Выставка Валентина Серова в филиале Третьяковской галереи на Крымском Валу стала главным культурным и общественным событием января. «РБК Стиль» выяснил у искусствоведов и у психолога причины ее феноменальной популярности.
Полевая кухня, организованная около здания ЦДХ силами МЧС, гигантские очереди на входе, выломанная посетителями дверь и бесконечные упоминания в соцсетях – выставка Серова стала настоящим культурным феноменом. По информации пресс-службы Третьяковской галереи, экспозицию посетило более 400 тыс. человек. Самая посещаемая выставка русского искусства в России за последние 50 лет – так оценила этот результат генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова. «РБК Стиль» попросил
сторонних экспертов объяснить причины феноменальной популярности выставки Серова.
Милена Орлова
главный редактор The Art Newspaper Russia
У нас достаточно хороших выставок и хороших русских художников, на которых имеет смысл стоять в очереди, но здесь совпали сразу несколько факторов. Главная причина успеха — работа самого музея и его директора Зельфиры Трегуловой. Трегулова возглавляет Третьяковскую галерею меньше года. Фактически такая большая выставка здесь у нее первая. Подготовка к Серову началась еще при предшественнице Трегуловой — Ирине Лебедевой.
Но Зельфира Исмаиловна внесла свою лепту: немного изменила экспозицию, ей важно было привезти работы, которые не показывались здесь с момента их создания. В частности, некоторые портреты членов царской семьи и «Занавес» из бывшей коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, которая сейчас находится в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге. Сработал и PR-эффект. Трегулова дала много интервью, сама водила экскурсии, и акцент был сделан на то, что Валентин Серов — самый главный
русский художник. С этим можно поспорить, но все равно это была очень энергичная рекламная кампания. Сама выставка получилась действительно хорошей.
Картина художника Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн» (1910 год) на ретроспективной выставке, приуроченной к 150-летию со дня рождения художника
Кроме того, эта живопись хорошо знакома, а для зрителя важен элемент узнавания. Если бы это был совсем невиданный художник, возможно, такого успеха и не было бы. А здесь человек приходит и понимает, что где-то уже это видел, слышал о художнике. Возможно роль сыграло и то, что многие люди сейчас не могут уехать в другой город, в другую страну. В тяжелые времена им хочется чего-то светлого и прекрасного. И им кажется, что это светлое и прекрасное есть в художнике Серове. Приятно посмотреть на спокойную,
красивую жизнь до войн и революций. И вот зрители ищут эти ресурсы рядом. И что может быть проще, чем пойти в музей и посмотреть выставку?
Андрей Сарабьянов
искусствовед,
руководитель Центра авангарда
Выставка Серова действительно получилась интересной, достойной, сделанной с любовью и с пониманием художника, за что огромная благодарность Третьяковской галерее. Тем не менее я думаю, что не надо строить иллюзий, что народ прямо так полюбил Серова. Мне кажется, дело в другом: у нашего народа очень глубоко внедрено в головы имперское сознание.
Он тяготеет к власти и относится к ней, как к одному лицу, ее представляющему. И для народа это лицо очень важно. А на этой выставке много портретов и Николая II, и Александра III, и великих князей и княжон. И даже юсуповской семьи и самого Юсупова, который участвовал в покушении на Распутина. Все это вместе, я думаю, привлекает в наибольшей степени, в этом и кроется секрет успеха этой экспозиции. Не уверен, что на следующую крупную ретроспективу – выставку Айвазовского – будет такой же наплыв.
Но посмотрим.
В. Серов, Портрет Николая II (Третьяковская галерея) wikipedia.org
Валентин Серов, автопортрет wikipedia.org
Марк Сандомирский
психотерапевт, тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии
Количество людей, посетивших выставку Серова, явно во много раз превышает количество людей, регулярно интересующихся живописью и вообще разбирающихся в искусстве. Выставка Серова – это индикатор не только отношения к искусству, но и состояния общества в целом, особенно его массовизации. Когда люди встревожены и испытывают неуверенность в завтрашнем дне, они более склонны к подражательному реагированию, которое выливается в «феномен толпы».
Резонансные явления в сегодняшнем обществе, связанные с переживанием кризиса, повышают склонность к образованию толпы. Именно это мы и наблюдаем вокруг выставки Валентина Серова: происходящий резонанс подогревает интерес, и в толпу вливаются все новые участники, стремящиеся приобщиться к предмету массового ажиотажа. Для многих важно не столько посмотреть картины, сколько принять участие в том, в чем задействованы все, и несколько успокоить этим свои тревоги в повседневной жизни. Для них «неделя
прожита не зря»: есть, чем гордиться и что обсуждать в кругу знакомых.
Очередь на вход в Третьяковскую галерею tass
Также из-за долгого кризиса, размывания ценностей, неопределенности представлений о будущем многие люди теряют социально-психологические опоры. Они сомневаются, правильными ли были их представления о жизни, и задаются вопросом: «Как жить?». Это вызывает у людей состояние регрессии, желания вернуться в прошлое. Например, к тому состоянию общества, идеалам в искусстве, спорным вопросам, которые были много лет назад. Те, кто действительно интересуется живописью и хорошо знаком с творчеством Серова,
движением мирискусников, глядя на работы художника, вспоминают, что происходило в российском обществе сто лет назад: ожидания грядущей катастрофы, нескончаемые споры западников и славянофилов – то же самое, что оживает в массовых настроениях сегодня. Многие воспринимают творчество Валентина Серова как пример интеллектуального импортозамещения. Ведь это искусство – наше родное, учитывающее специфику российской культуры и имеющее глубокие исторические корни, и потому оно оказывается для многих
людей привлекательным. Есть еще и второй пласт регрессии.
Для многих людей, чье советское детство было достаточно счастливым и безоблачным по нынешним меркам, картины Серова, хотя бы та же самая «Девочка с персиками», ассоциируются с иллюстрациями в школьном учебнике. То есть с моментом того самого детства, где было хорошо и куда этим людям хочется хотя бы на какое-то короткое время вернуться. Поэтому они решают посмотреть, что же еще написал этот художник, помимо «Девочки с персиками». Скорее всего, если бы эта выставка проходила в другое,
более спокойное для общества время, то такой экстремальной популярностью она бы не пользовалась.