Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
05 июля 2010, понедельник

Фиксированный и мобильный ШПД: перспективы развития

Компания J-son & Partners Consulting представила результаты обновленных исследований российского рынка фиксированного и мобильного широкополосного доступа. Данный прогноз составлен как по итогам собственных исследований российского рынка проводных и беспроводных технологий, так и по результатам докладов участников на профильных мероприятиях.

Мобильный интернет обгоняет фиксированный ШПД

Во многом благодаря развитию сетей третьего поколения доходы от предоставления передачи данных в мобильных сетях стремительно растут. По прогнозам J-son & Partners Consulting, уже в 2010 году совокупная выручка мобильных операторов в этом сегменте превысит доходы операторов фиксированной связи от предоставления услуг ШПД в частном сегменте (более 60 млрд руб.), а в дальнейшем - превысит их.

Доходы на рынке фиксированного ШПД и мобильного интернета, 2008-2010
исследование J-son Partners
Источник: J-son & Partners Consulting, июнь 2010

По оценкам J-son & Partners Consulting, в конце 2009 года около 26,4% всех российских домохозяйств (14,4 млн) имели широкополосный доступ в интернет. Рост рынка за первое полугодие составил 38%. К 2013 году, по прогнозам аналитиков, количество домашних фиксированных ШПД-подключений и проникновение (по домохозяйствам) более чем удвоятся по сравнению с 2009 г. - до 30,8 млн и 54,8% соответственно. С другой стороны, к этому времени количество мобильных пользователей 3G/4G превысит, по прогнозам компании J-son & Partners Consulting, 71 млн, то есть половину населения России.

Доминирование мобильных игроков на рынке ШПД станет реальностью в среднесрочной (3-5 лет) перспективе, а углубление процессов консолидации приведет к тому, что мобильные и фиксированные сети будут либо сосуществовать в рамках одной группы компании, либо, что менее вероятно, тесно взаимодействовать в процессе оказания услуг.

По итогам 2009 года доля доходов российских операторов "большой тройки" от услуг передачи данных в совокупных доходах по России составила около 5-6% (1,2% - по активным пользователям USB-модемов), в то время как у мировых лидеров этот показатель достигает 40-50%. Данный факт указывает на большой потенциал российского рынка мобильного интернета, реализованного на базе технологий WCDMA/HSPA.

Каннибализации фиксированной связи не произойдет - большая часть абонентов (50-75% в целом по России) будет пользоваться как фиксированным, так и мобильным доступом. С одной стороны, в проводных сетях уже доступна высокая скорость передачи данных. С другой стороны, пользователь в ближайшее время получит доступ к мультимедийным ресурсам из любой точки, где есть покрытие мобильных сетей 3G/4G. В более долгосрочной перспективе появление более "тяжелого" контента, например, телевидение высокой четкости, 3D-телевидение, будет способствовать дальнейшему развитию проводных сетей, которые будут опираться на оптические технологии - PON, FTTx. Однако для удаленных и сельских районов беспроводной доступ - прежде всего, спутниковый - будет оставаться единственно возможным способом выхода в интернет.

3G перерастет в 4G

По мнению J-son & Partners Consulting, операторы "большой тройки" будут плавно мигрировать в сторону LTE через "промежуточную" технологию HSPA+ (пиковая скорость - до 42 Мбит/c в прямом канале), максимально сохраняя инвестиции, вложенные в 3G. При этом ряд крупных игроков будет строить сети LTE сразу, минуя третье поколение. По прогнозам аналитиков, число активных абонентов 3G в России увеличится с 5,8 млн в 2009 г. до 13,6 млн в 2010 г., а к 2014 г. превысит отметку 100 млн. При этом количество пользователей 3G, которые выходят в сеть через телефоны с поддержкой 3G, практически сравняется с количеством пользователей USB-модемов в 2011 году, а в последующие годы - значительно превысит их. При этом существенная часть пользователей (до 20%) будет использовать для доступа в интернет 3G-смартфоны и ноутбуки c внешним или встроенным радиомодемом в зависимости от обстоятельств.

Абонентская база сетей 3G в России, 2008 - 2014
исследование J-son Partners
Источник: J-son & Partners Consulting, июнь 2010

Число подключенных к сетям IMT-MC-450 (CDMA-450) абонентских устройств в России по состоянию на конец 2009 г. составило 1,42 млн. Операторы, использующие эту технологию, постепенно теряют свою рыночную долю под натиском сетей WCDMA/UMTS.

