Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
10 марта 2009, вторник

В Казахстане зафиксировано сильнейшее в регионе EMEA падение объема рынка печатающих устройств

По данным ежеквартальной сводки IDC, Kazakhstan Quarterly Hardcopy Peripherals Tracker, вслед за почти 50% ростом рынка печатающих устройств, отмеченном в 2007 году в Казахстане, в 2008 г. впервые за все время наблюдений IDC (с 2000 г.) зафиксировано почти двукратное падение продаж. Объем рынка сократился за год на 44,5% в количественном и на 44,1% в денежном выражении и был отброшен до уровня 2005 г. по общей выручке и по продажам в штуках на 18% ниже показателя 2006 г.

Объём рынка печатающих устройств (принтеры, копиры и многофункциональные устройства) по итогам 2008 г. составил 260,6 тыс. шт. общей стоимостью около 58 млн долл. В страну было поставлено почти 150 тыс. МФУ, 108,6 тыс. и 2,1 тыс. копиров. Такое соотношение различных устройств показывает, что кризис имел и положительные стороны.

"В 2008 г., впервые за время наблюдений IDC, лидирующее положение на рынке печатающих устройств в Казахстане занял сегмент МФУ, на долю которого приходится 57,5% объема рынка (в шт.). Доля МФУ увеличилась за 2008 г. сразу на 19% и можно считать, что произошел своеобразный "переворот" - МФУ стали доминирующим продуктом на рынке ПУ, - говорит Андрей Верховод, аналитик IDC. - В условиях кризиса, мировой процесс замещения монофункциональных устройств многофункциональными происходил в Казахстане ускоренными темпами и значительно быстрее, чем в других странах. В 2008 г. по уровню проникновения МФУ Казахстан обогнал Россию и Украину и вплотную приблизился к Германии".

Наиболее сильно от последствий кризиса пострадал сегмент принтеров, объем которого (в шт.) по сравнению с 2007 г. сократился почти в три раза - на 62%. Самое значительное падение поставок в этом сегменте - 65,8% - было зафиксировано для наиболее популярных лазерных монохромных принтеров начального уровня (скорость печати 1-20 стр./мин.). Поставки более производительных лазерных принтеров снизились меньше, а сегмент высокопроизводительных принтеров (45+стр./мин.) даже немного вырос (10,8%). Благодаря этому падение рынка принтеров в денежном выражении оказалось менее выраженным, чем в количественном - на 58,8%. Хотя лазерные монохромные принтеры сохранили в 2008 г. доминирующие позиции (более 75% рынка), их доля несколько уменьшилась под натиском гораздо более дешевых струйных принтеров (19,5% рынка). Доля цветных лазерных принтеров в 2008 г. выросла незначительно (с 2,3 до 2,6%), они по-прежнему оставались недоступными для большинства потребителей.

За 2008 г. объем сегмента МФУ в шт. упал на 17,8% и на 27,3% - в денежном выражении. В течение года темпы снижения объёмов сегмента МФУ были ниже чем сегмента принтеров, а в IV квартале 2008 г. он даже вырос по сравнению с аналогичным кварталом 2007 г. Доля струйных МФУ в общем объеме поставок МФУ выросла незначительно, но по сравнению с объёмом сектора струйных аппаратов рост более существенный. В 2008 г. в секторе струйных устройств продолжался процесс вытеснения принтеров многофункциональными устройствами - их доля выросла почти на 14% и достигла 78,8%. Струйные МФУ вытеснили струйные принтеры в нишевые рынки. Доля цветных лазерных МФУ по-прежнему очень невелика - всего 0,3% рынка МФУ (в шт.). Однако в денежном выражении эти устройства заняли значительно большую долю - 10,6%.

В 2008 г. продолжился процесс сокращения сегмента монофункциональных копиров, доля которых на рынке ПУ снизилась до 0,8%. Казахстан - одна из немногих стран где используются аналоговые устройства, но и здесь их количество постепенно сходит на нет.

По итогам 2008 г. в группу наиболее крупных поставщиков вошли: Canon, Epson, HP, Samsung и Xerox. Эти компании контролировали 96,2% поставок печатающих устройств в штучном выражении и почти 90% в денежном. По объёму поставок в шт. лидировали HP, Canon и Epson. Тройка лидеров по объёму доходов выглядит иначе - HP, Canon и Xerox. В группе лидеров удачней всех пережила кризис Epson, которая увеличила долю рынка как в штучном, так и в денежном выражении. Xerox увеличил свою долю в денежном выражении. Однако абсолютным лидером рынка печатающих устройств по-прежнему осталась HP - в 2008 г. компания занимала больше 57% рынка в штучном выражении и 43% - в денежном. HP сохранила позицию лидера на рынке принтеров и существенно увеличила долю на стратегически важном рынке МФУ, заняв больше половины этого сегмента. Отметим, что HP - единственная компания из первой пятерки, которой удалось увеличить продажи на рынке МФУ в 2008 г.

