Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
13 сентября 2010, понедельник


Схемы кинопроката отстали от интернета

Российские правообладатели продолжают искать способы борьбы с интернет-пиратством - пока они склоняются к "наказательным" методам борьбы (вместо поощрительных). Вчера, 9 сентября, состоялось второе заседание круглого стола "Вору.нет!", на котором заинтересованные стороны обсудили сложившуюся в России ситуацию с нелегальным распространением видео-контента в Интернете. Выводы заседания: уровень нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) высок, и для решения проблемы необходимо участие государства, содействие интернет-провайдеров и (хотя этот вывод прозвучал уже в кулуарах) изменение сознания самих правообладателей.

Напомним, первое антипиратское заседание состоялось в начале июня текущего года. Тогда самым примечательным событием стало выступление президента группы компаний "Амедиа" Александра Акопова, который призвал закрыть социальную сеть "ВКонтакте", а также привлечь к ответственности ее пользователей. За громкими заявлениями главы "Амедиа" чуть было не потерялся смысл заседания - борьба с интернет-пиратством. На этот раз Александр Акопов (впрочем, как и другие участники заседания) был сдержаннее в своих высказываниях, не забыв при этом отметить, что в рядах пиратов посеяна паника. По его мнению, благодаря действиям правообладателей, владельцы ресурсов, распространяющих видеоконтент, уже знают, что они воры, но главное - не останавливаться на достигнутом. Стоит отметить, что члены президиума "Вору.нет!" продолжают настаивать на замене романтического термина "пират" на более подходящее, по их мнению, слово "вор".

На этот раз в президиум круглого стола вошли председатель комитета по культуре Госдумы Григорий Ивлиев, глава Sony Pictures Entertainment в России Михаэль Шлихт, президент группы "Амедиа" Александр Акопов, генеральный директор Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский, вице-президент Mail.ru Максим Бобин, генеральный директор компании "ВэбТВ" (портал zoomby.ru) Виктор Пинчук, президент компании "Система масс-медиа" Андрей Смирнов, главный продюсер компании "Всемирные русские студии" (ВРС) Дмитрий Месхиев, старший вице-президент Американской ассоциации кинокомпаний (MPAA) Майкл Робинсон и другие.

Во время заседания в очередной раз прозвучали доклады, свидетельствующие о плачевной ситуации в сфере распространения видеоконтента. Каждый из докладчиков предлагал свои методы борьбы с видеопиратством (воровством), но большинство из них все-таки склонялось к ужесточению ответственности за нарушение авторских прав. При этом, с одной стороны, участники дискуссии соглашались друг с другом и с тем, что в решении вопроса необходимо участие всех заинтересованных сторон - киноиндустрии (а также правообладателей из других сфер), государства, интернет-провайдеров, владельцев ресурсов и, наконец, пользователей. С другой - даже во время заседания проявилось неприятие сторонами доводов друг друга.

Так, например, вице-президент Mail.ru Максим Бобин был вынужден отстаивать честное имя своей компании, оправдываясь за те результаты, которые может выдать поиск Mail.ru по определенным запросам. Он пытался доказать (но, скорее всего, его мнение осталось не услышанным), что далеко не все зависит от ресурсов и невозможно все решить одними только запретами. "Правообладатели лукавят, - заявил Бобин, - они сами делают недостаточно для того, чтобы их контент хотели и могли находить на легальных ресурсах". По его словам, для того, чтобы получать деньги за контент, правообладателям стоило бы предпринимать более активные действия. В частности, самим договариваться с ресурсами о размещении и получать с этого деньги, а также требовать удаления видео с пиратских ресурсов. Впрочем, его слова не нашли положительного отклика среди собравшихся представителей киноиндустрии.

Сходную позицию высказал в своем выступлении и генеральный директор "ВэбТВ", которой принадлежит портал Zoomby.ru, Виктор Пинчук. В интервью BFM.ru после заседания круглого стола он отметил, что Интернет является саморегулируемой средой, поэтому попытки контролировать его извне оправданы, если речь идет, например, о распространении детской порнографии или экстремистских материалах. "Что касается телевизионного контента, то здесь пользователи будут ходить на пиратские сайты, пока им не будет предложена альтернатива", - считает Пинчук.

Схему, по которой работают российские и западные кинопрокатчики, Виктор Пинчук назвал устаревшей. "Здесь есть привязка ко времени: фильм выходит в прокат, появляется на DVD и, наконец, выходит у других распространителей. За это время пираты уже обкатывают копию необходимое количество раз и все, кто хотел, фильм уже посмотрят. Поэтому другие варианты монетизации контента не работают".

Первое, что надо сделать владельцам контента, по мнению руководителя Zoomby.ru - изменить подход к распространению продукции. "Есть серьезное опоздание, потому что среда поменялась, а подходы остались старые. Вакуума в Интернете не бывает - он заполняется теми самыми торрент-трекерами и сомнительными сайтами, которые зарабатывают деньги на рекламе. Это уже давно перестало быть хобби отдельных индивидуумов и превратилось в хорошо организованный экономический процесс. Поэтому прежде всего необходимо предоставить пользователям удобную альтернативу пиратским сайтам", - считает он.

При этом Виктор Пинчук привел в пример положительный опыт работы с российскими правообладателями. "РВС, "Амедиа" и другие - они готовы двигаться в Интернет параллельно с выходом сериалов в эфир их телеканалов. Поэтому я надеюсь, что все вместе мы придем к тому, что будут существовать легальные площадки, на которые пользователь сможет зайти и найти актуальный контент, удобный для просмотра и с экрана компьютера, и с телевизионного экрана, и с других устройств, предназначенных для просмотра видео, - заявил Пинчук. - Тогда у пользователей не возникнет желания идти на нелегальные трекеры".