Неопределенной остается и ситуация с мобильным WiMAX. Крупнейший российский игрок на этом рынке - компания "Скартел" - сделал заявление относительно возможного перехода на LTE, однако существующие в стране правила регулирования не позволят оператору быстро "переключиться" на эту технологию, несмотря на наличие у него частотного ресурса. Недавно "Скартел" сообщил о 530 тыс. активных абонентов в своей сети, что делает его одним из крупнейших WiMAX-операторов в мире. Возможное "переключение" Yota на LTE – не является хорошей новостью для российского рынка WiMAX, а недавнее аналогичное заявление другого WiMAX-гиганта – американской компании Clearwire, обслуживающей на конец 1-го квартала 2010 г. 971 тыс. клиентов, – ставит будущее WiMAX как независимого стандарта под сомнение.

Иностранные вендоры быстро отреагировали на происходящие на рынке перемены. Компания Motorola, например, объявила о выпуске решения для операторов WiMAX Evolution, призванное обновить существующие сети мобильного WiMAX (стандарт 802.16e) до WiMAX 2 (802.16m) или TD-LTE, а также совместить существующие сети WiMAX с технологией LTE.

В целом ситуация на российском рынке широкополосного доступа повторяет общемировые тенденции. Количество активных пользователей мобильного ШПД растет существенно быстрее, чем абонентская база фиксированного ШПД. К 2015 году в мире, по прогнозам, будет насчитываться порядка 2 млрд и 1,74 млрд пользователей, выходящих в интернет через мобильные и фиксированные сети соответственно.


HP выпустит планшеты на WebOS

1 июля компания HP подтвердила, что операционная система WebOS, приобретенная вместе с Palm, станет основой для планшетных компьютеров и других устройств HP.

"Под управлением Джона Рубинштейна, бывшего председателя совета директоров и генерального директора Palm, мировое подразделение Palm будет подчиняться исполнительному вице-президенту группы персональных систем HP Тодду Брэдли, – говорится в заявлении компании. – Palm будет отвечать за разработку WebOS и устройств на основе WebOS, от модельного ряда мощных смартфонов до планшетных ПК и нетбуков". Слухи о том, что HP будет использовать WebOS для планшетов, появились еще в мае, тогда же стали говорить о том, что HP может отказаться от выпуска планшета на Windows 7. Теперь в компании официально подтвердили первое предположение, но второе пока остается открытым.

Аналитики предполагают, что WebOS может повлиять на планы Microsoft по выходу на рынок потребительских планшетных компьютеров, популярность которых резко возросла после появления в этом году Apple iPad. "Поскольку на рынке планшетов пока нет одного доминирующего производителя или ОС, HP может с помощью WebOS и собственного опыта в дизайне стать ключевым игроком в этом молодом сегменте рынка", – сказал аналитик Technology Business Research Джон Спунер. При этом он добавил: "Сама Microsoft обнаружила, что рынок планшетов оказался сложнее, чем она предполагала".

В январе на выставке CES 2010 глава Microsoft Стив Баллмер показал прототип планшета HP под управлением Windows, отдельно подчеркнув, что на нем удобно просматривать фильмы и читать книги. Несколькими месяцами позже в блоге HP вице-президент компании Фил МакКинни предположил, что планшет на базе Windows 7 с Flash Player может стать выгодной альтернативой iPad. Но затем HP приобрела Palm, и ситуация вновь стала неопределенной.

Еще больше неопределенности вносит то, что Microsoft свернула проект Courier, а ряд производителей начали интересоваться ОС Chrome от Google, специально подготовленной для планшетов. Многие аналитики сейчас считают, что Microsoft должна серьезно переработать Windows 7, чтобы сделать ее действительно конкурентоспособной для планшетных устройств.


Доход на рынке тачскрин-модулей достигнет 14 млрд $

В период с 2009 по 2016 год доходы в рамках мирового рынка тачскрин-модулей вырастут с 4,3 до 14 млрд долларов, прогнозируют аналитики компании DisplaySearch. В итоге показатель CAGR-роста для этого рынка в рамках указанного периода времени составит порядка 18%.

"Доля моделей, оснащаемых сенсорными экранами, стремительно растет в рамках многих категорий портативных устройств, включая мобильные телефоны, медиаплееры и навигационные устройства. Более того, в ближайшие годы тачскрин-модели начнут заметно укреплять свои позиции и в других категориях, более крупных с точки зрения форм-фактора, включая такие, как моноблоки, планшетные ПК и нетбуки", - объяснили в DisplaySearch.

Крупнейшим же на данный момент рынком для тачскринов является рынок мобильных телефонов - так, в 2010 году объем отгрузок здесь составит порядка 531 млн штук, показав 41-процентный рост в рамках года.

