Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Мировая экономика: глобальные тенденции развития" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Служба Рассылок Городского Кота
Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки
17 Мая 2000 г.
----------------------------------------------------------------
Сегодня в выпуске:
Перспективы мирового рынка угля
Тантал и ниобий мировой рынок
Конъюнктура мирового рынка свинины
Положение на мировом рынке льняного семени
На мировом рекламном рынке новый лидер
Как насытить российский рынок бензина и дизтоплива и повысить эффективность экспорта продуктов нефтепереработки
Производители водки осваивают новые рыночные ниши
Западный капитал пойдет в московскую торговлю?
На российском рынке натуральных соков
Производители тракторов объединяются
Инсулин производство будет начато в Москве
----------------------------------------------------------------
Перспективы мирового рынка угля
По мнению австралийских продуцентов, заметно улучшаются перспективы увеличения продаж на рынке энергетического угля Европы в 2000 - 2001 гг.
Такие факторы, как возникшие в некоторых из них проблемы с АЭС, низкий уровень осадков, а также растущие цены на нефть и газ, по-видимому, вынудят ряд ведущих европейских электроэнергетических компаний увеличить импорт угля по крайней мере в ближайшем будущем. Как полагают, это в первую очередь коснется Испании (из-за сокращения уровня осадков) и Франции (где производство атомной энергии может не покрывать потребностей). Некоторые страны, где для выработки электроэнергии в основном используется природный газ, контракты на закупку которого привязаны к ценам нефти, резко возросшим в последние месяцы, вновь планируют увеличить использование угля в электроэнергетике.
Австралийские эксперты полагают, что, если спрос на уголь в Европе возрастет, маловероятно, что он будет удовлетворяться за счет местного угля, добыча которого сокращается. Скорее всего европейские электроэнергетические компании будут в первую очередь увеличивать закупки угля в ЮАР и, возможно, также в Китае.
По данным исследовавния Европейской комиссии в общих продажах угля на рынке ЕС доля импортного к 2020 г. повысится до 68% с 44% в 1998 г.
Основная доля прогнозируемого увеличения потребления угля в мире будет приходиться на страны АТР. В 2010 г. оборот мировой торговли каменным углем оценивается в 560 млн. т, в том числе доля указанного региона составит около 400 млн.
Эксперты указывают на два основных разнонаправленных фактора, которые будут определять развитие конъюнктуры мирового рынка угля в предстоящее десятилетие, - становление Китая как экспортера данного товара, что приведет к увеличению его предложения, и повышение в экспорте угля доли небольшой группы крупных компаний, что в свою очередь будет оказывать сдерживающее влияние на уровень поставок.
Согласно прогнозу "International Energy Outlook 2000" информационного подразделения Министерства энергетики США "Energy Information Administration" ("EIA"), к 2020 г. оборот морской торговли каменным углем возрастет на 30% по сравнению с 1998 г. под влиянием главным образом увеличения спроса со стороны электроэнергетики. Однако общий прирост будет неравномерно распределяться между основными поставщиками и существенно сократится, если страны будут следовать принятым в Киото договоренностям об уменьшении выбросов СО2 в атмосферу.
"EIA" предсказывает, что в последующие 20 лет доля угля в мировом потреблении первичных энергоносителей понизится незначительно - до 22% с 24% в 1997 г. Мировое потребление угля увеличится до 7,6 млрд. к. т с 5,3 млрд. соответственно. Однако большая часть спроса будет обеспечена из собственных источников в угледобывающих странах, таких как США, Индия и Китай.
Как полагают, потребление коксующегося угля в прогнозный период несколько снизится в большинстве регионов мира, вследствие технического прогресса в производстве стали, увеличения ее выплавки в электропечах и продолжающейся замены стали другими материалами в конечных сферах применения.
БИКИ, 16.05.00г.
