В нашем разглядывании «под микроскопом» управленческих ситуаций мы будем исходить из того, что управление - это все-таки больше искусство, чем наука. Хотя некоторые научные элементы в управлении тоже имеются.
Чем отличаются наука и икусство (с практической точки зрения):
- достижения науки накапливаются из поколения в поколение, и средний ученый сегодня знает больше, чем самый гениальный ученый прошлого. Упрощенно можно сказать, что это теория.
- достижения искусства накапливаются только в течение жизни одного мастера, и не передаются следующим поколениям, поэтому имеет смысл изучать лучшие произведения управленческого исскусства древних мастеров. Упрощенно будем считать, что это практика.
Давайте посмотрим на древнекитайском примере, чем отличается наука и искусство, в данном случае более конкретно - теория и практика.
Один из первых «теоретиков» управления - известный полководец древнего Китая, Сунь-цзы, автор популярного и не утратившего актуальность и в наше время трактата о военном искусстве.
Однажды Сунь-цзы решил наняться на работу полководцем к одному князю. И принес ему в качестве «резюме» свой трактат.
Князь прочитал тракта и говорит:
- Я прочитал все главы твоего трактата. Замечательный трактат. Но, знаешь, друг мой, теория - это одно, а практика - другое. Ты не мог бы мне на практике показать, как ты владеешь искусством управления войсками?
- Могу, - отвечает Сунь-цзы.
- А какое тебе для этого нужно войско? - спрашивает князь.
- Любое, - отвечает Сунь-цзы.
- Ах, любое - говорит князь. - Возьми тогда мой гарем.
- Хорошо. Гарем, так гарем.
В гареме было 180 женщин. Он их построил на плацу. Разделил на две части - по 90 человек в каждой. Выбрал из каждой группы по одной женщине и сказал:
- Вы офицеры. Я полководец. Остальные - солдаты. Я даю команду офицерам, офицеры дают команду солдатам, а солдаты команду выполняют. Это армия. Команды выполнять обязательно. Команды будут такие. Две простые и одна сложная. Простые - направо (это вот так) и налево (это вот так), и одна посложнее - кругом, это вот так. Начинаем с простых команд.
И скомандовал - налево.
Офицеры подумали, что-то сказали, но ничего не произошло.
- Так, - говорит полководец. - Команда не выполнена. Это армия. Здесь не только команды надо выполнять, но и строгие наказания за невыполнение. Я объясняю еще раз - две команды простых, одну сложную.
Он еще раз повторил объяснение и скомандовал - налево.
Офицеры, смеясь, отдали команды.
Солдаты повернулись кто налево, кто направо, а кто и вовсе от смеха сел на траву. Он говорит:
- Опять ничего не получилось. Я виноват? Нет, я не виноват. Я все понятно объяснил, даже повторил объяснение, я предупредил о наказаниях. Солдаты виноваты? Честно говоря, нет. Почему? Потому что офицеры отдали команды так, как если бы эти команды не надо было выполнять. Словами они сказали одно, а интонацией - другое. Когда два приказа идут вразрез - что бедный солдат может сделать? Ничего не может. Виноваты офицеры. Отрубим им головы.
Князь заволновался.
- Слушай, я вижу, ты хороший полководец. Не будем рубить голов.
А Сунь цзы говорит:
- Нет, князь. Я не могу служить у князя, у которого полководец, чьи приказы не выполняются. То, что я полководец - это частность. Но если у князя такой полководец, чьи приказы не выполняются, армия будет разбита, всех завоюет противник, казнит, и я пострадаю. Поэтому я не пойду ни полководцем, ни конюхом к такому князю, у которого такой полководец, чьи команды не выполняются.
Офицерам отрубили головы, поставили новых, и стало получаться.
Князь махнул рукой: да, теория - это одно, а практика - другое.
Мы сейчас не будем подробно разбирать этот эпизод, мы это сделаем позже, когда познакомимся с некоторыми основными понятиями концепции управления Владимира Тарасова, а пока я расскажу случай, в котором меня посетили ощущения, подобные тем, что испытывали солдаты, получая противоречивые приказы от офицеров.
Я должна была лететь на семинар, и перед отлетом купила аудиоплеер, чтобы слушать в дороге аудиокниги. Мы сели в самолет, выслушали по радио стандартные приветствия и просьбы (выключить мобильные телефоны и пр.). Стандартно народ на это, в основном, никак не отреагировал. Раньше я плеером в самолете никогда не пользовалась, а сейчас он у меня лежал на коленях, и я с большим удовольствием продолжала его слушать. Подошла стюардесса и предложила отключить плеер. И пошла дальше, не дожидаясь моей реакции. Я машинально выключила плеер. И задумалась. Меня тревожили непонятные чувства - с одной стороны, мне хотелось слушать дальше (книга очень уж интересная)... С другой - не хотелось нарушать правила безопасности.
Но есть правила, которые мы точно не нарушаем. Их не так много. А есть правила, которые мы только и делаем, что нарушаем. Т.е. сложилось право обычая - нарушать те или иные правила. И бывают ситуцаии, когда правило озвучено, но непонятно, действительно ли его надо соблюдать. Сомнения в необходимости соблюдать правила возникают тогда, когда непонятно, зачем это правило, и есть подозрения что это никому не нужная формальность. Когда словами говорят одно, а интонацией, реальным поведением - другое. Потому что, если бы действительно для безопасности полета надо было выключать всякую технику, то уж стюардессы позаботились бы этом более тщательно. А так получается - правило озвучено, но технологии его обеспечения никакого нет. И стюардесса произнесла просьбу выключить плеер с такой интонацией, как будто этого можно и не делать.
В тот момент я очень мощно прочувствовала состояние подчиненного, который получил противоречивую информацию, и находится в состоянии выбора - подчиниться тому, что было сказано словами, или тому, что было сказано молча.
Особенно актуально понимание подобного механизма для нашей русскоязычной ментальности - ведь у нас отношение ко всяким правилам и законам изначально не очень серьезное.
Когда в следующий раз будете давать задание, или озвучивать правила своим подчиненным - попробуйте осознать, не расходятся ли Ваши слова и Ваши молчаливые сигналы (интонация, мимика, жесты)... Вы сами верите на 100% в то, что говорите? Если нет - то не стоит удивляться, что правило не соблюдается...
Удачи!
С уважением,Галина Жукова
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Образование
- →
- Чем отличаются теория и практика управления
Образование
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат