Газета FT опубликовала очередной рейтинг
крупнейших корпораций мира. Сенсаций он не принес: двенадцать из двадцати самых дорогих
компаний родом из США, и подавляющее большинство из них представляет индустрию высоких
технологий, информационного бизнеса, телекоммуникаций и финансового сектора. В топ-20
крупнейших компании остались только шесть представителей традиционной экономики
у это General Electric, Merck, Toyota Motors, Royal Dutch Shell, Exxon Mobil и BP
Amoco.
Высокотехнологичные новички топ-20 поражают быстрым ростом своих акций. Так.
например. America Online из второй сотни рейтинга в 1998 году переместилась на 16-е
место, Nokia у с 67-го на 11-е, а японского провайдера NTTDoCoMo, главе которого
в нынешнем году исполнилось, кстати, всего 27 лет, год назад вообще не было ни в
одном рейтинге. Правда, последние потрясения на фондовом рынке уже привели к ротации
в списке крупнейших компаний. Так, по состоянию на 24 апреля Microsoft уже не является
самой дорогой корпорацией мира; ее место заняла General Electric. Тем не менее принципиально
список лидеров не меняется у высокие технологии и информационный бизнес остаются
наиболее капитализированными отраслями международной экономики.
Коммерсант, 05.05.00г.
Наиболее динамичные производства в США в 2000г.
По прогнозам Министерства торговли США,
в 2000 г. наиболее стремительными темпами в США будут развиваться производство полупроводников
(по прогнозам, прирост в этой отрасли за 2000 г. составит 23%), оборудования для
телефонии, радио, телевидения, а также производство коммутаторного оборудования.
По данным опубликованного на днях ежегодного анализа перспектив развития промышленности
и торговли, пять из десяти наиболее стремительно развивающихся секторов относятся
к сфере информационных технологий или к области электронной коммерции. Кроме того,
в 2000 г. ожидается заметный рост в сфере обслуживания и в 75% промышленных секторов.
Ведомости, 05.05.00г.
Европейские биржи в Интернет
Европарламент одобрил директиву
о правилах торговли ценными бумагами через электронные средства связи. В течение
18 месяцев эти правила должны быть приняты парламентами всех стран Евросоюза. Уполномоченный
Европейской комиссии по международным рынкам Фриц Болкестейн заявил, что он проследит
за тем, чтобы национальные парламенты не вносили в директиву ЕС серьезных корректировок.
На сегодня объем сделок, заключаемых через Интернет и другие средства электронной
связи, достигает в Европе 17 млрд евро; к 2003 году, по мнению специалистов может
вырасти до 340 млрд.
Двенадцать крупнейших российских компаний-оптовиков, торгующих табачными изделиями,
объявили о создании ассоциации "Гранд Табак". Учредителями ассоциации выступили компании
"Шаттл", "Юнэкт", "Тюсом", Savva Universal, SNS, "Мегаполис", "Бизнес-Табак" (все
у Москва), "Меркус", "Тринит" (обе у Новосибирск), ЮНН (Нижний Новгород) и "Аконта-Тула
(Тула). Ассоциация будет не только лоббировать интересы своих учредителей в правительстве,
но и вырабатывать единую ценовую политику. Так оптовики рассчитывают решить проблему
демпинга и вернуть рентабельность продаж сигарет на прежний уровень.
Еще лет пять назад продажа сигарет считалась весьма прибыльным занятием. Покупая
товар у производителя или импортера и перепродавая его мелким оптовикам, можно было
получить до 30% прибыли. Сейчас ситуация значительно сложнее. На рынке работают более
1000 компаний, однако до 80% сигарет, продаваемых в России, проходит всего через
15-20 крупных оптовиков. Остальные торгуют сигаретами время от времени, серьезно
осложняя жизнь основным участникам рынка. Не улучшает ситуацию и позиция крупных
транснациональных табачных корпораций (в первую очередь у Philip Morris, BAT и JTI).
Они дают своим российским клиентам в нагрузку к популярным маркам целый набор менее
ликвидных сигарет, которые дистрибуторы продают себе в убыток. Рентабельность крупнейших
оптовиков сейчас не превышает 2-3%, и многие дотируют продажу сигарет за счет более
прибыльных занятий.
Гранд Табак , наряду с Табакпромом (ассоциацией производителей табачных изделий),
будет участвовать в разработке документов, регламентирующих деятельность отрасли,
согласовывать ценовую политику, вести от имени оптовиков переговоры с поставщиками.
В рамках ассоциации формируется экспертный совет, в который войдут производители
сигарет оптовики и представители госорганов, регулирующих работу отрасли. Наконец,
с помощью Гранд Табак его учредители хотят принять участие в разработке механизма
лицензирования производителей и оптовых продавцов табачных изделий, которое вводится
с 1 августа. За счет введения лицензий можно убрать с рынка демпингующих мелких продавцов
и стабилизировать цены.
Коммерсант, 03.05.00г.
Главные факторы при принятии решений о покупке легковых автомобилей в России
В марте 2000 года независимым исследовательским центром РОМИР
был проведен опрос автовладельцев, направленный на изучение причин покупки импортных
или отечественных легковых автомобилей, находящихся в одной ценовой категории. В
Москве было опрошено 500 автолюбителей, 50% которых приобрели новые модели отечественных
машин и 50% у подержанные иномарки стоимостью от 4 до 6 тыс. долларов в течение последних
двух лет.
Как для владельцев новых отечественных машин, так и для счастливых обладателей
недорогих подержанных иномарок основным критерием при выборе автомобиля является
его надежность , а также адаптированность к российским условиям .
В число пяти самых важных характеристик, влияющих на принятие решения при выборе
автомобиля вошел также его внешний вид.
Такие характеристики как комфортный салон и хорошее послепродажное обслуживание
оказались особенно важны для молодежи у в качестве наиболее важных их выделили соответственно
44% и 22% респондентов до 30 лет. Для людей старше 45 особенно важной характеристикой
оказалась цена при продаже, ее упомянули 60% людей старше 45 и лишь 19% респондентов
моложе 30 лет.
Наименее важными характеристиками оказались приверженность дилеру, имидж марки
и приверженность определенной марке автомобиля.
Печальной реальностью нашего автомобильного рынка является то, что отечественные
автомобили в целом значительно проигрывают западным конкурентам. Это еще раз подтвердили
результаты опроса 73% автолюбителей за одну и ту же цену предпочли бы купить подержанную
иномарку,а не автомобиль отечественного производства. Причем 50% владельцев новых
отечественных автомобилей также скорее предпочли бы купить машину импортного производства
и основным мотивом покупки ими отечественного автомобиля, была лишь относительная
дешевизна сервиса и обслуживания. 98% владельцев подержанных иномарок в любом случае
предпочли бы купить автомобиль импортного производства. Более лояльно к автомобилям
отечественного производства относятся люди старшей возрастной категории (45 лет и
старше), 42% таких людей предпочли бы купить отечественный автомобиль, а среди молодежи
до 30 лет доля таких людей составляет лишь 15%.
"Практический маркетинг", 3, 2000г., с.14-17
Бизнес на макаронах
Второй по величине производитель макаронный изделий в нашей стране - челябинская
фабрика Макфа - продолжает экспансию в регионы. В апреле Макфа купила контрольный
пакет акций екатеринбургской фабрики Смак , также производящей макароны. Недавно
руководство челябинского предприятия объявило, что планирует вложить $350 тыс. в
реконструкцию мощностей своего бывшего конкурента. Средства будут направляться на
оснащение предприятия новым упаковочным оборудованием, а также оборудованием по производству
макаронных изделий итальянской фирмы Povan. Планируется, что консолидация двух предприятий
позволит Макфе достигнуть к июлю 2000 года объема производства в 8-8,5 тыс. т в
месяц.