Тантал и ниобий мировой рынок
Тантал и ниобий в последние десятилетия достаточно активно используются в аэрокосмической промышленности, энергетике, химическом машиностроении и ряде других отраслей. Как правило, эти металлы используются в виде сплавов, что обусловлено их особыми характеристиками. Тантал обладает высокой термо- и коррозиестойкостью и наряду с ниобием выступает как стабилизирующий элемент в сплавах. Для характеристики состава сплава обычно дается показатель комбинированного содержания ниобия и тантала (Nb/Ta), поскольку эти металлы часто встречаются вместе и с трудом разделяются. Из них во многих сплавах ниобий является более важной добавкой ввиду его упрочняющего действия. Однако в некоторых сплавах с высоким содержанием тантала (например, сплав "В-1900", содержащий до 4% Та) аналогичную роль играет этот металл, осуществляя упрочнение путем образования твердых растворов. Кроме того, тантал может обеспечить защиту от сульфирования.
Практически весь металлический тантал для спецсплавов поставляется компаниями "НС Starck" (ФРГ) и "Cabot Performance Materials" (США) Некоторые дополнительные продажи металла осуществляются торговыми домами, но поставки в сущности контролируются этими двумя компаниями. Добыча тантала осуществляется только в нескольких странах (Австралия, Бразилия, Канада, Нигерия) и составляла в последние годы 412-413 т.
Природные запасы тантала на конец 1998 г. составляли 19 тыс. т, а база запасов - 24 тыс. т. Мировое потребление тантала в 1998 г. практически не изменилось по сравнению с 1997 г., лишь небольшое его снижение наблюдалось во II полугодии. Цены на танталовую продукцию относительно стабидьны.
Ниобий добавляется к спецсплавам в виде феррониобия, никель-ниобия или металлического ниобия. В поставках феррониобия доминируют три компании: бразильские "СВММ" и "Catalao" и канадская "Niobec". "СВММ" является также крупным продуцентом никель-ниобия. Добыча ниобия, как и тантала, ограничена четырьмя указанными странами и оценивалась в 1998-1999гг. по 18,5 тыс.т.
Мировые природные запасы ниобия на конец 1999 г. оцениваются в 3500 тыс. т, а база запасов - в 5500 тыс. т. Цены на ниобиевые материалы на рынке США в течение 1999 г. оставались стабильными. Отмечается, что в 1999 г. в США снизился суммарный импорт ниобия и, в частности, феррониобия из Бразилии (на 10%), Это сокращение наблюдалось на фоне снижения спроса на ниобий со стороны американских продуцентов спецсплавов, вызванного некоторым ослаблением рынка этого товара.
БИКИ, 13.05.00г.
Конъюнктура мирового рынка свинины
В текущем году на рынке ЕС отмечается новый рост цен на свинину, что вызвано прежде всего сокращением запасов этого вида мяса по сравнению с началом прошлого года при сохранении высокого спроса на данный товар. Кроме того, благодаря повышению курса доллара свинина европейского производства стала более конкурентоспособной на мировом рынке.
По прогнозу Министерства сельского хозяйства США, в 2000 г. запасы свинины в США уменьшатся почти на 4%. Это, по мнению экспертов, вызовет резкое повышение цен.
В Германии в I квартале текущего года убой свиней (как германских, так и импортных) сократился примерно на 5%. Принимая во внимание снижение закупок живых свиней в Нидерландах и Бельгии, в 2000 г. эксперты прогнозируют уменьшение запасов свинины почти на 2%. Сокращается поголовье и обой свиней также в Нидерландах, Швеции и Австралии.
БИКИ, 16.05.00г.
Положение на мировом рынке льняного семени
В 1999/2000 г. мировое производство семян льна достигло рекордного уровня - 3,05 млн. т. Поскольку в текущем сезоне мировое потребление семян, по прогнозу, увеличится не более чем на 3%, такой высокий урожай должен неизбежно привести к значительному росту запасов к концу июля 2000 г.
Понижательная тенденция цен вынуждает фермеров значительно сокращать посевы льняного семени. Ожидается, что под урожай 2000/01 г. мировая площадь посевов уменьшится на 0,5 млн. га, а производство семян снизится на 0.6 млн. т. Если эти прогнозы оправдаются, в следующем сезоне на рынке семян льна произойдут некоторые принципиальные изменения.
Прежде всего импортные потребности ЕС вырастут на 230 млн. т, что приведет к резкому увеличению объема мировой торговли семенами льна. Мировой спрос превысит производство.
Для текущей ситуации характерно превышение производства над потребностями. За последние два года мировое производство семян льна увеличилось почти на 200 тыс. т. В 1999/2000 г. в ЕС получено 560 тыс. т льняного семени, что более чем вдвое превышает средний показатель, рассчитанный за последние 5 лет. В США производство выросло приблизительно до 200 тыс. т. Несколько снизился урожай льняного семени в Канаде и более значительно - в Аргентине.
В 1999/2000 г. мировой импортный спрос на семена льна упал на 27% по сравнению с предыдущим сезоном и оценивается в 0,66 млн. т. Причина этого в рекордном урожае, полученном в ЕС, что привело к резкому сокращению импорта.
Мировые потребности в льняном масле в текущем сезоне вырастут, как полагают, приблизительно на 3% - до 0,73 млн. т. Объем мировой торговли данным продуктом должен увеличиться, главным образом за счет роста импортных потребностей КНР.
Практически повсеместное сокращение посевов льняного семени под урожай 2000/01 г. приведет к падению мирового производства до 2,42 млн. т. Наиболее заметно - с 560 тыс. до 300 тыс. т - снизится урожай семян льна в ЕС, в результате чего импортные потребности восстановятся приблизительно до 600 тыс.т.
БИКИ, 16.05.00г.
На мировом рекламном рынке новый лидер
Слиянием завершились наконец четырехмесячные переговоры между британским рекламным агентством WPP Group в американским Young & Rubicam (Y&R). В результате сделки на общую сумму около $4,7 млрд - самой крупной в истории рекламного бизнеса - WPP становится крупнейшим рекламным агентством мира.
WPP является материнской группой, объединяющсй компании Ogilvy & Mather Worldwide и J.Walter Thompson. Как сообщили представители WPP, присоединение к этой группе Y&R обеспечит компании большее число клиентов и позволит расширить ассортимент предоставляемых услуг - т. е. компания сможет рассчитывать на стабильный рост продаж в долгосрочной перспективе.
Маркетинговый и рекламный гигант, образованный в результате сделки, будет иметь суммарный годовой доход в $5,2 млрд. и прибыль (до выплаты процентов и налогов) 1704 млн. - таков расчет, основанный на показателях 1999 г. Его суммарная рыночная капитализация составляет на данный момент около $14,5 млрд.
Сделка между WPP и Y&R может ускорить процесс консолидации в мировом рекламном и маркетинговом бизнесе: наряду с WPP мировой рынок рекламы возглавляют Omnicom
Group - материнская компания BBDO Worldwide и DDB Worldwide - и Interpublic Group, объединяющая в своей структуре McCann-Erickson WorldGroup и Lowe Group.
Ведомости, 15.05.00г.
Как насытить российский рынок бензина и дизтоплива и повысить эффективность экспорта продуктов нефтепереработки
По мнению ряда британских экспертов для обеспечения перелома в развитии российской нефтепереработки необходимо осуществить частичную реконструкцию предприятий и избавиться от некоторых деструктивных мифов.
Эти эксперты полагают, что западные технические специалисты концентрируются на реализации в РФ крупных проектов и игнорируют огромные выгоды, которых можно достичь быстро и дешево путем реализации более мелких. Набор мифических представлений об отрасли, распространенных как на Западе, так и в России, препятствует осознанию ее подлинных нужд и блокирует прогрессивные сдвиги.
Первый миф заключается в том, что необходимо закрыть многие предприятия, поскольку налицо значительный объем избыточных мощностей.
Второй миф - реконструкция или закрытие каждого российского НПЗ обойдется в сотни миллионов, если не в миллиарды долларов, а таких денег нет.
Третий миф - девальвация рубля сделала российскую топливную промышленность (и экономику в целом) более конкурентоспособными.
Российские НПЗ были построены для обеспечения потребностей советской индустрии в больших объемах топливного мазута, низкосортного дизельного топлива и низкооктанового бензина. Сейчас их продукция все менее соответствует потребностям рынка. Оборудование и технология предприятий часто являются устаревшими и неэффективными. Отягощенные к тому же проблемами непропорционального налогообложения и социальных затрат и часто некомпетентным и коррумпированным руководством, российские НПЗ находятся на самой грани выживания.
Проблема усугубляется двумя факторами: российские НПЗ перерабатывают слишком много сырой нефти и производят не ту продукцию. Поскольку пропускная способность экспортных нефтепроводов позволяет экспортировать порядка 40% добываемой нефти, остальной объем должен быть переработан внутри страны.
Избыток сырой нефти поступает на НПЗ, у которых остро не хватает мощностей по глубокой переработке. Многие российские НПЗ "под завязку" используют. свои мощности по гидроочистке и риформингу, в то время как установки первичной дистилляции загружены всего на 40%.
Российские НПЗ фактически субсидируют западные страны на миллиарды долларов из-за того, что не могут извлекать легкие фракции. Они экспортируют порядка 25 млн. т в год топливного мазута на Запад, где эти фракции извлекаются и используются. Вместо мазута они могли бы вывозить высокосортное дизельное топливо или бензин.
Недостаток мощностей по вторичной переработке ограничивает средний выход бензина максимум 16%. Для покрытия потребностей российского рынка в бензине в размере порядка 24 млн. т в год предприятиям необходимо переработать 160 млн. т нефти, в результате чего образуется избыток топливного мазута в объеме порядка 30 млн. т.
Еще хуже то, что почти вся получаемая нафта идет на производство бензина, и российская нефтехимия лишается важнейшего сырья.
Согласно первому мифу, в стране наблюдается избыток нефтеперерабатывающих мощностей, и многие НПЗ следует закрыть. Совокупная мощность НПЗ составляет 300 млн. т в год, в то время как потребность в нефтепродуктах оценивается только в 100 млн. т. Однако упор следует делать прежде всего на закрытии неэффективных установок. а не целых предприятий. Российские НПЗ строились в течение многих лет, и в настоящее время располагают как совершенно устаревшими, так и вполне современными производственными установками. Обычно на предприятии находится 3-5 установок атмосферно-вакуумной перегонки.
Полное закрытие НПЗ означает утрату как устаревших, так и современных установок, и в результате не приведет к общему повышению эффективности отрасли. Более правильно будет вывести из эксплуатации только устаревшие и наименее эффективные установки, прежде всего атмосферно-вакуумной перегонки, в то время как новые и эффективные должны работать с почти полной загрузкой. Достижение большего соответствия между объемом мощностей первичной дистилляции и вторичной переработки позволит повысить эффективность и обеспечить большую глубину переработки нефти.
Считается, что реконструкция любого крупного российского НПЗ обойдется в сотни миллионов долларов. В действительности несколько быстрых и дешевых проектов реконструкции могут увеличить производительность отрасли.
Фактический объем затрат на реконструкцию НПЗ традиционно завышается всеми сторонами. Западные инженерно-строительные компании стремятся к получению миллиардных контрактов, в то время как российский директорат ищет дорогостоящих (но не самых оптимальных) проектов в кредит. Западные агентства по экспортным кредитам также стараются максимизировать объемы экспорта. В результате упор делается на строительство новых дорогостоящих установок западного образца, а не на экономичную реконструкцию существующих. Принятые на основе такой стратегии планы в большинстве случаев представляют собой набор сомнительных проектов, которые даже в случае завершения навесят на российские предприятия тяжелый груз внешней задолженности. В стране, предпринимающей значительные усилия для обслуживания внешней задолженности, такая практика является разрушительной для всех сторон. Между тем значительное увеличение производительности в нефтепереработке может быть достигнуто достаточно быстро и дешево путем реализации малых проектов реконструкции. Такие проекты могут создать конкурентоспособные предприятия, которые будут в состоянии самофинансировать свои будущие инвестиции, в значительно меньшей степени прибегая к заемному финансированию.
Приведены расчеты по осуществлению малых проектов реконструкции на трех НПЗ Самарской области. В случае их производство бензина и дизельного топлива на этих НПЗ увеличится на 48% (по каждому продукту), в то время как производство мазута снизится на 43%. Это позволит обеспечить дополнительную добавленную стоимость в объеме 450 млн. долл. в год. Каждое из предприятий Самарской области сможет достичь глубины переработки на уровне 75% за 18 месяцев при объемах инвестиций от 35 до 70 млн. долл.
Для сравнения отметим, что реконструкция Рязанского НПЗ, обойдется в 285 млн. долл. и займет три года, в результате чего предприятие сможет достичь глубины переработки на уровне 68%.
БИКИ, 16.05.00г.
Производители водки осваивают новые рыночные ниши
Высокая конкуренция на водочном рынке усугубилась падением спроса после повышения акцизов (а следовательно, и конечной цены продукта). Отечественным компаниям, чтобы удержаться на плаву, приходится срочно искать новые незанятые ниши. В частности, сразу три фирмы объявили о выводе на рынок сливочных ликеров типа Irish cream.
До недавнего времени на рынке сливочных (их еще называют термином "эмульсионные") ликеров абсолютно доминировали импортные напитки, пальма первенства среди которых принадлежит, безусловно, Baileys.
В этом году о своем намерении продвигать на отечественный рынок сливочные ликеры серии "Богема" объявил крупный подмосковный ликероводочный завод "ОСТ-Алко". В Ростове опытную партию сливочного ликера "Лунная пристань" выпустил завод "Ростов-Водка". Производить сливочный ликер планирует Одинцовская кондитерская фабрика.
Правда, компоненты для производства нового продукта все равно приходится покупать в Голландии. Тем не менее голландские аналоги Baileys стоят в Ростове около 400 руб., а наш продукт - 150-160 руб.
Продукция "ОСТ-Алко" будет продаваться в Москве дороже -примерно по 250-270 руб., что все равно существенно дешевле импортных аналогов.
Ростовчане даже не побоялись инвестировать средства в установку нового оборудования для розлива ликеров.
Сейчас в магазины поставлена пробная партия в 30 000 бутылок "Лунной пристани", мощность же линии гораздо больше - до 30 000 дал в месяц. В "Ростов-водке" не рассчитывают на мгновенный успех эксперимента - "покупателя надо воспитывать", для чего организуются промоакции в магазинах города. Но делать нечего: на водочном рынке большие проблемы, в I квартале 2000 г. "Ростов-водка" произвела 109 600 дал продукции, что на 41,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В отличие от "ОСТ-Алко" и "Ростов-водки" проект кондитерской компании "Коркунов" ориентирован не столько на продажу собственно сливочного ликера, сколько на поддержку продаж основной продукции компании -шоколада и конфет "Коркунов".
"Просто ликеры типа Irish cream принято закусывать шоколадом. Поэтому и появилась мысль сделать подарочные наборы с ликером и нашими конфетами. Кроме того, сливочные ликеры занимают нишу элитных дорогих напитков, что как нельзя более подходит элитному шоколаду "Коркунов".
В компании UDV (мировой дистрибьютор ликеров Baileys), на чьи рыночные позиции покушаются российские производители, сильно сомневаются в успехе этих экспериментов.
"Все те, кто делает локальные подобия, не могут обеспечить стабильное качество продукции, а это очень важно. Кроме того, у Baileys самые лояльные потребители среди всех поставляемых нами в Россию марок алкоголя, -говорит брэнд-менеджер компании UDV Дмитрий Журавков. - С одной стороны, выход местных аналогов может быть нам полезен, потому что поможет рекрутировать новых потребителей в категорию Irish cream, а с другой стороны, человек, который попробует недорогой ликер среднего качества, вообще может потерять интерес к этому напитку".
По мнению Журавкова, рынок ликеров восстанавливается после кризиса и достигнет в этом году примерно 70% докризисного объема, но бурного роста ожидать в этом секторе рынка не стоит-максимум 5-10%.
Ведомости, 15.05.00г.
Западный капитал пойдет в московскую торговлю?
Операторов и аналитиков московского розничного рынка весьма озадачило известие о том, что российская группа компаний "РОСбилдинг" скупает крупнейшие московские универмаги - с целью преобразовать их в department stores (универсальные магазины по западному образцу). Большинство этих магазинов увязли в долгах, и, как сказал временный управляющий универмага "Вешняки", "эти советские "гробы" уже давно пора обанкротить". Обеспокоены операторы другим: группа компаний "РОСбилдинг", созданная в 1994 г. под патронажем правительства Москвы, известна тем, что занимается банкротством различных предприятий под заказ. До осени прошлого года, когда "РОСбилдинг" начал интересоваться действующими универмагами, они никому не были нужны. Теперь и в "РОСбилдинге" утверждают, что прекратили скупку магазинов из-за их "непригодности для цивилизованной торговли" Но в самих универмагах говорят, что скупка продолжается.
И главный вопрос - кто заказчик? Вариантов ответа не так много. Именно со скупки крупных магазинов западные сети традиционно начинают входить на рынок какой-либо страны -чтобы закрепить в регионе свою торговую марку, изучить вкусы местных потребителей, отработать розничные технологии и т. п. Так поступает, к примеру, Metro, которая, кстати говоря, давно ведет переговоры с московским правительством о "мягком вхождении" на рынок. Западные сети создают торговые центры на "насиженном месте" и затем расползаются по рынку сетями моллов, построенных с нуля. Следующий официальный шаг "РОСбилдинга" - как раз организация в Москве сети моллов, оператором которой, планируют в компании, видимо, будет крупная западная торговая, структура.
Ведомости, 15.05.00г.
На российском рынке натуральных соков
И. о. председателя правительства Михаил Касьянов подписал постановление о существенном снижении (с 15% до 5-10%) импортных пошлин на основные виды концентрата, используемого для приготовления натуральных соков. Это решение позволит отечественным заводам увеличить рентабельность производства и объем выпуска конечной продукции.
Необходимость этого решения была очевидна. Соковый концентрат (желеобразная масса, полученная в результате выпаривания натурального сока) является основным сырьем для производства соков. В России выпускаются яблочный, томатный и ряд Других концентратов, но большинство видов этого сырья (апельсиновый, ананасовый, персиковый и т. д.) производители закупают за границей.
После кризиса цены на импортный концентрат выросли вчетверо. Так как доля концентрата в стоимости произведенного у нас сока составляет 40-60%, цена конечной продукции также существенно увеличилась. Что и привело к сокращению производства и уходу ряда компаний с рынка. Оставшиеся производители были вынуждены дотировать выпуск сока за счет более рентабельных молочных программ. Сейчас, по оценкам специалистов компании Wimm Bill Dann, суммарный объем производства в стране составляет всего 400-450 тыс. тонн соков в году при потенциальных мощностях в 1,5 млн тонн.
С изменением пошлин на концентрат рентабельность выпуска соков должна существенно увеличиться. Как заметили на одном предприятии, "о докризисной рентабельности в 20% речи, конечно, не идет, но хоть 5-7% мы наконец получим".
Коммерсант, 16.05.00г.
Производители тракторов объединяются
АО Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) и АО Челябинский завод дорожных машин им. Колющенко (ЧЗК) будут объединены в одно предприятие, производящее тракторы, бульдозеры и спецтехнику. На предприятиях осуществляется реструктуризация производства. На базе ЧТЗ командой конкурсного управляющего создается новое акционерное общество, мощности которого составляют 3 тыс. тракторов в год.м
Коммерсант, 16.05.00г.
Инсулин производство будет начато в Москве
Кредит в 120 млн руб. выделит правительство Москвы Институту биологической химии (ИБХ) Российской академии наук на производство гемоинженерного человеческого инсулина. Соответствующее соглашение между правительством Москвы и ИБХ было подписано вчера. Как заявил мэр столицы Юрий Лужков, производство инсулина является проблемой не только для Москвы, но и для России в целом, так как сейчас большие закупки этого лекарства производятся за рубежом. Как ожидается, отечественный инсулин будет в полтора раза дешевле. По данным медиков, только в Москве насчитывается около 100 тыс. больных сахарным диабетом, при этом 31 тыс. пациентов являются инсулинозависимыми.
Сегодня, 16.05.00г.
----------------------------------------------------------------
Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на: http://moscow.portal.ru/~etcs/products14r.html
http://moscow.portal.ru/~etcs/products26r.html
----------------------------------------------------------------
Ведущий рассылки Карпов Юрий Николаевич, к.э.н.,
Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||