Обороты набирает и сегмент сенсорных экранов для планшетов и ноутбуков - в период с 2010 по 2016 год объем отгрузок здесь вырастет с 1 млн до 50 млн штук. Также доля тачскрин-моделей будет расти и на рынке цифровых камер, камкордеров и электронных книг.


Кудрин мечтает о высоких рейтингах

Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что Россия может рассчитывать на повышение суверенных рейтингов после выхода экономики из кризиса. Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что правительство в течение этого года проведет работу с рейтинговыми агентствами, чтобы объяснить инвестпривлекательность России. Впрочем, несмотря на положительные статданные и стабильные пока рейтинги, консервативные инвесторы пока не заинтересованы вкладываться в экономику.

Россия может рассчитывать на повышение рейтингов после выхода экономики из кризиса, считает министр финансов Алексей Кудрин. "После завершения кризиса мы ожидаем повышения финансовых рейтингов России и тем самым еще раз подтверждаем стабильность нашей финансовой системы", - цитирует Reuters его заявление на инвестиционной конференции в Ялте.

Примечательно, что сам глава Минфина неоднократно подчеркивал, что негативные тенденции в мировой экономике еще достаточно сильны, а зависимость России от конъюнктуры на мировых рынках еще никто не отменял. Так, г-н Кудрин считает, что в ближайшие три года цена на нефть может упасть до 60 долл. за баррель. Поэтому уповать на позитивные статданные рано. Так, по данным Росстата, ВВП в первом квартале в годовом выражении увеличился на 2,9%. Алексей Кудрин ожидает, что темпы роста ВВП составят к концу года 4%, Минэкономразвития не исключает увеличения показателя до 4,5%. Первый зампред Банка России Алексей Улюкаев считает, что экономика вырастет более чем на 5%.

Тема суверенных рейтингов России в этом году стала одной из ключевых для правительства. Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов подчеркивал, что в текущем году будет проведена работа с рейтинговыми агентствами и другими составителями рейтингов, чтобы объяснить зарубежным инвесторам привлекательность России. "Россия может быть привлекательной, но с определенными рисками, и мы это понимаем", - отмечал он.

Согласно рейтингам ведущих агентств, прогнозы России пока стабильные. Fitch Ratings и S&P присвоили стране BBB, Moody"s - Baa1. Замгенерального директора рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел Самиев уверен, что в этом году суверенные рейтинги России вряд ли повысятся. "На рейтинги влияет ряд факторов, среди них - конъюнктура на главные экспортные товары, и если они будут показывать устойчивый тренд, будут расти доходы бюджета и крупных компаний, что привлечет инвесторов", - отмечает он. Однако вопрос рейтингов еще и политический, подчеркивает г-н Самиев. Неэффективное госуправление и коррупция вряд ли за год исчезнут. Кроме того, для составителей важно "поведение" страны с другими государствами, например в вопросе вступления в ВТО.

В поддержку рейтингов сказалось весеннее размещение евробондов на 5,5 млрд долл. Алексей Кудрин также высказал намерение размещать рублевый займы в следующем году.

Сейчас рейтинги России инвестиционно-спекулятивные, рассчитывать на внимание консервативных инвесторов можно лишь тогда, когда Россия войдет в категорию А, подчеркивает Павел Самиев. "Рейтинги России по категории BBB пока средние, поэтому консервативные инвесторы не вкладываются, - говорит Самиев. - Мы войдем в большие лимиты, когда получим категорию А, тогда на нас обратят внимание не только те инвесторы, которые ориентированы на emerging markets".


Социальные сети - ключ к успешному поиску работы

Согласно недавно проведенному опросу производителем софтов для рекрутинга Jobvite, соискатели, у которых в LinkedIn, Facebook и Twitter размещены активные резюме, имеют более широкий доступ к вакансиям в растущих компаниях, чем те кандидаты, которые при поиске работы не используют подобные социальные сети.

Результаты исследования обозначили многие причины, по которым соискателям необходимо использовать социальные сетевые сервисы.

Компания Jobvite спросила 825 HR-специалистов и рядовых рекрутеров, какими сетевыми ресурсами они пользуются при поиске и подборе кандидатов на имеющиеся вакансии. Их ответы показали, что они рассматривают социальные сети, как вполне жизнеспособный канал для поиска высококвалифицированных сотрудников, и что в этом году они планируют увеличить использование подобных сайтов при подборе кадров. Кстати, только около 3% опрошенных оказались клиентами Jobvite. В некоторых компаниях социальный сетевой рекрутинг фактически начинает затмевать собой традиционные каналы подбора кандидатов, такие как сайты вакансий и привлекаемые с этими целями сторонние рекрутеры и фирмы по подбору персонала.

Если вы ищете работу и не зарегистрированы в LinkedIn, Facebook или Twitter (по данным опроса, эти три социальных сетевых сайта наиболее популярны среди работодателей), стоит обратить внимание на четыре причины, почему необходимо немедленно присоединиться к социальному интернет-сообществу и научиться активно обращаться со своим резюме.

1. У вас есть доступ к рабочим вакансиям в передовых развивающихся компаниях

Фирмы, нанимающие большинство людей в самые сжатые сроки, "это как раз те компании, которые активно используют рекрутинг через социальные сети, - считает CEO Jobvite Дэн Финниган. - Компании с большими возможностями для роста пытаются заполучить лучших высококвалифицированных кандидатов с помощью социальных сетевых сайтов".

2. У вас будет немедленный доступ к вакансиям

Результаты опроса Jobvite показывают, что работодатели предпочитают использовать сайты социальных сетей для рекрутинга, потому что это самый дешевый и простой способ поиска кандидатов. Сообщение в Twitter о вакансии не стоит ни копейки - по этой причине социальные сетевые сервисы становятся первым ресурсом, где работодатели размещают вакансии.

3. Работодатели все больше используют LinkedIn, Facebook и Twitter для поиска и подбора перспективных сотрудников

По данным опроса Jobvite о подборе персонала с помощью социальных сетей, 73% респондентов используют социальные сети для поддержки их рекрутинговой деятельности в настоящее время, а 92% опрошенных, которые занимались подбором кадров в 2010 году, планируют или уже принимают на работу сотрудников через эти ресурсы. 78% респондентов используют LinkedIn для приема на работу, 55% - Facebook (с 15% в 2009 году), а 45% - Twitter (с 32% в 2009 году). Мало того, треть респондентов всегда проверяет резюме кандидатов на социальных сетевых сайтах при подборе сотрудников, а 58% опрошенных уже приняли на работу кандидатов через социальные сетевые сайты.

4. Вы не найдете такого количества объявлений на сайтах вакансий или у рекрутеров

Некоторые работодатели переносят свою рекрутинговую деятельность от таких традиционных каналов распространения информации, как сайты вакансий или сторонние фирмы по подбору персонала, на социальные сети. По данным Jobvite, 36% респондентов по мере оздоровления экономики планируют тратить меньше средств на объявления на сайтах вакансий, а 38% собираются сэкономить на привлекаемых со стороны компаниях по подбору кадров.


Бюджетный мобильник

В первом квартале 2010 года россияне купили на 20% больше мобильных телефонов, чем в прошлом году. Эксперты рынка связывают это со сменой потребительских предпочтений и реализацией отложенного спроса в провинции.

По подсчетам аналитиков компании МТС, российский рынок мобильных телефонов в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичном периодом прошлого года увеличился в штучном выражении на 1247 тыс. устройств, однако в денежном - снизился на 1,7 млрд руб. При этом доля продаж дешевых телефонов стоимостью менее 1499 руб. увеличилась с 34,6 до 41,8%, а дорогие модели по цене выше 10 тыс. заняли 5% рынка, потеряв 0,6% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Среднерыночная цена мобильного телефона с 5,8 тыс. руб. снизилась на 27% и сейчас составляет 4,5 тыс. руб. Эта планка немного меньше, чем прогнозировали некоторые эксперты в начале года, ожидалось падение средней цены на 18%.

Аналитик J-son & Partners Сергей Савин полагает, что подобные показатели связаны со сменой покупательских предпочтений: "Сейчас порядка 70% телефонов стоят меньше 100 долл., и это определенный тренд". Дорогие трубки не покупают в кредит, тратя наличность на более дешевые модели, считает г-н Савин. "Еще один фактор - удешевление технологий: теперь 3G и сенсорные экраны устанавливают и в дешевых моделях мобильных устройств", - добавляет Сергей Савин.

"Мы тоже наблюдаем снижение средней цены мобильного телефона", - отмечает аналитик Mforum Analytics Дмитрий Деев. По словам аналитика, сейчас реализуется ранее неудовлетворенный спрос именно в нижнем сегменте рынка. "Рынок в Москве и Питере уже выравнялся, а в провинции люди продолжают покупать дешевые модели телефонов, - продолжает г-н Деев. - Хотя, с другой стороны, в России всегда средняя цена покупки была выше, чем в странах развитой Европы, и, вполне возможно, сейчас ситуация наконец-то нормализуется".


Что-то новенькое...

Автор: Наталья Науменко

"Инициатива наказуема" - гласит древняя офисная мудрость, которую любой сотрудник слышал по многу раз. Но иногда бывает так важно, чтобы человек, привыкший не высовываться, вдруг осмелился на это.

