Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Икренне о разном

  Все выпуски  

Дискуссия вокруг памятника жертвам Холокоста в Берлине



Дискуссия вокруг памятника жертвам Холокоста в Берлине
2016-12-23 19:37
Оригинал взят у 20history в Дискуссия вокруг памятника жертвам Холокоста в Берлине


Не так давно я опубликовал у себя запись Каким должен быть мемориал жертвам Холокоста в Германии. В своём репортаже я упомянул о том, что «мемориал жертвам Холокоста в Берлине вызывает много споров и противоречий». И, действительно, стоит почитать комментарии к записи, которую я продублировал в некоторых сообществах в ЖЖ и на Фейсбуке, как сразу станет ясно, что не всё так просто с этим мемориалом. В этой заметке я приведу доводы сторонников и противников проекта, а в заключении расскажу о своём отношении к мемориалу жертвам Холокоста.

Противники (имя/ник пользователя фейсбука или ЖЖ, потом комментарий; орфография и пунктуация авторов сохранена):

Chinara Harjehusen: Самый неудачный мемориал жертвам холокосты; туристы, местные жители летом загорают на теплых от солнца плитках. Устраивают фотосессии, используют как обеденный стол, справляют нужду и пр. За всеми на такой огромной территории не уследить

Eugen Stejner: Маразм немецкий

Андрей Мещеряков: Еще там в догонялки играют, прятки и просто друг друга пугают в местах, где блоки высокие, выпрыгивая из-за них. Визги и вопли - в порядке вещей там.

Eugen Stejner: Ну у немцев фантизии нет, что поделаешь? Наверняка не согласовано с еврейской общиной города..

      Chinara Harjehusen: Все было согласовано с общиной. Был большой конкурс проектов и пр. Выбрали неудачный

             Eugen Stejner: Как всегда ��

Chinara Harjehusen: Участок был выделен большой для мемориала. Не знали, чем его заполнить. Для чего-то грандиозного не было средств. Вот и выбрали проект поля из прямоугольных камней, должных напоминать бараки в концлагерях...
Еврейский музей в Крейцберге, его часть о холокосте много интересней и оригинальней, чем это поле из серых прямоугольников на разных уровнях.
У многих людей кстати голова кружится после блуждания в волнообразном лабиринте


Ilona Ila Vovchyk: Да, оскорбительный мемориал. И убогий

Андрей Мещеряков: А Вы в Дахау были? Есть версия, что мэр Мюнхена с женой повесились после того, как их туда привезли после освобождения города и окрестностей союзниками. А австрийские лагеря не посещали? судя по мнениям тех, чьи родители там содержались, там в воздухе смерть до сих пор стоит. И никто понять не может, как там могут жить люди сегодня. Я никогда не мог решиться на посещение подобных мест, потому что слишком впечатлителен и отпуск пошел бы насмарку((

real_polkan: Это не памятник погибшим евреям. Это памятник распоясовшимся идиотам мегаломанам еврейского происхождения, привыкшим навязывать свои вкусы и мнения всем вокруг.

a000796: потому что посещение мемориала - это не осознанное действие, а тренд. Немецкие школьники, которых везут в Берлин на экскурсию, ставит посещение мемориала на одно из первых мест программы. И что им делать, когда их привозят на поле каменных плит? Ответ - прыгать между ними и делать селфи "губки бантиком"


Сторонники:

Владимир Данилов: Это самый сильный и самый пронзительный памятник, который я когда-либо видел. По силе воздействия с ним могут сравниться только берлинские же плитки у подъездов и сожжённые книги. Ничего более "цепляющего" мне не попадалось по всем мире.
Просто нужно в него погрузиться. Это требует определённых усилий.
В двух словах (я с телефона и уже глубокая ночь).
Сначала ты идёшь и тебе кажется, что все нормально, ничего особенного не происходит. Подумаешь, плиты по колено. Вокруг, в поле зрения, все прекрасно. Город, ездят машины, играют дети. Ничего не происходит. Потом, по мере продвижения, ты не успеваешь заметить момент перехода, а над тобой уже только глухие темные бетонные плиты. И нет больше ничего. И никого.
Именно так это и работает. Именно этим и страшен на самом деле холокост. Да и не в холокосте дело. Любое действительно страшное насилие начинается с плавного ненавязчивого проникновения. И опаснее этого нет ничего.
Мемориал как раз об этом.


Elena Veselago: В этом и смысл, чтобы на мемориале жертвам шла жизнь. Во всех формах. Отличный живой мемориал.

Oleg Kras: в этом-то и смысл и задумка автора, кстати не немца)

julia2000: вы знаете, ваши чувства понятны. Но там большинство так и фотографируются. Страшно сказать, у меня тоже есть такое фото. Мне кажется, что этот мемориал не только скорбь по ушедшим, но и радость бытия. Иначе, он не стоял бы так в открытом доступе, а находился бы в месте, где надо ограничивать эмоции. А так там дети в прятки играют днем.

Oleg Kras: сколько хожу мимо летом ни разу ничего не видел подобного, вы придумали? смысл? [про посетителей, устраивающих фотосессии, загорающих и справляющих нужду на территории комплекса]

villainmexican: Настоящий мемориал не просто стоит посреди города бетонным куском говна в виде плачущей матери, а передает переживания, заставляет испытать чувства жертв трагедии. Это круто.


Конечно, не обошлось без рассуждений на тему «пора бы»:

svintuson: Пора уже немцам создавать еще один мемориал - русским, украинцам и остальным жертвам. Не только евреи пострадали от немцев. И наверное всё опять повторится. Немцам всё также хочется быть первой нацией Европы. Ничему к сожалению не учатся.

real_polkan: Пора уже немцам вспомнить о миллионах собственных соплеменников, уничтоженных после капитуляции.



Источник: Wikipedia

Я себя определённо отношу к сторонникам мемориала жертвам Холокоста в Берлине. На мой взгляд, перед властями ФРГ стояла невероятно трудная задача. Невозможно в полной мере осмыслить Холокост, постигнуть его разумом и найти ему здравое объяснение. Поэтому и памятник жертвам Холокоста по определению должен быть непохожим на другие памятники. Определённо что-то есть в деконструктивистком подходе автора проекта, который не дал объяснения ни символизму бетонных плит (бараки концлагеря? надгробные камни? печи крематория? что-то другое?), ни их количеству. Человек, пытающийся понять смысл этого мемориального комплекса, попадает в ситуацию человека, постигающего трагедию Холокоста – любой ответ будет и верным, и неверным одновременно.

Знакомство с мемориалом – это индивидуальное переживание. Каждый испытывает свои личные эмоции, гуляя между бетонными плитами и теряясь в них. И это здорово. То, что мемориал расположен в центре германской столицы и то, что о нём до сих пор спорят, говорит об актуальности и нужности проекта.

Очень важно подчеркнуть, что, вероятно, я не был бы сторонником проекта, если бы он состоял только из бетонных плит. Почему-то комментаторы забывают о том, что в состав комплекса входит большой информационный центр. Каждый раз, будучи в районе мемориала, я спускаюсь вниз, чтобы почерпнуть что-то новое для себя. Среднестатистический неспециалист запросто может провести в информационном центре часа два, получив неплохие базовые знания.

Некорректно сравнивать этот мемориал с другими местами памяти – бывшими гетто, концлагерями и лагерями смерти. Разумеется, посещение этих мест тоже строго обязательно для любого образованного человека. И эти типы мемориальных комплексов никоим образом не конкурируют друг с другом. Надо ехать и к мемориалу жертвам Холокоста, и в расположенные неподалёку от Берлина бывшие концлагеря Заксенхаузен и Равенсбрюк, и в Дом Ванзейской конференции, и в Еврейский музей, и в другие места – было бы столько времени.

Ну и, наконец, про бегающих детей и школьников, делающих селфи на фоне мемориала. Если бы всё это противоречило задумке автора проекта, он бы использовал другие архитектурные решения. По плитам можно бегать и прыгать, раз они не за забором. Между ними нужно и можно ходить, теряться, снова находиться – вот дети и играют в прятки, это вполне естественно. За всеми этими решениями стоит, как мне кажется, вполне логичное желание привлечь людей к мемориалу. Сначала попрыгав по плитам (что, конечно, не рекомендуется администрацией комплекса), человек почти сразу задастся вопросом – а что это, собственно, за место? И начнётся процесс познания – ведь мы знаем, что лучше всего мы учимся новому, находя ответы на свои вопросы. А раз мемориал вызывает столько вопросов, то и ответы должны быть соответствующими. Мемориал не являятся историческим местом сам по себе – на этом месте не стоял концлагерь, здесь не производили массовых расстрелов евреев. Оскорбляет ли бегающий между плитами ребёнок память жертв Холокоста? Не думаю. В бывшем концлагере – да, на еврейском кладбище – да, но здесь – нет.

Про аргументы любителей начать фразу с «пора бы» говорить долго не буду. Упомяну только некоторые мемориальные комплексы, посвящённые нееврейским жертвам нацистов:

Советским гражданам, погибшим во время войны:
  1. Трептов-парк со знаменитым Алёшей
  2. Германо-российский музей Карлсхорст (совершенно великолепный)
  3. Мемориал в парке Шёнхольцер Хайде
  4. Мемориал павшим советским воинам в Тиргартене (в двух шагах от Бранденбургских ворот)

Другим группам (все находятся в пешей доступности от мемориала жертвам Холокоста):
  1. Мемориал жертвам нацистской программы эвтаназии (т.н. "Акции Т4" – немецкие граждане-инвалиды, душевнобольные и т.п.)
  2. Мемориал гомосексуалам-жертвам нацизма
  3. Мемориал погибшим синти и рома (цыганам)

Я уверен, что даже этот ответ не убедит всех противников проекта стать его сторонниками. Дискуссия вокруг мемориала жертвам Холокоста в Берлине будет продолжаться ещё долго. И это прекрасно.


Не смог и я
2016-12-23 23:01
Оригинал взят у a_tushin в Не смог и я



Только ленивый или очень занятой не черканул пару слов о том бардаке, который творился сегодня в ЖЖ… и я не смог. Но бардак – бардаком, а меня в этих злоключениях прибило другое...

За почти два года блогерства в ЖЖ такой статистики я еще не видал!



Не удивлен, что символом площадки является козел. Для козла такие скачки раз плюнуть, судя по всему, а вот моя неокрепшая психика с них просто офигивает! ;))

Кстати, замечу, на LiveDune этого скачка не видно:




А вас, друзья, тоже покалбасило как меня или нет?





В избранное