Управление организацией нуждается в правилах и
инструкциях. Без них не обходится и управление документами. Закрепить и
внедрить данные правила помогают локальные нормативные акты (ЛНА) по
организации делопроизводства и документооборота.
ГОСТ Р 15487-1-2007 «СИБИД. Управление документами. Общие
требования» обращает особое внимание на необходимость четкого распределения
ответственности и полномочий по управлению документами между всеми работниками
организации: руководителями (менеджерами); специалистами в области управления
документами, информацией и технологиями; сотрудниками (персоналом) организации.
Для этого в организации должны устанавливаться и внедряться руководящие
указания и регламенты всех действий и операций с документами на протяжении их
жизненного цикла в конкретной организации.
К локальным нормативным актам по делопроизводству могут
относиться:
● Инструкции, в
т.ч. должностные инструкции работников сферы ДОУ;
● Положения;
● Правила и т.п.
Большинство организаций применяет в своей работе
инструкции по делопроизводству — эта практика ранее вошла с изданием Типовой
инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти 2005
года.
Инструкция по делопроизводству должна базироваться на
действующем законодательстве в сфере документации и информации (т.е. на
нормативно-методической базе делопроизводства) и отражать специфические
особенности работы с документами, характерные для конкретной организации.
Другими словами можно сказать, что инструкция по делопроизводству организации
всегда индивидуальна и учитывает все особенности, как состава документов, так и
технологии их обработки.
Перед разработкой данной инструкции необходимо изучить
основные правовые акты и нормативные документы в сфере документации и
информации, извлечь их них полезные сведения, а также проанализировать порядок
работы с документами в конкретной организации. Затрагивая структуру инструкции
по делопроизводству можно сказать, что она как минимум должна состоять из трех
частей: общие положения, документирование управленческой деятельности,
организация работы с документами, – а также содержать приложения.
ГОСТ Р 15487-1-2007 перевел управление документами на
новый уровень. В настоящее время действуют Правила делопроизводства в
федеральных органах исполнительной власти (Типовая инструкция по
делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти отменена). Все эти
и иные рекомендуемые нормативные акты могут быть использованы для разработки
ЛНА на предприятии.
Причем инструкция нужна вне зависимости от того, решилась
компания перейти на систему электронного документооборота (СЭД) или нет.
Структурирование и регламентация хранения и наименования файлов, папок, а также
определение прав доступа к тем или иным документам облегчит работу с
электронными документами даже в очень небольшой организации.
В случае отсутствия регламентов работы с документами, дойдя
до определенного уровня, организация начинает испытывать настолько острые
проблемы с беспорядком в документах, в т.ч. в компьютерах, что приходится
наводить порядок и так или иначе ставить вопрос о написании инструкции.
Разделы инструкции не должны быть привязаны к
организационной структуре предприятия, т.к. она, как правило, претерпевает
постоянные изменения, и должна быть рассчитана на длительное действие. Разделы
документа могут быть структурированы по ролевым функциям (подготовка документа,
его согласование и т.д.).
Если в организации нет отдельной инструкции по организации
работы архива, то в ЛНА по делопроизводству может быть включен раздел
«Документальный фонд». В нем необходимо отразить вопросы, касающиеся разработки
и ведения номенклатуры дел, формирования и оформления дел, организации
оперативного хранения документов, порядка передачи документов на хранение в
архив, экспертизы ценности документов, подготовки и передачи документов в
архив.
Сколько может быть ЛНА в организации?
Может быть реализован подход к вопросу об ЛНА, согласно
которому в организации должна быть не одна инструкция по делопроизводству (один
документ для всех категорий работников), а набор (комплекс) ЛНА, каждый из
которых ориентирован на определенную категорию работников и учитывает их
профессиональные потребности.
Поводом для нового подхода служит следующее.
1. Инструкции по делопроизводству даже в крупных компаниях
многими сотрудниками, в т. ч. руководителями, фактически игнорируются, нередко
под тем предлогом, что у них нет времени читать и изучать документы большого
объема, уже не говоря о том, что довольно часто руководители разных уровней
считают, что инструкция по делопроизводству предназначена исключительно для
работников службы ДОУ.
2. Принятый в 2007 г. ГОСТ Р 15487-1-2007 “СИБИД. Управление
документами. Общие требования” обращает особое внимание на необходимость
четкого распределения ответственности и полномочий по управлению документами
между всеми работниками организации: руководителями (менеджерами);
специалистами в области управления документами, информацией и технологиями;
сотрудниками (персоналом) организации.
3. Важную роль в ведении делопроизводства в организации,
особенно при смешанной форме делопроизводства, играют работники, ответственные
за делопроизводство в структурных подразделениях, – секретари, делопроизводители.
Как правило, эти должности занимают лица, не имеющие специальной подготовки в
области документационного обеспечения или, в лучшем случае, получившие
начальную подготовку на курсах повышения квалификации. Однако эти работники
выполняют очень важную делопроизводственную функцию – организация
делопроизводства в структурном подразделении.
Между тем, инструкции по делопроизводству в организациях
практически не содержат норм, правил организации работы с документами в
структурных подразделениях, а если и регламентируют этот участок работы с
документами, то, как правило, непоследовательно, фрагментарно.
Ролевой подход к подготовке ЛНА по делопроизводству
Если посмотреть на инструкцию по делопроизводству с точки
зрения потребителя, нужно признать, что она предназначена одновременно всем
работникам организации, от специалистов по документационному обеспечению до
руководителей, специалистов структурных подразделений и технических
исполнителей, выполняющих различные виды работы с документами, от аналитической
обработки, требующей специальных знаний, до чисто технических операций.
Ни одна категория работников организации не работает с
инструкцией в целом. Работников структурных подразделений интересуют, главным
образом, вопросы подготовки документов, процедура их согласования,
систематизация документов, организация их хранения и поиска.
Адресная регламентация делопроизводства. Категории работников
Какие категории работников организации целесообразно
выделить в качестве адресных групп для разработки ЛНА по работе с документами
и, какие вопросы должны найти в них отражение.
При разработке ЛНА по делопроизводству следует учитывать интересы следующих
категорий работников:
● специалисты по
документационному обеспечению;
● работники,
ответственные за организацию работы с документами в структурных подразделениях;
● высшее
руководство организации (руководитель организации, заместители руководителя,
главные специалисты и др., то есть те руководители, которые принимают
управленческие решения, утверждают или подписывают документы), руководители
структурных подразделений всех уровней;
● специалисты
структурных подразделений;
● специалисты по
информационным технологиям.
Утверждение, внесение изменений и внедрение ЛНА
ЛНА по делопроизводству утверждается руководителем организации
и вводится в действие его приказом.
Данный документ является документом длительного действия.
Пересмотр и обновление необходимы при изменениях в технологии подготовки
документов, порядке их подписания, согласования, утверждения. Это часто
происходит, когда организация начинает активно развиваться, меняется как ее
организационная структура, так и структура руководящих органов. Необходим
пересмотр и в случаях коренных изменений в действующем законодательстве о
труде, нормативно-методических документах межотраслевого действия,
государственных стандартах. Все изменения должны быть введены в действие
управленческим решением и отражены в версионности.
Положения ЛНА по делопроизводству должны быть донесены до
каждого сотрудника в компании, так как от этого напрямую зависит организация ее
грамотного документирования и эффективного документооборота. Определенная
группа сотрудников может организовать обучение специалистов структурных
подразделений и руководящего состава организации.
Вопросы для проверки:
● Перечислить
ЛНА, необходимые для организации делопроизводства на предприятии.
● Перечислить
ЛНА, необходимые для организации работы службы ДОУ.
● Привести
максимально возможный перечень разделов инструкции по делопроизводству.