На живописном берегу Катуни среди высоких гор стоит небольшое село Аскат, которое все чаще называют Алтайским городом мастеров. С населением не больше двухсот человек здесь работают народный театр, несколько галерей, многочисленные мастерские художников и ремесленников. Красота природы Горного Алтая притягивает много талантливых людей и помогает развить им свои таланты. Так 19 лет назад семья Дарьи Головань решила
переехать сюда из Украины в поисках спокойного и красивого места для жизни, а в итоге нашли себя, свой путь самореализации в творчестве. Теперь галерея семьи Головань - одна из наиболее популярных достопримечательностей Чемальского района и всей Республики Алтай.
Дарья Головань, художница:
«Желание рисовать и тяга к творчеству передались мне от моих близких. Художниками в нашей семье был сначала дедушка, потом папа. Благодаря им с миром живописи я была знакома с детства. Только вот к шелку я пришла совершенно спонтанно. Папино увлечение восточной культурой и переезд в село Аскат сподвигли меня к открытию совершенно новой техники, которой в семье никто не занимался».
В 1993 году папа полетел в Горный Алтай на семинар по восточным единоборствам. Группа тренировалась на берегу знаменитых Каракольских озер. Именно тогда красота Чемальского района покорила моего отца. Неравнодушный к Алтаю, он вернулся в родное Запорожье и сподвиг нас на переезд.
Уже тогда родители думали о переезде в какое-нибудь чистое место. Они сильно переживали за наше с братом здоровье и понимали, что оставаться в промышленном Запорожье просто нельзя. Любая царапина заживала долго, да и от обычной простуды порой приходилось лечиться месяцами. Мы часто выезжали в Крым, гуляли по горам, думали даже в Сочи уехать.
Поездив по Республике Алтай, мы поняли, что менять город, например, на Чемал, районный центр, особо не интересно. Если и уезжать, то в место потише, поспокойнее. В Аскат мы заехали в последний момент. Село было маленькое, все друг друга знали. Уже потом сюда люди новые стали приезжать, туризм развивать и бардовские фестивали на ближайшей турбазе "Катунь" проводить. Это место, как бы вам сказать, притягивает
к себе разных интересных личностей, искателей, и раскрывает их.
Алтайская природа покорила папу с первых дней. Именно здесь, в Аскате, он начал углубленно заниматься ландшафтным дизайном, живописью, играть на индийской дудочке, писать стихи. Вся многогранность его таланта стала раскрываться здесь.
Но любовь к живописи у него появилась еще раньше, после знакомства с будущим тестем. Алексей Овсяников был художником-самоучкой, рисовал копии работ известных авторов. Несмотря на это в его картинах чувствовался свой определенный стиль, которым проникся Василий Головань. Тогда Алексей сказал ему: «Если есть тяга к живописи, то не важно к чему тебя тянет: горшок с цветком, пейзаж или портрет - зарисовывай все.
Набивай руку, в процессе уже сам поймешь как карандаш держать или тени накладывать.
Помимо домашних хлопот на новом месте тянуло создавать что-то прекрасное. Начали рядом с домом цветники делать, потом с папой стали на этюды ходить, маслом писать. Красок у нас от дедушки много осталось, особенно заготовок ленинградского производства тридцатилетней давности.
К своим авторским задумкам я не сразу пришла. У нас в семье была большая коллекция марок, в том числе и японских, с характерными пейзажами: деревья на обрыве, горы скалистые. Я начала срисовать их. К тому же я знала, что в Японии и Китае живопись на шелке развивается давно, вот и решила попробовать рисовать на ткани, потом перешла на настоящий шелк, с которым работаю уже 12 лет, изображая на нем природу
Алтая.
Конечно, от использования других материалов я не отказалась. Много работ есть на дереве, камне и бумаге. Совсем недавно стала осваивать папирус. Только везде - акварель. Она помогает очень интересно воплотить в жизнь задуманное. Краска, очень нежная и воздушная, совместно с шелком, легкой невесомой тканью, образует интересное сочетание.
Многие места на ткани я просто не зарисовываю. Только один цвет шелка помогает лучше передать вид пейзажа: придать свечение изнутри. На розовом шелке есть работа, где нарисован закат в зимней деревне, на сиреневом - сумерки лесного леса, на синем - высокогорные озера, на черном - лунная ночь.
Вообще у меня любовь к сильным контрастам: снежный зимний лес и весеннее пробуждение, цветущие луга и суровые горы со снегом, бурные реки и спокойные озера с чистой гладью воды.
Выписать четко и красиво - это, как говорится, половина дела. Самое важное, чтобы работа ожила, и от нее пошла энергия. Визуально картина может быть впечатляющей, а вот внутри - холодной.
Алтай не перестаёт каждый раз удивлять меня. Здесь все на контрастах - высокогорье, снег, озера, оазисы зелени, цветы. Едешь по Чуйскому тракту и следить не успеваешь за природой, настолько быстро она меняется. Сначала все суровым кажется: одинокие километровые поля с полынью, а потом доезжаешь до какого-нибудь ущелья, где река течет, так сразу буйство красок, зелени. Здесь не только природа цвет меняет четыре раза в год,
но и река Катунь. Весной - коричневая, летом - белесая, а осенью ярко-бирюзовая.
Мне удалось побывать во многих местах, но после возвращения в Аскат всегда понимаю, что это то место, которое питает, дает силы для творчества. У нас здесь эпицентр талантливых людей: керамикой занимаются, кукол и бубны изготавливают, режут по дереву, рисуют. Я вообще не понимаю, как некоторым художникам удается жить в панельных городах, где они вдохновение черпают? Нам за ним далеко ходить не надо, всё перед
глазами.