Зайдя в первый попавшийся "Кофе хауз" вы увидели бы за соседним столиком семейную пару. Родители пьют кофе, а две девочки лет семи в наушниках, позабыв про любимые пирожные и не обращая внимания на взрослые разговоры, полностью увлечены своими iPad'ами.
Одна смотрит мультики, а другая, шевеля губами в такт движениям, волшебными пассами извлекает из недр своего "Зайки" интересную игру. Автору ничего не остается, кроме как достать свой iPad и поразмышлять о некоторых тенденциях.
Конечно, сцена разворачивалась в Калифорнии, в Силиконовой долине, в Лос Гатосе, где живет сам Стив Возняк. Тем не менее, картина становится типичной во всем мире. И к нашей стране это тоже относится.
iPad, как всё неизведанное, вызывает страх, недоверие и критику со стороны родителей и учителей, особенно старшего поколения. "Разве iPad здоровое явление для наших детей?"— Спрашивают они.
Но сама постановка вопроса неверна. И правильный ответ звучит так: "По сравнению с телевизором, однозначно да!" Большинство родителей уже ощутили всю бездну, в которую засасывает наших детей ТВ. Это отштампованный по шаблонам, бездуховный, мертвый шлак, перемешанный с беспрерывной, навязчивой рекламой, и превращающий детей в зомби. Например, английский логопед Салли Уорд установила, что 20 процентов детей в возрасте девяти месяцев отстают в развитии, если их родители используют телевизор как няньку. А из результатов исследований отечественных психологов выяснилось, что дети дошкольного возраста воспринимают рекламу буквально. Если говорится, что "Растишку" можно давать детям столько, сколько они захотят, то убедить малыша в обратном будет практически невозможно.
Более жёсток в своих выводах американский ученый Вэнс Паккард. Он считает, что реклама готовит детей к единственной будущей профессии — "квалифицированных потребителей".
— Так установите в ваш телевизор V-чип (родительский контроль), — настаивают конгрессмены.
— Нет, уж, спасибо, не надо! И кто может точно и достоверно определить: что именно можно, а чего нельзя?
В то же время родители, погрязшие в суете, постоянных стрессах на работе и автомобильных пробках, валятся с ног. Они не в состоянии отфильтровать содержимое мутного потока, выливающегося на головы их детей с экранов "зомбоящиков". Реальность такова: дети проводят меньше времени на школьных уроках (900 часов в год), чем перед экранами телевизоров (1500 часов). Четверть дошколят, половина учащихся средних классов и две трети старшеклассников не расстаются с телевизором даже в спальнях. Большинство семей смотрят ТВ во время ужина. В среднем, ребенок видит за год 20000 рекламных роликов. И ему скармливают крайне нездоровую пищу.
Так или иначе многие из родителей догадываются, что детям больше подходит позитив, юмор и новизна. И ложный страх перед iPad — колоссальная ошибка. Он не создает новые проблемы, а решает старые.
Вот несколько аргументов "за".
Здесь практически отсутствует "токсичная" реклама.
iPad интерактивен, а не пассивен. Рисуя, решая головоломки и играя в игры, дети развивают свое воображение, учатся отличать реальное от вымысла. Раньше других начинают писать и читать.
iPad можно взять с собой за пределы тесной квартиры.
Детей можно привлекать, например, к разработке элементов приложений для самих iPad, развивая их мозги. Они могут самостоятельно выбирать то, что им интересно, а не то, чем их кормят "с ложечки" одержимые звездной болезнью ведущие образовательных телепрограмм, лоббирующие коммерческие интересы телекорпораций.
При работе с навигацией Multi-Touch, детская психика развивается на порядок быстрее.
Остается посоветовать родителям немедленно выдернуть шнур ТВ из розетки и купить своему любимому чаду IPad.