Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Всё о документообороте

  Все выпуски  

Запись блога "Роль бизнеса в принятии новых нормативно-правовых актов электронного документооборота" от Иван Агапов


Все о документообороте

Сайт рассылки
 



Запись блога "Роль бизнеса в принятии новых нормативно-правовых актов электронного документооборота" от Иван Агапов
2014-11-29 18:43 Иван Агапов

Роль бизнеса в принятии новых нормативно-правовых актов электронного документооборота

Вчера обсуждали с коллегами, когда же будет актуализирован закон «Об архивном деле», электронных документов становится всё больше, а ситуация с их передачей в архивы и хранением проясняется слабо. Речь о новом законе для архивного дела идёт, только на моей памяти, года три, а «воз и ныне там». Почему так происходит?
Проблема в целом выглядит так: в сфере электронного документооборота нет части необходимых нормативно-правовых актов (НПА), а существующие часто принимаются долго и их качество вызывает нарекания у бизнеса.
Например, такая проблема актуальна для архивного хранения электронных документов и для реального использования электронных документов с суде.

Почему так происходит и может ли бизнес как-то на это повлиять?

Подготовкой НПА для ЭДО, как правило, занимаются гос.органы, которые отвечают за регулируемую область или которым вменили нормативное регулирование в сфере ЭДО.

Сначала поговорим про первый вопрос: почему так происходит?

1. Долго. Гос.органы и государство в целом консервативный институт и скорость принятия решений в государстве, как правило, не спешная, поэтому принятие необходимых НПА происходит долго.
2. Нарекания к качеству НПА. Сами гос.органы могут быть совсем не экспертами в области ЭДО и даже не пользователями какой-либо системы электронного документооборота, т.е. они в этом мало что понимают, поэтому страдает качество НПА.
3. Отсутствие необходимого НПА. А с чего вы вообще решили, что государству нужен данный НПА? И если даже государству в целом данный НПА нужен, то кому конкретно из чиновников он нужен? Кто конкретно его будет разрабатывать и продвигать? И если даже такое ответственное лицо определили, то что ему будет если данный НПА не будет разработан и принят?

А теперь про второй вопрос: может бизнес на это повлиять?

Вы спросите, а причём тут бизнес? Государство должно разрабатывать НПА, принимать их и проводить мероприятия по их исполнению, чиновники за это зарплату получают. Но кто в этом наиболее заинтересован бизнес или государство? Очень часто, именно бизнес, именно для бизнеса государство должно определить правила игры.
Хорошо, бизнесу необходимо влиять на разработку и принятие НПА, но как это делать? Лоббировать свои интересы.
Какие способы лоббирования можно применить?
1. «Свои» люди.
Наличие «своих» чиновников на значимых постах в необходимых государственных органах может существенно упростить процесс подготовки и принятия НПА, в которых заинтересован бизнес. Пути появления таких «своих» людей могут быть различными, многие из них связаны с денежными затратами бизнеса.
2. Профессиональные бизнес сообщества, совместная работа с гос.органами.
Есть и другие, более «честные» пути лоббирования:
Совместная разработка проектов НПА и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти.
Организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч с представителями государственных органов.
В целом, бизнес может создавать различные некоммерческие организации и объединения с целью помощи и влияния на гос.органы.
Лоббирование в сфере электронного документооборота

Кто конкретно из бизнеса в сфере ЭДО реально может заниматься лоббированием?

1. Клиенты, которые используют различные системы ЭДО, реально будут заниматься лоббированием в ЭДО только если это принесёт им ощутимую пользу, например, существенную экономию на затратах. Но зато их можно привлекать в различные профессиональные сообщества.
2. Вендоры и крупные интеграторы, которые зарабатывают в сфере ЭДО. Вот им лоббирование должно быть реально интересно, т.к. ЭДО – это их бизнес, они заинтересованы в развитии ЭДО и возможности заработать на новых НПА)
3. Различные ИТ-франчайзи, компании-внедренцы и прочие средние и малые ИТ-компании ЭДО. Возможностей напрямую проводить лоббирование у них, как правило, нет, но их можно использовать для создания необходимого фона и участия в профессиональных сообществах.

В следующем блоге я рассмотрю конкретные примеры лоббирования в сфере электронного обмена документами между бизнесом.



Статья "Тимур Меджитов: "Сегодня заказчики рассуждают о проектах, которые охватывают все ведомства..."" от Андрей Колесов, Тимур Меджитов
2014-12-15 18:38 Андрей Колесов, Тимур Меджитов

Ответы руководителя направления по работе с органами власти DIRECTUM Тимура Меджитова на вопросы корреспондента PC Week Андрея Колесова в рамках обзора «СЭД в госсекторе: достижения, проблемы, перспективы». Полный обзор читайте на сайте PC Week.

Какие качественные изменения в применении СЭД в госсекторе вы отмечаете? Какие основные тенденции тут наблюдаются?

Сегодня заказчики более грамотно подходят к выбору СЭД, они имеют конкретные требования к функционалу систем и к качеству реализации проектов. Более того, госсектор сейчас оценивает проекты внедрения СЭД не как сиюминутную задачу, а в том числе с точки зрения его последующего развития и перспективы. То есть ведомства заинтересованы в выстраивании полноценной ECM-системы. Круг первоначально решаемых задач остается прежним – работа со служебной корреспонденцией, обращениями граждан, нормативно-правовыми актами, контроль исполнения поручений, интеграция с системой межведомственного электронного взаимодействия, однако сейчас от интегратора ожидается решение всех первоочередных задач в рамках единого проекта, а не поэтапно, как было ранее.

Компания DIRECTUM работает в первую очередь с региональными органами исполнительной власти. Если раньше мы встречались в регионах с уже реализованными локальными проектами, например, СЭД была внедрена в одном органе исполнительной власти или муниципальном образовании, то сегодня заказчики рассуждают о проектах, которые охватывают все ведомства, муниципальные образования и подведомственные учреждения. В зависимости от региона подобные проекты охватывают от 5000 до 10000 пользователей.

Можно ли в настоящее время говорить о переходе госсектора от бумажных документов к электронным как устойчивой и набирающей силу тенденции?

Безусловно, это так. Заказчики изначально ожидают, что документооборот, в том числе межведомственный, будет строиться преимущественно в электронном виде. Но здесь есть высокая зависимость от наличия региональной нормативно-правовой базы, которая должна определять порядок и типы документов, с которыми можно работать полностью в электронном виде. Здесь есть регионы-пионеры, кто уже несколько лет назад сформировал для себя нормативную базу, позволяющую обеспечить межведомственный и внутриведомственный электронный документооборот. При этом их опыт активно изучается, а они сами обмениваются наработками в части примеров документов и их юридической экспертизы.

Какие технологические аспекты реализации безбумажного документооборота в госсекторе наиболее актуальны сегодня?

Наиболее актуальным аспектом уже несколько лет являются мобильные решения. Первые лица хотят и работают с мобильными устройствами, им важно иметь доступ к документам, находясь за пределами рабочего кабинета.  Руководители проводят много времени в рабочих поездках и командировках, поэтому возможность удаленной работы, тем более в режиме offline, имеет первостепенное значение сегодня.

Отдельное внимание стоит обратить на интеграцию с системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), МЭДО и kremlin.ru. Фактически, это must have любой СЭД, которая внедряется в государственных органах.

Публичные облачные технологии не имеют широкого распространения в ведомствах, так как несут потенциальные риски в части информационной безопасности. При этом активно используются и развиваются частные облака субъектов, в которых размещаются приложения для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и подведомственных учреждений.

Портальные технологии сложно назвать трендом, но если мы говорим про порталы государственных услуг, то, конечно, направление развивается. Это весьма эффективный и удобный способ взаимодействия граждан и ведомств.

Решения каких насущных вопросов поставщики СЭД ожидают сегодня от государства как регулятора и заказчика?

От государства ожидается помощь в развитии нормативно-правовой базы в части работы с электронными документами. В частности, не определен порядок передачи электронных документов на хранение в государственные архивы. При этом регионы пытаются формировать региональные решения, договариваться с госархивами самостоятельно, но зачастую вопрос остается не решенным.

Как сказывается на развитии СЭД-направления в госсекторе декларируемый руководством страны курс на импортозамещение?

Органы власти имеют определенную инертность – необходимо время на перепланирование бюджетов, на внесение корректировок в программы развития. По нашему мнению, курс на импортозамещение пока существенного влияния не оказывает. Если тренд будет устойчивым, по крайней мере 2-3 года, то тогда он должен оказать влияние на приоритетный выбор российских поставщиков.

 


 



 
 
С пожеланиями успехов,
Михаил Кузьмин
 

В избранное