"Облачную" роль Google в России сыграют операторы

В начале следующего года у россиян может появиться возможность воспользоваться первыми публичными "облаками" - сервисами, подобными тем, что предоставляют Google, Amazon, Microsoft Azure и другие контент- и сервис-провайдеры. А в течение 3–5 лет ниша таких "облаков", а также разработчиков "облачных" приложений будет плотно занята. Такой прогноз сделал глава российского представительства компании VMware Антон Антич.

Стоит отметить, что совсем недавно - чуть более недели назад - VMware провела в США международный форум VMworld 2010, на котором представила свои новые решения для "облаков", а также рассказала о своем видении дальнейшего развития информационных технологий в ближайшие 10 лет. По оценке компании, основным направлением развития IT должно стать повсеместное использование технологий виртуализации и облачных вычислений. То есть бизнес, а в перспективе и частные пользователи будут получать когда угодно и где угодно различные IT-услуги как из локальных центров обработки данных (ЦОД), так и из "облаков" внешних провайдеров.

Движение IT-отрасли по данному пути приведет, по оценке сотрудников VMware, к появлению каркасных приложений, способных свободно перемещаться между разнородными "облачными" средами. Более того, это скажется на более фундаментальных вещах. По мнению Антона Антича, при таком развитии ситуации роль ОС уменьшится. Полный функционал операционной системы пользователю уже не потребуется, поскольку значительную часть функций, например, по защите информации, по управлению ею, заказчик будет получать из "облаков".

В соответствии с этими установками VMware представила на названном форуме свои решения, в частности, платформу для облачных вычислений VMware vFabric. Она, в свою очередь, включает в себя набор интегрированных сервисов "облачного" типа: облегченный сервер приложений tc Server, сервис управления данными GemFire, сервис обмена данными в "облаках" RabbitMQ, веб-сервер динамической балансировки нагрузки ERS, решение для управления производительностью приложений Hyperic.

По данным VMware, ее бизнес развивается вполне успешно. Компания получает достаточную прибыль для того, чтобы не только самостоятельно заниматься развитием собственных технологий, но и приобретать компании, занимающиеся разработкой приложений и обладающие теми или иными технологиями. По словам Антона Антича, российский бизнес VMware также развивается успешно. Так, в настоящее время у компании в России имеется около 500 партнеров и примерно 2,5 тысячи заказчиков.

По утверждению главы московского офиса VMware, в России решения компании востребованы многими фирмами. Причем, в крупных организациях идеи виртуализации и создания частных "облаков" (задействуемых компаниями только для собственных нужд) восприняты и одобрены на уровне топ-менеджмента. Во многих таких организациях уже реализуются "облачные" проекты. Одними из наиболее продвинутых в этом плане заказчиков Антон Антич назвал "Мобильные ТелеСистемы", РЖД, многие банки.

Тем не менее, как отметил Антич, Россия все же отстает от западных стран, где уже вовсю действуют публичные "облака", организованные Google, Amazon.com, Microsoft (проект Azure) и рядом других. В нашей стране таких пока нет. По словам Антича, в настоящее время в стране созданы или создаются корпоративные публичные "облака". Их владельцами являются крупные системные интеграторы, например, компания "Крок", организовавшая собственное "облако" на базе собственного же ЦОДа. На основе этой площадки интегратор предлагает своим корпоративным заказчикам различные услуги по модели SaaS.

По мнению Антона Антича, развитие публичной "облачной" инфраструктуры в России пойдет несколько иным путем, чем в других странах. Там первопроходцами и драйверами SaaS-услуг и "облачных" сервисов стали контент- и интернет-провайдеры. У нас же таковыми станут, по всей видимости, крупные операторы связи, которые проявляют значительный интерес к соответствующим решениям VMware. При этом руководитель московского офиса американской компании отметил, что уже в начале следующего года следует ожидать реализации первых пилотных проектов по организации публичных "облаков". Тогда же, как предполагается, начнет активно развиваться сегмент разработчиков приложений.

Такие выводы и прогнозы подтверждают и другие игроки рынка - как действующие, так и потенциальные. В частности, пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева отметила, что, наблюдая тенденции на зарубежных рынках, компания изучает возможность предоставления услуг по аутсорсинговой модели. "Например, в рамках развития услуги Call-Center мы планируем запустить сервис удаленного доступа к функционалу рабочих мест для специалистов call-center, receptionist и т.п. - рассказала Анна Айбашева. - То есть клиенту для организации работы таких специалистов не нужно закупать полноценное ПО, обеспечивающее полный функционал Call-Center, он приобретает необходимое ему число пакетов специализированных виртуальных рабочих мест и через Интернет пользуется профессиональным ПО, необходимым для работы таких специалистов".

