Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
30 сентября 2010, четверг


PlayBook от RIM сможет конкурировать с iPad

Сможет ли планшет PlayBook компании Research in Motion (RIM) успешно конкурировать с Apple iPad и Samsung Galaxy Tab? Сейчас предсказать это сложно, однако с большой долей уверенности можно утверждать, что PlayBook будет иметь преимущество в корпоративном сегменте, сообщает eWeek. Кроме того, важно учитывать специфику растущего рынка планшетов и его возможные изменения в ближайшие кварталы.

Как и Galaxy Tab, PlayBook оснащается 7-дюймовым мультисенсорным емкостным экраном. Благодаря этому он легкий, достаточно компактный для ношения в сумке, его можно держать в одной руке. Гигагерцевый двухъядерный процессор и 1 Гб оперативной памяти делают его достаточно производительным в сравнении с аналогами, причем как уже продающимися, так и готовящимися к выпуску.

По многим характеристикам PlayBook соответствует конкурентам. Сообщается, что его браузер будет поддерживать и Adobe Flash, и HTML 5, операционная система многозадачна, видео воспроизводится в режиме высокой четкости. В лицевую панель планшета встроена 3-мегапиксельная камера для видеоконференций, в заднюю – еще одна, уже 5-мегапиксельная. Хотя RIM много средств инвестировала в разработку операционной системы BlackBerry 6 для смартфонов, для планшета она решила воспользоваться другой системой, QNX.

RIM приобрела QNX Software Systems, разработчика QNX, в апреле у компании Harman International. Открытая платформа QNX Neutrino ранее имела очень широкий спектр применения - она использовалась в автомобилях, авиации, военных технологиях, медицине и т. д. Многие предполагали, что RIM приобрела эту систему для интеграции своих смартфонов в автомобильные аудио- и развлекательные системы. Однако, как оказалось, планы RIM были несколько более амбициозны.

PlayBook будет очень интересен в первую очередь для тех корпоративных пользователей, которые уже привыкли к экосистеме BlackBerry. Помимо поддержки 3G-телефонии по ранее заключенного договору, планшет полностью совместим с сервером BlackBerry Enterprise Server. Планшет можно подключить к смартфону BlackBerry и работать с документами, хранящимися в памяти смартфона. Во многих случаях такая функциональность вполне может заменить ноутбук.

Цена и дата начала продаж планшета пока не объявлены. Цена сыграет особо важную роль в рыночных перспективах новинки. Если она будет ниже iPad и других конкурентов, то шансы на успех очень высоки, особенно в бизнес-сегменте, который до сих пор не до конца оправился от последствий экономического спада.


Пора экономить

России нужна бюджетная революция, считает первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Cледует отказаться от индексаций пенсий сверх уровня инфляции, сократить бюджетников и предоставить регионы самим себе, пишет он в свежем номере журнала "Вопросы экономики", называя предлагаемые меры "фискальным таргетированием". Политика монетарных властей также должна ужесточиться: требования к размеру капитала и резервов банков следует повысить, а дивиденды и бонусы уменьшить. В предвыборный год власти не пойдут на эту авантюру, уверены участники рынка.

"Общая фискальная позиция в России лучше, чем в большинстве развитых стран, однако задача бюджетной консолидации для нее не становится менее актуальной. Можно говорить о необходимости "фискального таргетирования", предполагающего жесткое ограничение бюджетного дефицита и устранение его зависимости от конъюнктурных бюджетных доходов", - пишут в статье "Глобальная нестабильность и реформа финансовой сферы России" г-н Улюкаев и его советник Михаил Куликов.

Предлагаемые первым зампредом ЦБ реформы поражают воображение своим масштабом. Первым же предложением в списке стоит конек премьер-министра Владимира Путина - пенсионные обязательства государства. Их, по мнению Алексея Улюкаева, необходимо постепенно снижать - повысить пенсионный возраст и отказаться от индексаций пенсий сверх инфляции.

Пока действия властей в корне противоречат заветам центрального банкира - в 2010 году размер средней трудовой пенсии вырастет на 40%, что как минимум в четыре раза превысит инфляцию. Против повышения пенсионного возраста, по данным РБК daily, активно выступает глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. По ее мнению, это временно разгрузит бюджет, но в дальнейшем приведет лишь к росту социальных обязательств. "Вряд ли эта идея воплотится в жизнь в ближайшие три-пять лет", - говорит источник в Белом доме.

Г-н Улюкаев идет дальше и предлагает федеральному центру отказаться от ответственности за социальные стандарты на всей территории страны, существенно сократить межбюджетные трансферты и вернуться к бюджетному федерализму. Проще говоря, предоставить регионы самим себе, в результате чего две трети страны будут жить за чертой бедности. А чтобы не было соблазнов увеличивать социальные расходы, предельный размер расходов федеральной казны нужно закрепить законодательно либо в рублевом выражении, либо в процентах от ВВП.

Социальные расходы государства в считающемся посткризисном 2011 году уже сокращены с 3,4 трлн руб. на 398 млрд, но исключительно за счет бизнеса (дефицит Пенсионного фонда теперь будет покрываться за счет увеличения страховых платежей организаций). "Порядка 77% российского бюджета носит социальный характер, - подсчитал управляющий директор УК "Финам Менеджмент" Сергей Хестанов. - Деньги идут не в развитие, а попросту проедаются. Но если изменения и будут, то никак не раньше 2012 года".

Пожалуй, единственное предложение, которое хоть как-то вписывается в логику Белого дома, - сократить количество бюджетников, а оставшимся установить мораторий на повышение зарплат. Недавно руководитель аппарата правительства Сергей Собянин сетовал, что 49% организованной рабочей силы в России уже работает на государство, а глава Минфина Алексей Кудрин затеял сокращение госаппарата на 20%.

Не забыл г-н Улюкаев и про финансовый сектор. Российская банковская система должна достигнуть существенно более высокого уровня капитализации в течение пяти-десяти лет, считает он. Добиться этого можно за счет ограничения дивидендных выплат, бонусных программ и практики выкупа собственных акций. Также нужно "повысить размер обязательных резервов" выше, чем до "предкризисного состояния", так как кризис показал, что их недостаточно.

"Уровень дивидендов к ключевым показателям сейчас крайне низок", - удивляется главный экономист HSBC Александр Морозов. Начальник казначейства банка "Возрождение" Андрей Шалимов считает, что решение о распределении прибыли должно распространяться на госбанки или банки, получившие господдержку, а все остальные кредитные организации должны работать по рыночным принципам. А идея повысить резервы вообще пока не имеет отношения к России, она навеяна кризисом американского ипотечного рынка и инструментов CDO - подобных рисков у нас пока нет, так как рынок секьюритизации только начинает формироваться, утверждает Александр Морозов.

"Идеи Алексея Улюкаева - это глобальные тенденции и отражение общемировых подходов, - рассуждает член правления Сбербанка Александр Морозов. - Вопрос в том, как быстро в России они могут быть применены". "Статья г-на Улюкаева - это мнение специалиста, а не политика и чиновника. Выбранный им способ озвучить свои идеи - публикация в научном журнале - лишнее тому подтверждение", - считает руководитель Агентства политических и экономических исследований Дмитрий Орлов. "За год до выборов такого рода вещи вслух не говорят", - намекает руководитель консалтинговой компании "Неокон" Михаил Хазин.


SaaS прощупывает почву

Альтернативные операторы связи осваивают новый для себя сегмент. Сразу несколько петербургских компаний, включая "Вестколл" и "ЛАНК Телеком", объявили о готовности в 2011 году оказывать услуги по модели SaaS, то есть сдавать в аренду программное обеспечение разного уровня сложности для своих корпоративных клиентов.

Как правило, оператор не может взяться за реализацию сервиса самостоятельно и работает в партнерстве с одним из IT-вендоров. В этом случае принцип "одного окна" по-прежнему соблюдается, клиент заказывает и телекоммуникационные, и IT-сервисы у одной компании. Первые проекты SaaS у петербургских операторов были запущены в 2009-2010 годах, в числе пионеров выступили "Северен Телеком" и "Петерстар". Несмотря на по-прежнему невысокий уровень осведомленности среди потенциальных заказчиков, другие операторы с энтузиазмом восприняли возможность поработать в этом направлении.

Под аббревиатурой SaaS (Software-as-a-Servicе) как раз и подразумевается предоставление ПО в аренду. Эта модель призвана заменить более традиционный вариант с приобретением и внедрением программного "коробочного" решения, то есть SaaP (Software-as-a-Product). Анонсируя запуск SaaS, в компании "Северен Телеком" приводили пример внедрения CRM-системы, стоимость которой при расчете на 10-11 сотрудников составляла бы порядка 600 тыс. руб. Аренда этого же решения, по данным "Северена", обошлась бы в 18 тыс. руб. при подключении и сопровождалась ежемесячной абонентской платой в размере 20 тыс. руб. За два года клиент-арендатор полностью выплачивает стоимость коробочного продукта. При этом компании не требуется изыскивать средства на единовременную оплату, что особенно существенно для сектора малого и среднего бизнеса.

Модель SaaS может включать аренду виртуального сервера, а также лицензионного ПО на нужное количество пользователей, куда входят и специализированные программы по управлению предприятием и автоматизации взаимоотношений с клиентами. В рамках готового проекта оператором должна обеспечиваться и техническая поддержка, так как с клиента полностью снимаются дополнительные затраты на IT-нужды. В частности, компания "Петерстар" взялась за SaaS в сотрудничестве Microsoft, поэтому все продукты и их поддержка (от операционной системы Windows до Microsoft Dynamics CRM) реализованы силами одного вендора.

О намерении выйти в сегмент SaaS заявил и оператор "Вестколл", который, правда, планирует наладить партнерские отношения с несколькими вендорами. "Мы собираемся развивать данное направление бизнеса вместе со своими партнерами, разделяя задачи оптимальным образом. Для наших клиентов преимуществом является получение всех сервисов у одного поставщика - у оператора, который предоставляет основные услуги связи. Причем по ценам, не превышающим стоимость данных сервисов у вендоров и интеграторов. Именно такую модель взаимоотношений мы и выстраиваем, что значительно упрощает взаимодействие клиента и оператора и повышает эффективность бизнеса наших клиентов", - отмечает руководитель группы рекламы и PR петербургского филиала "Вестколл" Марина Тихонова.

По ее словам, такие услуги, как аренда ПО, использование виртуальной АТС, обеспечение защиты от DdoS-атак, позволяют предприятиям малого и среднего бизнеса организовать быстрый старт, а также успешно работать на этапе развития. "Для этих компаний достаточно трудно (а зачастую и невозможно) осуществить покупку и настройку всех необходимых систем и нести существенные затраты на их обслуживание", - уточняет г-жа Тихонова.

Как заявил директор по маркетингу ЗАО "ЛАНК Телеком" Даниил Курс, начать предоставление сервисов SaaS оператор намерен с первого квартала 2011 года. "На сегодняшний день мы предоставляем нашим абонентам антивирусные решения, и почти 10% клиентов уже воспользовались данной услугой. Проведенный нами анализ рынка "аренды ПО" показал, что спрос на данные услуги постепенно формируется и потенциальный интерес у клиентов есть", - поясняет он.

Сейчас телекоммуникационные компании, по мнению г-на Курса, как раз переходят от модели "предоставления транспорта" (обеспечения только доступа в Интернет) к модели предоставления полного спектра IT-решений. "Это не только услуги аренды ПО, но и услуги аренды оборудования, строительства и обслуживания СКС - те сервисы, которыми исторически занимались интеграторы", - подчеркнул он.

Одна из проблем в развитии данного вида услуг - недоверие к поставщику, рассказывает директор по консалтингу Epicor в России и странах СНГ Александр Горбачев. "Требуется, конечно, высокая степень доверия к компании, которая будет обеспечивать безопасность данных, от которой зависит работоспособность ваших бизнес-процессов. Но хочу отметить, что поставщик услуги гораздо серьезнее задумывается о безопасности ваших данных, о надежной работе оборудования просто потому, что это его работа. Кроме того, в его распоряжении имеется все необходимое оборудование, а также команда опытных специалистов", - объясняет он.

По данным российского подразделения Epicor, сегодня наиболее востребованы информационные системы для оперативного учета, в силу того что отечественные компании предпочитают решать текущие задачи и экономят на стратегическом планировании. Пользуются спросом системы с невысокой совокупной стоимостью владения, но с развитой функциональностью, гибкостью и возможностью масштабирования. По модели SaaS чаще всего предоставляются HR- и CRM-решения.


Сколковский элемент

Инноград Сколково выбрал для себя логотип. Им стали буквы Sk, стилизованные под один из элементов таблицы Менделеева. Символику российской "силиконовой долины" разработала рекламная группа MIR, которая получит за работу 50 тыс. долл.

В рамках Дня России на международной выставке "Экспо-2010" в Шанхае был представлен новый логотип инновационного центра Сколково. Знаком иннограда стали буквы Sk, сделанные в стилистике одного из химических элементов таблицы Менделеева. Победителем стала рекламная группа MIR, за разработку бренда и брендбука она получит от управляющей компании Сколкова 50 тыс. долл. Другие 50 тыс. долл. получит второй участник тендера - агентство SPN Ogilvy. Разработанная им символика будет использоваться как вспомогательная.

Как рассказал РБК daily представитель фонда "Сколково" Андрей Шторх, на "Экспо-2010" в Шанхае был представлен логотип управляющей компании фонда. "Мы выбрали бренд Sk, который выглядит как элемент таблицы Менделеева, поскольку тот несет много информационных смыслов: системность, инновационность. В конце концов, аллюзия на таблицу Менделеева узнаваема во всем мире, поэтому пошли по этому пути", - отметил г-н Шторх.

Как отмечает источник, близкий к проработке логотипов для иннограда, в Сколкове кроме самой управляющей компании будут отдельно функционировать еще три компании: компания, занимающаяся инновациями, еще один фонд, отвечающий за строительные работы на территории иннограда, и компания по управлению имуществом иннограда. Для каждой из них потребуются отдельные бренды, разрабатывать которые продолжают SPN Ogilvy и MIR, заявляет собеседник РБК daily.

В конце августа текущего года были объявлены результаты тендера на разработку бренда иннограда Сколково. Победители конкурса, компании SPN Ogilvy и MIR, взялись разработать логотип и брендбук иннограда Сколково всего за 50 тыс. долл. По словам одного из представителей в наблюдательном совете Сколкова, к логотипам и фирменному стилю был предъявлен ряд требований. В первую очередь этот бренд должен быть интернациональным, то есть одинаково подходить для использования как в России, так и за ее пределами. Также бренд должен дистанцировать инноград от одноименной бизнес-школы, которая расположена по соседству. Стоимость решений, которые представили компании, победившие в тендере на разработку бренда, составила чуть менее 50 тыс. долл. каждое, при этом изначальный фонд на решение этой задачи составил 0,5 млн долл., уточнил собеседник РБК daily.


Почему технологи терпят неудачи в конструкторских решениях?

Отличное конструкторское решение - это не только практичность в использовании. В конечном итоге именно оно отличает хорошую продукцию от плохой, поэтому предполагается, что в будущем дизайн будет играть более важную роль в ИТ-услугах, считают авторы Silicon.com.

Гарольд Гамброуз, CEO дизайнерской компании Electronic Ink и автор книги Wrench in the system, постарался разобраться, почему технологическая отрасль не умеет разумно использовать преимущества дизайна.

Потребители с удовольствием пользуются такими действительно замечательными системами, как Facebook или Google, а вот бизнес-приложения, кажется, разработаны лишь для того, чтобы усложнять людям жизнь. "Проблема в конструкторском решении, - считает Гамброуз. - Дизайн, успешно применяемый в другой продукции, в бизнес-системах напрочь отсутствует. Взгляните на любую сложную систему, и вы поймете, что конструкция обычно является важным моментом при поиске необходимого решения".

Создание великолепного технического решения

Конечно, частично вина лежит на самих инженерах. "В производстве бизнес-технологий принимают участие коммерческие и технические специалисты, которые и разрабатывают конструкцию системы, но ни одна из этих групп не владеет искусством дизайна в должной мере. Возможно, коммерсанты и знают все о необходимых процессах и методах, но они не знают, как разработать конструкторское решение, которое может им очень пригодиться", - говорит Гамброуз.

Сейчас большинство пользовательских инструментов можно найти в глобальной Сети. О Сети часто говорят, как о какой-то новой и модной концепции, хотя большинство пользователей применяют сетевой инструментарий, по крайней мере, уже лет пять, поэтому возникает вопрос, а изменят ли правила игры для бизнес-технологий облачные вычисления?

По словам Гамброуза, мнение, что облачные вычисления будут вынуждать всех вести себя каким-то определенным образом, ошибочно. Люди меняются, потому что они находят смысл в том, что делают что-то по-новому. Сама по себе глобальная Сеть не имеет большой ценности. По большому счету, людям до нее нет особого дела. Но если они поймут, что тот или иной сервис несет определенную ценность, они будут его использовать и в дальнейшем.

Это применимо не только к приложениям, но и ко многим областям технологической отрасли. Для большинства новых услуг необходимо создать некое приложение-приманку, которое поможет сделать этот сервис важным и нужным.

Вопросы затрат важнее

Во время кризиса пострадала почти каждая техническая компания. У многих медным тазом накрылись многолетние контракты, и даже сейчас, когда самое худшее, вроде бы, позади, есть фирмы, которые выжидают следующего года, чтобы начать инвестиции. Поэтому кого интересует конструкторское решение, если проблема расходов сейчас гораздо актуальнее?

По словам Гамброуза, идея дизайна особенно хорошо воплощена в телефонах, которые сейчас служат чем-то вроде карманных компьютеров. "Они конкурируют в цене, конструкторском решении и иногда функциональности. Теперь и производители ПК соревнуются в дизайне, хотя раньше в этом сегменте главную скрипку играли функции. Например, в выборе между Android и iPhone большую роль играет понравившийся дизайн, а не просто сравнение характеристик и цен".

Конечно, функциональность по-прежнему важна, но, решая - купить или нет, мы смотрим и на то, как выглядит и работает устройство. Скорее всего, это станет одним из основных факторов и при выборе бизнес-систем в будущем, поскольку они будут проще в использовании.

Новые подходы к решению проблем

Гамброуз говорит: "Люди признают, что производительность важна, но одной ее недостаточно. Если у вас уже есть система передачи информации, то если заставить ее работать быстрее, это вовсе не означает, что скорость приумножит ее ценность. Я вижу, что компании сейчас пытаются изучить, как можно работать по-другому, рисуют совсем другие картины, а это уже больше имеет отношения к проектным решениям".

И именно здесь следует объединять конструкторские решения с ИТ-услугами, потому что нельзя бесконечно вести дела, основываясь лишь на стратегии сокращения расходов.


Частая смена мест не приветствуется работодателями

В 2010 году при трудоустройстве кандидатам предъявляли требования к срокам работы на одном месте. Подобная тенденция, озвученная рекрутинговым агентством Penny Lane Personnel, касается чаще всего менеджеров среднего и высшего звена ИТ-рынка, банковского и финансового сектора, рынка маркетинговых коммуникаций, FMCG и ритейла. С января по сентябрь текущего года особенно предпочтителен был опыт работы кандидатов от четырех лет и более.

Причины требований происходят из специфики сегмента рынка, в котором занят работодатель, из уровня позиции кандидата, особенностей исполняемого функционала, личностно-профессиональных ориентирах соискателя. Молодые специалисты чаще меняют места работы, желая увеличить свою стоимость на рынке труда. При этом успеха добиваются только те, кому удается реализовать свой профессионализм и амбиции в рамках обязательств, взятых на себя перед компанией.

"Опыт, который сотрудник приобретает на одном месте работы, позволяет ему работать с еще большей степенью отдачи. Один специалист с солидным стажем работы использует множество профессиональных нюансов, которые позволяют ему минимизировать расход рабочего времени. Чтобы проделать тот же самый объем работы, новичку может потребоваться времени в 2-3 раза больше, и не факт, что результат будет столь же безупречен, как у старейшего сотрудника. К тому же новичку всегда нужно тратить свои силы на адаптацию, выстраивание отношений и бизнес-процессов. Кроме того, опыт работы на одном месте показывает, насколько сотрудник умеет решать производственные проблемы и не избегать трудностей", - прокомментировала Надежда Смирнова, ведущий специалист Penny Lane Personnel.


Виртуализация останется одним из главных ИТ-приоритетов до конца 2015 года

На сегодняшний день более 80% компаний имеют в своем портфолио проекты по серверной виртуализации, однако доля подобных решений в рамках общего объема составит к концу 2010 года лишь 25%, отметили аналитики компании Gartner.

