) должны быть зафиксированы многочисленные факты правонарушений в ходе предвыборной кампании властных структур и импровизации Центризбиркома при подсчете голосов избирателей. Тем временем, свою оценку уже дали представители НАТО и Госдепа США, по мнению коих, выборы, по большому счету, не соответствовали нормам международного права. При этом указанные господа настоятельно порекомендовали армянским властям скрупулезно проанализировать все имевшие место нарушения и самым строгим образом покарать провинившихся. То есть Запад фактически предлагает действующему руководству Армении в полном составе повеситься.
Однако едва ли подобная перспектива устроит как руководство Армении, так и кремлевское руководство руководства Армении. Об этом можно судить хотя бы по характеру заявления МИД России по рассматриваемому вопросу: «Парламентские выборы были организованы на базе нового избирательного законодательства Армении, в котором нашла отражение апробированная в европейских странах прогрессивная электоральная практика. Голосование прошло в стабильной обстановке при высокой активности избирателей. Подготовка и проведение выборов в целом соответствовали общепринятым демократическим стандартам, подтвердив произошедшие в политической системе Армении в последние годы прогрессивные изменения». То есть, поствыборный политический расклад в Армении полностью устраивает Москву, и я уверен, что Москва уже сегодня советует своим ереванским друзьям не переживать особо по поводу ожидавшихся негативных оценок представителей НАТО и Госдепа, что, впрочем, Кочарян на пару с Саркисяном вроде и не собирались делать.
Но давайте попробуем разобраться, что осталось вне поля зрения европейских наблюдателей в день голосования 12 мая. Прежде всего, лузеры от оппозиции, не просочившиеся в новоизбранный парламент, настаивают на том, что власти применили новые технологии, позволяющие нарушать избирательное законодательство практически незаметно для постороннего взгляда. В частности, оппозиционеров насторожило большое число избирателей, являвшихся на участки с совершенно новыми паспортами. Фишка, которую условно назовем «Мертвые души», по их мнению, заключается в следующем:
В паспортах, выпущенных властями за два-три месяца до дня голосования (не менее 300 тысяч экземпляров) и оформленных на скончавшихся граждан, указаны их конкретные имена, фамилии и адреса. Полагаю, спорить о том, что прошедшие парламентские выборы при всем их несомненном знаковом значении, эксклюзивны все же не до такой степени, чтобы в избирательные участки являлись с того света. Между тем, получается, что являлись, правда, в паспортах на имя умерших граждан были вклеены фотографии иных лиц, коих даже при поверхностном осмотре сложно назвать сыгравшими в ящик. Как раз эти господа и принимали активнейшее и, что самое главное, неоднократное участие в голосовании. А если вспомнить, что во время тотального вступления граждан в РПА и «Процветающую Армению» (партии, набравшие самые многочисленные голоса), партийные клерки требовали у новоиспеченных «республиканцев» и «баргавачей» сразу несколько фотографий, есть все основания утверждать, что последние в день голосования носили в кармане (пожалуй, в карманах), как минимум, с десяток паспортов, и, соответственно, проголосовали аналогичное количество раз в различных избирательных участках. По самым ничтожным подсчетам наблюдателей от оппозиционных сил, этим манером было сфальсифицировано около полумиллиона голосов.
Впрочем, прогресс действительно налицо. Надо полагать, в 2003 году за РПА голосовали «полтора миллиона жертв» виртуального «геноцида армян»...
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, в ходе совместного заседания палат парламента, представляя проект поправок в Конституцию РК, предложил сократить срок президентских полномочий с семи до пяти лет. Президент заявил: "Мы хотим подчеркнуть твердость наших демократических устремлений". Вместе с тем, президент уточнил, что в случае принятия данной поправки "эта норма будет действовать после 2012г.".
Напомним, что в 2012г. заканчивается нынешний срок пребывания самого Н.Назарбаева в должности президента страны, передает РБК .
Кроме того, президент предложил проводить выборы в нижнюю палату парламента (Мажилис) парламента "исключительно по партийным спискам" и увеличить численность депутатов на 30 человек, а численность членов верхней палаты парламента (сената) - увеличить на 8. При этом часть депутатов будет предлагаться по согласованию с Ассамблеей народов Казахстана, отметил глава
государства.
По предложению президента, совместные заседания палат парламента будут созываться исключительно "по очень важным вопросам". Кроме того, из Основного закона страны исключается норма о том, что депутат парламента не связан императивным мандатом.