Уроки бухгалтерского мастерства Банковские документы
Школа Бухгалтера "БухгалтерКласс"
Уроки бухгалтерского мастерства
Выпуск 38 от 2011-10-12
Урок 37. Банковские документы
Сегодня поговорим о самых наиболее употребляемых банковских документах.
Итак, после того, как вы открыли расчетный счет вам нужно оплатить счет от поставщика или заплатить налоги.
Как это сделать?
Ну, во-первых, необходимо внести денежные средства в достаточном количестве.
Для этого существует документ Объявление на взнос наличными.
В большинстве случаев его заполняет работник банка, но можно оформить и самим.
Объявление на взнос наличными состоит из трех частей: из объявления, квитанции и ордера (форма 0402001).
Объявление остается в кассе, квитанция отдается на руки вносителю наличных средств, а ордер со штампом операциониста подкалывается к выписке для последующей выдаче владельцу расчетного счета.
Так, деньги на расчетном счету есть, теперь сделаем перечисление поставщику за товары.
Это делается с помощью документа Платежное поручение.
Платежное поручение – это поручение предприятия банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия (форма 0401060).
Оно составляется в двух экземплярах и относится в банк, где на одном экземпляре ставиться штамп банка и возвращается плательщику, а второй экземпляр остается в банке.
Многие фирмы отправляют свои платежи электронным путем по системе «Банк-Клиент».
Для этого нужно заключить договор с банком на установку и обслуживание такой системы.
С ее помощью можно создавать, отправлять в банк, получать из банка платежные поручения, также в любой момент получить выписку и информацию о состоянии своего счета.
Платежные поручения сегодня в большинстве случаев создаются в бухгалтерских программах, например в 1С:Бухгалтерия.
Заполнить его не сложно. Большинство реквизитов заполняются автоматически.
При этом необходимо, чтоб данные о контрагенте были уже внесены в соответствующие справочники.
Если платежное поручение составляется на оплату налогов, то необходимо заполнить дополнительные реквизиты, такие как КБК, ОКАТО, основание платежа, налоговый период, дату документа и тип платежа (поля 104-110).
Также необходимо в поле 101 (квадратик в верхнем правом углу) заполнить статус составителя.
Самые распространенные значения:
01 – используется при оплате налогов;
02 – используется при оплате налогов, когда организация выступает в качестве налогового агента (например, НДФЛ, НДС);
08 – используется при перечислении страховых взносов в ФСС.
Итак, чтобы перевод денег состоялся, бланк платежного поручения должен быть заполнен по установленной форме и без ошибок.
Иначе, согласно ст. 864 ГК РФ, неправильно составленное платежное поручение к обслуживанию не принимается.
Так что будьте внимательны.
Когда вам необходимо снять наличные со своего расчетного счета, используется такой документ, как Денежный чек.
Денежный чек – это документ установленной формы, содержащий приказ банку о выплате со счета чекодателя наличными деньгами суммы, указанной в чеке.
Если ваша организация планирует производить такие операции, как снятие наличных, то необходимо заранее получить в банке чековую книжку.
По денежному чеку деньги выплачиваются тому лицу, которое указано в чеке.
Мы с вами разобрали три самых распространенных документа, которыми пользуется организация при работе с банком.
Давайте кратко определим еще несколько, чтоб вы знали, что это за документы.
Аккредитив – это вид банковского счета, который открывается для расчетов по договору между плательщиком и получателем средств.
Основное преимущество оплаты аккредитивом заключается в участии банка в качестве независимого гаранта осуществления платежа после выполнения продавцом по сделке всех оговоренных в аккредитиве условий.
Платежное требование – это расчетный документ, в котором содержится требование взыскателя денежных средств (кредитора) к должнику (плательщику) о перечислении определенной суммы на его банковский счет в уплату долга (форма 0401061).
Очень часто этот документ использует сам банк, когда списывает с вас комиссию за обслуживание счета.Хотя такой документ может прийти к вам от любого кредитора, например, в уплату долга за электроэнергию.
Однако списать средства в безакцептном (без вашего согласия) порядке можно только в случаях, предусмотренных договором (например, с банком), по решению суда либо по основаниям, установленным законодательством.
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счета плательщиков в бесспорном порядке (форма 0401071).
Например, такое поручение может прийти от налоговых органов или пенсионного фонда и т.д., т.е. от контролирующих органов.
Также оно применяется для взыскания по исполнительным документам.
Итак, мы узнали с вами основные документы, которые используются при работе с банком.
В следующем выпуске разберем учет безналичных расчетов в бухгалтерии.
А я на сегодня с вами прощаюсь!
До следующих выпусков!
Удачи вам и хорошего настроения!
С наилучшими пожеланиями, Татьяна Зубенко, руководитель проекта: Школа бухгалтера "БухгалтерКласс"www.buhclass.ru.
НОВЫЙ КУРС: «БУХГАЛТЕРИЯ И КОМПЬЮТЕР: ИЗУЧАЕМ 1С:БУХГАЛТЕРИЯ 8.2» (редакция 2.0). Цена снижена.