Это означает, что в ближайшие несколько лет, вплоть до конца 2015 года, виртуализация по-прежнему будет оставаться одним из главных ИТ-приоритетов в корпоративном сегменте.

"Виртуализация сейчас продолжает оказывать на корпоративную ИТ-индустрию огромное влияние, меняя то, как компании покупают новые решения, устанавливают их и как управляют ими. На сегодняшний день подобные решения можно наблюдать во всех без исключения областях - в дата-центрах, в рамках обновлений ИТ-платформ, а также в рамках модернизации корпоративной ИТ-инфраструктуры", - объяснили в Gartner.


Найти работу в социальной сети? Легко!

Компания HeadHunter поделилась результатами исследования, проведенного среди работодателей с целью выяснить, насколько социальные сети популярны у рекрутеров.

57% российских компаний прибегали к поиску персонала через соцсети. В то же время велика доля тех, кто не рассматривает подобные ресурсы как способ поиска сотрудников. Как правило, это связано с тем, что сегодня существует много специализированных сайтов для найма персонала. 61% HR-менеджеров удовлетворены сервисами, предоставляемыми профессиональными рекрутинговыми интернет-ресурсами.

19% опрошенных утверждают, что поиск сотрудников через социальные сети требует больших временных затрат, что делает подобный вариант невыгодным. А вот 10% работодателей и вовсе отказались от рекрутинга через соцсети, поскольку считают, что большинство обитающих там кандидаты не отвечают требованиям их вакансий.

Среди тех, кто готов искать сотрудников подобным образом, самым популярным является проект "Мой круг" - 43%. "ВКонтакте", Linkedin и "Одноклассники" используют в работе 25-33% HR-специалистов. Меньше всего для поиска сотрудников подходят блоги, Twitter и сеть "Мой мир".

При поиске персонала HR-специалисты часто интересуются предыдущим местом работы кандидата и продолжительностью его труда. 27% менеджеров выясняют профессиональные навыки, а еще 16% - достижения и успехи соискателя.

Статистика найма показывает, что в среднем за год компаниям удается найти от 1 до 10 сотрудников через социальные сети. В основном, через соцсети ищут менеджеров среднего звена, секретарей, торговых представителей и консультантов, ИТ-специалистов, а иногда менеджеров высшего звена и руководителей.

35% опрошенных признали, что сотрудники их компании распространяли в социальных сетях негативные отзывы об организации и условиях работы, за что чаще всего сотруднику делали официальный выговор, и лишь изредка дело доходило до увольнения. Безнаказанность сотрудников рекрутеры объяснили правом человека свободно мыслить и высказывать вне стен организации свое мнение - 50%, нехваткой времени на работу с провинившимся - 25%, и незначительностью происшествия для компании в целом - 6%.


Владельцы iPad - кто они?

Планшет Apple iPadКомпания Nielsen в своем новом исследовании обобщила демографические показатели аудитории владельцев iPad, которые, как оказалось, отличаются от показателей других похожих устройств, сообщает Electronista.

Во-первых, из 400 опрошенных владельцев iPad существенное большинство - 65% - составляют мужчины. Подобный дисбаланс наблюдается только у игровой приставки Sony PSP, 62% пользователей которых также относятся к сильному полу. А вот аудитория Amazon Kindle распределена почти поровну - 52% мужчин и 48% женщин.

Далее, пользователи iPad обычно моложе пользователей Kindle - 63% из них моложе 35 лет, против 47% у Kindle. Однако покупатели Kindle более состоятельны - 44% из них имеют годовой доход свыше 80 тыс. долларов. В группе владельцев iPad этот показатель лишь 39%. Владельцы Kindle более образованны - 27% из них имеют степени магистра и доктора философии.

Владельцы iPad также более восприимчивы к рекламе, если сравнивать с другими схожими устройствами. 39% из них считают рекламу, которую видят на iPad, новой и интересной, в то время как у других устройств этот показатель составляет в среднем 19%. 46% владельцев iPad сказали, что им нравится реклама с интерактивными элементами, на других устройствах это лишь 27%. Как следствие, владелец iPad с большей вероятностью купит рекламируемый товар, чем владелец другого устройства.



Лучшие производители 2009.
Приглашаем принять участие.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное