Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Любовь венчурных инвесторов уходит надолго






Любовь венчурных инвесторов уходит надолго
2014-12-10 23:00

Леонид Делицын из Finam Global нашел много интересного в Venture Barometer Russia 2014 и решил поделиться своими мыслями с читателями Firrma.

Опубликованное не так давно исследование Venture Barometer Russia 2014, подготовленное аналитическим агентством Data Insight для компании Prostor Capital, помимо прочей важной информации содержит интересный «антирейтинг» интернет-ниш. Этот антирейтинг показывает, куда не российские венчурные инвесторы вкладываться не хотят. С большим отрывом его возглавляет сектор электронной коммерции – тот самый, который и составляет львиную долю экономики Рунета. При этом впечатляет единодушие фондов – как отмечают авторы исследования, отрицательный рейтинг электронной коммерции вдвое превышает положительный рейтинг Big Data. Иными словами, инвесторы могут полагать интересными разные отрасли, но непривлекательной единодушно считают онлайн-торговлю. При этом направление «Online Travel» рейтингуется отдельно (и занимает третье место антирейтинга!), а если бы его приплюсовать к электронной коммерции, то и сравнивать фактически было бы нечего.

Ситуация тем более любопытная, что по нашим ощущениям львиная доля заявок на инвестирование, которые мы получаем в FINAM Global, идёт как раз от желающих открыть или продвинуть онлайн-магазины. Кажется, что заявки идут сплошь от магазинов. Поэтому нам показалось любопытным взглянуть, как распределены заявки на самом деле и сравнить с тем, что было прежде. База данных венчурных фондов «Финама» позволила нам заглянуть в 2006 год, посмотреть, что было в ту давнюю пору и сравнить с сегодняшним днём. Разумеется, наши данные характеризуют только заявки, которые поступают к нам, и у других венчурных фондов ситуация может сильно отличаться. Мы и не претендуем на какую-либо репрезентативность, однако думаем, что наши наблюдения могут показаться поучительными.

Рис.1 Доля заявок от проектов в сфере e-commerce в 2006 и 2014 годы

Сперва мы отбраковали из своей базы заявки, не относящиеся к интернет-индустрии (у нас на такие приходится около 15% потока), а потом выбрали по сто случайных заявок за 2006 и 2014 годы. Конечно, 2014 год ещё не закончился, но мы будем обращать внимание на такие мелочи. Наконец, мы проверили, сколько проектов приходило в каждой категории. Наш способ сортировки проектов не совсем совпадал с тем, который избрали эксперты Venture Barometer, но думаем, что, как правило, понимаем под e-commerce то же, что и они.

Динамику процесса легко видеть на рисунке 1. Если в 2006 году на долю e-commerce приходилось 6% заявок, то сегодня каждое пятое предложение так или иначе относится к электронной торговле. Конечно, субъективное ощущение «в потоке – одни магазины» – это грубое преувеличение. Правильнее будет сказать, что доля e-commerce в потоке заявок выросла в 3-4 раза. Почти такую же ситуацию мы наблюдаем в другом сегменте, от которого отвернулся российский инвестор – игровом. Если в 2006 году на игры приходились те же 6%, то сейчас это уже 15%. Возможно, дело всё в том, что разработать игру или открыть магазин сравнительно просто.


2006 г.

2014 г.

e-Commerce

6%

20%

Игры

6%

15%

Социальные сети

8%

9%

Медиа проекты

24%

1%


Таблица 1. Доля секторов Интернет-экономики в потоке заявок венчурного фонда

Вряд ли можно утверждать, что электронный магазин или игру сегодня готов предложить каждый стартапер, но очевидно что таковых много, и в этих секторах свирепствует конкуренция. Напрашивается зависимость: чем выше доля сектора в потоке заявок, тем выше и «антирейтинг» сектора у российских инвесторов. Этот феномен давно известен в финансовом фольклоре – когда модные акции начинает обсуждать ваш парикмахер – пора их продавать! Но не так всё просто. Например, доля социальных сетей в потоке поступающих к нам заявок практически не изменилась и составляет около десяти процентов. А за прошедшие годы социальные сети прошли путь от мечты каждого венчурного фонда до второго места в антирейтинге «Венчурного барометра». И ещё, похоже, что если любовь венчурных инвесторов уходит, то это надолго.


Рис.2 Доля заявок от проектов в сфере онлайн-медиа в 2006 и 2014 годы

Такой вывод можно сделать из истории с онлайн-медиа. В 2006 году на онлайн-СМИ приходилась почти четверть всех поступавших к нам заявок, а сегодня их доля едва превышает один процент. Желающие основать онлайн-СМИ стали редкостью. И, тем не менее, медиа-проекты занимают четвёртое место в антирейтинге «Венчурного барометра» с показателем в 17 (негативных) баллов, не так уж сильно уступая социальным сетями (22 балла). Новых проектов стало мало, но венчурные инвесторы всё равно больше не верят в возможность заработать в этой области.

Вообще, оказалось, что возможны любые комбинации популярности направлений среди инвесторов и предпринимателей. Мы свели самые яркие случаи в табличку.

Скриншот 2014-12-11 15.50.39.png
Конечно, к нашим цифрам может быть много претензий. В конце концов, в отличие от крупных исследований, они отражают лишь опыт одного венчурного фонда. Поэтому мы с интересом узнали бы мнения других фондов. Хотя не думаем, что они будут кардинально противоречить нашим наблюдениям. 


«РОСТЕЛЕКОМ» КУПИЛ 50,1% SAFEDATA ЗА 1,83 МЛРД РУБЛЕЙ
2014-12-11 15:40
Российская телекоммуникационная компания «Ростелеком» согласовала сделку о приобретении 50,1% в IT-группе SafeData (ООО «Центр хранения данных»). Об этом сообщает «Коммерсант».


В избранное