В
прошлой статье я затронула тему белых пятен в законодательстве об
электронных документах, и попробовала урегулировать одну из наиболее сложных
областей – это хранение электронных документов. А ведь это далеко не все
практические трудности, с которыми могут (но не всегда должны) сталкиваться
компании при использовании электронного обмена документами.
Следующий законодательный барьер в обмене электронными
документами – это внутренние противоречия. Даже в мелочах нестыковки
становятся камнем преткновения, а уж в глобальных вопросах они тем более могут
запутать пользователей сервисов обмена электронными документами. Начнем с
мелочей.
Одна подпись или несколько?
Вопросы возникают, когда нужно ставить подписи на документ.
Во время перехода к электронным документам мы все равно поначалу мыслим
понятиями бумажных процессов.
Например, в бумажной товарной накладной может быть и три, и
пять подписей. А в электронной – по одной с каждой стороны. Сразу появляются
вопросы: «Почему?», «Как же так?», «Как быть?»
Пример подписей на бумажной товарной накладной:
Здесь нужно понимать, что на самом деле это не противоречие,
а всего лишь другая, пока непривычная нам, логика работы с электронными
документами. В формализованном счете-фактуре – одна подпись продавца, в
товарной накладной и акте выполненных работ – по одной подписи продавца и
покупателя.
Если вам важно, чтобы на товарной накладной были подписи
лиц, которые участвуют в приемке товара, то сделать это можно с помощью
внутреннего согласования. ФИО этих лиц можно указать непосредственно в товарной
накладной, в соответствующем поле. Также можно поставить электронные подписи
этих лиц. А вот уйдет вашему контрагенту только самая главная подпись –
руководителя, либо лица, уполномоченного на подписание таких документов.
Пример печатной формы электронной товарной накладной:
Отметка о подписании электронной подписью на бумажной копии
электронной товарной накладной:
Правила заполнения или требования форматов?
При создании форматов документов законодатели не
предусмотрели некоторые моменты, связанные с правилами заполнения
счетов-фактур, утвержденными Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137.
Поначалу эти противоречия не кажутся критичными, но на практике у ответственных
бухгалтеров возникают вопросы.
К примеру, по правилам заполнения счетов-фактур на
выполненные работы (оказанные услуги) в строке 3 «Грузоотправитель и его адрес»
ставится прочерк. Так мы привыкли работать на бумаге. В соответствующем поле
электронного счета-фактуры формат не предусматривает такого символа как прочерк
(Таблица 4.7 Приложения № 1 Приказа ФНС РФ от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@). Пока нет
соответствующих разъяснений или поправок, мы рекомендуем соблюдать требования
форматов электронных документов. Это будет гарантом того, что ваши электронные
счета-фактуры пройдут проверку на соответствие форматам при представлении их в
налоговый орган.
Могут возникнуть и ошибки, не противоречащие требованиям
форматов. В этом случае не забывайте, что ошибки, не препятствующие налоговым
органам идентифицировать продавца, покупателя, сумму налога, налоговую ставку и
стоимость, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога
(п. 2 ст. 169 Налогового Кодекса РФ).
Кстати, налоговые органы не бездействуют в таких ситуациях.
Например, изначально в поле «Стоимость» было допустимо только два знака после
запятой. По просьбе бизнеса были внесены изменения в форматы, и теперь в этом
поле допускается 11 знаков после запятой.
Отраслевое или федеральное законодательство?
Мы подошли, пожалуй, к самому интересному вопросу в этой
части: противоречия между отраслевым и федеральным законодательством. Самая
большая часть вопросов связана с тем, что многие компании с отраслевой
спецификой не имеют возможности выставлять счета-фактуры в пятидневный срок,
при этом причина кроется именно в законодательстве.
Рассмотрим пример с энергосбытовыми компаниями. В
соответствии с п. 192 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности,
утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2010 N 1172, сбытовые
компании получают данные, которые они в дальнейшем используют для формирования
счетов-фактур своим клиентам, только к 10 числу месяца, следующего за расчетным
периодом. Эти 10 дней уже являются нарушением 5-дневного срока выставления
счетов-фактур. Исправить это мы сами не можем, поэтому посмотрим, в каком
направлении двигаться, чтобы снизить риски и обратить внимание государственных
органов на возникший вопрос.
В случае противоречий нужно руководствоваться нормативно-правовыми
актами, обладающими большей юридической силой. В данном случае это Налоговый
Кодекс. Но в ситуации с энергосбытовыми компаниями это не поможет быстро решить
проблемы, поскольку процесс обмена документами уже выстроен довольно жестко, поэтому
посмотрим, что еще можно предпринять.
Очень важно знать мнение ФНС, Минфина и судов по этому
поводу. Для этого нужно изучать письма и судебную практику. В вопросе
выставления счетов-фактур в срок налоговые непреклонны. Однако не стоит
забывать, что пока ответственности за несоблюдение пятидневного срока нет, если
это не повлекло за собой других правонарушений.
Не менее важно самим писать письма с вопросами в
соответствующие инстанции. Кроме того, не забывайте задавать вопросы местным
инспекциям, ведь именно с ними в конечном итоге вам предстоит
взаимодействовать.
В целом хочется верить, что законодательные органы, прежде
чем продумывать ответственность за несоблюдение срока выставления
счетов-фактур, сначала сделают их более реальными.
Подведем итог
Самое главное правило при противоречиях в законодательстве –
это использование нормативно-правовых актов, обладающих большей юридической
силой. Но по разным причинам это правило может не работать. Поэтому второе
главное правило – обращать внимание соответствующих инстанций на противоречия.
В конце концов, кто, как не они, смогут дать разъяснения и взять на заметку
наши вопросы. Кроме того, сейчас много внимания уделено совершенствованию
законодательства в части обмена электронными документами.
Помочь разобраться с интересующими вас вопросами могут и
операторы ЭДО. Возможно, они уже знают ответ на ваш вопрос, а если нет, то
помогут составить и отправить письма в соответствующие органы.