По прогнозам IDC, в 2009 г. на рынке печатающих устройств продолжится спад, однако маловероятно, что он будет таким же значительным, как в 2008 г. IDC полагает, что в 2008 г. рынок уже приблизился к нижней планке. Серьезным аргументом в пользу такой оценки служит тот факт, что даже в лучшем для рынка 2007 году его насыщенность ПУ было гораздо ниже, чем в развитых европейских странах, а после падения в 2008 г. снизилась ещё более. Продолжающийся экономический кризис, очевидно, будет негативно влиять на рынок, особенно в первой половине 2009 года, но продажи будет поддерживать минимально необходимая потребность в печатающих устройствах. IDC предполагает, что рост рынка возобновится в 2010 году.


Процессоры во главе угла

Главными действующими лицами февральского рейтинга ИТ-брендов, пожалуй, стали производители чипов, а именно - компании AMD и NVIDIA.

Оба бренда добились небывалого для себя успеха. По итогам февраля AMD занял первое место в рейтинге спроса, NVIDIA разместился на шестой строчке рейтинга предложения.

AMD привлек к себе внимание, в первую очередь, своими новинками, часть из которых стали неожиданностью даже для Intel. Компания выпустила пять новых чипов семейства Phenom II. В их числе оказались и первые трехъядерные 45-нанометровые процессоры. Однако вендор был интересен не только своими чипами. Так, например, аналитики полагают, что в первом полугодии 2009 года AMD удастся вернуть себе утраченные позиции на рынке материнских плат.

Тем временем NVIDIA продолжил судебные разбирательства с Intel по вопросам лицензирования. Производитель графики уже ответил на претензии корпорации, однако на этом спор двух вендоров, скорее всего, не закончится. Между тем NVIDIA продолжает свою деятельность на рынке процессоров. В середине февраля производитель представил новую платформу, предназначенную для MID с поддержкой видео высокой четкости. Также продолжаются работы по созданию второго поколения платформы Ion. Не остались без внимания и нетбуки, точнее их работа под управлением грядущей Windows 7.

Из других заметных событий февраля нельзя не отметить возросшую популярность российского дистрибьютора "Марвел", который впервые занял второе место в рейтинге спроса.

Рейтинг ИТ-брендов в феврале 2008 года


Intel и TSMC подписали соглашение о сотрудничестве

Корпорация Intel планирует осуществить перенос ядер процессора Atom на технологическую платформу TSMC.

Компании объявили о подписании соглашения о намерениях, которое предусматривает совместное использование технологической платформы, инфраструктуры интеллектуальной собственности и решений на базе однокристальных систем. В рамках этого соглашения Intel перенесет ядра своего процессора Atom на технологическую платформу TSMC, включающую процессы, объекты интеллектуальной собственности, библиотеки и средства разработки.

Intel надеется, что это сотрудничество позволит существенно улучшить ситуацию на рынке однокристальных систем на базе процессоров Intel Atom, а также ускорить внедрение архитектуры и увеличить количество решений на основе этих систем. В то же время компания TSMC сможет расширить возможности своей технологической платформы для выхода на рынки систем с архитектурой Intel.


"Беталинк" не выходит на связь

Первым сотовым ритейлерем, попросившим признать себя банкротом, стал "Беталинк". В конце прошлой недели компания подала соответствующее заявление в арбитражный суд Москвы. "Беталинк" должен поставщикам и банкам $160 млн, еще 840 млн руб. ($23,5 млн) с ритейлера требует сотовый оператор МТС, разорвавший с компанией в конце февраля соглашение о партнерстве.

Заявление о банкротстве ЗАО "Бета Линк" (развивает сеть салонов сотовой связи "Беталинк") зарегистрировано в картотеке дел арбитражного суда Москвы 6 марта. Получить комментарий "Беталинка" не удалось, президент и основной владелец компании Владимир Анненков от комментариев отказался.

По информации источника "Ъ", знакомого с ситуацией в "Беталинке", общая задолженность компании составляет около $160 млн, из которых $80 млн - перед банками, еще $80 млн - перед поставщиками. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин оценивает текущий долг "Беталинка" в $190 млн.

"Беталинк" создан в 1996 году. Основной владелец - Владимир Анненков. Осенью прошлого года сеть насчитывала 650 салонов, что было эквивалентно 5% рынка сотового ритейла. По оценкам Эльдара Муртазина, на пике своего развития, в 2004 году, доля "Беталинка" на рынке сотового ритейла достигала 10%. Оборот компании по итогам 2008 года, по собственным данным,- 9,7 млрд руб.

Наиболее крупные претензии - на 840,8 млн руб. - к "Беталинку" предъявил сотовый оператор МТС. В октябре компания заключила с ритейлером партнерское соглашение. По его условиям "Беталинк" в течение года должен был перевести под бренд МТС все салоны, а также отказаться от продажи контрактов конкурентов оператора. Как ранее рассказывал источник "Ъ", знакомый с соглашением, взамен МТС должна была платить "Беталинку" ежемесячное роялти и предоставила кредит в размере 840,7 млн руб. на развитие сети. Однако в конце февраля МТС заявила, что разрывает отношения с "Беталинком", и обратилась в арбитражный суд с целью возврата займа. Директор департамента по связям с общественностью МТС Елена Кохановская не стала комментировать иск о банкротстве "Беталинка", уточняя, что их претензии к ритейлеру еще не удовлетворены.

"Беталинк" стал первым сотовым ритейлером, который просит признать себя банкротом. "У компании был большой долг, что при традиционно низкой рентабельности бизнеса сотового ритейла (2,5%) и снижении покупательского спроса заставило ее искать инвестора. Но ни найти его, ни рефинансировать долг компании не удалось",- объясняет Эльдар Муртазин причину банкротства сети. Он напоминает, что в похожем положении сейчас находится еще один сотовый ритейлер - Dixis, еще осенью четвертая по величине компания этого рынка. В ноябре она перешла под контроль Альфа-банка и создала новое юридическое лицо, куда планировала перевести весь свой бизнес. Но договориться с кредиторами и вендорами о реструктуризации долга не удалось, в итоге уже в начале февраля из 700 салонов ритейлера осталось лишь двадцать.

Эксперты сомневаются, что кредиторам сети удастся что-либо получить в процессе банкротства: большинство салонов "Беталинка" уже закрыто. Согласно закону о банкротстве, первоочередными для удовлетворения считаются обязательства, возникшие из-за причинения вреда жизни и здоровью, во второй очереди - оплата труда по авторским и трудовым договорам, в третьей - налоги и обязательные платежи в бюджет, а в четвертой - все остальные требования. "Среди последних преимущество имеют те, которые обеспечены залогом имущества, за счет него они и будут погашаться. Требования, обеспеченные поручительством, такого приоритета не имеют, но здесь у кредиторов есть возможность взыскать долг с поручителя",- отмечает старший юрист компании Sameta Ольга Сницерова. Таким поручителем мог выступать и сам Владимир Анненков (помимо "Беталинка" господин Анненков является совладельцем сети развлекательных центров "Космик"). По словам топ-менеджера одного из сотовых ритейлеров, как правило, банки предоставляют им кредиты под залог товара, акций и личные гарантии владельца сети.


МТС внедряется в "Евросеть"

Договорившись со "Связным" о переходе команды его менеджеров на работу в МТС, оператор планирует заключить партнерство с крупнейшим сотовым ритейлером "Евросетью". Как стало известно "Ъ", МТС договорилась с ритейлером о том, что он в течение полутора лет продаст 7,2 млн контрактов оператора за вознаграждение $172,8 млн.

5 марта состоялся совет директоров МТС, на котором обсуждался вопрос одобрения публичной оферты от компании "Евросеть", рассказали "Ъ" два источника, знакомых с ходом переговоров. По соглашению "Евросеть" за полтора года продаст 7,2 млн контрактов МТС, что обойдется оператору в $172,8 млн.

Собеседник "Ъ", знакомый с ходом переговоров, говорит, что МТС и "Евросеть" уже договорились. "Сейчас согласованы только коммерческие условия возможной сделки, но структура пока не определена",- уточняет он. Президент "Евросети" Сергей Ющенко отказался от комментариев. Директор департамента по связям с общественностью МТС Елена Кохановская отмечает, что совет директоров действительно состоялся, но "дилерское соглашение с "Евросетью" не обсуждалось - это не компетенция совета директоров".

В сентябре прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС), одобряя сделку о покупке "Вымпелкомом" 49,9% "Евросети" у Александра Мамута (сейчас предпринимателю принадлежит 50,1%), предписала ритейлеру не создавать дискриминационных условий для других операторов. Сейчас доля продаж контрактов этого оператора в салонах "Евросети" "стремится к 60%", в то время как доля МТС составляет порядка 20%, говорит один из топ-менеджеров ритейлера. После дилерского соглашения с МТС доля последней "может превысить 35%".

"Евросеть" владеет 5,1 тыс. салонов связи в России, Казахстане, на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Армении и Киргизии. Оборот за 2008 год - $5,7 млрд.

МТС - крупнейший сотовый оператор в России. Общая абонентская база по итогам третьего квартала 2008 года - 87,57 млн человек. Выручка по US GAAP по итогам девяти месяцев 2008 года - $7,83 млрд, чистая прибыль - $1,79 млрд. Основной акционер - АФК "Система" (52,8%). Капитализация вчера на NYSE - около $9 млрд.

