Это уже не мужчина двадцати лет с хвостиком, который играет в виртуальный футбол и продает запчасти от мотоцикла на eBay. Сейчас пользователь интернета выглядит по-новому, пишет сегодня британская The Guardian.
Годами киберпространство ориентировалось на аудиторию, состоящую в основном из молодых людей. Теперь впервые лидерство в ключевых возрастных группах перешло к женщинам-пользователям. В то же время образовалась армия серферов-пенсионеров: люди старше 65 лет проводят в сети больше часов,
чем представители любых других возрастных групп.
Новый обзор британского рынка массовых коммуникаций, произведенный Управлением по массовым коммуникациям (Ofcom), переворачивает устоявшиеся представления о пользователях сети с ног на голову. Кроме того, он свидетельствует, что все мы стали проводить в сети и за мобильными телефонами больше времени, чем когда-либо раньше.
Просмотр телевизора, интернет, разговоры по телефону и прослушивание радио сейчас отнимают в среднем 50 часов в неделю. И если
время, проводимое за телевизором, радио и стационарным телефоном начиная с 2002 года сократились, то время, проводимое в сети, удвоилось.
Благодаря распространенности широкополосных соединений, которые с каждым годом становятся все дешевле, население Великобритании пользуется интернетом активнее, чем жители всех прочих стран Европы.
Всплеск интереса к сети не является новостью. Но теперь владельцам сайтов газет, телекомпаний и туристических компаний придется принимать во внимание серферов нового
типа.
Одна из наиболее важных тенденций – очевидная феминизация интернета. "С момента прорыва в начале 1990-х сеть была ориентирована преимущественно на мужчин. В этом году женщины впервые проводят в интернете больше времени, чем мужчины, – рассказывает Питер Филиппс, специалист Ofcom по стратегии и развитию рынка, имея в виду возрастную группу пользователей 25-49 лет. – Это значительный сдвиг, и он скажется на том, какую информацию контент-провайдеры захотят выкладывать
в интернете".
Теперь женщины в возрасте от 25 до 34 лет проводят в интернете больше времени, чем мужчины, сообщает опубликованный сегодня доклад Ofcom. Кроме того, женщины не столь сильно, но заметно преобладают в категории пользователей от 35 до 49 лет. В остальных возрастных группах больше времени в сети проводят мужчины.
Отчасти Ofcom объясняет эти изменения тем, что молодые женщины находят все больше интересных им сайтов.
"К тому же женщины из этой возрастной группы чаще
сидят дома, у них больше времени на интернет", – говорит возглавлявший исследование Джеймс Тикетт.
Среди подростков рост числа девушек в онлайне объясняется появлением новых ресурсов, целевым образом ориентированным на тинейджеров женского пола. Неудивительно, что одна из самых популярных категорий сайтов среди подобных пользователей – социальные сети, с помощью которых можно вечером продолжать из дома обмениваться школьными сплетнями.
Действительно, социальный сайт Bebo поглощает
больше времени британских серферов, чем любая другая страница, уступая лишь аукциону eBay.
Исследование Ofcom доказывает, что детям стало легче проводить значительную часть жизни в сети. Так, почти у каждого шестого ребенка 13-15 лет сейчас есть вебкамера. Мобильные телефоны распространены еще шире: они есть у 75% детей 11 лет, равно как собственный телевизор и игровая приставка.
Большое внимание акцентируется на том, что дети часто пользуются различными СМИ одновременно: например, проводят время
в интернете и одновременно смотрят телевизор. Несмотря на это, больше времени телефонам и интернету (дети тратят на них в среднем два часа в день) они стали уделять за счет отказа от традиционных СМИ. Время, которое дети тратят на компьютерные игры и просмотр DVD, также снизилось.
Самый тяжелый удар получили радиостанции. Процент слушателей в возрасте от 8 до 15 лет сократился за последние два года вдвое и составляет всего 20%. К счастью для радио, одна из групп стала уделять ему больше внимания. Число
слушателей старше 55 лет выросло за пять лет на 5,5%. Но самое удивительное – то, что еще более старшая возрастная группа освоила новые СМИ.
Каждый шестой человек в возрасте старше 65 лет пользуется всемирной паутиной, в частности для поиска новостей и местной информации. Как и следовало ожидать, пенсионеры стали осваивать интернет позже, точно так же как мобильные телефоны и цифровое телевидение. Однако они располагают большим количеством свободного времени и тратят на интернет часов больше, чем
кто-либо другой. По сравнению с 42 часами, которые они проводят в сети в месяц, 25 часов у подростков кажутся незначительным показателем.
Изменение в составе аудитории грозит новыми испытаниями владельцам вебсайтов, которые привыкли к более молодым пользователям.
