Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Пропавшая искра

Итак, двигатель не заводится? В предыдущих беседах мы разобрались в том, как проверить электрические цепи бензонасоса и форсунок. Ну а что делать, если управляющий сигнал на них не поступает? Начнем "от печки" – задающего диска. Это зубчатое колесо, объединенное со шкивом привода генератора. Если провернется (например, отслоился резиновый демпфер) – двигатель пустить не удастся.

Положим, шкив с зубчатым диском в порядке. Тогда переходим к электрической части. Если нет одновременно искры на свече и сигнала на форсунке, то с высокой долей вероятности виноват датчик положения коленвала (ДПКВ) или его цепь. Не получая сигнала с этого датчика, контроллер расценивает ситуацию как остановку двигателя и прерывает управление форсунками и модулем зажигания.

Для проверки работоспособности ДПКВ снимаем со свечи любого цилиндра высоковольтный провод, вставляем в наконечник исправную свечу (можно из запасных) и, положив ее на "массу", включаем стартер. Есть искра и сигнал на форсунке? Значит, ДПКВ и его цепь исправны и, возможно, нужно заменить свечи. При этой проверке исключительно важно надежное соединение корпуса свечи с "массой", в противном случае высокое напряжение пробьет изоляцию вторичной обмотки модуля зажигания и ему – конец. А за новый вы заплатите около 1 500 руб. Если это делать вдвоем, то вы должны плотно прижать корпус свечи к "массе" (например, клапанной крышке), после чего помощник повернет ключ зажигания. А не наоборот. Если же работаете в одиночку, свечу надо закрепить так, чтобы искру можно было увидеть даже с места водителя, например, соединив резьбовую часть свечи с "массой" куском провода.

...А если искры нет? Тогда проверим сам ДПКВ. Его сигнал – переменное напряжение, при прокрутке стартером составляющее около 4,5 В. Как в этом убедиться? Лучше всего при помощи несложного приспособления – это разъем ДПКВ с двумя проводами.

Отсоединив колодку жгута от ДПКВ, ставим вместо нее разъем с проводами, к ним подключаем мультиметр, переводим его в режим измерения переменного напряжения и включаем стартер. Нет сигнала? Виноват датчик. Есть переменное напряжение около 4,5 В? Датчик в порядке. Но, возможно, неисправна его цепь. В этом случае проверим сигнал, поступающий с ДПКВ на контакты контроллера.

Схема соединений датчика положения коленчатого вала инжекторного двигателя ВАЗ
Рис. 1. Схема соединений ДПКВ

Сняв минусовую клемму с аккумуляторной батареи, отсоединяем колодку жгута от контроллера, подключаем мультиметр к контактам 48 и 49 колодки жгута, затем восстанавливаем связь батареи с "массой" и прокручиваем коленвал стартером. Напряжение в норме – значит, дефект в самом контроллере. Нет сигнала – повреждена цепь датчика.

Схема системы зажигания впрысковых двигателей ВАЗ
Рис. 2. Схема системы зажигания

Возможен случай, когда сигнал на форсунку поступает, а искры на свече нет. Тогда под подозрение попадает цепь модуля зажигания. Снимаем с него разъем и включаем зажигание – напряжение с аккумулятора подается на контакт D (на фото – первый справа). Нет 12 В? Проверяем, нет ли обрыва провода 68ГП. Есть 12 В? Проверяем цепь "массы" модуля (это контакт С – второй справа на фото).

Разъем модуля зажигания

Чаще всего случаются повреждения цепи. Отказы самого контроллера достаточно редки, а что касается модуля зажигания, то, если пробита изоляция одной из вторичных катушек, двигатель, хотя и на двух цилиндрах, но заработает.

Итак, алгоритм поиска причин "незапуска" очень простой: бензонасос – проверка искры на свечах – проверка сигнала на форсунках.

Геннадий Емелькин
Ссылки в тему:
А если заглох?
Запуск впрысковых ВАЗ "с толкача"
Королевская рать
Ложка к обеду
Промывка форсунок
Лечить или пусть живет?
Правило "номер раз"
Уход за аккумулятором
Тайна двух октанов
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное