В мировом рейтинге эффективности систем здравоохранения Россия заняла предпоследнее место
Агентство Bloomberg составило традиционный рейтинг эффективности систем здравоохранения. В список вошли 55 стран с населением более 5 млн человек, ВВП на душу населения от $5 тысяч и средней продолжительностью жизни выше 70 лет. Тройку лидеров составили Гонконг, Сингапур и Израиль. Последнее место заняла Бразилия. Предпоследнее – Россия.
Последние года два успехи модернизации отечественного здравоохранения подаются ведомством г-жи Скворцовой весьма специфично. На парламентских часах в Думе, высоких совещаниях, в интервью федеральным изданиям министр и другие «говорящие головы» Минздрава рапортуют, как правило, о масштабах вложенных денег и количестве приобретенной техники и оборудования. О доступности и качестве гарантированного Конституцией России бесплатного медобслуживания речь не идет. То есть чиновники предпочитают не
объяснять, почему в поликлиниках убирают специалистов, почему пенсионеры вынуждены объезжать по полгорода, чтобы получить рецепты и льготные лекарства, и почему «скорая помощь» в новогодние праздники, когда на дорогах нет никаких пробок, добирается до больного по полтора часа. А рост смертности объясняют старением населения или пагубными привычками самих россиян.
Но не будем смотреть в сторону Японии или Германии, а выясним, какие места заняли наши соседи по Евразийскому Союзу. И выясняются странные вещи: системы здравоохранения Казахстан и Беларуси заняли 45 и 47 места соответственно. Но денег на медицинское обслуживание населения там тратят гораздо меньше, чем у нас. Так, по данным профильных исследований, в России на медицинское обслуживание каждого жителя расходуют по 957 $ в год, тогда как в Казахстане 580 $, а в Беларуси и вовсе 463 $.
По мнению экспертов Фонда независимого мониторинга «Здоровье», это происходит потому, что огромные средства расходуются Минздравом неэффективно. «И результаты говорят сами за себя, — подчеркивает директор Фонда Эдуард Гаврилов. — Смертность в целом в России выше, чем в Казахстане, почти в два раза».
Причина столь неутешительного положения дел не в ограничении бюджетных расходов на здравоохранение. «Нередко регионы с дефицитом бюджета на здравоохранение добиваются снижения смертности населения и роста качества и доступности медпомощи за счет эффективного использования средств. В качестве примера можно привести Республики Алтай и Саха, Чеченскую республику, Магаданскую область. В то же время, такие регионы как Челябинская и Оренбургская область, не имеющие дефицита в территориальных программах
госгарантий, получают неудовлетворительные результаты», — отмечает глава Фонда «Здоровье».
Главное — тщательно проанализировать все расходы и правильно выстроить приоритеты, считают эксперты. Вместо этого Минздрав выдумывает все новые и новые проекты, не имеющие очевидных плюсов и при этом очень затратные. Например, инициатива по созданию в нашей стране института страховых поверенных, к которым пациентов хотят прикреплять так же, как и к поликлиникам. Эти поверенные должны будут контролировать услуги страховых медицинских организаций. По данным Ассоциации медицинских обществ по
качеству медицинской помощи и медицинского образования, на это потребуется не менее 2 млрд рублей ежегодно! При этом четкого ответа, каким образом один такой специалист будет эффективно контролировать обслуживание 41 800 человек, общественность так и не услышала.
Еще один пример «эффективности» траты средств федеральным ведомством – это итоги диспансеризации. В 2014 году на это было затрачено 70 млрд рублей. Но достигает ли она своих целей? По итогам прошлого года только 6% заболевших впервые выявлено на диспансеризации, на селе — в два раза меньше, отмечают в Фонде. Это говорит о низкой эффективности используемых средств. А если учесть, что значимая часть отчетов о проведенных осмотрах — приписки медучреждений в борьбе за
финансирование, то эффективность стремится к нулю.
Политика федерального министерства получает свое уродливое продолжение на местах. Не зная, сколько средств нужно региональному здравоохранению, не анализируя структуру заболеваемости и смертности, не имея базы для утверждения экономически обоснованных тарифов, субъекты РФ идут по пути наименьшего умственного сопротивления. Сказали оптимизировать расходы — приказывают убрать профильные койки в больницах, «оптимизируют» фельдшерско-акушерские пункты, сливают детские и взрослые, в том
числе инфекционные, отделения, как в Навашинской ЦРБ Нижегородской области или в Лоухском районе Карелии. А врачи вынуждены соблюдать любые административные «новации», чтобы не потерять рабочее место.
И что в итоге? Общий показатель смертности в России вырос (продолжительности жизни в России и так самая низкая в Европе): за январь-сентябрь 2015 года смертность населения возросла по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в целом по России на 0,9%, в Москве на 3.9%. Смертность на селе по итогам 2014 года на 15% опередила городскую.
Доступность медпомощи сократилась, число умерших в стационарах выросло, объем платных медуслуг увеличился почти на четверть. В результате «оптимизации» (только за 2014 год было сокращено 90 000 медиков) снизилась доступность медпомощи для россиян по ряду факторов: выросли сроки ожидания консультации у врача или диагностических исследований, пациенты дольше ждут госпитализации, специалистов может просто не быть в учреждении. Не пора ли уже Веронике Скворцовой и идеологам т.н. реформы
повернуться лицом к населению, а заодно проконсультироваться со специалистами, чтобы потом не плакать в ночи, подписывая планы закрытия больниц и поликлиник?