По словам агентства AdWatch, многокомпонентные баннеры работают эффективнее обычных. Андрей Чернышов, директор по развитию агентства, посвятил свой доклад на конференции "Интернет и бизнес" теме креатива в онлайновой медийной рекламе. Одним из приведенных примеров были баннеры кампании по продвижению публичного размещения акций банка ВТБ.
В почтовых ящиках системы Mail.ru использовались сразу три баннера - верхний, правый и
центральный. Обычно там размещаются разные рекламодатели. Но на этот раз под кампанию ВТБ были использованы все три разом - причем баннеры были синхронизованы, картинка в них менялась одновременно и согласованно. В частности, в них двигалась фирменная графика ВТБ - так, будто сквозь страницу видно какое-то более крупное изображение.
По словам Чернышова, результативность кампании оказалась весьма высокой - по баннеру перешли не просто много пользователей: даже отклик по каждому из баннеров отдельно
был выше, чем в среднем для этой позиции. Российским пользователям такой креатив - когда сразу несколько рекламных мест на странице занято одним рекламодателем - непривычен. А вот в американской сети это - довольно распространенная схема, и на рекламных фестивалях побеждает креатив, где действие в этих баннерах синхронизовано.
Другой пример нестандартного решения для кампании ВТБ, о которым рассказал Чернышов, – маленький баннер, размещенный в шапке сайта РБК. После того, как в нескольких первых
кадрах донесено рекламное сообщение, баннер превращается в часы, интегрируя рекламный модуль в информационное пространство сайта.
Дэнни Карлтон (Danny Carlton), владелец блога jacklewis.net, запретил пользователям Firefox доступ к ресурсу. Как сообщает InfoWorld, Карлтон мотивирует это тем, что браузер поддерживает плагин Adblock Plus, блокирующий текстовую и графическую рекламу - и, тем самым, разоряет вебмастеров.
Все посетители блога, использующие "плохой" браузер, автоматически отправляются на сайт Why Firefox is Blocked, где опубликован протест Карлтона. Для вебмастеров там же выложен пример кода, который можно вставить на свой сайт для блокировки пользователей Firefox.
"Миллионы людей, тратящих силы и время на создание сайтов с бесплатным контентом, оказываются обокраденными теми, кто использует системы типа Adblock", - уверен Дэнни Карлтон. В своих мыслях он не одинок. Как сообщает ZDNet, Бенни Смит (Bennie Smith), директор рекламной сети DoubleClick,
еще в 2005-м году предупреждал, что если пользователи будут блокировать онлайн-рекламу, то вскоре бесплатному контенту придет конец.
За время, прошедшее с тех пор, Бенни Смит разбогател на продаже DoubleClick компании Google, а количество пользователей Firefox существенно возросло. По некоторым оценкам, этим браузером пользуется чуть ли не каждый четвертый интернетчик. По иронии судьбы, "вражеский" браузер теперь продвигает Google, которой стала принадлежать компания Бенни Смита.
Что касается Дэнни Карлтона, то он своим ходом больше посетителей получил, чем потерял – о jacklewis.net узнали пользователи Digg и множества других информационных сайтов. При этом, фанаты Firefox (и халявы) пишут Карлтону длинные письма, а некоторые даже пытаются вывести сайт из строя DoS-атакой.
Что делать остальным вебмастерам – непонятно. Откажись они от Firefox, они уже не получат столь широкое освещение в СМИ. Отключить только тех, кто использует Firefox вместе с Adblock Plus технически невозможно (об этом сильно сожалеет и сам Дэнни Карлтон). Кроме того, помимо Adblock Plus есть и другие способы блокировки рекламы – от файла hosts до специализированных платных утилит.
Проблема подсчета трафика крупнейших сайтов Рунета
Журнал Fortuneописывает ситуацию на рынке подсчета трафика. В июне 2007 г. на сайты Yahoo! зашло 133 млн. посетителей, если верить Nielsen//NetRatings. И 108 млн., если верить ComScore. Разница в 25 млн. Ниже в статье народ из Digg жалуется на недосчитанный Ajax и пр. Nielsen//NetRatings утверждает, что на digg в июне пришло 4.7 млн. посетителей, ComScore остановилась на
цифре в 4.6 млн. Внутренняя статистика - 10.8 млн.
Сдается мне, что есть на рынке одна компания, которая могла бы идеально определять обьемы траффика как минимум для крупных сайтов. Akamai, обслуживающая статику практически всех крупных игроков рынка, имеет относительно точные данные об уникальных посетителях, и в зависимости от ресурса может экстраполировать свои данные на обьем реального трафика. Проблема только в том, что такой расклад пенализирует владельцев сайтов, которые стараются экономить
свои расходы с Akamai, и в итоге либо подгружают туда не всю статику, либо варьируют свои CDN.