Когда Сергей Дмитренко, рекрутер агентства Best Service, поинтересовался у руководителя крупной логистической компании судьбой недавно трудоустроенного им весьма перспективного сотрудника, то услышал в ответ, что тот покинул компанию. Как выяснилось, молодой и горячий выпускник европейского вуза, успевший пройти стажировку в немецкой компании, так отреагировал на отеческое предложение своего начальника "осмотреться и пообвыкнуть". Непосредственный шеф предложил ему это, прежде чем идти к руководству с грандиозными прожектами по переобустройству всего и вся в компании. А когда генеральный директор, как и предполагалось, несколько остудил революционный задор юного логистика, тот, непонятый и отверженный, но с гордо поднятой головой, положил на стол заявление об увольнении.

Другой, более распространенной крайностью, которая сильно расстраивает руководителей-новаторов, является внутренняя установка работников вообще не проявлять инициативы, не вносить рационализаторских предложений, да и попросту "не отсвечивать".

Между Сциллой и Харибдой

"Чрезмерная инициативность так же бесполезна, как и полное ее отсутствие. Если в компании все процессы отработаны и расписаны, - сотрудники должны просто выполнять свои обязанности, так как это необходимо. Если же в технологическом процессе есть ошибка, они должны указать на эту ошибку. Но не пытаться выйти за пределы своей компетентности и учить руководителя, как ему общаться с партнерами", - считает Семен Липко, финансовый директор ООО "Комет-Про" (дистрибуция бытовой техники, штат - 70 чел.).

Противоположной точки зрения придерживается Виталий Торсенко, заместитель директора AHM Soft (разработка программного обеспечения). "Нередко человек, далекий от какой-либо сферы, может дать очень дельный совет. Главное - суметь переступить через собственное высокомерие и попытаться прислушаться к нему. Так, например, мой друг, физик по образованию, который ни дня не работал в коммерческой структуре, посоветовал применить для раскрутки один маркетинговый ход, который оказался очень успешным. Поэтому инициативу сотрудников необходимо всячески поддерживать", - уверен г-н Торсенко.

Однако, чтобы найти ту грань, которая позволит не подавлять желание улучшить что-либо в работе компании, но и не поощрять бесплодное критиканство, наши эксперты советуют проработать и "обнародовать" четкий алгоритм действий, которые должен предпринять сотрудник, желающий внести рационализаторское предложение. К примеру, можно ввести правило, предполагающее, что идея будет обоснована, будут продуманы возможности ее реализации и необходимые на внедрение затраты, а предполагаемый экономический эффект - подсчитан. Также важно, чтобы инициативный и креативный сотрудник не забыл о возможных сроках выполнения данной задачи. Со своей стороны компания может взять на себя обязательство определить размер материального поощрения в случае успешного результата.

"Использование подобного алгоритма позволяет сделать новаторские предложения сотрудников продуманными и целесообразными. Кроме того, это воспринимается как внутренние инвестиции компании, которые могут быть полезны и взаимовыгодны", - рассказывает организационный психолог Оксана Рудько.

Ожидать неожиданного

Однако почти в каждом коллективе есть люди, которые просто впадают в ступор, когда им нужно принять какое-либо решение или поступить не так, как обычно, если условия изменились. При этом, по мнению г-жи Рудько, большинство таких сотрудников приобрели этот поведенческий паттерн либо в глубоком детстве, либо уже непосредственно на рабочем месте. Первые характеризуются беспомощностью во всем - начиная от работы и заканчивая полной пассивностью в любых вопросах, касающихся их жизни. Вторые - прекрасно справляются с трудностями на личном и семейном фронте, но в рабочее время даже не делают попыток не то что предложить конструктивное решение проблемы, но даже сообщить о ней. "Психологи в подобных случаях всегда вспоминают о феномене "выученной беспомощности". Он появляется тогда, когда человек в силу разных причин сталкивался с непреодолимыми препятствиями и уверовал в то, что он не может ничего изменить", - говорит г-жа Рудько. Более того, человек, который приучен к состоянию беспомощности, даже не пытается сделать хоть что-то, когда жизнь предоставляет для этого все возможности. Разумеется, карьера такого сотрудника тоже обречена на неуспех, однако "подстраиваться" под обстоятельства и выполнять поручения "от сих до сих" он вполне способен.

Впрочем, бывают ситуации, когда такой способ поведения недопустим. И тогда перед руководителем остро встает вопрос - сразу расставаться с таким сотрудником или попытаться "расколдовать" крепко спящую внутри него инициативу. Для того чтобы решить, стоит ли "овчинка выделки", Станислава Винярская, менеджер по персоналу ООО "Эспан" (продажа косметики и товаров медицинского назначения, штат - 80 чел.), советует провести ряд мероприятий, которые стимулировали бы инициативность сотрудников. "Это могут быть конкурсы на лучшую идею для стимулирования сбыта, продвижения какого-либо бренда, оптимизации технологических процессов в компании и прочее. При этом главное при проведении конкурса - привлекательное вознаграждение и прозрачная схема оценки идей", - рассказывает г-жа Винярская.

Так, к примеру, в одной из компаний рядовым сотрудникам позволили принять участие в конкурсе, посвященном ребрендингу корпоративного стиля, наряду с именитыми рекламными агентствами. "Часть идей была взята на вооружение, участники получили заслуженное вознаграждение, а компания немало сэкономила на "креативной" части проекта", - сообщила Оксана Рудько.

Не менее важно, для того чтобы расшевелить инициативность сотрудников, предложить несколько не очень сложных конкурсов или заданий, по результатам которых возможны быстрые положительные результаты. "Для того чтобы создать поле позитивных возможностей, мы поощрили денежной премией всех сотрудников, принявших участие в конкурсе. Это позволило сразу изменить их отношение с недоверчиво-настороженного на удивленно-восторженное. В следующий раз в конкурсе на лучшую идею участвовало в два раза больше людей. Хотя на этот раз мы сразу упомянули, что призы получат не все, а только победители", - рассказала Станислава Винярская.

Кроме того, для того чтобы стимулировать творческое мышление сотрудников, в компании "Эспан" примерно раз в квартал менеджер по рекламе собирает и рассылает начальникам отделов информацию о новинках, которые были внедрены в отечественных и зарубежных компаниях.

Но более всего формированию активного отношения к деятельности на профессиональном поприще способствует гибкое использование системы штрафов "за бездействие" и поощрений "за проявленную инициативу".

Чтоб не высовывались

Основными причинами, губящими инициативу, которые называют сами сотрудники отечественных компаний, по данным Оксаны Рудько, в первую очередь становятся уверенность руководства в непогрешимости собственного мнения и беспросветной глупости своих подчиненных. Это и формирует пресловутую "выученную беспомощность", ведь подчиненный заранее абсолютно убежден в том, что любые его предложения будут отвергнуты. Еще одним прекрасным способом на корню убить любые попытки сотрудников высказывать какие-либо идеи является не такая уж редкая в наших пенатах склонность некоторых руководителей выдавать их идеи за свои. Внимательно выслушав подчиненного, такой начальник найдет несколько причин отсутствия возможности воплотить данное предложение. Ну а в худшем случае "активист" будет высмеян перед коллективом, а затем, когда этот эпизод немного забудется, идея будет "спущена сверху" как распоряжение, но уже в другой "упаковке". Поэтому, если высшее руководство компании заинтересовано в том, чтобы сотрудники смело высказывали свои идеи, их авторство должно быть неоспоримо.


Рынок социальных платформ неуклонно растет

В 2009 году, несмотря на тяжелую ситуацию в мировой экономике, рынок социальных платформ показал стабильный рост, отметили аналитики компании IDC.

Так, общий объем доходов здесь по итогам прошлого года составил порядка 369,7 млн долларов, показав 55,9-процентный рост в рамках года. Тремя ведущими лидерами рынка стали компании IBM, Communispace и Telligent - на их долю в общей сложности пришлось около 29% всего мирового рынка социальных платформ.

"Стремительный успех потребительских социальных сетей, таких как Twitter, Facebook и LinkedIn, открыл дорогу провайдерам ИТ-сервисов для интеграции подобный решений в рамках корпоративного сектора. Также это связано и с тем, что сейчас все чаще современный бизнес сталкивается с необходимостью тем или иным образом объединять рабочую и личную жизнь своего персонала", - объяснили в IDC.

Аналитики считают, что развитие этого сегмента в ближайшем будущем станет основным двигателем для стремительного роста всего рынка программных и онлайновых решений для совместной работы.


Как CIO и кадровикам выжать максимум из нового поколения?

Чтобы соответствовать требованиям "поколения нового тысячелетия" и извлечь из новых талантов максимум пользы, CIO и HR-специалистам придется адаптироваться к новым условиям.

Центр управления информацией Лондонского университета (CIL) считает, что ИТ-руководители должны изменить способ работы своего отдела, поскольку последующее поколение технически искушенных сотрудников постепенно начинает распространять свое влияние на рабочих местах. По определению CIL, представители нового поколения – это люди, рожденные после 1985 года, которые выросли на технологиях и сейчас приходят на рабочие места с совсем другими ожиданиями и нуждами, чем их предшественники.

Директор CIL и бывший CIO Дэвид Чен объяснил, что в последующие несколько лет ИТ-отрасль ожидает бум, и спрос на ИТ-специалистов будет лишь возрастать. А при вливании поколения нового тысячелетия в рабочие ряды компаний руководителям необходимо убедиться, что все требования новичков учтены, если речь идет о лучших кадрах. Например, в создании доходов компании все большую роль играют новые идеи, а эти идеи могут сгенерировать новые умы, если им предоставят возможность работать в таких условиях, которые они считают наиболее приемлемыми. "Реальность такова, что в последующие пару-тройку лет в строй вступят представители нового поколения, и работать в устаревших корпоративных условиях команды и контроля для них будет не очень-то комфортно. И с этой проблемой столкнется большинство крупных организаций, если, конечно, они еще не предстали перед этим фактом".

По мнению Чена, представители нового тысячелетия предпочитают работать совместно, и они более успешно используют коллективный разум, чем предыдущие поколения. Если молодые сотрудники вынуждены соблюдать устаревшую политику компании и делать все так, как предписано и выполнялось десятилетиями, то предприятия рискуют тем, что креативность новичков будет задушена на корню. Чен отметил, что при выборе способа работы для новых сотрудников организации должны идти "вдоль, а не поперек".

С увеличением спроса на ИТ-кадры работники нового тысячелетия менее склонны трудиться на организацию, которая мешает им выполнять свою работу так, как они привыкли. Следовательно, организациям необходимо изучать меняющиеся рабочие практики, чтобы не только удовлетворить потребности своих молодых сотрудников, но и сделать их более производительными.

Вот несколько советов Чена для CIO, которые занимаются рекрутингом и управлением поколения нового тысячелетия.

Привести систему безопасности и доступ к информации в равновесие

Чен считает, что слишком часто корпоративные системы безопасности блокируют сотрудникам доступ к информации, которая необходима им для выполнения работы. Чтобы использовать способности и креативность нового поколения, CIO должны быть открыты для применения технологий, которые они, возможно, первоначально отметали из-за предположения, что они не настолько безопасны. "Общая парадигма системы безопасности такова - вы пытаетесь все контролировать и не можете, и это реальная ситуация".

Изменить подход и поделиться идеями

Пытаясь решить проблему, работники нового тысячелетия с большей вероятностью обратятся за идеями к своим друзьям, чем станут полагаться на коллег в офисе. CIO следует всесторонне поощрять совместное сотрудничество и убедиться, что молодые сотрудники эффективно его используют.

Чен отметил, что существуют области, где компании могут выиграть гораздо больше, если будут делиться информацией, но организациям необходимо понять, что это за области, и убедиться, что важная информация защищена межсетевым экраном. Он добавил, что те, кто стоят во главе компании, делятся информацией через совет директоров или неформальные контакты, поэтому и сотрудникам следует разрешать поступать точно так же.

"Главное – это информация. Придерживайтесь такого подхода: "Мы доверяем вам, но к вещам необходимо относиться очень осторожно", а не требуйте: "Я хочу, чтобы вы перестали поступать так просто потому, что вы делаете что-то не так". Поступайте разумнее, - советует Чен. - Мир на самом деле сейчас слишком зависим от системы контроля – это реальная проблема, с которой мы сталкиваемся. Мы по-прежнему пытаемся все контролировать и не можем. Все, что мы можем сделать, так это сказать – давайте будем относиться к этому гуманистически, давайте убедимся, что у нас есть системы контроля там, где этот контроль необходим, но повернем его в несколько иное русло".

Поставить бизнес выше ИТ

Чен сказал, что люди, работающие в ИТ-отделе, все чаще ставят бизнес выше интересов ИТ-команды, что создает "большую причастность к компании, большую связь с бизнесом, и дает чувство того, что вы являетесь частью бизнеса". По его мнению, представители нового поколения лучше умеют общаться и знакомиться с деятельностью других отделов бизнеса, чем предыдущие поколения, и CIO необходимо убедиться, что эти качества не потеряются, когда они поступят к ним на работу. Чен уверен, что их следует оберегать от использования изолированного мышления, по-прежнему превалирующего во многих ИТ-отделах крупных компаний. А вот CIO, которые понимают эту проблему, неплохо с ней разбираются.

Кроме того, ИТ-персоналу следует больше времени уделять пользователям с тем, чтобы они могли создавать важные неформальные сети общения и иметь лучшее представление о том, как работают другие отделы компании.

Изменить подход рекрутеров

Большую роль в охоте за головами работников нового тысячелетия также могут сыграть отделы кадров. Следовательно, CIO должны поставить HR-специалистам задачу изменить способы рекрутинга и развития карьерного роста в отношении нового поколения, вливающегося в рабочие ряды компаний.

Представители нового поколения гораздо менее охотно следуют предписанному карьерному пути, в отличие от старшего поколения, считает Чен. Отделам кадров следует создать такую структуру для сотрудников, которая позволит им самим организовывать свою собственную карьеру. Это может быть и предоставление списка курсов обучения для сотрудников - с возможностью выбора в зависимости от карьерных целей.

Хотя новое поколение и хочет действовать по своей собственной инициативе, по словам Чена, HR-отдел все же принимает непосредственное участие в этом процессе. Следует помнить, что молодежи необходимы руководство и советы, но решения они предпочитают принимать сами.


Ситуация на рынке ИТ-сервисов в США

Покупатели ИТ-сервисов из США являются одним из наиболее агрессивных и серьезных их потребителей от ESP-провайдеров, однако провайдерам здесь следует понимать - чтобы успешно работать в этом регионе, необходимо учитывать ряд его уникальных особенностей, отметили аналитики компании Gartner.

Последствия мирового экономического кризиса здесь продолжают оставаться актуальными - покупатели по-прежнему очень внимательно относятся к вопросам стоимости сервисов. В то же время, если верить исследованию аналитиков, порядка 48% ИТ-покупателей в США планируют в течение 2010 года увеличить свои затраты на работу с ESP-провайдерами.

Главные задачи, которые они решают с помощью покупки таких услуг, включают в себя снижение общих ИТ-затрат и увеличение показателя ИТ-доступности в своих организациях. "Общая позитивная динамика на рынке ИТ-сервисов в США в 2010 году вернет этот рынок к росту уже в самом ближайшем будущем", - считают в Gartner.


Депутаты приняли законопроект об инновационном центре "Сколково"

Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект "Об инновационном центре "Сколково". Законопроектом регулируются отношения, возникающие при создании и дальнейшей работе инновационного центра.

В центре "Сколково" создаются особые условия для осуществления исследований и разработок по следующим направлениям: энергоэффективность и энергосбережение, разработка инновационных энергетических технологий; ядерные технологии; космические технологии; медицинские технологии (оборудование, лекарственные средства); стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Предполагается, что центр "Сколково" будет размещаться на специально отведенной территории, земельные участки которой будут находиться в собственности управляющей компании (УК), которой на праве собственности принадлежат земельные участки и имущество, входящее в состав инфраструктуры. На УК возложена функция предоставления льгот и преференций участникам проекта.

Определяются обязанности и особенности деятельности УК, в том числе разработка и утверждение специальных правил проекта, организация и содействие осуществлению исследовательской деятельности, ведение реестра участников проекта, определение порядка включения юридических лиц в реестр участников проекта.

В отношении территории центра предусматривается упрощенный порядок принятия необходимых градостроительных документов. Проектом закона предусмотрен специальный порядок взаимодействия между органами местного самоуправления соответствующей территории и управляющей компанией.

Для лиц, осуществляющих исследовательскую деятельность в центре, предусматривается возможность компенсации расходов по уплате таможенных платежей в связи с ввозом товаров, необходимых для соответствующей деятельности, привлечения для осуществления трудовой деятельности иностранных специалистов, а также право применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета.

Кроме того, Госдума приняла ряд поправок в президентский законопроект. Так, документом предусмотрено внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, освобождающих лица, осуществляющие исследовательскую деятельность в инновационном центре "Сколково", от уплаты налога на прибыль организаций в течение 10 лет со дня их регистрации в качестве участников проекта либо до момента утраты статуса, предоставляющего право применять такие налоговые льготы.

Предполагается не облагать налогом на имущество организаций имущество, используемое в исследовательской деятельности, а также предоставить лицам, осуществляющим исследовательскую деятельность в инновационном центре "Сколково", право отказаться от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС).

Предусмотрено снижение до 14% общего размера взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, уплачиваемых указанными лицами.

Кроме того, предполагается освобождение управляющей компании, в собственности которой будут находиться земельные участки, составляющие территорию инновационного центра "Сколково", и значительная часть расположенного на них имущества, от уплаты в отношении таких объектов земельного налога и налога на имущество организаций.

Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов будут компенсироваться за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Помимо поправок в НК РФ, законопроектом вносятся изменения в 10 федеральных законов и в Градостроительный кодекс РФ, необходимые для применения особенностей регулирования отдельных правоотношений, закрепленных в проекте федерального закона "Об инновационном центре "Сколково" (в части регламентации вопросов технического регулирования, рекламной деятельности, организации местного самоуправления и государственной власти субъектов РФ, градостроительства и налогообложения).



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2009 г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное