Я специально уделил внимание для изучения этого «синдрома»

То что я нашел по этой теме в интернете – абсолютная чушь сумасшедших психологов, которые докатились до того, что в определении синдрома чуть ли не призывают людей достать оружие, выйти на улицу и «разрядиться», или «освободиться», чтобы не было выгорания:«Профессиональное выгорание — это определённое сочетание признаков болезни, развивающейся на фоне хронического стресса и ведущей к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них». Автор: Н. В. Самоукина, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.

Прочитав несколько статей разных психологов на эту тему я взялся за голову и понял, что под понятие синдром больше подходит сама профессия – «психолог». Поэтому я решил потратить свое время, чтобы расставить точки над «и» в понятии «синдром выгорания» Начну с того что дам некоторые данные в отношении людей и их возможного эмоционального состояния.

Как то достаточно давно мне попалась в руки иллюстрированная шкала эмоционального состояния человека, разработанная Л.Роном Хаббардом. В ней описаны эмоциональные состояния снизу вверх. В самом низу находится апатия, чуть выше горе, после страх. Затем скрытая враждебность, а после нее ненависть, гнев, антагонизм. Чуть выше скука, удовлетворенность, консерватизм. В самом верху сильный интерес, радость, энтузиазм.

Как и владельцы крупнейших компаний, так и обычные люди в жизни находятся в разных состояниях. Они поднимаются и опускаются. Каждый из нас может вспомнить, как находился в том или ином состоянии. Самое интересное - как это работает в нашей трудовой деятельности. Человек, который «Выгорел» просто напросто опустился по эмоциональному тону в отношения деятельности. В первый год он был готов достичь любых целей, во второй год работы его энтузиазм превратился в скуку, что уже ниже. Далее он стал не заинтересован, и это стало заметно на фоне молодого парня, который нанялся неделю назад с желанием покорить мир именно в этой компании. Почувствовав конкуренцию, после двух лет работы, человек воспринимает это как угрозу и начинает на это нападать (гнев, антагонизм). Но так антагонизм слишком явен и привлекает слишком много внимания, что меньше всего способствует личному успеху, то человеку приходится сдерживать свой гнев. И тут мы получаем эмоциональное состояние – «скрытая враждебность». Знакомо? Естественно это состояние не направлено на выживание группы. А далее, после того как молодого парня повышают, то скрытая враждебность начинает распространяться на всю компанию, в том числе руководство. Так люди и «выгорают» из компании, из семей и т.д. Так было с несколькими моими сотрудниками, пока я не разобрался в этом вопросе.

На самом деле есть 3 основные причины, почему люди опускаются по эмоциональному состоянию вниз:

1. ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА

Когда человек поставил себе цель купить Кадиллак, скорее всего он будет в хорошем состоянии. Он будет усердно работать, делать все возможное, чтобы Кадиллак стал его и как можно скорее. Он будит представлять его. Он будет в энтузиазме от одной только мысли, что когда приедет к своим друзьям на Кадиллаке – вот это будет классно. Он покупает Кадиллак и спустя 2 недели он просто удовлетворен. Он уже не так усердно работает, он уже не мечтает. Ему не так интересно, ведь он уже на Кадиллаке и его друзья об этом знают. Спустя 3 месяца каждый знает что он ездит на Кадиллаке. И ему скучно. Спустя еще 3 месяца Кадиллак сломается и хозяин в гневе. В конце концов, он его продаст или выкинет. Так происходит когда ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА, а новая (больше прошлой) не поставлена. Это касается большинства областей жизни. Даже в семье так происходит. Девушка достигла цели и вышла замуж. И по той же схеме брак сильно меняется.… Но вот умные девушки ставят новую, большую цель, например, вырастить мужа миллионера. Так сделала моя хорошая знакомая и у нее это получилось. И на самом деле, их брак можно назвать ярким и счастливым. Недавно у них с мужем была проблема - подросла дочка и ее нужно отправлять в школу. Они взяли и построили потрясающую школу. (Эту школу можно увидеть в конце рассылки) Это владельцы подмосковной строительно компании "Жилвест".

2. КОГДА ДОЛГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

Вот к примеру молодому человеку понравилась девушка. Он начинает ей оказывать знаки внимания, ухаживает за ней. Он очень хочет быть с ней. Но она не отвечает ему взаимностью. Спустя какое то время парень начнет злиться, направляя антагонизм на всех ее друзей, а после и вообще гневаться. Через какое то время он опустится до тона горя и ниже, до тех пор пока будет неспособен что-либо делать в отношении этой девушки. Он ее оставит. Так и в бизнесе. Руководитель ставит неправильную цель: Пройти насквозь кирпичную стену. Руководитель мощный и он добивается своих целей. Он в энтузиазме кричит: ВПЕРЕД! Бах и не получилось. В интересе – Вперед! И опять… И опять… И уже в скуке «Нужно намерение». А потом в гневе: «Ну я ее!». А потом в скрытой враждебности: «Сейчас я её обхитрю». И вот оно горе от не достигнутой цели: «да ну ее к черту»!

3. ВОЗДЕЙСТВИЕ СО СТОРОНЫ

По этому пункту можно писать очень много и привязать это к современной истории, правительству, мировому правительству, к СССР и даже к Бушу в отношении Грузии. Я приведу простой пример, как это работает. Вот у меня была знакомая, которая неожиданно для всех открыла в себе дар к художественному искусству. Она купила кисти, холсты, доску, краски и даже подготовила место в своем доме, чтобы созидать. Она нарисовала первую картину, за которую я лично готов заплатить 1500 евро. Вечером к ней пришла подруга, которая во многом являлась законодателем мнения. Она посмотрела на картину, на кисточки и сказала улыбаясь: «Свет, а ты лучшего способа испортить интерьер не нашла? Зачем тебе это нужно? Все великое уже нарисовано. Ты не умеешь рисовать». Так они делились мнениями об искусстве несколько часов. После чего кисточки и все что с ними было связано в течении суток были складированы на чердак. Человек был просто подавлен в отношении своей цели неосторожными высказываниями со стороны близкого человека.

Но в нашем обществе механизмы подавления имеют развернутый широкомасштабный облик, подавляя создателей и лидеров, этику, объединяя людей за счет постановки им одинаковых целей, внедряя это с помощью образования, и опуская их в страх по отношению к действию, создавая все условия, чтобы люди как единицы сырья работали и не «рыпались», а просто выплачивали кредиты, мечтая о будущем и восхищаясь американскими звездами.

Я могу сказать точно, если в компании появилось «выгорание» кадров, то руководителю просто нужно узнать больше стабильных данных в отношении людей. И он сможет легко вернуть ценных сотрудников в настоящее время, и объединить их на пути к общей цели.

Директор по развитию компании BusinessForward Иван Королёв