Заместитель директора департамента "Центр разработки инфраструктурных решений" компании "Ай-Теко" Дмитрий Семынин рассказал BFM.ru, что на днях состоялся визит старшего вице-президента VMware и директора по региону EMEA Маурицио Карли в "Ай-Теко". В рамках встречи были достигнуты договоренности, из которых вытекает, что прогнозы американской компании уже стали реальностью. "Принимая во внимание активное развитие технологических решений в области безопасности облачных вычислений, наше сотрудничество с WiseKey (швейцарский разработчик решений по информационной безопасности) и альянс с финской Tieto (предоставляет различные IT-услуги), VMware рассматривает "Ай-Теко" как одного из сервис-провайдеров по предоставлению услуг SaaS для развития и предоставления "облачных" сервисов в российском регионе, - рассказал Семынин. - Другими словами, нам фактически было предложено стать сервис-партнером компании VMware на корпоративном рынке "облачных" услуг. В ближайшее время нам будет предоставлен необходимый для развития направления SaaS на базе ПО VMware доступ к продуктам и решениям американской компании".

Дмитрий Семынин отметил также, что в последнее время VMware приобрела несколько компаний и, интегрировав их в свое производство, выпускает сегодня на рынок довольно сильные коммерческие предложения. Поэтому пока трудно сказать, какое из них получит наибольшее развитие. "Думаю, что, предварительно протестировав, изучив и отработав возможности программного обеспечения, мы сможем с большей определенностью сказать, какие направления в области SaaS на базе решений партнера будут наиболее перспективны в России", - заявил Семынин.

Что касается направления виртуальных десктопов и его влияния на базовое ПО, то оно, по мнению сотрудника "Ай-Теко", будет развиваться: "Но ничего революционного здесь не произойдет. Во-первых, виртуализация рабочих мест дает нам новые возможности управляемости, мониторинга и т.д. Но из соображений конфиденциальности, ресурсов, быстродействия не всегда целесообразно помещать некоторые приложения в виртуальную среду. Во-вторых, первые попытки в этом направлении были предприняты еще 10 лет назад, и за это время сфера операционных систем если и претерпела изменения, то явно не из-за развития технологий виртуальных десктопов".

По его словам, "Ай-Теко" реализует проекты по виртуализации рабочих мест уже более 3 лет. Наиболее крупные были выполнены в МГФОМС, в МДМ Банке. "Исходя из этого опыта мы можем сказать, что данные технологии дают новые возможности по администрированию и снижению совокупной стоимости владения клиентской инфраструктурой, но не являются каким-то технологическим прорывом, - рассказал Дмитрий Семынин. - Мы активно развиваем данное направление в рамках давно разработанной концепции развития".

 

.РФ будет три года догонять .ru

На следующей неделе завершается период приоритетной регистрации доменов в зоне .рф. К этому сроку аккредитованный регистратор домена .рф - компания Reg.ru - дополнил свой статистический сервис Stat.reg.ru специальным разделом по зоне .рф.

Как отмечает компания, на сервисе размещена различная справочная и статистическая информация по кириллическому домену. Речь идет о списках всех зарегистрированных доменных имен, об информации об их владельцах и администраторах, об аналитических выкладках и статистических отчетах. Так, по данным сервиса на вечер 10 сентября, в зоне .рф было активировано 17588 доменов. Большая их часть значились как неделегированные - 11256 (64%). Остальные проходили как делегированные. Кроме того, в зоне .рф уже появились освобожденные домены. Таких оказалось четыре штуки: "Баренцев.рф", "Заотехпромипэкс.рф", "Оооауроскоп.рф" и "Работвкузбассе.рф".

Помимо доменной информации, на ресурсе приведены данные по регистраторам и статистическая информация по их работе. Так, в зоне .рф, по данным Stat.reg.ru, работает 19 регистраторов. При этом около 90% доменных имен зарегистрированы через первую пятерку: Rucenter-reg-rf (11463 домена - 65,18% от общего числа), Rucentre-reg-rf (2869 или 16,31%), Registrator-reg-rf (657 или 3,74%), R01-reg-rf (598 или 3,4%) и Regru-reg-rf (563 или 3,2%).

Стоит отметить, что к моменту завершения периода приоритетной регистрации кириллических доменов все больше внимания уделяется зоне .рф и немногим проблемным вопросам ее функционирования, на которые еще не получен ответ. Кстати, в последний день приоритетной регистрации доменов .рф та же компания Reg.ru решила провести открытые общественные слушания, как раз посвященные названным вопросам, а также подведению итогов приоритетной регистрации. При этом компания решила воспользоваться возможностями современных технологий и намерена организовать онлайн-видеотрансляцию слушаний на портале fimbook.ru.

Предполагается, что на этом мероприятии будут озвучены некоторые планы по развитию зоны .рф. Впрочем, у игроков рынка уже сложилось свое видение будущего кириллического домена. Так, по мнению участников рынка, у зоны .рф вполне положительные перспективы. По крайней мере, ближайшие. Так, например, генеральный директор регистратора Reg.ru и член рабочей группы по разработке Правил регистрации доменов .рф Алексей Королюк отметил, что к концу года в кириллической зоне будет зарегистрировано около 50 тысяч доменов. Руководитель отдела регистрации доменов регистратора R01 Анна Смекаева добавила, что среди обладателей 17 тысяч зарегистрированных в .рф доменных имен только те, кто попадал под условия приоритетной регистрации - обладатели торговых марок, зарегистрированные СМИ и т.д. "Это говорит о значительном интересе к домену со стороны пользователей. По нашим предположениям, после открытия свободной регистрации количество доменов резко возрастет и к концу года превысит отметку в 50 тысяч", - заключила Смекаева.

А у директора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергея Плуготаренко иное мнение:

- Давать прогнозы по динамике регистрации домена .рф ох как не хочется. И дело не только в том, что прогнозы - вещь неблагодарная. Тут еще и в том загвоздка, что уже неоднократно передвигались сами сроки делегирования России домена .рф и различные этапы его регистрации - приоритетной и обычной. А также менялись правила регистрации, ценовая политика, приоритеты и т.д.

Вынужден лишь констатировать, что домен "стартует" не так стремительно, как планировалось. А путь к его получению - слишком тернист. Как для страны в целом, так и для конечных потребителей. Не хочу сказать, что это плохо. Кстати, Координационный центр национального домена сети Интернет очень красиво вышел из этой ситуации неопределенности, назвав на весеннем РИФ+КИБе доменную секцию "Домен .РФ: громкий старт - плавный ход". Думаю, это ярко иллюстрирует ситуацию с доменом.

Более долгосрочные прогнозы игроков разнятся. По оценке Алексея Королюка, зоне .рф потребуется около трех лет, чтобы дорасти до трех миллионов доменных имен зоны .ru. В свою очередь, Анна Смекаева считает, что домен .рф вряд ли когда-нибудь достигнет такой же популярности, что и .ru. "У него гораздо более узкая целевая аудитория, - сказала Смекаева. - Например, его нельзя использовать для тех ресурсов, с которыми могут работать иностранные пользователи, они просто не смогут его набрать. По нашим прогнозам, количество доменов .рф составит примерно 10–15% от количества доменов .ru".

По мнению Сергея Плуготаренко, не следует забывать, что в рамках приоритетной регистрации домен .рф пока могли получить только "избранные". "Совсем скоро кириллический домен смогут зарегистрировать все желающие. Правда, когда именно это будет возможно и по какой цене, до конца так и не понятно, - отметил Плуготаренко. - Тогда мы увидим значительный рост числа зарегистрированных доменов. Однако не приходится ожидать каких-то миллионов регистраций домена .рф в ближайший год. А чтобы добраться до заветной планки в 3 миллиона, я уверен, потребуется пятилетка".

Предполагается, что основными покупателями доменных имен в зоне .рф будут представители бизнеса и государственных органов. По словам Анны Смекаевой, это вызвано несколькими причинами: "Изначально домен .рф вводился как имиджевый атрибут, который мог бы повлиять на представление государства за рубежом. Следовательно, наиболее логичной выглядит ситуация, при которой сайты государственных ведомств и учреждений будут иметь зеркало, доступное по кириллическому домену, - делает вывод сотрудница R01. - Представители бизнеса, в свою очередь, будут покупать домены .рф не столько потому, что они действительно им необходимы, а для того, чтобы они не достались другим. В такой ситуации лучше перестраховаться и приобрести доменное имя, чем допустить возникновение путаницы".

В свою очередь, Сергей Плуготаренко считает, что сейчас домен .рф сильно "зарегулирован", что на данный момент его активно осваивают госструктуры и крупные бизнес-структуры. После открытия массовой регистрации вырастет активность SMB-сектора и, наверное, даже частных лиц. "Однако все равно в первое время сильный перевес будет на стороне госсектора и бизнеса: для первой группы иметь домен .рф будет делом чести и демонстрацией приверженности общему госкурсу, а для второй - "застолбить" домен .рф, совпадающий с товарным знаком или названием организации и доменом в зоне .ru станет обязательной бизнес-задачей" - считает руководитель РАЭК.

Ожидается, что открытая регистрация доменов .рф начнется в ноябре. За оставшееся время участники рынка должны устранить несколько имеющихся проблем. По мнению Алексея Королюка, таковых всего две - организационная и техническая. Первая из них - процедура запуска открытой регистрации. "Рабочая группа по разработке Правил регистрации доменов .рф активно занимается поиском верного решения, - рассказал руководитель Reg.ru. - Координационный центр должен к 30 сентября представить возможные проработанные варианты совету Координационного центра. Что касается технической проблемы, то она связана с электронной почтой, которая сейчас имеет вид name@домен.рф, но не у всех хостеров работает в виде имя@домен.рф. Решение данного вопроса - исключительно вопрос времени и развития зоны .рф".

Организационные проблемы выделил и Сергей Плуготаренко. По его мнению, с запуском зоны .рф остались нерешенными две задачи - не определены сами сроки запуска и ценовая политика периода массовой регистрации.

А, например, Анна Смекаева посчитала более важной ту же почтовую проблему. "В самом начале в зоне .рф действительно существовали некоторые проблемы. В частности, некоторые браузеры и почтовые клиенты не поддерживали адреса, написанные кириллицей. Однако сейчас большинство из них уже решено, - заявила Смекаева. - Отдельные почтовые сервисы при работе через веб-интерфейс все еще выдают ошибку при отправке писем на русскоязычные адреса (в частности, такая проблема есть у Gmail), но по нашим предположениям она будет исправлена в ближайшее время".

Garmin может уйти с рынка смартфонов в течение полугода

Финансовый директор компании Garmin Кевин Раукман в интервью агентству Reuters сообщил, что его компания может покинуть рынок смартфонов в течение полугода, если не удастся существенно изменить ситуацию, сообщает Electronista.

Он признал, что смартфоны Garminfone и Nuvifone продаются плохо и компания "должна принять решение", продолжать ли и дальше усилия в этом направлении или прекратить производство смартфонов. Весной Garmin реализовала смартфонов на 27 млн долларов, что гораздо меньше, чем у конкурентов - Apple в этот же период продала iPhone на 5,33 млрд долларов.

Раукман рассказал, что последнее время смартфоны с навигационными функциями сильно вредят продажам специализированных навигаторов, ввиду чего и было принято решение выпускать смартфоны. По подсчетам Garmin, бесплатные и дешевые программы типа Google Maps и Ovi Maps только в этом году снизили продажи навигаторов на 5-10 млн штук. Цены на эти устройства тоже снижаются из-за удешевления технологии и конкуренции со смартфонами.

Топ-менеджер Garmin считает также, что продажи GPS-навигаторов уже никогда не вернутся к пиковому уровню 2008 года.

Garmin представила свой Nuvifone в начале 2008 года для конкуренции с iPhone, у которого тогда еще не было GPS-навигации. Однако из-за ряда задержек продажи начались только в конце прошлого года, когда iPhone уже обзавелся и навигацией, и маршрутизацией, что лишило Nuvifone большинства конкурентных преимуществ. Garmin также продавала смартфоны на Windows Mobile и Android в сотрудничестве с ASUS, однако они уступали аналогам по своим программным и аппаратным возможностям.


Зеленый коридор для чипа

Государство не будет вводить пошлины и таможенные барьеры, чтобы поддержать отечественных производителей микроэлектроники, пообещал в прошлую пятницу глава "Роснано" Анатолий Чубайс. В конце лета "Роснано" и АФК "Система" обратились к правительству с предложением принять меры по поддержке российских производителей микрочипов в конкурентной борьбе с зарубежными компаниями. Г-н Чубайс объяснил, что речь идет всего лишь о преференциях для местных производителей в тендерах, объявленных госструктурами.

Отвечая на вопрос РБК daily, Анатолий Чубайс подчеркнул: никто не говорит о закрытии рынка, введении пошлин и таможенных барьеров. "Сделать так было бы ошибкой, - отметил он. - Речь идет о том, что бы обязать государственные учреждения и компании отдавать преференции российской микроэлектронике и ее производителям. Подобные решения не какое-то изобретение России, так делают многие страны. Это могло бы активизировать рынок, привлечь дополнительных игроков. Именно такое предложение сегодня и поддержал (на выездной комиссии, посвященной трехлетию деятельности "Роснано". - РБК daily) премьер Владимир Путин", - отметил г-н Чубайс.

"Вслед за принятыми решениями относительно преференций, которые должен отдавать госсектор российским производителям микроэлектроники, надо сразу установить жесткие требования по качеству продукции, - считает президент НАИРИТ Ольга Ускова. - В противном случае мы столкнемся с проблемой качества оборудования, и это будет, что называется, вперед в прошлое. Только в случае определения жестких требований по качеству эта модель поддержки развития высоких технологий может быть успешной". Сейчас в высоком качестве российской микроэлектроники г-жа Ускова сомневается.

В августе корпорация "Роснано" и АФК "Система" обратились в правительство с письмом. Они пожаловались на развитый импорт в отрасли микроэлектроники. В частности, их встревожило, что "существенным препятствием к формированию устойчивого рынка отечественной микроэлектроники является отсутствие регулирования рынка и фактическое доминирование на нем импортной продукции". В рамках совещания компании предложили "совершенствование законодательства, направленное на защиту внутреннего рынка, налоговое и экономическое стимулирование развития разработки и производства микроэлектронных компонентов". Согласно сопроводительной записке к письму, подготовленной директором департамента науки, высоких технологий и образования правительства РФ Александром Хлуновым (имеется в распоряжении газеты РБК daily), речь шла "об импортозамещении электронных компонентов по ряду отраслей через преимущественное использование отечественных разработок". В частности, предполагалось локализовать полный цикл производства банковских и SIM-карт.


Обучение с приобщением

Автор: Наталья Науменко

Как ни старались сотрудники филиала не упасть лицом в грязь перед заезжим "штабным", приговор последнего был однозначным: "уровень профессионализма сотрудников и стандарты обслуживания не соответствуют корпоративным". "Количество заключенных договоров на одного менеджера в разных филиалах различалось в разы: в киевском офисе эта цифра была в два с половиной раза выше, чем в днепропетровском, и в три раза выше, чем в запорожском. После того, как мы оптимизировали численность персонала, встал вопрос о том, чтобы существенно повысить качество обслуживания в филиалах", - охарактеризовал сложившуюся ситуацию Станислав Матичный, директор ООО "Автокоминг" (ремонт, продажи авто, штат - около 200 чел.).

После раздумий и подсчетов руководством компании было принято решение организовать для работников филиалов стажировки в головном офисе. Однако, когда дело дошло до конкретных шагов, возникло огромное количество вопросов. Какой срок стажировки будет достаточным? Какой формат выбрать - обучающий или практический? Нужно ли поощрять финансово сотрудников, которые работают со стажерами? Как и по каким критериям оценивать эффективность полученных навыков?

Один раз увидеть

"Стажировка необходима, если нужно передать знания и навыки, которые невозможно передать дистанционно или которые дешевле передать методом каскадного обучения, а не участия в тренинге. А также для вовлечения в корпоративную культуру - то, на что нужно смотреть и "впитывать", - поделилась наработками Татьяна Пашкина, начальник отдела по найму и обучению персонала СК Allianz (штат - 450 чел.). В частности, такими "непередаваемыми" могут быть управленческие навыки, навыки ведения переговоров, особенно если речь идет о проектных продажах и приемах продаж, учитывающие не только отраслевые особенности, но и нюансы своего сегмента рынка и предлагаемой продукции, специфика работы с высокотехнологическим оборудованием.

"Я прошел огромное количество тренингов, но ретроспективно я понимаю, что гораздо больше пользы мне бы принесли несколько совместных поездок на заключения договоров с одним из ведущих менеджеров компании. Тогда я проходил стажировку в немецком офисе и был поражен тем, как виртуозно и с каким чувством собственного достоинства он заключал сделки. То, чему обычно учат на тренингах, отличалось от того, что я увидел, как изделия массового производства от ручной работы", - поведал Виктор Доренцев, коммерческий директор Hoche Ingenieurekonstruktionen (проектирование и строительство, штат - около 40 чел.).

Возможность "посмотреть и пощупать", как известно, дает сотруднику больше возможностей из подмастерья стать мастером - гораздо быстрее, чем это происходит при дистанционном обучении. Именно поэтому Станислав Матичный считает, что только практическое обучение позволяет получить необходимый эффект. "Для того, чтобы прочитать лекцию, нет никакой необходимости отрывать от работы и привозить людей в Киев, Москву или Вену. Иное дело - практические навыки и приобщение к корпоративной культуре. Это действительно важно", - уверен собеседник "ВД". Еще одним плюсом стажировок сотрудников, особенно в зарубежных офисах, является тот факт, что "увидевшие мир" работники сами смогут стать агентами изменений и поддержать руководителя в его желании перемен.

Не ошибиться в выборе

Разумеется, выбор стажеров происходит в зависимости от тех целей, которые ставит руководство. Если речь идет о том, чтобы приобщить сотрудников к корпоративной культуре и ускорить адаптацию, то, по мнению Татьяны Пашкиной, целесообразно приглашать сотрудников во время или сразу после окончания испытательного срока. Если мы говорим о внедрении нового продукта, программы или бизнес-процесса, то стажировка проводится для региональных сотрудников, которым предстоит работать в этом проекте. Третий вариант - это прием нового руководителя. "В таком случае проводится краткосрочная стажировка с элементами коучинга - погружение нового руководителя в бизнес-среду и корпоративную культуру", - отмечает Татьяна Пашкина. В других случаях выбор тех, кто отправится на стажировку в головной офис, зависит от достоинств потенциальных кандидатов. И тогда поездка становится своеобразным знаком поощрения и показателем того, что руководство признало достижения сотрудника.

"Мы решаем это таким образом - подающих надежды молодых специалистов по сбыту с опытом работы около года руководители филиалов направляют в Киев. Это примерно один из трех-четырех сотрудников. Компания предоставляет служебную квартиру, оплачивается дорога. Командировочные мы не оформляем, человек получает за это время свой обычный оклад, плюс 20% "столичный коэффициент", - рассказала Ольга Ляд, директор по персоналу ООО "Ок-стиль" (производство и продажа металлопластиковых конструкций, штат - 100 чел.).

Для того чтобы снизить расходы на стажировку и повысить эффективность работы сотрудников филиалов - для работы на различных объектах - в компании "Литер" комплектуют бригады сотрудников из разных городов. "В нашей компании, помимо управленцев и менеджеров по продажам, стажировки проводятся и для инженерных кадров. Недельная стажировка в компании плюс совместная работа на объектах со столичными специалистами позволяет без особых усилий и затрат повысить уровень практических навыков сотрудников филиалов", - разъяснил Александр Новгородский, генеральный директор ЗАО "Литер" (дистрибуция, аренда, сервисное обслуживание аудиовизуальной техники).

Что касается длительности стажировок, то и тут многое зависит от целей компании и специфики бизнеса. Так, к примеру, в некоторых страховых компаниях на обучение агентов в головном офисе выделяется до полутора-двух месяцев, в компаниях, занимающихся "длительными" проектными продажами, стажировка может длиться три-четыре месяца. Однако в большинстве случаев ее срок составляет от одной до четырех недель.

Результаты и затраты

Для того чтобы оценить эффективность стажировки каждого конкретного сотрудника, Ольга Ляд советует фиксировать не только окончательные, но и промежуточные результаты. "Если в процессе стажировки что-то пошло не так, то нужно вовремя заметить и исправить. Стажировка длится у нас две недели, а на третий день мы проводим собеседование со стажером, чтобы выявить имеющиеся проблемы. В конце стажировки оцениваем уровень профессиональной компетентности и уровень знания корпоративных стандартов работы", - поведала г-жа Ляд.

Однако стажировки в головном офисе, несмотря на организационные сложности, могут иметь и вполне обоснованный экономический эффект. "Если стажировка направлена на обучение большого числа сотрудников новому навыку или, наоборот, когда нескольких новичков обучают новой программе (сертифицированное обучение стоит на порядок дороже), тогда возможна реальная материальная экономия (ее можно просчитать). Если мы говорим о внедрении единой корпоративной культуры и повышению эффективности сотрудника за счет "приобщения", тогда просчет окупаемости затрат сложнее и период дольше", - утверждает Татьяна Пашкина.

Трудности организации

Как отмечают наши эксперты, основной проблемой, влияющей на эффективность стажировки, является формальный и неорганизованный подход. "Если сама программа стажировки не проработана, либо не хватает времени полностью освоить все вопросы, либо, наоборот, сотрудник бьет баклуши, тогда программу нужно пересматривать", - считает Татьяна Пашкина.

Кроме того, компании испытывают особенно большие трудности при внедрении наставничества. "Все понимают, что наставничество - исключительно важный элемент повышения результативности. Но оно часто становится камнем преткновения. Стажировка может не пойти на пользу и в том случае, если недостаточно хорошо организован "быт". "Тогда недовольные сотрудники говорят, что их не ценят, считают "вторым сортом", у некоторых из них от "величия" центрального офиса просто опускаются руки, появляются мысли по типу "нам такого не достичь", "им там про нас ничего не известно", - отмечает Татьяна Пашкина.

Впрочем, и сами стажеры могут доставить немало сложностей принимающей стороне. "Достаточно часто меняется количественный и качественный состав группы стажирующихся: у кого-то отпуск, у кого-то ребенок заболел. Кроме того, может быть проблематично найти недорогую гостиницу или квартиру недалеко от офиса", - рассказала г-жа Пашкина.
Кроме того, даже готовность коллег взять на себя выполнение части функциональных обязанностей стажирующегося не отменяет дальнейшей необходимости решать накопившиеся вопросы или проводить каскадное обучение для сотрудников родного офиса, что становится дополнительной нагрузкой.


Facebook, Twitter, YouTube… А где же CIO социальных сетей?

В современном мире, где каждый пользуется Facebook для связи с теми, кто имеет схожие интересы, и Twitter - для коротких сообщений о своих взглядах, можно говорить о грядущей информационной революции, сделал вывод Silicon.com. Но, как и в любом деле, осторожность не помешает.

Хотя во всем мире и насчитывается 500 млн пользователей Facebook, по-прежнему остается почти 6,5 млрд тех, кто этой социальной сетью не пользуется. За этими цифрами скрываются более глубокие социально-экономические изменения. За год количество пользователей Facebook удвоилось, и молодые кадры рассчитывают, что смогут использовать социальные технологии на своих рабочих местах.

Подобные ожидания ставят большие задачи перед командой руководителей. И CIO, как отвечающие за ИТ-деятельность в организации, должны стать теми, кто может решить эти задачи. Тем не менее, это вовсе не означает, что это будет правилом.

Сторонники технологий

Количество CIO, которые известны как ярые сторонники социальных сетей (особенно в Великобритании), сравнительно невелико. Одним из них является CIO Лондонского университета Эндрю Эббуд, обожающий выражать свою точку зрения в собственном блоге и Twitter-аккаунте.

Эббуд запросто дает определение социального CIO и объясняет, как ИТ-руководители могут использовать коллективные ИТ для создания новых возможностей. Для начала, считает он, следует признать, что инструменты совместной работы не изменят главных обязанностей ИТ-директора. "Совместные технологии не изменят роли CIO, но помогут ему стать руководителем, осуществляющим важную работу и поддерживающим социальное взаимодействие", - говорит Эббуд. CIO просто должен понимать, как можно использовать такие совместные технологии, чтобы поддержать изменения во взаимоотношениях.

По мнению Эббуда, телеприсутствие или высококачественная видеоконференция снижают базовые расходы компании, поскольку сокращаются командировочные расходы, "износ" сотрудников и выбросы углерода в атмосферу. CIO следует выбирать правильные технологии и партнеров, и продвигать использование сетевых ресурсов.

Организационная разрозненность

Эббуд уверен, что социальные сети помогают нарушить организационную разрозненность и объединить людей друг с другом и со знаниями. Поскольку предприятия сотрудничают с все большим количеством внешних участников, инструментарий социальных сетей может поддержать бизнес, предоставив возможность различным сторонам совместно работать и делиться идеями.

Однако сотрудничество затрагивает не только внутренние бизнес-процессы, и CIO необходимо разобраться, насколько их клиенты вовлечены в социальные сети. Одним словом, "социальный" CIO должен выступать как защитник и поборник совместной деятельности. По словам Эббуда, ИТ-директорам необходимо рассказывать в своих организациях о тех возможностях, которые предоставляют эти инструменты. Например, сюда относится знание о потребностях клиента, управление репутацией онлайн и определение возможностей рынка.

Кому принадлежат социальные сети - неясно, поэтому CIO следует воспользоваться данной возможностью и возглавить движение за совместную работу.

Поддержка руководства

Крис Миллер, CIO консультационного агентства Avanade, тоже является сторонником эффективной работы социальных ИТ. "Совместная работа – это возможность для CIO показать компании, что технологии тоже способствуют повышению производительности, - сказал он. - Любому удачному ИТ-проекту необходима поддержка руководства, а социальные сети позволяют работать рука об руку с вашими коллегами и показать, какую пользу могут приносить технологии".

Несведущие CIO, уверен Миллер, думают, что вся ответственность за совместную деятельность лежит на отделе кадров. Также очень важно понять, что здесь затрагиваются интересы и других сфер деятельности, например, брендинг у маркетинговой команды и обеспечение безопасности у команды юристов. CIO как раз принадлежат к тем руководителям, которые могут достичь всестороннего понимания по таким вопросам. "Я возглавил работу по совместной деятельности в компании Avanade. CIO, работавший до меня, проводил в жизнь те же идеи, - говорит Миллер. - Наши топ-менеджеры верят в тесно связанную команду, и в то, что технологии - это главная составляющая структуры, позволяющая людям по всему миру общаться ".

Исследования показывают - более 80% руководителей уверены, что совместная деятельность на всем предприятии – это ключ к успеху. По данным недавно опубликованного опроса Kelton Research, 75% компаний планируют в будущем году увеличить использование совместных технологий. "Результаты исследований говорят о том, что люди подхватили идею совместной деятельности, - считает Миллер. - Последние два года мы стали чаще говорить с CIO о социальных технологиях. В будущем совместная деятельность станет нормой".

Специфические проблемы бизнеса

Но не все проходит так гладко, и некоторые топ-менеджеры выражают определенную озабоченность относительно совместной деятельности. Почти 38% участников опроса полагают, что некоторые сотрудники, работая через социальные сети, уклоняются от ответственности, а один из четырех руководителей опасается, что подобная совместная работа - лишь пустая трата времени.

По мнению Миллера, личное взаимодействие может помочь преодолеть страхи сотрудника. "CIO необходимо обратить внимание на вовлеченность персонала, и помочь людям почувствовать, что они имеют отношение к совместной программе. В конечном счете, социальные сети вовсе не связаны с изменением должностных обязанностей сотрудников".

Социальные ИТ, конечно, могут трансформировать взаимодействие на рабочем месте, но только в контексте существующих человеческих взаимоотношений. Более того, совместные технологии могут – при их использовании – выявить необходимость проведения личных бесед. "Не стоит сбрасывать со счетов влияние реального общения, - говорит Майк Дэй, CIO компании Tommy Hilfiger. - Людям по-прежнему необходимо встречаться лично, если есть такая бизнес-необходимость. На самом деле, различные видеоконференции работают лучше после того, как имели место личные встречи".

Итак, задача ясна. Несомненно, использование совместных технологий изменит природу взаимоотношений на рабочих местах, и, может, даже так, как никто и не предполагает. А CIO социальных сетей должен схватиться за эту возможность, чтобы помочь компании управлять новыми изменениями.


К 2014 году будет продано 291 млн ноутбуков

К 2014 году доля ноутбуков на компьютерном рынке составит 52%, при объеме поставок 291 млн штук, прогнозирует In-Stat.

По предварительным оценкам аналитиков In-Stat, к 2014 году рынок мобильных ПК, включая ноутбуки, планшеты, нетбуки и смартбуки, превысит 400 млн штук, сообщает eWeek. Среднегодовой темп роста рынка составит 19,1%. К этому времени совокупный объем рынков мобильных ПК и настольных решений достигнет среднегодового темпа роста 123,6%.

"Рынок мобильных ПК ожидает борьба производителей за сегмент устройств начального уровня, ориентированных на доступ в интернет, таких как планшеты и нетбуки. Драйвером роста рынка по-прежнему останутся ноутбуки, которые будут становиться все легче и дешевле. В бизнес-сегменте продолжится интерес к ноутбукам среднего уровня и высокопроизводительным платформам", - прокомментировал Джим МакГрегор, ведущий специалист In-Stat. – Более того, спрос на мобильные ПК будет наблюдаться как в развивающихся, так и развитых странах"".

Некоторые отраслевые эксперты, в частности аналитики IDC и UBS Investment Research, считают, что планшеты могут изменить развитие рынка мобильных ПК самым неожиданным образом. Аналитики допускают, что рост интереса к планшетам, таким как Apple iPad, Galaxy Tab, недавно представленной Samsung, или Toshiba Folio 100, в будущем может привести к сокращению продаж ноутбуков и нетбуков.

По мнению аналитиков UBS, к 2011 году продажи планшетов iPad достигнут уровня 28 млн шт., возможно, в ущерб недорогих ноутбуков. По предварительному прогнозу IDC, сделанному в мае, глобальные поставки планшетов увеличатся с 7,6 млн шт. в текущем году до более чем 46 млн шт. в 2014 году, достигнув ежегодного темпа роста 57,4 %. Для сравнения, прогноз IDC по поставкам мобильных ПК - они в 2014 году достигнут 398 млн штук.


В 2 квартале мировой рынок внешних систем хранения данных вырос на 21,4%

Во втором квартале 2010 года общий объем доходов на мировом рынке внешних систем хранения данных составил 4,6 млрд долларов, показав 21,4-процентный рост по сравнению с 3,8 млрд долл., полученными во втором квартале 2009 года, отметили аналитики компании Gartner.

Более чем 10-процентный рост наблюдался во всех регионах, кроме Японии - в Латинской Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Северной Америке рынок вырос на 48,3%, 27,4% и 22,1% соответственно.

Что же касается результатов отдельных компаний, то во втором квартале лишь трем вендорам удалось добиться показателей, которые превысили цифры по рынку в среднем. Речь идет о компаниях EMC, Fujitsu и NetApp. Каждая из них смогла увеличить свою долю рынка - до 27,8, 14,8 и 11,2% соответственно.

"Пользователи по-прежнему отдают предпочтение экономичным модульным ECB-системам. В частности 37,6% от общего объема доходов пришлось как раз на долю этого сегмента, причем главным двигателем его роста стали NAS-решения", - объяснили в Gartner.


Производители ПК найдут "лекарство" от Apple

AppleГоворя о высокой популярности продуктов Apple, основатель Acer Стэн Ши сравнил их с мутирующим вирусом, для которого сложно найти лекарство, однако выразил уверенность, что оно будет найдено производителями рынка персональных компьютеров, сообщает Digitimes.

Важная особенность Apple, по его словам, заключается в том, что эта компания работает не так, как все остальные игроки этого рынка, у нее совершенно иная стратегия по развитию и продвижению своих продуктов. В частности, Apple всегда хочет совершить революцию, в то время как другие компании работают более эволюционно.

В качестве одного из вариантов "лекарства" в Acer называют мобильную платформу Google Android, которая уже привлекает многих вендоров ПК. И это, по словам представителя компании, поможет в будущем изолировать Apple.



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2009 г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное