Трактор малого поля.
Мотоблок тот же трактор, только построенный на базе одноосного шасси и предназначенный для приведения в действие сменных навесных и прицепных сельскохозяйственных орудий, а управляемый с помощью рычагов идущим сзади оператором. В отдельных случаях, когда мотоблок сочленен с тележкой, он становится транспортным средством и оператор уже не идет, а едет.
Такому определению вполне соответствует «Беларусь» МТЗ-05. С ним можно пахать легкие почвы, боронить, скучивать картофель и свеклу, косить травы, перевозить грузы.
При собственной массе 135 кг мотоблок буксирует груженый полуприцеп массой до 500 кг. Годится он и для стационарных работ с приводом от вала отбора мощности.
Однако чтобы обрабатывать различные культуры, необходимо иметь изменяемую колеи. У МТЗ-05 сна устанавливается в пределах 450, 600 и 700 мм. Причем радиус поворота мотоблока при наименьшей из них — 1 м.
Дорожный просвет «Беларуси» — 300 мм, что позволяет не мять обрабатываемые растения -и, кстати, преодолевать в случае надобности брод такой же глубины.
Конструкция МТЗ-05 весьма оригинальна. Начнем с того, что у него нет… рамы. Остов мотоблока составлен из нескольких корпусов трансмиссии. Сначала муфта сцепления с ручным управлением: она многодисковая и так называемая «мокрая». Затем механическая ступенчатая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен. Потом главная передача с коническими шестернями, имеющими спиральные зубья.
Дальше кулачковый самоблокирующийся дифференциал. От него к колесам идут конечные передачи — бортовые одноступенчатые редукторы с цилиндрическими шестернями.
Спереди к остову пристыкован двигатель УД-15, бензиновый, четырехтактный, карбюраторный, одноцилиндровьй, мощностью 5 л. с. и номинальной частотой вращения коленчатого вала 3000 об/мин. Запускается он педалью кик-стартера, расположенного на картере справа. Сверху на двигателе укреплена выхлопная труба, снизу — откидная стояночная опора с пружиной.
На крышке корпуса трансмиссия установлены топливный бак емкость» 5 л и рулевая колонка, на рукоятках котором размещены рычаги управления сцеплением, газом и коробкой передач.
Рулевая колонка тоже оригинальна — она поворотная, может быть отклонена вправо или влево на 15° или вовсе развернута на 180′. Это сделано дпя того, чтобы оператор мог идти не вслед за рабочим органом, а сбоку — по целине или междурядью при движении вперед или вслед за мотоблоком — при заднем ходе. Высота рукояток регулируется по росту оператора.
Теперь о передачах. Их в МТЗ-05 шесть: четыре вперед (расчетные скорости движения 2,1; 3,8; 5,4 и 9,5 км/ч) и две назад (2,5 и 4,5 км/ч]. Такой большой
выбор не случаен: отдельные виды обработки почвы требуют как своего орудия, так и соответствующей скорости.
С чем же агрегатируется маленький МТЗ! С плугом ПЛ-1 и окучником КО-2, выпускаемыми заводом Лидсельмаш, бороной БН-93 и культиватором КР-70 Волковского завода литейного оборудования, полуприцепом ПХ-0,5 производственного объединения Бобруйскферммаш с косилкой КН-1 звода «Гомсельмаш» имени 60-летия Великого Октября.
При транспортировании полуприцепа, когда грузы с дисков сняты, давление увеличивают до 1,2 кг/см2.
«Беларусь» МТЗ-05 в отличие от предшественников уже опытно-промышленный образец. Небольшая партия мотоблоков не так давно была реализована в Белоруссии через торговую сеть
Для их сочленения с мoтоблоком есть узел навески, а для косилки, работающей от вала отбора мощности, — трубчатая сцепке. Скорость вращения хвостовика вала 1 тыс. об/мин. Рулевая колонка в этом случае поворачивается на 180, а передачи включается задние.
Пахать рекомендуется ка первой и второй передачах с колеей (00 и 2 СО мм. Плуг необходимо регулировать так, чтобы при заданной глубине и ширине захвата он не зарывался а землю и не выскальзывал на поверхность.
При пахоте, культивации, окучивании и бороновании — словом, при энергоемких работах — для предотвращения пробуксовки колес рекомендуется крепить к их дискам балластные грузы, которые входят в комплект мотоблока. Грузов четыре, масса каждого из них 17 кг.
Давление в шинах должно быть около 0,8 кгс/см2.
Белкоопсоюза. Земледельцы довольны: микротракторы помогают им возделывать картофель и другие овощи, заготавливать и перевозить корма.
Хотя завод продолжает совершенствовать МТЗ-05, нет сомнения в том, что самодеятельные конструкторы, владельцы личных подсобных хозяйств — все, кто намерен механизировать нелегкий земледельческий труд, возьмут на вооружение опыт минских тракторостроителей, воспользуются их оригинальными решениями.
Копировать МТЗ вряд пи целесообразно, не каждому это по силам. Да и потребности и вкусы у всех разные. Главное в том, чтобы энтузиасты любительского конструирования увидели, каким может быть мотоблок, отнеслись к его конструкции как к примеру.
Кузьма | 08.10.2009 | В рубриках: самодельные мото трактора
Один комментарий на «Трактор малого поля.»
Адрес для трекбека | Comments RSS