Практика, когда ритейлеры продают долю в объемах подключений абонентов, существует с 2006 года, однако официально об условиях заключенных соглашений предпочитают не распространяться как мобильные операторы, так и сотовые ритейлеры. По оценке Mobile Research Group (MRG), сейчас доли на рынке сотового ритейла распределяются следующим образом: "Евросеть" - 30%, "Связной" - 19%, "Эльдорадо" (включая сотовые салоны и магазины электроники) - 10%, "Телефон.ру" - 3,5%, другие - 37,5%. "До осени прошлого года основные продажи контрактов МТС приходились на "Евросеть", поэтому сделка ритейлера с "Вымпелкомом" была чувствительна для нее, а свою розницу компания только выстраивает",- рассуждает ведущий аналитик MRG Эльдар Муртазин. На прошлой неделе МТС заключила соглашение с мажоритарным акционером группы компаний "Связной" Максимом Ноготковым о переходе на работу в МТС в качестве управленческой команды сети салонов связи 14 менеджеров сотового оператора ("Ъ" подробно сообщал об этом 8 декабря 2008 года). "МегаФон", вышедший на рынок позже конкурентов, по его оценке, менее зависим от договоренностей с ритейлерами. "Компания изначально выстраивала альтернативные каналы продаж контрактов",- напоминает господин Муртазин.

Противоположного мнения относительно сотовой розницы "МегаФона" придерживается независимый аналитик, преподаватель программы MBA Академии народного хозяйства Владимир Богданов (в 2002-2007 годах вице-президент по маркетингу "Евросети"). Эксперт отмечает, что по итогам прошлого года более трети продаж контрактов было реализовано сотовыми ритейлерами. В 2008 году всего в России было продано 64 млн SIM-карт, из которых 37,4% пришлось на сотовую розницу: "Евросеть" - 19,3%, "Связной" - 8%, "Телефон.ру" - 3%, "Беталинк" - 2,1%, "Цифроград" - 2%, Dixis - 1,8%, сотовые салоны "Эльдорадо" - 1,2%. Долю собственных офисов операторов в общих продажах контрактов он оценивает в 10%.


Работа над ошибками

Автор: Александр Левинский

Если верить статистике рекрутеров, кризис, считай, подошел к концу. Сразу несколько агентств в прошлом месяце обнаружили оживление на рынке найма персонала.

"В феврале мы впервые за последние четыре месяца зафиксировали положительную динамику", - радуется ведущий специалист "Империи кадров" Юлия Пискунова. По ее мнению, речь - о завершении массовых сокращений и возобновлении найма. По данным Pynes Group, в январе вакансии были открыты у 78% компаний. Причем 53% "активно набирали сотрудников". Статистика "Агентства Контакт" не такая впечатляющая, но в целом тоже позитивная. В нынешних январе-феврале количество вакансий оказалось всего на 14% меньше, чем годом раньше, хотя в сентябре-декабре 2008 г. спад по заявкам достиг 25%. Рынок оживает, радуется руководитель комплексных исследований агентства Екатерина Степанюк. Рекрутеры правы лишь отчасти.

Перестраховались

В конце прошлого года работодатели были в панике - не лучшее состояние для стратегических решений. "Одни избавлялись от неэффективных сотрудников, зато другие бились в истерике и выгоняли на улицу целые департаменты", - вспоминает руководитель департамента кадровой компании Antal International Наталья Куркчи.

Бывший управленец "ТНК-BP Менеджмент" вспоминает, как в ноябре от высшего руководства поступило указание провести сокращение. "Резали целыми отделами и подразделениями, - рассказывает он. - Все происходило вроде бы по трудовому законодательству: предупредили заранее, предложили уволиться по соглашению сторон, выплатили причитающееся и вдруг… кое-кого стали звать назад". Оказывается, из-за неумеренных увольнений даже в профильных блоках возник дефицит специалистов. По мнению экс-менеджера, злую шутку сыграла с кадровиками строгая дисциплина, свойственная крупным нефтяным компаниям: противоречащие друг другу приказы - сократить персонал и закрыть вакансии - пришлось выполнять практически одновременно. "Это выглядит неразумно, - говорит менеджер, - но, когда все торопятся выполнить указание начальства, уже не до тонкостей".

"Осенью 2008 г. руководство приняло решение об оптимизации затрат, в том числе - в качестве крайней меры - и оптимизации числа сотрудников непроизводственных подразделений корпоративного центра", - поясняет HR-служба "ТНК-BP Менеджмент". Хотя, как признавался "Ведомостям" источник в компании, по плану предполагалось сократить персонал на 15-20%. А в итоге опытные сотрудники, работавшие с основания компании, оказались за бортом.

"Тройка Диалог" действовала аккуратнее, но все равно переборщила. В ноябре компания объявила о сокращении как минимум 8% сотрудников. Но после первого шока, рассказывает директор управления по работе с персоналом "Тройки" Татьяна Тихонова, "пришло понимание: жизнь продолжается, и надо вести бизнес в новых условиях". Хотя прирост сейчас измеряется единицами, в январе в "Тройке" наняли вдвое больше новых сотрудников, чем в декабре. Режим экономии налагает свой отпечаток: теперь почти все позиции закрываются своими силами, без помощи агентств.

Когда увольнять надо срочно, уже не до церемоний. Бывший менеджер банка "Финсервис" рассказывает, что, когда в сентябре-октябре стали сокращаться программы потребительского кредитования ("Финсервис" предоставлял их в магазинах "Седьмого континента", которому принадлежит 25,5% банка), была прежде всего устроена аттестация персонала. Многие узнали о ней за день-два. Причем, признается экс-менеджер, тем, от кого собрались избавиться, предлагали написать заявление "по собственному", обещая в случае отказа все равно уволить по результатам собеседования. В итоге 80% сотрудников, уверяет менеджер, оказались на улице без выходного пособия. Результат? На освободившиеся позиции нанимают новичков на неполную неделю со смешной для Москвы зарплатой 10 000 руб. Их предшественники получали по крайней мере впятеро больше, зато и квалификацию имели не в пример выше.

Начальник управления прямых продаж "Финсервиса" Роман Фетисов объясняет, что осенью действительно провели реструктуризацию и на треть сократили численность персонала. Но рассказ бывшего менеджера все равно называет субъективным. "Происходит естественная ротация персонала, которая требует дополнительного найма специалистов по банковским технологиям и менеджеров бэк-офиса", - говорит он.

Паническое поведение работодателей было предсказуемо, считает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. Просто компании испугались неопределенности и рубили сплеча. А теперь опомнились, и на кадровом рынке наметился отскок. История нынешнего кризиса уже знает достойные экранизации случаи, когда после массовых сокращений компании столь же массово возвращали сотрудников. В прошлом октябре переживавшая экономические трудности индийская авиакомпания Jet Airways рассталась с 1900 работниками, а менее чем через двое суток президент компании Нареш Гойял извинился за "травму, которую они переживали целых два дня" и объявил, что фирма возвращает всех уволенных. Гойял подчеркнул, что никто его к этому не принуждал. На рынке не поверили. Индийские авиаторы считают, что уволенных позвали назад после череды массовых демонстраций и беседы в министерстве гражданской авиации, которое незадолго до этого выделило местным авиакомпаниям помощь в размере 47 млрд рупий (около $1 млрд).

Отложили

Офисные работники, отмечают в Pynes Group, пострадали от паники значительно меньше, нежели рынок труда в целом. Исследователей, опросивших в январе 98 компаний со штатом от 1000 до 4000 человек и оборотом в 2007 г. от $100 млн до $500 млн, удивило, что сокращения среди менеджеров составили в большинстве компаний всего 5-9%. При том что медианное снижение числа работников по всем специальностям, включая и рабочие, составило 15-19%. "Большинство компаний не собиралось принципиально снижать управленческие расходы за счет сокращения числа менеджеров, - делает вывод Екатерина Варга, руководитель проекта Pyndex (ежемесячный мониторинг антикризисных мер в управления персоналом, который с ноября ведет компания Pynes Group). - Видимо, они избавлялись от обходившихся слишком дорого "троечников", а теперь пытаются нанять на эти места "отличников"". И это тоже ведет к увеличению - скорее всего, временному - спроса на некоторые профессии.

Осенью компании не только сокращали персонал, но и остановили набор на плановые вакансии, находит еще одно объяснение нынешней тенденции на рынке труда менеджер по персоналу Grant Thornton в России Людмила Гайдай. В январе-феврале спрос вернулся: стало ясно, что без этих специалистов фирмам не обойтись. Екатерина Варга тоже полагает, что часть прироста - реализация отложенного спроса. "До августа бизнес быстро рос, возникало ощущение нехватки рук и голов, у компаний были вакансии, которые давно планировалось закрыть, - объясняет она. - Будь все по-прежнему, их и заполнили бы, например, в октябре, но кризис смешал планы".

Крупнейшие рекрутинговые компании отмечают, что с начала этого года ситуация для менеджеров среднего звена и выше стала меняться. По подсчетам Екатерины Степанюк, руководителя департамента комплексных исследований "Агентства Контакт", только в Москве "золотая середина" менеджмента - это примерно 75 000 человек. За три прошлых года средний темп прироста кадрового рынка в этом сегменте составлял, по словам Степанюк, "поразительные 43%", причем вторая половина года всегда отличалась активизацией найма. Однако в сентябре-декабре прошлого года по сравнению с тем же периодом 2007 г. число заявок на персонал упало примерно на треть, так что сейчас рынок наверстывает упущенное.

Переманили

Примерно треть нынешних заказов от банков - это замена уже работающих людей, утверждает Наталья Куркчи из Antal International. Понятно, что ее клиенты стараются особенно не афишировать такие поиски и нередко просят приватно познакомить их с кандидатом.

Пользуются возможностью нанять подходящих специалистов из других компаний и производственные фирмы. Взять Essen Production AG, татарстанскую компанию-производителя майонеза, продуктов быстрого приготовления и приправ (ТМ "Махеевъ", 17% российского рынка майонеза). Гендиректору Essen Леониду Барышеву начало года принесло приятный сюрприз. Он ожидал падения спроса на продукты питания и подумывал о сокращении персонала. Однако спрос даже вырос. Имелись бы собственные ресурсы или кредиты, можно было бы начинать экспансию, уверяет Барышев. При их отсутствии действовать гендиректору приходится очень осторожно, но штат он все-таки расширяет. Если в этом году наступление на рынок все же начнется, потребуются новые менеджеры. А пока Барышев пользуется влиянием кризиса на местный рынок рабочих профессий. Если раньше лучшие наладчики станков с ЧПУ доставались автомобилестроителям Sollers и ЕлАЗа, то теперь у них начался отток квалифицированных специалистов, а Essen их с удовольствием нанимает.

Собирается воспользоваться новыми кадровыми возможностями и Андрей Гуров, гендиректор и совладелец московской ГК "ИнфоЛинк", производящей макаронные изделия и контролирующей 80% импорта итальянских макарон. В прошлом году сокращения в компании были только плановыми, говорит Гуров. Например, на одном из предприятий ввели в строй новую, более легкую в обслуживании котельную, что привело к увольнению 12 операторов. А сейчас холдинг "наблюдает за рынком, ожидая появления адекватных специалистов с нормальными запросами". Ухудшения в своем сегменте Гуров не ждет. "Даже если люди перестанут покупать баловство вроде леденцов и сухариков, макароны будут предпоследним продуктом, от которого откажутся, - смеется он. - Последними будут хлеб и картошка".

А вот пример из совершенно другой сферы. Компания "Данфосс", производящая гидроприводы и тепловую автоматику, не избежала в ноябре сокращений: было уволено 7% персонала. Но прием менеджеров на несколько новых вакансий начался уже в декабре. Руководитель службы персонала Анна Каткова рассказывает, что избавлялись "не от людей, а от функций". Поскольку в нынешнем году не будет нескольких выставок, пришлось расстаться, например, с маркетологами. Зато при подборе специалиста SAP выяснилось, что зарплатные ожидания снизились, и это позволило нанять кандидата с более высокой квалификацией. Новые менеджеры появились в продажах. "Сейчас приходят кандидаты, в которых на прежнем месте вложили много денег, отправляя на заграничные стажировки", - рассказывает Каткова. Она удивляется, что в некоторых фирмах увольняют менеджеров "по процентам". "Неоправданно ставить задачу сократить 10 или 20% персонала, - считает она, - и, не глядя на показатели сотрудников, резать по живому".

Сэкономили

Галина Спасенова курирует в "Агентстве Контакт" подбор персонала для строительства, недвижимости, пищевой промышленности и АПК. Она говорит, что ее клиенты "вышли из первого шока и задумались не только о прошлом, но и о будущем". По ее словам, в компаниях сектора недвижимости, которые не заморозили строительство, востребованы руководители проектов, директора по девелопменту. А консалтинговые компании, которые занимаются брокериджем, привлекают новых консультантов.

Вот только нанимают этих специалистов на меньшие, чем до кризиса, деньги, уточняет руководитель направления "Недвижимость, строительство, девелопмент" "Империи кадров" Марат Яфизов. Не упала зарплата лишь у всегда востребованных инженеров-конструкторов, проектировщиков, специалистов по внутренним и внешним сетям. И Спасенова, и Яфизов отмечают высокую потребность ряда компаний в риелторах. Кому они могут понадобиться, когда рынок недвижимости почти не работает?

Михаил Куликов, директор департамента вторичного рынка компании "Инком-Недвижимость" (занимает, по собственной оценке, 40% организованного риелторского рынка), потирает руки. Не прибегая к помощи рекрутеров, с начала года компания набрала 98 риелторов, а в этом месяце наймет еще больше. Недавно открыли два новых офиса в Москве, а существующие расширяют. Увеличение штата началось еще в декабре прошлого года: компания наняла на 35% больше риелторов, чем в декабре 2007 г.

Вот только в этом сегменте кадрового рынка набор персонала отнюдь не свидетельствует о больших инвестициях в штат. Вложений требует оборудование новых офисов, а риелтор получает процент от сделок, так что при их отсутствии работодателю тратиться не приходится. Фонд оплаты труда от прироста армии "продажников" не страдает.

Таков же принцип оплаты у страховых агентов. Новая стратегия развития на 2009-2011 гг. компании "Капитал Страхование жизни" выглядит впечатляюще. Руководитель дирекции по персоналу Анна Борисенко рассказывает, что в нынешнем году штат продавцов вырастет в 2,5 раза, а затем каждый год будет прирастать на 20% и увеличится в итоге почти вчетверо. За январь-февраль компания уже набрала около 100 человек во все филиалы (на 40% больше, чем за весь IV квартал прошлого года). Нанимать планируется не только продавцов, но и менеджеров по рекламе и PR, специалистов HR.

Нынешняя ситуация не обещает свеженанятым риелторам и страховщикам больших доходов. В этом смысле рынок сейчас больше всего благоприятствует тем, кто работает в фармацевтическом бизнесе. Замгендиректора по кадрам ГК "Биотэк" Татьяна Пташук признается, что за год численность компании выросла и превышает сейчас 2000 человек. Кризис не повлиял на уровень зарплат, уверяет Пташук, а грамотных специалистов готовы нанимать даже на 15% дороже, чем было в прошлом году.

В целом же Евгений Гонтмахер из Института экономики РАН советует не переоценивать масштабы "обратного потока" на рынке рекрутмента. До конца года, предсказывает он, "встречная волна пройдет по некоторым нишам, но сами ниши будут меняться - экономика большая и разнородная". Прогнозы правительства, что число безработных (по методике МОТ) в стране достигнет 8 млн человек, он называет оптимистическими и предсказывает, что может дойти и до 12 млн. "Пока прошла только первая волна, - уверен Гонтмахер. - Вторая только начинается".


Антикризисный 3G

МТС, "Техносила" и Fujitsu Siemens заключили договор о продаже недорогих пакетных предложений, включающих нетбук Fujitsu Siemens, модем с поддержкой сетей 3G и контракт МТС. До этого схожие пакеты МТС продавались только в Москве в магазинах сети "Белый ветер", а их стоимость составляла минимум 20 тыс. руб., сейчас пакет стоит 16 тыс. руб. Основная проблема пользователей - не дороговизна оборудования, а дороговизна самого трафика, считают аналитики. Подобные предложения не станут массовыми, пока операторы не выведут на рынок безлимитные тарифы на беспроводной ШПД.

МТС заключила с компанией "Техносила" договор о продаже пакетных предложений, включающих нетбук Fujitsu Siemens Amilo Mini, 3G-модема Huawei и контракт "МТС Коннект" с оплаченными 100 Мб трафика, рассказала пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. МТС уже больше года сотрудничает с Fujitsu Siemens. На позапрошлом Mobile World Congress российский оператор объявил, что намерен поддержать инициативу компании Microsoft, договаривающейся с производителями компьютеров и сотовыми операторами по всему миру о продвижении относительно недорогих пакетов, объединяющих ноутбук и средства доступа к беспроводным сетям ШПД. Однако пакетные предложения МТС до недавнего времени продавались только в Москве, а их стоимость составляла от 18 до 50 тыс. руб. Сейчас МТС будет продавать свои пакеты во всех городах присутствия "Техносилы" (242 магазина в 191 городе России. - РБК daily), а стоимость пакета составит около 16 тыс. руб. - примерно столько или больше стоит Amilo Mini в рознице. Стоимость модема Huawei E220, который поставляется в комплекте, составляет около 4 тыс. руб.

Предложение МТС будет пользоваться определенным спросом, но массовым не станет, считает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин: "Купить отдельно нетбук и модем с поддержкой 3G все равно дешевле: стоимость самого бюджетного из массовых нетбуков Asus EEE - менее 10 тыс. руб. Однако этот альянс выгоден обеим сторонам: МТС получит возможность приучить некоторое количество абонентов использовать беспроводной ШПД, а Fujitsu Siemens, продукция которой не пользуется особой популярностью в России, получит новый канал продаж".

Основная проблема пользователей - не дороговизна оборудования, а дороговизна самого трафика, считает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: "Около 10% абонентов, использующих для выхода в Интернет смартфоны и коммуникаторы, тратят более 50 долл. в месяц исключительно на оплату интернет-трафика. В среднем ARPU по беспроводному ШПД составляет 19 долл. Этого достаточно, чтобы предложить пользователям безлимитные тарифы по адекватной цене, но никто из операторов пока не сделал этого. Другая проблема - невысокая скорость передачи данных в сетях GPRS/EDGE при том, что покрытие сетей 3G пока невелико, но если бы не высокая цена, пользователи смирились бы с этим". По словам г-жи Осадчей, сейчас примерно 90% абонентов МТС, которые пользуются мобильным Интернетом, тратят не более 100 Мб трафика в месяц.


Итоги недели: личная ответственность за кризис

Автор: Александр Латкин

Мировой кризис заставит многих подумать о личной ответственности. Сейчас уже всем ясно, что экономические проблемы продлятся годы, нужно решить, как с этим жить. Одни бизнесмены ищут способы спасти свой бизнес сами, другие выстраиваются в очередь к государственной кормушке. Одни чиновники ругают бизнес, другие уходят от ответственности. Но попадаются люди, которые, признав свои ошибки, начинают рассуждать о вечном.

Прошедшая неделя добавила к ставшей уже вечной теме кризиса новый оттенок – личная ответственность за происходящее. Правда, в самом кризисе принято винить США, которые слишком много потребляли. Однако сейчас дело дошло до определения личной линии поведения конкретных чиновников и бизнесменов.

"Цена – это то, что мы платим. Ценность – то, что получаем" Судя по всему, стилистику поведения российского бизнеса во время кризиса надолго определит высказывание помощника президента Аркадия Дворковича на завершившемся на прошедших выходных Красноярском форуме: он четко сказал, что никого государство спасать не будет, бизнес должен бороться с кризисом сам. При этом он пожурил бизнесменов за своеобразные предложения по борьбе с кризисом (полет на Марс и перенос столицы), чем недвусмысленно намекнул, что такими проектами сейчас государство не заинтересуется.

Бизнес эти слова услышал и пошел спасать себя сам. Например, главный должник России Олег Дерипаска, который долго просил денег у государства на спасение своей империи, вынужден был сам договариваться со своими кредиторами. Объединенная компания "РУСАЛ" подписала соглашение о переносе на два месяца погашения основного долга по кредитам международных банков. Правда, этим банкам компания должна 7,4 млрд долларов, а общий долг РУСАЛа достигает 14 млрд долларов. Суммарные долги всех активов Дерипаски оцениваются в 25–30 млрд долларов. Видимо, ему все равно придется просить помощи у властей, которые ему напомнят о личной ответственности.

Но оказалось, что не все хотят отвечать за кризис. Выяснилось, что министр финансов США Тимоти Гайтнер не может укомплектовать свое ведомство.

Бывший член комиссии по ценным бумагам и биржам США Аннет Назарет отказалась занять предложенный пост в министерстве – началось расследование ее предыдущей деятельности. Не захотела бороться с кризисом и бывшая сотрудница Международного валютного фонда Кэролайн Аткинсон, которой предлагали пост заместителя министра по международным делам. До сих пор несколько ключевых позиций в ведомстве остаются вакантными – никто не хочет брать ответственность за разрабатываемый министерством план поддержки финансовой системы стоимостью до 2 трлн долларов.

Однако ответственность Америки за кризис все же отразилась если не на личной ответственности, то на личных доходах американских чиновников. Выяснилось, что зарплата президента Европейского центрального банка Жан-Клода Трише более чем в два раза больше, чем у главы Федеральной резервной системы Бена Бернанке. Зарплата Трише в прошлом году достигла 351,816 тыс. евро (446,806 тыс. долларов) по сравнению с 345,252 тыс. евро в 2007 году. Бернанке в 2008 году получил всего 196,7 тыс. долларов.

Видимо, из-за отсутствия личной заинтересованности государственные деятели явно не хотели брать ответственность за кризис. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони нашел извечного врага любого чиновника – журналиста. Он раскритиковал СМИ за то, что они слишком мрачное описывают глобальный финансовый кризис. "Это преувеличение, потому что кризис тяжел, но не трагичен", – сказал Берлускони. Напомним, что экономика страны находится в рецессии с третьего квартала прошлого года. Остается порадоваться влиянию итальянских журналистов на мироздание.

Кстати, российские журналисты тоже могут оказаться ответственными за экономические злоупотребления. На этой неделе правительство России внесло в Госдуму поправки в законодательство, согласно которым ответственность за преступления на фондовом рынке будет нести и журналист, если они были совершены с помощью СМИ, в котором он работает. Это, безусловно, должно поднять статус российской журналистики по крайней мере до уровня итальянской.

Но самым честным в смысле признания личной ответственности оказался знаменитый финансист Уоррен Баффет, написав письмо акционерам своего фонда Berkshire Hathaway Inc.

Для начала он раскритиковал действия американского правительства, назвав гигантские вливания в экономику "необдуманными дозировками", которые стопроцентно приведут к нежелательным результатам. Он считает, что самым плохим результатом политики властей будет огромная инфляция. К тому же главные отрасли страны и некоторые штаты станут зависимы от помощи федерального правительства, и отлучить их "от груди" будет очень трудно.

Далее Баффет перешел к личной ответственности, перечислив свои собственные ошибки. Он рассказал, какие акции он купил зря и сколько конкретно акционеры его фонда потеряли на этих сделках.

Закончил он совсем честно, заявив, что рыночная стоимость акций и облигаций в портфеле фонда значительно упала. "Но это нас не особенно заботит, более того, такие падения цен нам только нравятся, – заявил он и пустился в рассуждения о разнице между ценой и ценностью. – Цена – это то, что мы платим. Ценность – то, что получаем".

Видимо, тем, кто хочет честно оценить свою личную ответственность во время кризиса, еще долго придется довольствоваться подобными рассуждениями, ставящими духовное выше материального.

В результате наша коллективная и частная духовность от кризиса только увеличится. Как статус итальянского и российского журналиста.



Лучшие производители 2008
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное